ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Основные требования к уровню подготовки студентов.Введение.
Дисциплина «Отечественная история» определена в качестве обязательной для всех образовательных профессиональных программ далеко не случайно. Человечество, вступив в XXl век, формирует основы нового типа общества, на которое наибольшее воздействие оказывают преобразования в экономике, социальной структуре, политическом процессе, общественном сознании. Но развитие всех этих сфер подчиняется определенным закономерностям, выявить которые возможно, только зная историю развития человеческого общества во всей его конкретности и многообразии с целью понимания его прошлого, настоящего и будущего. История изучает это развитие как единый противоречивый процесс. Она является одной из гуманитарных наук, которые занимаются исследованиями человеческой природы и призваны облегчить человеку самопознание и показать пути к самосовершенствованию. Изучение отечественной истории позволяет увидеть прошлое страны не как случайное, хаотичное скопление отдельных, не связанных между собой явлений и процессов, а обнаружение их взаимообусловленности, их корни и истоки, понять причину и мотивы движения истории, ее логику и смысл. Одной из задач исторического познания является раскрытие закономерностей функционирования и развития исторических явлений и процессов. История выполняет несколько социально-значимых функций: познавательную, интеллектуально-развивающую, практически-политическую, мировоззренческую, воспитательную. Изучение отечественной истории является необходимой составляющей подготовки специалистов с высшим образованием, ведь наряду с узкопрофессиональными знаниями современный специалист должен быть подготовлен к рациональному решению мировоззренческих задач, нравственному, правовому и идеологическому выбору социально-экономических решений, гражданской позиции, своего места в обществе как созидающей личности.
2. Трудоемкость дисциплины «Отечественная история» определяется государственным образовательным стандартом по дисциплине «Отечественная история»: Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в Хl-Хll вв. социально-политические изменения в русских землях в Хlll-ХV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформа Петра I. Век Екатерины II. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России ХlХ в. Реформа и реформаторы в России. Русская культура ХlХ в. и ее вклад в мировую культуру. Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г., гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е годы. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е годы. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х годов: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993г. Становление новой российской государственности (1993-по настоящее время). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации. Основные требования к уровню подготовки студентов.
В результате изучения дисциплины студенты должны овладеть знаниями: - об истории как науке, ее месте в системе гуманитарного знания, - о важнейших отраслях, научных школах, направлениях, концепциях исторического знания, - об источниках исторического знания и приемах работы с ними, - об основных этапах в истории человечества в целом, России, в частности, и их хронологии, - об особенностях и своеобразии отечественной истории, - о месте и роли России во всемирной истории, - об основных исторических фактах отечественной истории: датах, событиях, именах, - о роли насилия и ненасилия в истории России. - Умениями и навыками: - владения основами исторического мышления, основными историческими понятиями, - выражения и обоснования своей позиции по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому своего Отечества, - выявления причинно-следственных связей в историческом процессе, - соотнесения действий масс и исторических деятелей с теми условиями, которые реально существовали в тот или иной период, - владение связной, логически грамотной речью на основе исторического мышления, выступления на семинарских занятиях с устными сообщениями и докладами по изученным проблемам, - подготовки и оформления реферата, самостоятельной аналитической работы на основе изучения исторических источников и литературы, - работы с исторической картой. - В конечном счете студенты должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• использовать полученные знания и умения для понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций; • определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни и объяснять ее, исходя из исторической обусловленности; • формулировать свои мировоззренческие взгляды и принципы и соотносить их с исторически возникшими мировоззренческими системами; • осознавать себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России. • учитывать в своих действиях необходимость конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением; • действовать в различных жизненных ситуациях, исходя из понимания их исторической обусловленности. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Введение в курс «Отечественной истории» Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Особенности истории России на фоне европейской и мировой истории. Исторические темпы развития России. Многофакторный подход к истории. Влияние географического, геополитического, экономического, этнического, религиозного, личностно-психологического факторов на судьбу России.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|