Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ.




 

Занятие 1. Введение.

 

 

1. Предмет исторической науки.

2. Методология науки и курса «Отечественная история».

3. Сущность, формы, функции исторического знания.

4. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

 

 

Занятие 2. Древнерусское государство.

 

1. Образование Древнерусского государства. «норманнская теория» и «антинорманнизм».

2. Развитие феодальных отношений в древнерусском государстве. Социально-экономический и политический строй.

3. Культура Древней Руси. Значение принятия христианства.

 

 

Занятие 3. Удельная Русь. Начало объединения русских земель.

 

1.Русские земли в условиях ордынской зависимости. Дискуссионные проблемы взаимоотношения Руси и Орды.

2.Первые московские князья и их политика.

3.предпосылки объединения русских земель.

 

 

Занятие 4. Царство Московское.

 

1.Образование Московского государства.

2.Политический строй, экономическое развитие и социальная структура Московского государства в XV - XVI в.

3.Внутренняя и внешняя политика Ивана IV.

4.Смутное время. Приход к власти династии Романовых.

 

 

Занятие 5. Россия в XVII вв.

 

1. Этапы формирования крепостнической системы в России. Соборное уложение 1649 г.

2. Основные тенденции развития экономики и торговли в XVIII в.

3. Социально-классовая борьба в России в XVII в.

4. Реформы патриарха Никона. Сущность, идеология и социальная база раскола.

 

 

Занятие 6. Развитие России в первой четверти XVIII в.

 

1. Петр I и его реформы.

2. Достижения и недостатки петровских преобразований.

3. Оценки личности и деятельности Петра I в отечественной историографии.

 

Занятие 7. Российская империя в середине и второй половине XVIII в.

 

1. Борьба за наследие Петра Великого. Эпоха дворцовых переворотов.

2. Россия во второй половине XVIII в. "Просвещенный абсолютизм" Екатерины II.

3. Новые черты в культуре.

 

Занятие 8. Россия в первой половине XIX в.

 

1. Политическая обстановка и международные отношения в первой четверти XIX в.

2. Отечественная война 1812 г.: начало войны, ход военных действий, основные сражения, разгром наполеоновской армии.

3. Административные реформы Александра I и Николая I и их значение.

4. Общественно-политические движения в первой половине XIX в. Декабризм. Западники и славянофилы.

 

Внеаудиторная работа.

Темы, по которым предусмотрена внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

Основные этапы отечественной историографии по истории России.

Восточные славяне и их соседи в древности. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Волжская Булгария. Хазарский каганат.

Русь и Византия. Древнерусское государство в оценках современных историков. Золотая Орда. Литовская Русь.

Генезис форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крестьянская община.

Эволюция промышленного производства в России, приоритет экстенсивных методов.

Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное.

Реформы Л.А.Перовского и П.Д.Киселева.

Проекты М.М.Сперанского и Н.Н.Новосильцева.

Россия и Кавказ в XIX веке.

 

Задания, предлагаемые студентам:

конспект, индивидуальное домашнее задание, реферат.

Форма отчетности:

сдача индивидуальных заданий в течение 7 учебных дней со дня выдачи, сдача реферата в течении 1 месяца с момента выбора темы.

 

Проблемные вопросы

I модуль.

1. Каковы основные черты, характеризующие своеобразие российской цивилизации?

2. Россия - евразийская страна. Что это значит? Какое влияние это оказало на ее историю?

3. Каковы предпосылки образования государства у восточных славян?

4. Когда и каким образом сформировалось государство Русь? Какую роль в этом сыграли варяги?

5. В чем суть норманнской теории? Согласны ли вы с ее положениями? Какова, на ваш взгляд, роль выходцев из Скандинавии в процессе формирования государства Русь?

6. В чем причины языческой реформы Владимира I? Каковы причины принятия христианства и в чем заключается историческое значение христианизации Руси? Как крещение повлияло на ее историю?

7. Укажите общее и особенное в генезисе феодализма в Европе и на Руси?

8. Какова была направленность деятельности Владимира Мономаха как киевского князя:? Можно ли считать его продолжателем дела Владимира I, Ярослава Мудрого?

9. Какие факты подтверждают мысль о том, что Русь была страной высокого уровня развития культуры?

10. Каковы причины раздробленности? В чем сходство и различие перехода к политической раздробленности на Руси и в Западной Европе?

11. Каково соотношение «княжеского» и «вечевого» начал в древнерусской государственности и чем обусловлены особенности государственного устройства и управления в Новгородском государстве, Владимиро-Суздальском княжестве?

12. Сравните степень развития Монгольской державы и Руси в XIII в.

13. Чем, на ваш взгляд, можно объяснить трагический для Руси исход битвы на Калке?

14. Каковы итоги монголо-татарского нашествия и в чем состояла угроза Западно-Европейской экспансии?

15. Какие точки зрения существуют по вопросу о последствиях монголо-татарского нашествия для Руси?

16. В чем конкретно заключалось монголо-татарское иго? Чем характеризуются русско-золотоордынские отношения?

17. Каковы непосредственные последствия нашествия и долговременные структурные сдвиги в русском обществе, произошедшие в результате монголо-татарского ига?

18. В чем заключались итоги золотоордынского господства, и какое влияние оно оказало на развитие русской государственности?

19. Какова роль золотоордынского господства в обособлении юго-западных земель? Охарактеризуйте причины и значения распада единой древнерусской народности и образования русского, украинского и белорусского народов.

20. Почему именно Северо-Восточная Русь стала центром формирования Российского государства?

21. Почему Москва возглавила процесс объединения русских земель? Могли ли эти функции взять на себя другие города (Тверь, Владимир, Новгород и т.д.)?

22. Какие факторы способствовали созданию единого Российского государства?

23. Какая из исторических фигур Руси XIII – XV вв. в наибольшей степени передает дух эпохи? Свой выбор обоснуйте.

24. Какие черты Судебника 1497 г. показывают, что это свод законов единого государства?

25. Как складывалось российское самодержавие и в чем его отличие от западноевропейского абсолютизма?

26. В чем заключались последствия опричнины Ивана Грозного и какие точки зрения существуют по поводу ее социальной сущности? Каким образом итоги опричнины оказали влияние на начало Смутного времени?

27. Чем было вызвано формирование российского типа феодализма в целом? Каковы его характерные признаки? Сравните данный тип феодализма с европейским, В чем состоят отличия?

28. Какие социально-экономические условия жизни стали предпосылками для такого исторического явления, как «смутное время»?

29. Почему Борису Годунову не удалось утвердиться на русском троне? Чем был обусловлен феномен самозванства?

30. В чем причины и сущность раскола? Каковы социокультурые последствия церковной реформы и раскола?

31. Почему многие исследователи считают преобразования Петра I «центральным пунктом нашей истории» (выражение В.О.Ключевского)?

32. Каковы основные результаты реформ Петра I? За счет чего они были достигнуты? Какое влияние оказали реформы Петра I на социально-экономическое развитие России?

33. Какое влияние, на ваш взгляд, Петр Великий оказал на историю России?

34. Охарактеризуйте личность Екатерины II и ее роль в истории России. Какова оценка современников и историков царствования Екатерины II?

35.В чем заключается историческая несостоятельность попыток свержения дворянских привилегий?

36. В чем проявляется противоречивый характер внешней политики Павла I?

37. Подумайте, почему Александр I так и не решился на отмену крепостного права и введение Конституции в Российской империи повсеместно?

38. Каково историческое место движения декабристов и в чем состоит его историческое значении?

39. В чем проявилось усиление бюрократических тенденции в государственном устройстве и управлении во второй четверти XIX в.? Какое влияние на их развитие оказали особенности политической системы Николая I?

40. Как вы думаете, в чем оказались правы славянофилы, а в чем западники в трактовке прошлого и будущего России?

Тестовые задания.

Модуль 1. Древнерусское государство, Московская Русь и Российская империя (IX – первая половина XIX вв.)

 

Тест № 1.

Вариант 1.

1. Объясните даты: 862, 1242, 1591.

2. К какому времени относится: создание «Повести временных лет», ликвидация золотоордынского ига, Ливонская война.

3. Расставить по хронологии: а) образование Монгольской империи Чингисхана, б)Любечский съезд князей, в) Правление Ивана Грозного.

4. Объясните понятия: «военная демократия», баскаки, Юрьев день.

5. Кто был призван на правление в Новгород во второй половине IX века?

 

 

Вариант 2.

 

1. Объясните даты: 882, 1240, 1549.

2. К какому времени относится: походы Олега на Византию, правление Ивана Калиты, Стоглавый собор.

3. Расставить по хронологии: а) опричнина, б) распад Киевской державы, в) получение Москвой ярлыка на Великое княжение.

4. Объяснить понятия: палеолит, феодальная раздробленность, заповедные лета.

5. Кто предупреждал противника: «иду на Вы»?

 

 

Вариант 3.

1. Объяснить даты: 907, 1327, 1551.

2. К какому времени относится: образование Киева, установление золотоордынского ига, начало созыва Земских соборов.

3. Расставить по хронологии: а) присоединение Казанского ханства к России, б) Невская битва, в) создание «Повести временных лет».

4. Объяснить понятия: исторический источник, древляне, Боярская Дума.

5. Правящая династия в Великом Княжестве Литовском и Русском (Литовской Руси).

 

Вариант 4.

1. Объяснить даты: 911, 1147, 1382.

2. К какому времени относится: объединения Новгорода и Киева, натиск Католического Запада на русские земли, правление Василия III.

3. Расставить по хронологии: а) крещение Руси, б) начало книгопечатания в России, в) правление Ивана I.

4. Объяснить понятия: исторический факт, вече, Судебник Ивана III.

5. Основатель Троице-Сергиевской лавры

.

 

Вариант 5.

1. Объяснить даты: 945, 1237-1238, 1550.

2. К какому времени относится: нашествие гуннов, первое упоминание о Москве в летописях, включение Великого Новгорода в Московское государство.

3. Расставить по хронологии: а) ликвидация ордынского ига, б) Указ о пятилетнем сыске беглых, в) призвание варягов в Новгород.

4. Объяснить понятия: историография, монархия, княжеские междоусобицы.

5. Основатели Киева.

 

Вариант 6.

 

1. Объясните даты: 988, 1380, 1547.

2. К какому времени относится: создание древнерусского государства, Батыев погром, соправление Федора и Бориса Годунова.

3. Расставить по хронологии: а) первое упоминание о Москве в летописях, б) походы Олега на Византию, в) учреждение патриаршества в России

4. Объясните понятия: история, Византия, опричнина.

5. Кто был первым антинорманнистом в России?

 

Вариант 7.

 

1. Объясните даты: 1097, 1223, 1549.

2. К какому времени относится: крещение Руси, образование Монгольской орды, появление двуглавого орла как герба России.

3. Расставить по хронологии: а) месть Ольги древлянам, б) венчание Ивана IV на царство, в) Ледовое побоище.

4. Объясните понятия: государство, закуп, Судебник.

5. Противник Дмитрия Донского на Куликовом поле.

 

 

Вариант 8.

 

1. Объясните даты: IV век н.э., 1132, 1550.

2. К какому времени относится: установление власти Олега в Киеве, Мамаево побоище, образование Речи Посполитой.

3. Расставить по хронологии: а) введение Юрьева дня, б) создание «Русской правды», в) появление Московского княжества.

4. Объяснить понятия: дружина, вассалитет, местничество.

5. Кто был первым государем «всея Руси».

 

Вариант 9.

 

1. Объясните даты: 988, 1223, 1497.

2. К какому времени относится: распад Киевского государства, установление Московской династии великих князей и царей, Собор Примирения.

3. Расставить по хронологии: а) стояние на реке Угра, б) объединение Новгорода и Киева, в) Судебник Ивана IV.

4. Объяснить понятия: вервь, ордынский выход, опричнина.

5. При ком состоялся Стоглавый собор.

 

 

Вариант 10.

1. Объясните даты: 945, 1276, 1463.

2. К какому времени относится: поход Игоря на Византию, монголо-татарское нашествие на русские земли, введение единицы налогообложения – «с сохи».

3. Расставить по хронологии: а) мамаево побоище, б) правление Владимира Святого, в) Ливонская война.

4. Объясните понятия: вира, католичество, норманнская теория.

5. Кто фактически был последним Великим Киевским князем?

 

Вариант 11.

1. Объясните даты: 879, 1206, 1547.

2. К какому времени относится: Любечский съезд князей, переезд митрополита Петра в Москву, Куликовская битва.

3. Расставить по хронологии: а) правление Ярослава Мудрого, б) введение заповедных лет, в) Батыево нашествие.

4. Объясните понятия: смерд, православие, феодальная республика.

5. Кто был первым Великим Киевским князем.

 

 

Вариант 12.

 

1. Объясните даты: 945, 1237, 1565.

2. К какому времени относится: существование Волжской Булгарии, начало практики венчания на царство, пресечение династии Рюриковичей.

3. Расставить по хронологии: а) Судебник Ивана III, б) правление Даниила Александровича, в) крещение Руси.

4. Объясните понятия: князь, Золотая Орда, земщина.

 

 

Вариант 13.

1. Объясните даты: 1240, 1460, 1572.

2. К какому времени относится: существование военно-политических союзов славянских племен, правление князя Святослава, первый Земский Собор.

3. Расставить по хронологии: а) получение Москвой ярлыка на Великое княжение, б) поход Олега на Киев, в) введение урочных лет.

4. Объяснить понятия: рядович, язычество, лествица.

5. Кто возглавил монголо-татарское нашествие на русские земли.

 

 

Вариант 14.

1. Объясните даты: II-VI века н.э., 1325, 1584.

2. К какому времени относится: создание «Русской Правды», победы Александра Невского, Ливонская война.

3. Расставить по хронологии: а) гибель царевича Дмитрия в Угличе, б) походы князя Святослава, в) установление золотоордынского ига.

4. Объяснить понятия: боярин, летопись, урочные лета.

5. Первый московский князь.

 

 

Вариант 15.

1. Объясните даты: VI – IX века н.э., 1206-1227, 1598.

2. К какому времени относится: установление уроков и погостов, набег хана Тохтамыша на Москву, присоединение Казанского ханства к Московскому государству,

3. Расставить по хронологии: а) церковная реформа Ивана Грозного, б) правление Ивана Калиты, в) образование Киева.

4. Объяснить понятия: варяги, золотоордынское иго, Судебник Ивана III.

5. При ком была создана «Русская правда»?

 

Вариант 16.

1. Объясните даты: IX век н.э., 1382, 1552.

2. К какому времени относится: «великое переселение народов», введение процедуры венчания на царстве, поход Ермака в Сибирь.

3. Расставить по хронологии: а) включение Великого Новгорода в состав Московского государства, б) начало правления Рюриковичей, в) битва на Калке.

4. Объяснить понятия: политическая раздробленность, ярлык, Земский Собор.

5. Кто стал основателем Монгольского государства.

 

 

Вариант 17.

1. Объясните даты: вторая четверть XII века, 1551, 1597.

2. К какому времени относится: период «военной демократии», появление первых приказов как общерусских органов отраслевого управления, введение Юрьева дня.

3. Расставить по хронологии: а) правление князя Игоря, б) Невская битва, в) царствование Федора Иоанновича.

4. Объяснить понятия: уроки и погосты, Чингизиды, земщина

5. Кто такой Нестор?

 

 

Вариант 18.

1. Объясните даты: 1 тысячелетие до н.э., 1015, 1581.

2. К какому времени относится: миграция готов на территории Восточной Европы, приглашение митрополита РПЦ из Владимира в Москву, военные реформы Ивана Грозного.

3. Расставить по хронологии: а) последняя феодальная война в московском княжестве, б)начало правления Бориса Годунова в Московском княжестве, в) создание норманнской теории.

4. Объяснить понятия: демократия, полюдье, Монгольская Орда.

5. Кто первым из Великих князей принял православие.

 

 

Вариант 19.

1. Объясните даты: вторая половина IX века, 1343, 1558-1583.

2. К какому времени относится: формирование союза племен во главе с полянами, наступление Ордена Меченосцев на северо-западные русские земли, создание опричного войска.

3. Расставить по хронологии: а) Образование Литовского княжества, б) первое упоминание о заповедных годах, в) действие торгового пути «Из Варяг в Греки».

4. Объяснить понятия: Византия, правящая династия, баскак.

5. При ком появилась доктрина «Москва – третий Рим»

 

Вариант 20.

1. Объясните даты: 1240-1242, 1480, 1565-1572.

2. К какому времени относится: нашествие гуннов на Восточную Европу, принятие ислама в Золотой Орде, присоединение Астраханского ханства к России.

3. Расставить по хронологии: а) Стоглавый Собор, б) первое упоминание о Москве в летописях, в) существование Хазарского каганата.

4. Объяснить понятия: скифы, вотчина, государственная централизация.

5. Кто возглавил русское воинство на Куликовом поле.

Тест № 2.

Вариант 1.

1. Объясните даты: 1662, 1709, 1837-1841.

2. К какому времени относится: появление мануфактур в России, введение подушной подати, Отечественная война с Наполеоном.

3. Расставить по хронологии: а) «бироновщина», б) создание первой железной дороги в России, в) принятие Соборного уложения.

4. Объяснить понятия: старообрядцы, коллегии, «просвещенный абсолютизм».

5. Первый царь в династии Романовых.

 

 

Вариант 2.

1. Объясните даты: 1649, 1725-1762, 1812.

2. К какому времени относится: церковная реформа патриарха Никона, выход первой газеты («Ведомости»), создание теории «официальной народности».

3. Расставить по хронологии: а) создание ВМФ (Балтийского флота), б) правление «тушинского вора», в) восстание декабристов.

4. Объяснить понятия: народное ополчение, подушная подать, Великое посольство.

5. Кто такой В.Н.Татищев?

 

Вариант 3.

1. Объясните даты: 1605, 1721, 1825.

2. К какому времени относится: стрелецкое восстание в Москве, издание «Манифеста о вольности дворянства», оборона Севастополя.

3. Расставить по хронологии: а) работа Уложенной комиссии, б) восстание И.Болотникова, в) учреждение министерств в России.

4. Объяснить понятия: церковный раскол в РПЦ, империя, система военных поселений.

5. Российский энциклопедист XVIII века, первый антинорманнист в России.

 

 

Вариант 4.

1. Объясните даты: 1612, 1722, 1825-1855.

2. К какому времени относится: отмена местничества, правление Екатерины II, европейские походы российской армии.

3. Расставить по хронологии: а) Крымская война, б) издание «Табели о рангах», в) движение под руководством Е.Пугачева.

4. Объяснить понятия: дворянство, эпоха дворцовых переворотов, промышленный переворот.

5. Кто был соавтором Александра I в создании военных поселений.

Вариант 5.

1. Объясните даты: 1613, 1700-1721, 1803.

2. К какому времени относится: царствование Бориса Годунова, введение нового летоисчисления в России, создание Свода законов Российской империи.

3. Расставить по хронологии: а) введение титула императора в России, б) разделы Польши, в) правление царевны Софьи.

4. Объяснить понятия: самозванство, Сенат, оброк.

5. При ком был введен сословный суд в России?

Вариант 6.

1. Объясните даты: 1613-1645, 1762, 1832.

2. К какому времени относится: царствование Петра Великого, «бироновщина», начало промышленного переворота в России.

3. Расставить по хронологии: а) восстание декабристов, б) открытие Академии наук в Петербурге, в) медный бунт.

4. Объяснить понятия: Синод, стрелецкие бунты, крепостной строй.

5. Кто такой М.И.Кутузов?

Вариант 7.

1. Объясните даты: 1598, 1703, 1801-1825.

2. К какому времени относится: азовские походы Петра I, Семилетняя война, учреждение министерств в России.

3. Расставить по хронологии: а) правление Лжедмитрия I, б) работа Уложенной комиссии, в) реформа П.Д.Киселева.

4. Объяснить понятия: коллегия, секуляризация церковных земель, славянофилы.

5. Кто был регентом при Иване V и Петре I в 1682-1696 гг.

 

 

Вариант 8.

1. Объясните даты: 1610, 1773-1775, 26 августа 1812 года.

2. К какому времени относится: Великое посольство Петра I, Жалованные грамоты дворянству и городам, правление Александра I.

3. Расставить по хронологии: а) реформы патриарха Никона, б) деятельность М.М.Сперанского, в) вхождение Крыма в состав России.

4. Объяснить понятия: Северная война, приписные крестьяне, западники.

5. Кто такой А.И.Суворов?

 

Вариант 9.

1. Объясните даты: 1648, 1 января 1700 года, 1853-1856.

2. К какому времени относится: учреждение коллегий в России, работа Уложенной комиссии, издание указа о вольных хлебопашцах.

3. Расставить по хронологии: а)правление Николая I, б) семибоярщина, в) Ништадский мир.

4. Объяснить понятия: рекрутская повинность, Верховный тайные совет, революционные демократы.

5. Кого Екатерина II назвала «бунтовщиком хуже Пугачева»?

 

 

Вариант 10.

1. Объясните даты: 1598-1605, 1702, 1785.

2. К какому времени относится: начало царствования Петра I, открытие Московского университета, правление Павла.

3. Расставить по хронологии: а) создание Сената, б) городские восстания (соляной и медный бунты), в) создание тайных обществ декабристов.

4. Объяснить понятия: подушная подать, мелкотоварное производство, абсолютная монархия.

5. Руководитель казацко-крестьянского движения 1773-1775 гг.

 

Вариант 11.

1. Объясните даты: 1645-1676, 1722, 1802.

2. К какому времени относится: правление Михаила Романова, Северная война со Швецией, Бородинское сражение.

3. Расставить по хронологии: а) отмена петровского Указа о престолонаследии, б) вхождение Крыма в состав России, в) казацко-крестьянская война под руководством С.Разина.

4. Объяснить понятия: губерния, посессионные крестьяне, декабристы.

5. Кто явился автором теории «официальной народности»?

 

Вариант12.

1. Объясните даты: 1672, 1767-1768, 1834.

2. К какому времени относится: правление Петра Великого, издание Закона о трехдневной барщине, кодификация законов Российской империи.

3. Расставить по хронологии: а) юридическое оформление крепостного права в России, б) основание Санкт-Петербурга, в)народное ополчение под руководством К.Минина и Д.Пожарского.

4. Объяснить понятия: табель о рангах, месячина, «русский социализм» А.И.Герцена.

5. При ком были введены министерства вместо коллегий?

 

 

Вариант 13.

1. Объясните даты: 1682, 1721, 1796-1801.

2. К какому времени относится: воцарение династии Романовых, основание Санкт-Петербурга, разделы Польши.

3. Расставить по хронологии: а) эпоха дворцовых переворотов, б) правление Василия Шуйского, в) издание Указа о единонаследии.

4. Объяснить понятия: медный бунт, «потешные полки», кризис крепостной системы.

5. При каком императоре был составлен Свод законов Российской империи.

 

Вариант 14.

1. Объясните даты: 1682-1696, 1725, июнь-декабрь 1812.

2. К какому времени относится: Полтавская битва, политика «просвещенного абсолютизма»,создание тайных обществ декабристов.

3. Расставить по хронологии: а) Бородинское сражение, б) учреждение Синода, в) польско-шведская интервенция в России.

4. Объяснить понятия: Уложенная комиссия, барщина, дворянские революционеры.

5. При каком императоре был составлен Свод законов Российской империи.

 

 

 

Вариант 15.

1. Объясните даты: 1682-1725, 1768-1774, 14 декабря 1825 года.

2. К какому времени относится: крестьянская война под руководством К.Булавина, ликвидация Крымского ханства, учреждение министерств вместо коллегий.

3. Расставить по хронологии: а) правление Павла, б) Великая Смута, в) начало железнодорожного строительства в России.

4. Объяснить понятия: «бироновщина», «просвещенный абсолютизм», «Русская правда» П.И.Пестеля.

5. При каком императоре Россия вела Крымскую войну?

 

 

Вариант 16.

1. Объясните даты: 1695-1696, 1756-1763, 1855.

2. К какому времени относится: семибоярщина, битва под Нарвой, система военных поселений.

3. Расставить по хронологии: а) создание «потемкинских деревень», б) учреждение Сената, в) деятельность М.М.Сперанского.

4. Объяснить понятия: мануфактура, абсолютизм, европеизация.

5. Кто пытался реализовать в России идеи «просвещенного абсолютизма»?

 

 

 

 

Вариант 17.

1. Объясните даты: 1697-1698, 1755, 1821.

2. К какому времени относится: стрелецкие бунты, Указ о единонаследии, правление Александра I.

3. Расставить по хронологии: а) Жалованные грамоты дворянству и городам, б) воцарение династии Романовых, в) Полтавская битва.

4. Объяснить понятия: министерство, петровские реформы, теория «официальной народности».

5. Кто такое А.Меньшиков.

 

 

Вариант 18.

1. Объясните даты: 1649, 1718-1721, 1821.

2. К какому времени относится: присоединение Украины к России, введение рекрутской повинности, движение под руководством Е.Пугачева.

3. Расставить по хронологии: а) введение нового (европейского) летоисчисления в России, б) освобождение Москвы от поляков, в) правление Павла.

4. Объяснить понятия: Великое Посольство, Император, государственные крестьяне.

5. Авторы программных документов тайных обществ декабристов.

 

 

 

Вариант 19.

1. Объясните даты: 1654, 1707-1708, 1813-1815.

2. К какому времени относится: введение Табеля о рангах, правление Екатерины Великой, реформы П.Д Киселева.

3. Расставить по хронологии: а) Указ о вольных хлебопашцах, б) соправление Ивана V и Петра I, в) Переяславская Рада.

4. Объяснить понятия: цифирные школы, Тайная канцелярия, раскольники.

5. При ком был издан Закон о трехдневной барщине?

 

Вариант 20.

1. Объясните даты: 1711, 1762-1796, 1830-1840 годы.

2. К какому времени относится: деятельность К.Минина и Д.Пожарского, разделение России на губернии, провинции, уезды, правление Николая I.

3. Расставить по хронологии: а) переход Восточной Грузии под протекторат России, б) правление Лжедмитрия I, в) учреждение коллегий.

4. Объяснить понятия: Соборное уложение, политика «протекционизма», Тайная канцелярия.

5. Кто был последним (по титулу) русским царем и первым российским императором.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных