Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Терминологический минимум.




Модуль 1. Древнерусское государство, Московская Русь и Российская империя (IX - первая половина XIX вв.)

История, всемирная история, Отечественная история, цивилизация, методология, историография, исторический источник.

Антропогенез, род, племя, соседская община, этногенез, скифы, славяне, финно-угры, тюрки, кочевники, Великое переселение народов.

«Военная демократия», государство, князь, дружина, варяги, норманнская теория, Русь, уроки и погосты, вервь, вира, смерд, рядович, закуп, язычество, христианство, православие, католичество, ислам, политическая раздробленность, Золотая Орда, ярлык, выход, сословная система, государственная централизация, самодержавие, сословно-представительная монархия, царь, опричнина, Юрьев день, заповедные лета, урочные лета, Судебник, Боярская Дума, Земский собор.

Великая Смута, самозванство, Соборное уложение, местничество, Сенат, Синод, коллегия, министерство, губернии, империя, «просвещенный абсолютизм», Уложенная комиссия, абсолютная монархия, феодализм, крестьянская община, боярство, дворянство, крепостное право, промышленность, мануфактура, всероссийский рынок, капитализм, приписные крестьяне, оброк, барщина, месячина, мелкотоварное производство, рекрут, подушная подать, промышленный переворот, аграрный вопрос, индустриальное общество, реформа, контрреформа, консерватизм, либерализм, евразийство, западничество, славянофильство, панславизм, соборность, революция, декабристы, «русский социализм».

 

 

Темы рефератов. Модуль 1.

1. Особенности возникновения государственности у восточных славян. Норманнская теория и ее критика в исторической литературе.

2. Первые Рюриковичи глазами летописцев и историков.

3. Крещение Руси: цивилизационный выбор князя Владимира.

4. Развитие русско-византийских отношений в X веке и их значение для Древней Руси.

5. Дипломатия Древней Руси.

6. Эволюция древнерусской общины.

7. «Русская Правда» как памятник древнерусского права.

8. Социальное и правовое неравенство в Киевской Руси.

9. Ярослав Мудрый и Владимир Мономах глазами летописцев и историков.

10. предпосылки политического обособления русских земель. Раздробленность как форма государственности.

11. Особенности исторического развития русских земель в XII-XIII вв.

12. Русь в XIII веке: между Востоком и Западом.

13. Русь и золотая Орда: характер взаимоотношений.

14. Исторические концепции татаро-монгольского ига.

15. Восток и Запад в политическом курсе Александра Невского.

16. Русь и Великое княжество Литовское: характер их взаимоотношений.

17. Русское «предвозрождение»- эпоха Сергия Радонежского и Андрея Рублева.

18. Московское государство и Великое княжество Литовское: черты сходства и различия.

19. Эволюция власти великого князя в XV-XVII вв.

20. Иван III и его время в отечественной историографии.

21. Запад и Восток в политике Ивана IV.

22. Ивана IV: абсолютизм или самодержавие.

23. Социальный протест в России в XVI в.: истоки, сущность, последствия.

24. Опричнина, ее сущность и оценка в исторической литературе.

25. Личность Ивана IV в историографии, литературе, искусстве.

26. Государственные деятели, политические и духовные лидеры России в XVI –начале XVII вв.: исторические портреты и оценки историков (по выбору).

27. Роль православной церкви в политической истории России XIV- начале XVII вв.

28. Проблемы российского типа феодализма: дискуссии и позиции историков.

29. Смутное время в отечественной историографии.

30. Смутное время как проявление кризиса русской государственности.

31. Самозванство в России.

32. Сословно-представительная монархия в России в XVI-XVII вв. и ее политические возможности.

33. Советская власть и православная церковь в XVI-XVII вв.

34. Эволюция крепостного права в России.

35. Старообрядчество в истории России.

36. Города России в XVI в.: традиционные и новые черты.

37. Церковный раскол как религиозный и социокультурный феномен.

38. Современники и историки о спорных проблемах крестьянских движений в России в XVII-XVIII вв.

39. Оценка петровских преобразований в отечественной историографии.

40. Попытка масштабной модернизации страны в I четверти XVII века.

41. Политика Петра I и Ивана IV: сравнительная характеристика.

42. Цели, методы, итоги петровских преобразований.

43. «Петровская революция» в области культуры и быта.

44. Петровские реформы в оценках западников и славянофилов.

45. Альтернативы исторического развития послепетровской России.

46. Царский двор времен Екатерины II: обычаи, нравы, культурные ориентиры.

47. Империя против империи: Россия и наполеоновская Франция.

48. Внутренняя политика Александра I: от либеральных реформ к реакции.

49. «Дней Александровых прекрасное начало».

50. Основные проблемы Отечественной войны 1812 г. в освещении российских и французских историков.

51. Движение декабристов в оценке современников и историков.

52. М.М. Сперанский. Портрет государственного деятеля.

53. Современники и историки об эпохе 1820-1850-х гг.

54. Русские мыслители XIX века о месте и роли России в мировой истории.

Россия и Кавказ в XIX веке: новые подходы к проблемам взаимоотношений

Содержание модуля 2

Модуль 2

Российская империя во второй половине XIX – начале XX1 вв., основные этапы истории СССР и становление новой Российской государственности

В результате изучения модуля студенты должны:

· Понимать:

1. Смысл формулы «Россия – страна «второго эшелона» развития капитализма;

2. Объективную потребность индустриальной модернизации и буржуазного реформирования России;

3. Содержание охранительной, либеральной, революционной альтернатив российским «реформам сверху» в России;

4. Глубинные причины трёх российских революций.

5. Критерии периодизации истории советского общества;

6. Эволюцию экономического и политического строя СССР;

7. Причины и обстоятельства распада СССР;

8. Основные направления радикального реформирования в современной России.

· Уметь:

1. Различать причины и поводы для массовых и революционных движений;

2. Анализировать варианты общественного развития России в конце XIX – начале XX1 вв.;

3. Выполнить самостоятельную аналитическую работу на основе изучения исторических источников и литературы;

4. Ориентироваться в исторической географии по вопросам, относящимся к Московскому царству и Российской империи.

5. Объяснить достижения и недостатки советского общества;

6. Выявлять преемственность досоветского, советского и постсоветского экономического, социального и политического устройства России;

7. Выполнить самостоятельную аналитическую работу на основе изучения исторических источников и литературы;

8. Ориентироваться в исторической географии по вопросам, относящимся к Советской России, СССР и современной РФ.

 

· Понимать, знать, использовать:

1. Основные термины, относящиеся с истории Российской империи, Советской России и Советского Союза, современным реформам в России;

2. Хронологический ряд, относящийся к истории России второй половины XIX – начала XX1 веков, Советской России и Советского Союза, современным реформам России.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных