ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ.
Занятие 1. Введение.
1. Предмет исторической науки. 2. Методология науки и курса «Отечественная история». 3. Сущность, формы, функции исторического знания. 4. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.
Занятие 2. Древнерусское государство.
1. Образование Древнерусского государства. «норманнская теория» и «антинорманнизм». 2. Развитие феодальных отношений в древнерусском государстве. Социально-экономический и политический строй. 3. Культура Древней Руси. Значение принятия христианства.
Занятие 3. Удельная Русь. Начало объединения русских земель.
1.Русские земли в условиях ордынской зависимости. Дискуссионные проблемы взаимоотношения Руси и Орды. 2.Первые московские князья и их политика. 3.предпосылки объединения русских земель.
Занятие 4. Царство Московское.
1.Образование Московского государства. 2.Политический строй, экономическое развитие и социальная структура Московского государства в XV - XVI в. 3.Внутренняя и внешняя политика Ивана IV. 4.Смутное время. Приход к власти династии Романовых.
Занятие 5. Россия в XVII вв.
1. Этапы формирования крепостнической системы в России. Соборное уложение 1649 г. 2. Основные тенденции развития экономики и торговли в XVIII в. 3. Социально-классовая борьба в России в XVII в. 4. Реформы патриарха Никона. Сущность, идеология и социальная база раскола.
Занятие 6. Развитие России в первой четверти XVIII в.
1. Петр I и его реформы. 2. Достижения и недостатки петровских преобразований. 3. Оценки личности и деятельности Петра I в отечественной историографии.
Занятие 7. Российская империя в середине и второй половине XVIII в.
1. Борьба за наследие Петра Великого. Эпоха дворцовых переворотов. 2. Россия во второй половине XVIII в. "Просвещенный абсолютизм" Екатерины II. 3. Новые черты в культуре.
Занятие 8. Россия в первой половине XIX в.
1. Политическая обстановка и международные отношения в первой четверти XIX в. 2. Отечественная война 1812 г.: начало войны, ход военных действий, основные сражения, разгром наполеоновской армии. 3. Административные реформы Александра I и Николая I и их значение. 4. Общественно-политические движения в первой половине XIX в. Декабризм. Западники и славянофилы.
Внеаудиторная работа. Темы, по которым предусмотрена внеаудиторная самостоятельная работа студентов: Основные этапы отечественной историографии по истории России. Восточные славяне и их соседи в древности. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Волжская Булгария. Хазарский каганат. Русь и Византия. Древнерусское государство в оценках современных историков. Золотая Орда. Литовская Русь. Генезис форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крестьянская община. Эволюция промышленного производства в России, приоритет экстенсивных методов. Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное. Реформы Л.А.Перовского и П.Д.Киселева. Проекты М.М.Сперанского и Н.Н.Новосильцева. Россия и Кавказ в XIX веке.
Задания, предлагаемые студентам: конспект, индивидуальное домашнее задание, реферат. Форма отчетности: сдача индивидуальных заданий в течение 7 учебных дней со дня выдачи, сдача реферата в течении 1 месяца с момента выбора темы.
Проблемные вопросы I модуль. 1. Каковы основные черты, характеризующие своеобразие российской цивилизации? 2. Россия - евразийская страна. Что это значит? Какое влияние это оказало на ее историю? 3. Каковы предпосылки образования государства у восточных славян? 4. Когда и каким образом сформировалось государство Русь? Какую роль в этом сыграли варяги? 5. В чем суть норманнской теории? Согласны ли вы с ее положениями? Какова, на ваш взгляд, роль выходцев из Скандинавии в процессе формирования государства Русь? 6. В чем причины языческой реформы Владимира I? Каковы причины принятия христианства и в чем заключается историческое значение христианизации Руси? Как крещение повлияло на ее историю? 7. Укажите общее и особенное в генезисе феодализма в Европе и на Руси? 8. Какова была направленность деятельности Владимира Мономаха как киевского князя:? Можно ли считать его продолжателем дела Владимира I, Ярослава Мудрого? 9. Какие факты подтверждают мысль о том, что Русь была страной высокого уровня развития культуры? 10. Каковы причины раздробленности? В чем сходство и различие перехода к политической раздробленности на Руси и в Западной Европе? 11. Каково соотношение «княжеского» и «вечевого» начал в древнерусской государственности и чем обусловлены особенности государственного устройства и управления в Новгородском государстве, Владимиро-Суздальском княжестве? 12. Сравните степень развития Монгольской державы и Руси в XIII в. 13. Чем, на ваш взгляд, можно объяснить трагический для Руси исход битвы на Калке? 14. Каковы итоги монголо-татарского нашествия и в чем состояла угроза Западно-Европейской экспансии? 15. Какие точки зрения существуют по вопросу о последствиях монголо-татарского нашествия для Руси? 16. В чем конкретно заключалось монголо-татарское иго? Чем характеризуются русско-золотоордынские отношения? 17. Каковы непосредственные последствия нашествия и долговременные структурные сдвиги в русском обществе, произошедшие в результате монголо-татарского ига? 18. В чем заключались итоги золотоордынского господства, и какое влияние оно оказало на развитие русской государственности? 19. Какова роль золотоордынского господства в обособлении юго-западных земель? Охарактеризуйте причины и значения распада единой древнерусской народности и образования русского, украинского и белорусского народов. 20. Почему именно Северо-Восточная Русь стала центром формирования Российского государства? 21. Почему Москва возглавила процесс объединения русских земель? Могли ли эти функции взять на себя другие города (Тверь, Владимир, Новгород и т.д.)? 22. Какие факторы способствовали созданию единого Российского государства? 23. Какая из исторических фигур Руси XIII – XV вв. в наибольшей степени передает дух эпохи? Свой выбор обоснуйте. 24. Какие черты Судебника 1497 г. показывают, что это свод законов единого государства? 25. Как складывалось российское самодержавие и в чем его отличие от западноевропейского абсолютизма? 26. В чем заключались последствия опричнины Ивана Грозного и какие точки зрения существуют по поводу ее социальной сущности? Каким образом итоги опричнины оказали влияние на начало Смутного времени? 27. Чем было вызвано формирование российского типа феодализма в целом? Каковы его характерные признаки? Сравните данный тип феодализма с европейским, В чем состоят отличия? 28. Какие социально-экономические условия жизни стали предпосылками для такого исторического явления, как «смутное время»? 29. Почему Борису Годунову не удалось утвердиться на русском троне? Чем был обусловлен феномен самозванства? 30. В чем причины и сущность раскола? Каковы социокультурые последствия церковной реформы и раскола? 31. Почему многие исследователи считают преобразования Петра I «центральным пунктом нашей истории» (выражение В.О.Ключевского)? 32. Каковы основные результаты реформ Петра I? За счет чего они были достигнуты? Какое влияние оказали реформы Петра I на социально-экономическое развитие России? 33. Какое влияние, на ваш взгляд, Петр Великий оказал на историю России? 34. Охарактеризуйте личность Екатерины II и ее роль в истории России. Какова оценка современников и историков царствования Екатерины II? 35.В чем заключается историческая несостоятельность попыток свержения дворянских привилегий? 36. В чем проявляется противоречивый характер внешней политики Павла I? 37. Подумайте, почему Александр I так и не решился на отмену крепостного права и введение Конституции в Российской империи повсеместно? 38. Каково историческое место движения декабристов и в чем состоит его историческое значении? 39. В чем проявилось усиление бюрократических тенденции в государственном устройстве и управлении во второй четверти XIX в.? Какое влияние на их развитие оказали особенности политической системы Николая I? 40. Как вы думаете, в чем оказались правы славянофилы, а в чем западники в трактовке прошлого и будущего России? Тестовые задания. Модуль 1. Древнерусское государство, Московская Русь и Российская империя (IX – первая половина XIX вв.)
Тест № 1. Вариант 1. 1. Объясните даты: 862, 1242, 1591. 2. К какому времени относится: создание «Повести временных лет», ликвидация золотоордынского ига, Ливонская война. 3. Расставить по хронологии: а) образование Монгольской империи Чингисхана, б)Любечский съезд князей, в) Правление Ивана Грозного. 4. Объясните понятия: «военная демократия», баскаки, Юрьев день. 5. Кто был призван на правление в Новгород во второй половине IX века?
Вариант 2.
1. Объясните даты: 882, 1240, 1549. 2. К какому времени относится: походы Олега на Византию, правление Ивана Калиты, Стоглавый собор. 3. Расставить по хронологии: а) опричнина, б) распад Киевской державы, в) получение Москвой ярлыка на Великое княжение. 4. Объяснить понятия: палеолит, феодальная раздробленность, заповедные лета. 5. Кто предупреждал противника: «иду на Вы»?
Вариант 3. 1. Объяснить даты: 907, 1327, 1551. 2. К какому времени относится: образование Киева, установление золотоордынского ига, начало созыва Земских соборов. 3. Расставить по хронологии: а) присоединение Казанского ханства к России, б) Невская битва, в) создание «Повести временных лет». 4. Объяснить понятия: исторический источник, древляне, Боярская Дума. 5. Правящая династия в Великом Княжестве Литовском и Русском (Литовской Руси).
Вариант 4. 1. Объяснить даты: 911, 1147, 1382. 2. К какому времени относится: объединения Новгорода и Киева, натиск Католического Запада на русские земли, правление Василия III. 3. Расставить по хронологии: а) крещение Руси, б) начало книгопечатания в России, в) правление Ивана I. 4. Объяснить понятия: исторический факт, вече, Судебник Ивана III. 5. Основатель Троице-Сергиевской лавры .
Вариант 5. 1. Объяснить даты: 945, 1237-1238, 1550. 2. К какому времени относится: нашествие гуннов, первое упоминание о Москве в летописях, включение Великого Новгорода в Московское государство. 3. Расставить по хронологии: а) ликвидация ордынского ига, б) Указ о пятилетнем сыске беглых, в) призвание варягов в Новгород. 4. Объяснить понятия: историография, монархия, княжеские междоусобицы. 5. Основатели Киева.
Вариант 6.
1. Объясните даты: 988, 1380, 1547. 2. К какому времени относится: создание древнерусского государства, Батыев погром, соправление Федора и Бориса Годунова. 3. Расставить по хронологии: а) первое упоминание о Москве в летописях, б) походы Олега на Византию, в) учреждение патриаршества в России 4. Объясните понятия: история, Византия, опричнина. 5. Кто был первым антинорманнистом в России?
Вариант 7.
1. Объясните даты: 1097, 1223, 1549. 2. К какому времени относится: крещение Руси, образование Монгольской орды, появление двуглавого орла как герба России. 3. Расставить по хронологии: а) месть Ольги древлянам, б) венчание Ивана IV на царство, в) Ледовое побоище. 4. Объясните понятия: государство, закуп, Судебник. 5. Противник Дмитрия Донского на Куликовом поле.
Вариант 8.
1. Объясните даты: IV век н.э., 1132, 1550. 2. К какому времени относится: установление власти Олега в Киеве, Мамаево побоище, образование Речи Посполитой. 3. Расставить по хронологии: а) введение Юрьева дня, б) создание «Русской правды», в) появление Московского княжества. 4. Объяснить понятия: дружина, вассалитет, местничество. 5. Кто был первым государем «всея Руси».
Вариант 9.
1. Объясните даты: 988, 1223, 1497. 2. К какому времени относится: распад Киевского государства, установление Московской династии великих князей и царей, Собор Примирения. 3. Расставить по хронологии: а) стояние на реке Угра, б) объединение Новгорода и Киева, в) Судебник Ивана IV. 4. Объяснить понятия: вервь, ордынский выход, опричнина. 5. При ком состоялся Стоглавый собор.
Вариант 10. 1. Объясните даты: 945, 1276, 1463. 2. К какому времени относится: поход Игоря на Византию, монголо-татарское нашествие на русские земли, введение единицы налогообложения – «с сохи». 3. Расставить по хронологии: а) мамаево побоище, б) правление Владимира Святого, в) Ливонская война. 4. Объясните понятия: вира, католичество, норманнская теория. 5. Кто фактически был последним Великим Киевским князем?
Вариант 11. 1. Объясните даты: 879, 1206, 1547. 2. К какому времени относится: Любечский съезд князей, переезд митрополита Петра в Москву, Куликовская битва. 3. Расставить по хронологии: а) правление Ярослава Мудрого, б) введение заповедных лет, в) Батыево нашествие. 4. Объясните понятия: смерд, православие, феодальная республика. 5. Кто был первым Великим Киевским князем.
Вариант 12.
1. Объясните даты: 945, 1237, 1565. 2. К какому времени относится: существование Волжской Булгарии, начало практики венчания на царство, пресечение династии Рюриковичей. 3. Расставить по хронологии: а) Судебник Ивана III, б) правление Даниила Александровича, в) крещение Руси. 4. Объясните понятия: князь, Золотая Орда, земщина.
Вариант 13. 1. Объясните даты: 1240, 1460, 1572. 2. К какому времени относится: существование военно-политических союзов славянских племен, правление князя Святослава, первый Земский Собор. 3. Расставить по хронологии: а) получение Москвой ярлыка на Великое княжение, б) поход Олега на Киев, в) введение урочных лет. 4. Объяснить понятия: рядович, язычество, лествица. 5. Кто возглавил монголо-татарское нашествие на русские земли.
Вариант 14. 1. Объясните даты: II-VI века н.э., 1325, 1584. 2. К какому времени относится: создание «Русской Правды», победы Александра Невского, Ливонская война. 3. Расставить по хронологии: а) гибель царевича Дмитрия в Угличе, б) походы князя Святослава, в) установление золотоордынского ига. 4. Объяснить понятия: боярин, летопись, урочные лета. 5. Первый московский князь.
Вариант 15. 1. Объясните даты: VI – IX века н.э., 1206-1227, 1598. 2. К какому времени относится: установление уроков и погостов, набег хана Тохтамыша на Москву, присоединение Казанского ханства к Московскому государству, 3. Расставить по хронологии: а) церковная реформа Ивана Грозного, б) правление Ивана Калиты, в) образование Киева. 4. Объяснить понятия: варяги, золотоордынское иго, Судебник Ивана III. 5. При ком была создана «Русская правда»?
Вариант 16. 1. Объясните даты: IX век н.э., 1382, 1552. 2. К какому времени относится: «великое переселение народов», введение процедуры венчания на царстве, поход Ермака в Сибирь. 3. Расставить по хронологии: а) включение Великого Новгорода в состав Московского государства, б) начало правления Рюриковичей, в) битва на Калке. 4. Объяснить понятия: политическая раздробленность, ярлык, Земский Собор. 5. Кто стал основателем Монгольского государства.
Вариант 17. 1. Объясните даты: вторая четверть XII века, 1551, 1597. 2. К какому времени относится: период «военной демократии», появление первых приказов как общерусских органов отраслевого управления, введение Юрьева дня. 3. Расставить по хронологии: а) правление князя Игоря, б) Невская битва, в) царствование Федора Иоанновича. 4. Объяснить понятия: уроки и погосты, Чингизиды, земщина 5. Кто такой Нестор?
Вариант 18. 1. Объясните даты: 1 тысячелетие до н.э., 1015, 1581. 2. К какому времени относится: миграция готов на территории Восточной Европы, приглашение митрополита РПЦ из Владимира в Москву, военные реформы Ивана Грозного. 3. Расставить по хронологии: а) последняя феодальная война в московском княжестве, б)начало правления Бориса Годунова в Московском княжестве, в) создание норманнской теории. 4. Объяснить понятия: демократия, полюдье, Монгольская Орда. 5. Кто первым из Великих князей принял православие.
Вариант 19. 1. Объясните даты: вторая половина IX века, 1343, 1558-1583. 2. К какому времени относится: формирование союза племен во главе с полянами, наступление Ордена Меченосцев на северо-западные русские земли, создание опричного войска. 3. Расставить по хронологии: а) Образование Литовского княжества, б) первое упоминание о заповедных годах, в) действие торгового пути «Из Варяг в Греки». 4. Объяснить понятия: Византия, правящая династия, баскак. 5. При ком появилась доктрина «Москва – третий Рим»
Вариант 20. 1. Объясните даты: 1240-1242, 1480, 1565-1572. 2. К какому времени относится: нашествие гуннов на Восточную Европу, принятие ислама в Золотой Орде, присоединение Астраханского ханства к России. 3. Расставить по хронологии: а) Стоглавый Собор, б) первое упоминание о Москве в летописях, в) существование Хазарского каганата. 4. Объяснить понятия: скифы, вотчина, государственная централизация. 5. Кто возглавил русское воинство на Куликовом поле. Тест № 2. Вариант 1. 1. Объясните даты: 1662, 1709, 1837-1841. 2. К какому времени относится: появление мануфактур в России, введение подушной подати, Отечественная война с Наполеоном. 3. Расставить по хронологии: а) «бироновщина», б) создание первой железной дороги в России, в) принятие Соборного уложения. 4. Объяснить понятия: старообрядцы, коллегии, «просвещенный абсолютизм». 5. Первый царь в династии Романовых.
Вариант 2. 1. Объясните даты: 1649, 1725-1762, 1812. 2. К какому времени относится: церковная реформа патриарха Никона, выход первой газеты («Ведомости»), создание теории «официальной народности». 3. Расставить по хронологии: а) создание ВМФ (Балтийского флота), б) правление «тушинского вора», в) восстание декабристов. 4. Объяснить понятия: народное ополчение, подушная подать, Великое посольство. 5. Кто такой В.Н.Татищев?
Вариант 3. 1. Объясните даты: 1605, 1721, 1825. 2. К какому времени относится: стрелецкое восстание в Москве, издание «Манифеста о вольности дворянства», оборона Севастополя. 3. Расставить по хронологии: а) работа Уложенной комиссии, б) восстание И.Болотникова, в) учреждение министерств в России. 4. Объяснить понятия: церковный раскол в РПЦ, империя, система военных поселений. 5. Российский энциклопедист XVIII века, первый антинорманнист в России.
Вариант 4. 1. Объясните даты: 1612, 1722, 1825-1855. 2. К какому времени относится: отмена местничества, правление Екатерины II, европейские походы российской армии. 3. Расставить по хронологии: а) Крымская война, б) издание «Табели о рангах», в) движение под руководством Е.Пугачева. 4. Объяснить понятия: дворянство, эпоха дворцовых переворотов, промышленный переворот. 5. Кто был соавтором Александра I в создании военных поселений. Вариант 5. 1. Объясните даты: 1613, 1700-1721, 1803. 2. К какому времени относится: царствование Бориса Годунова, введение нового летоисчисления в России, создание Свода законов Российской империи. 3. Расставить по хронологии: а) введение титула императора в России, б) разделы Польши, в) правление царевны Софьи. 4. Объяснить понятия: самозванство, Сенат, оброк. 5. При ком был введен сословный суд в России? Вариант 6. 1. Объясните даты: 1613-1645, 1762, 1832. 2. К какому времени относится: царствование Петра Великого, «бироновщина», начало промышленного переворота в России. 3. Расставить по хронологии: а) восстание декабристов, б) открытие Академии наук в Петербурге, в) медный бунт. 4. Объяснить понятия: Синод, стрелецкие бунты, крепостной строй. 5. Кто такой М.И.Кутузов? Вариант 7. 1. Объясните даты: 1598, 1703, 1801-1825. 2. К какому времени относится: азовские походы Петра I, Семилетняя война, учреждение министерств в России. 3. Расставить по хронологии: а) правление Лжедмитрия I, б) работа Уложенной комиссии, в) реформа П.Д.Киселева. 4. Объяснить понятия: коллегия, секуляризация церковных земель, славянофилы. 5. Кто был регентом при Иване V и Петре I в 1682-1696 гг.
Вариант 8. 1. Объясните даты: 1610, 1773-1775, 26 августа 1812 года. 2. К какому времени относится: Великое посольство Петра I, Жалованные грамоты дворянству и городам, правление Александра I. 3. Расставить по хронологии: а) реформы патриарха Никона, б) деятельность М.М.Сперанского, в) вхождение Крыма в состав России. 4. Объяснить понятия: Северная война, приписные крестьяне, западники. 5. Кто такой А.И.Суворов?
Вариант 9. 1. Объясните даты: 1648, 1 января 1700 года, 1853-1856. 2. К какому времени относится: учреждение коллегий в России, работа Уложенной комиссии, издание указа о вольных хлебопашцах. 3. Расставить по хронологии: а)правление Николая I, б) семибоярщина, в) Ништадский мир. 4. Объяснить понятия: рекрутская повинность, Верховный тайные совет, революционные демократы. 5. Кого Екатерина II назвала «бунтовщиком хуже Пугачева»?
Вариант 10. 1. Объясните даты: 1598-1605, 1702, 1785. 2. К какому времени относится: начало царствования Петра I, открытие Московского университета, правление Павла. 3. Расставить по хронологии: а) создание Сената, б) городские восстания (соляной и медный бунты), в) создание тайных обществ декабристов. 4. Объяснить понятия: подушная подать, мелкотоварное производство, абсолютная монархия. 5. Руководитель казацко-крестьянского движения 1773-1775 гг.
Вариант 11. 1. Объясните даты: 1645-1676, 1722, 1802. 2. К какому времени относится: правление Михаила Романова, Северная война со Швецией, Бородинское сражение. 3. Расставить по хронологии: а) отмена петровского Указа о престолонаследии, б) вхождение Крыма в состав России, в) казацко-крестьянская война под руководством С.Разина. 4. Объяснить понятия: губерния, посессионные крестьяне, декабристы. 5. Кто явился автором теории «официальной народности»?
Вариант12. 1. Объясните даты: 1672, 1767-1768, 1834. 2. К какому времени относится: правление Петра Великого, издание Закона о трехдневной барщине, кодификация законов Российской империи. 3. Расставить по хронологии: а) юридическое оформление крепостного права в России, б) основание Санкт-Петербурга, в)народное ополчение под руководством К.Минина и Д.Пожарского. 4. Объяснить понятия: табель о рангах, месячина, «русский социализм» А.И.Герцена. 5. При ком были введены министерства вместо коллегий?
Вариант 13. 1. Объясните даты: 1682, 1721, 1796-1801. 2. К какому времени относится: воцарение династии Романовых, основание Санкт-Петербурга, разделы Польши. 3. Расставить по хронологии: а) эпоха дворцовых переворотов, б) правление Василия Шуйского, в) издание Указа о единонаследии. 4. Объяснить понятия: медный бунт, «потешные полки», кризис крепостной системы. 5. При каком императоре был составлен Свод законов Российской империи.
Вариант 14. 1. Объясните даты: 1682-1696, 1725, июнь-декабрь 1812. 2. К какому времени относится: Полтавская битва, политика «просвещенного абсолютизма»,создание тайных обществ декабристов. 3. Расставить по хронологии: а) Бородинское сражение, б) учреждение Синода, в) польско-шведская интервенция в России. 4. Объяснить понятия: Уложенная комиссия, барщина, дворянские революционеры. 5. При каком императоре был составлен Свод законов Российской империи.
Вариант 15. 1. Объясните даты: 1682-1725, 1768-1774, 14 декабря 1825 года. 2. К какому времени относится: крестьянская война под руководством К.Булавина, ликвидация Крымского ханства, учреждение министерств вместо коллегий. 3. Расставить по хронологии: а) правление Павла, б) Великая Смута, в) начало железнодорожного строительства в России. 4. Объяснить понятия: «бироновщина», «просвещенный абсолютизм», «Русская правда» П.И.Пестеля. 5. При каком императоре Россия вела Крымскую войну?
Вариант 16. 1. Объясните даты: 1695-1696, 1756-1763, 1855. 2. К какому времени относится: семибоярщина, битва под Нарвой, система военных поселений. 3. Расставить по хронологии: а) создание «потемкинских деревень», б) учреждение Сената, в) деятельность М.М.Сперанского. 4. Объяснить понятия: мануфактура, абсолютизм, европеизация. 5. Кто пытался реализовать в России идеи «просвещенного абсолютизма»?
Вариант 17. 1. Объясните даты: 1697-1698, 1755, 1821. 2. К какому времени относится: стрелецкие бунты, Указ о единонаследии, правление Александра I. 3. Расставить по хронологии: а) Жалованные грамоты дворянству и городам, б) воцарение династии Романовых, в) Полтавская битва. 4. Объяснить понятия: министерство, петровские реформы, теория «официальной народности». 5. Кто такое А.Меньшиков.
Вариант 18. 1. Объясните даты: 1649, 1718-1721, 1821. 2. К какому времени относится: присоединение Украины к России, введение рекрутской повинности, движение под руководством Е.Пугачева. 3. Расставить по хронологии: а) введение нового (европейского) летоисчисления в России, б) освобождение Москвы от поляков, в) правление Павла. 4. Объяснить понятия: Великое Посольство, Император, государственные крестьяне. 5. Авторы программных документов тайных обществ декабристов.
Вариант 19. 1. Объясните даты: 1654, 1707-1708, 1813-1815. 2. К какому времени относится: введение Табеля о рангах, правление Екатерины Великой, реформы П.Д Киселева. 3. Расставить по хронологии: а) Указ о вольных хлебопашцах, б) соправление Ивана V и Петра I, в) Переяславская Рада. 4. Объяснить понятия: цифирные школы, Тайная канцелярия, раскольники. 5. При ком был издан Закон о трехдневной барщине?
Вариант 20. 1. Объясните даты: 1711, 1762-1796, 1830-1840 годы. 2. К какому времени относится: деятельность К.Минина и Д.Пожарского, разделение России на губернии, провинции, уезды, правление Николая I. 3. Расставить по хронологии: а) переход Восточной Грузии под протекторат России, б) правление Лжедмитрия I, в) учреждение коллегий. 4. Объяснить понятия: Соборное уложение, политика «протекционизма», Тайная канцелярия. 5. Кто был последним (по титулу) русским царем и первым российским императором.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|