Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Темы, по которым предусмотрена внеаудиторная работа студентов.




· Основные этапы организации общественных сил России

· Теория «официальной народности»

· Западники и славянофилы

· Народничество

· Марксистское течение. Г.В. Плеханов, В.И. Ленин

· Особенности российского капитализма

· Индустриализация «снизу»

· Политические партии в России начала XX века

· Кризис власти в условиях мировой войны и его истоки

· Выход России из мировой войны

· Первая волна русской эмиграции

 

ü Структура и экономические основы советского политического режима.

ü Образование СССР.

ü Советская внешняя политика. Укрепление обороноспособности СССР в предвоенный период.

ü Консолидация общества в годы войны.

ü «Демократический импульс» войны.

ü Распад антигитлеровской коалиции после второй мировой войны.

ü Ускоренное развитие отраслей ВПК.

ü Корейская война 1950 – 1953 гг. и Советский Союз.

ü Значение XX и XXII съездов КПСС.

ü Диссидентское движение.

ü «Новое политическое мышление» и изменение геополитического положения СССР.

ü Конституция РФ 1993 г.

ü Социальная цена и первые результаты реформ.

ü Россия в системе мировой экономики и международных связей.

Задания, предлагаемые студентам:

Конспект, индивидуальное домашнее задание, реферат

Форма отчетности:

Сдача индивидуального задания в течение 7 учебных дней со дня выдачи, сдача реферата в течение 1 месяца с момента выбора темы.

Проблемные вопросы.

Модуль 2.

1. Какие факторы определили условия крестьянской реформы 1861 г.? Могла ли эта реформа быть более радикальной?

2. Почему самодержавие, отменяя крепостное право, не разрушило крестьянскую общину?

3. Почему Александр II не предоставил земствам политических прав?

4. Почему Александра II, царя – освободителя, убили?

5. Определите «плюсы» и «минусы» реформ С.Витте и П.Столыпина.

6. Какова роль российского самодержавия в капиталистической модернизации страны?

7. Дайте оценку Манифесту 17 октября 1905 г. Какое влияние он оказал на изменение системы российского самодержавия? Чем характеризуется система политических партий, возникшая в России? Какие из этих партий можно назвать консервативными, либеральными, социалистическими?

8. В чем состоят особенности российского парламентаризма?

9. Сравните замысел и итоги столыпинских реформ. Почему они не были завершены?

10. Сравните революцию 1905 – 1907 гг. и Февральскую революцию 1917 г. В чем их сходство и различие?

11. От чего зависел выбор пути общественного развития России после Февральской революции?

12. Почему относительная консолидация общественно-политических сил, достигнутая в ходе Февральской революции, сменилась их нараставшей поляризацией?

13. Почему Временное правительство так и не сумело стать сильной властью?

14. Можно ли было предотвратить Октябрьскую революцию? Если да, то когда и как?

15. Является ли Октябрь 1917 г. чисто российским феноменом или он был каким-то образом связан с общеевропейским кризисом?

16. В чем заключалась сила и слабость Белого движения?

17. Почему большевики победили в гражданской войне? Каковы итоги гражданской войны в России?

18. Каковы основные черты «военного коммунизма» и являлось ли его введение следствием лишь утопических воззрений большевиков?

19. Почему курс на непосредственный переход к социализму на основе военно-коммунистических методов оказался несостоятельным?

20. Почему можно говорить о том, что НЭП задумывалась как долговременная стратегия партии? Какие основные стимулы в развитии экономики были обусловлены проведением в жизнь НЭПа?

21. Какие противоречия порождала нэповская модель развития страны? В чем заключались причины свертывания НЭПа?

22. Какой принцип был положен в основу создания СССР? Какие этапы можно выделить в создании СССР? Мог ли Советский Союз быть действительно федеративным государством?

23. Почему Сталин смог победить своих политических оппонентов?

24. В чем вы видите плюсы и минусы форсированной индустриализации?

25. Существовала ли взаимосвязь между форсированной индустриализацией и сплошной коллективизацией? Если да, то как?

26. В чем вы видите объективные причины утверждения в СССР тоталитарного режима? Какие субъективные факторы способствовали этому?

27. При помощи каких механизмов сталинский режим держал советский народ в 30-е гг. с состоянии повышенной мобилизационной готовности?

28. Как можно определить сущность общественной системы, сложившейся в СССР к концу 30-х гг.? Под воздействием каких факторов и традиций она формировалась?

29. Какая существовала взаимосвязь между процессами, протекавшими в мире в 30-е гг. и социально-экономическим, политическим развитием СССР в этот период?

30. Охарактеризуйте заключенный 23 августа 1939 г. так называемый «Пакт Риббентропа-Молотова». В чем вы видите плюсы и минусы советско-германских отношений?

31. Каковы были основные причины второй мировой войны? В чем их сходство и различия с причинами первой мировой войны?

32. Почему послевоенная «оттепель» в международных отношениях завершилась «холодной войной»?

33. Какие тенденции проявлялись в массовом сознании после войны?

34. В чем причины развертывания Сталиным нового витка репрессий?

35. Почему послесталинское руководство сразу же начало реформы? Что общего и особенного в отношении к реформированию страны у Маленкова, Берии и Хрущева? Почему борьба за власть завершилась победой Хрущева?

36. Как вы бы в целом могли охарактеризовать период «оттепели»? Определите его место в последующей истории страны?

37. Чем вызвано появление диссидентского движения? Какую роль в истории страны оно сыграло?

38. Каковы основные результаты (отрицательные и положительные) периоды «застоя»?

39. Объясните, почему к середине 80-х гг. были исчерпаны возможности старой системы в СССР? Какие новации предложил М.С. Горбачев в политике и экономике?

40. В чем причины радикализации реформ в 1985-1990 гг.? дайте оценку основным этапам экономического реформирования в СССР за годы перестройки?

41. В чем проявился кризис политики перестройки 90-х гг.? почему её реализация привела к нарастанию социально-политической напряженности в обществе?

42. Почему кризис советского общества в начале 90-х гг. привел к крушению СССР? Можно ли было сохранить Советский Союз?

43. Как вы оцениваете перемены в политической системе России, произошедшие за последние годы?

44. Почему в России произошло обострение межнациональных проблем? Каковы пути их решения?

 

Тестовые задания.

Модуль 2. Российская империя во второй половине XІX – начале XX вв., основные этапы развития СССР и становление новой российской государственности.

Тест №1.

Вариант 1.

1. Объяснить даты: 1853-1856, август 1914 года, 1 сентября 1917 года

2. К какому времени относится: начало царствования Александра ІІІ, издание Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка», создание РСФСР

3. Расставить по хронологии: а) отречение Николая ІІ, б) корниловский мятеж, в) создание Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов

4. Объяснить понятие: отмена крепостного права, думская монархия, СНК

5. Кто был первым марксистом в России?

 

 

Вариант 2.

1. Объяснить даты: 1855, 3 июня 1907 года, март 1919

2. К какому времени относится: отмена крепостного права, русско-японская война, провозглашение России республикой

3. Расставить по хронологии: а) принятие Конституции РСФСР, б) Морозовская стачка, в) Крымская война

4. Объяснить понятие: капитализм, контрреформы, ВСНХ

5. Кто такой М. Бакунин?

Вариант 3.

1. Объяснить даты: 19 февраля 1861 года, декабрь 1905 года, 1918-1920гг.

2. К какому времени относятся: судебная, земская и школьная реформа, деятельность второй Государственной Думы, открытие второго съезда Советов

3. Расставить по хронологии: а) принятие первой Конституции РСФСР, б) кровавое воскресение, в) реформы С.Ю. Витте

4. Объяснить понятие: марксизм, РСДРП(б), Антанта

5. С именем какого императора связаны контрреформы 80-х годов XІXв.?

Вариант 4.

1. Объяснить даты: 60-70-е года XІX века, 1885г., октябрь 1917 года

2. К какому времени относятся: контрреформы Александра ІІІ, третьеиюньский государственный переворот, окончательный разрыв союза большевиков с левыми эсерами

3. Расставить по хронологии: а) советско-польская война, б) Декрет о создании РККА, в) освобождение Крыма от Врангеля

4. Объясните понятие: земства, буржуазно-демократическая революция, Тройственный союз

5. Кто считается первым индустриализатором России?

 

 

Вариант 5.

1. Объяснить даты: 1855-1881, 1909-1910, 3 марта 1918 года?

2. К какому времени относятся: городская реформа, вторая буржуазно-демократическая революция в России, разгон Учредительного собрания

3. Расставить по хронологии: а) Морозовская стачка, б) принятие плана ГОЭЛРО, в) открытие второго съезда Советов

4. Объясните понятия: буржуазные реформы, кадеты, ВЦИК

5. Кто из российских императоров был назван освободителем?

Вариант 6.

1. Объясните даты: 1881-1894гг., февраль 1917 года, декабрь 1920 года

2. К какому времени относятся: создание группы «освобождение труда», первая российская революция, принятие второй Программы РКП(б)

3. Расставить по хронологии: а) Декрет о запрете партии кадетов, б) Брестский мир, в) разгон Учредительного собрания

4. Объяснить понятия: народничество, столыпинская аграрная реформа, ВЧК

5. Кто являлся лидером РСДРП(б)?

Вариант 7.

1. Объясните даты: 1883г., 1907-1912гг., 10-18 января 1918 года

2. К какому времени относятся: правление Александра ІІ, начало первой российской революции, заключение Брестского мира

3. Расставить по хронологии: а) русско-японская война, б) земская реформа, в) создание Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов

4. Объяснить понятия: политическая партия, империализм, Конституция

5. Кто являлся лидером партии кадетов?

 

Вариант 8.

1. Объясните даты: 1985г., апрель-июнь 1905 года, август 1917 года

2. К какому времени относится: деятельность революционных народников в России, период двоевластия, введение продразверстки

3. Расставить по хронологии: а) столыпинская аграрная реформа, б) создание группы «Освобождение труда», в) штурм Зимнего дворца

4. Объяснить понятия: эсеры, мировая война, Декрет о земле

5. Кто был последним российским императором?

 

Вариант 9.

1. Объясните даты: 1898г., 1904-1905гг., июнь 1917 года

2. К какому времени относятся: правление Александра ІІІ, деятельность І Государственной Думы, создание комбедов

3. Расставить по хронологии: а)введение всеобщей воинской повинности, б) отречение Николая ІІ от престола, в) принятие второй Программы РКП(б)

4. Объяснить понятия: пролетариат, октябристы, гражданская война

5. Кто такой В.И.Ленин?

Вариант 10.

1. Объясните даты: 1903г., февраль-октябрь 1917 года, декабрь 1920г.

2. К какому времени относятся: крымская война, деятельность 4-ой Государственной Думы, политика «военного коммунизма»

3. Расставить по хронологии: а) І съезд РСДРП, б) первая мировая война, в) издание Манифеста 17 октября «Об усовершенствовании государственного порядка»

4. Объяснить понятия:: буржуазия, вооруженное восстание, ГОЭЛРО

5. При каком императоре было отменено временнообязанное состояние бывших крепостных крестьян?

Вариант 11.

1. Объясните даты: 1881-1884г., 9 января 1905 года, март 1919 года

2. К какому времени относятся: создание Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», декабрьское вооруженное восстание в Москве, формирование первого Советского правительства

3. Расставить по хронологии: а) первый Всероссийский съезд Советов, б) разрыв РКП(б) с левыми эсерами, в) начало правления Николая ІІ

4. Объяснить понятия: забастовка, большевизация Советов, Декрет о мире

5. Кто такой Л. Троцкий?

 

Вариант 12.

1. Объясните даты: 1856г., 1907г., весна 1918 года

2. К какому времени относятся: циркуляр о кухаркиных детях, первая российская революция, деятельность 1V Государственной Думы

3. Расставить по хронологии: а) деятельность ІІ государственной Думы, б) провозглашение России республикой, в) правление Александра ІІ

4. Объяснить понятия: рабочее движение, отруба и хутора, двоевластие

5. Кто возглавил Временное правительство в октябре 1917 года?

Вариант 13.

1. Объясните даты: 90е-годы XIX века, 25-26 октября 1917 года, 1919 год

2. К какому времени относятся: начало аграрно-крестьянской реформы Александра ІІ, второй съезд РСДРП, создание РККА

3. Расставить по хронологии: а) контрреформы Александра ІІІ, б) гражданская война в России, в) третьеиюньский государственный переворот

4. Объяснить понятия: выкупные платежи, Советы рабочих и солдатских депутатов, национализация средств производства

5. Кто был первым председателем ВЧК?

Вариант 14.

1. Объясните даты: 1894г., 1912г., июль 1918 года

2. К какому времени относится: действие отработочной системы, восстание на броненосце «Потемкин», создание ВЧК

3. Расставить по хронологии: а) корниловский мятеж, б) отмена крепостного права, в) образование РСФСР

4. Объяснить понятия: отрезки, республика, революционная ситуация

5. Кто такой А.И. Колчак?

Вариант 15.

1. Объясните даты: март 1881 года, 1906г., ноябрь 1917 года

2. К какому времени относится: начало индустриализации в России, появление политических партий в России, правление Александра ІІІ

3. Расставить по хронологии: а) заключение Брестского мира, б) правление Александра ІІІ, в) ІІ съезд РСДРП

4. Объяснить понятия: демократия, большевики, конфискация помещичьих земель

5. Кто был лидером партии левых эсеров?

Вариант 16.

1. Объясните даты: 1864, 1903, 1914-1918гг.

2. К какому времени относится: городская реформа Александра ІІ, начало парламентаризма в России, передача земли в пользование крестьянам по декрету о земле

3. Расставить по хронологии: а) создание Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», б)русско-японская война, в)открытие Учредительного Собрания

4. Объяснить понятия: социал-демократия, корниловщина, экспроприация средств производства

5. Кто являлся инициатором массового железнодорожного строительства в России?

Вариант 17.

1. Объясните даты: 1859-1861гг., октябрь 1905г., 12 апреля 1919 года

2. К какому времени относятся: массовое «хождение в народ», октябрьская всероссийская политическая стачка, первый коммунистический субботник

3. Расставить по хронологии: а) деятельность I Государственной Думы, б) период двоевластия, в) отмена временнообязанного состояния бывших крепостных крестьян

4. Объяснить понятия: урбанизация, политические права и свободы, интервенция

5. С чьим именем связана аграрная реформа 1906-1910 гг.?

 

Вариант 18.

1. Объясните даты: 1874г., 1910г., июль 1918г.

2. К какому времени относятся: введение всеобщей воинской обязанности, начало столыпинской аграрной реформы, принятие Декрета о мире

3. Расставить по хронологии: а) февральская революция в России, б) начало правления Александра ІІ, в) деятельность III Государственной Думы

4. Объяснить понятия: рабочий вопрос, большевизация советов, «белое движение»

5. Кто такой С.Ю.Витте?

Вариант 19.

1. Объясните даты: 1893г., апрель 1917г., декабрь 1917г.

2. К какому времени относятся: Создание Совета рабочих депутатов в Иваново-Вознесенске, оборона Шипки и осада Плевны, запрещение партии кадетов

3. Расставить по хронологии: а)вступление России в Антанту, б) роспуск II Государственной Думы, в) расстрел царской семьи

4. Объяснить понятия: народовольцы, всеобщее избирательное право, империалистическая война

5. Кто такой Л.Г.Корнилов?

Вариант 20.

1. Объясните даты: 1877-1878г., июнь 1905г., июнь 1917г.

2. К какому времени относится: проект создания Государственной Думы, Брусиловский прорыв, мятеж чехословацкого корпуса

3. Расставить по хронологии: а)запрещение партии кадетов, б) поход генерала Юденича на Петроград, в) перевод крестьян на обязательный выкуп

4. Объяснить понятия: урбанизация, революционная ситуация, реформы С.Ю. Витте

5. Кто такая М.А. Спиридонова?

 

Тест № 2.

Вариант 1.

1. Объясните даты: март 1921г., 8 мая 1945г., 1985-1991гг.

2. К какому времени относятся: Генуэзская конференция, XX съезд КПСС, распад СССР

3. Выбрать верный ответ:

По Брестскому миру в 1918 г. Советская Россия потеряла территории:

А) Польши, Литвы, часть Латвии и часть Белоруссии

Б) Финляндии, Польши, Грузии

В) Латвии, Литвы, Эстонии

Г) Эстонии, часть Польши, Армении

4. Выбрать верный ответ

Осуществление политики коллективизации привело к

А) созданию крупной кооперативной собственности в деревне

Б)прекращению продажи зерна за границу по низким ценам

В) переходу на денежную систему оплаты труда колхозников

Г)передаче МТС бесплатно колхозам

 

5. Объяснить понятия: наркомат, унитарное государство, глобализация

 

Вариант 2

1. Объясните даты: апрель-май 1922г., 1956г., август1991г.

2. К какому времени относятся: X съезд РКП(б), Тегеранская конференция, «шоковая терапия»

3. Выбрать верный ответ:

Важным внешнеполитическим событием 1939 года было заключение СССР:

А)пакта о ненападении с Германией

Б)мира с Японией

В)договора с Японией

Г)договора с Польшей

4. Выбрать верный ответ:

Что было одной из причин ухудшения положения в сельском хозяйстве СССР к началу 1960гг.?

А)введение рыночных отношений

Б)принудительная скупка скота у колхозников

В)развитие фермерских хозяйств

Г)сокращение посевных площадей

5. Объяснить понятия: «великий перелом», Карибский кризис, косыгинская реформа.

 

Вариант 3

1. Объясните даты: 1922г., 2 сентября 1945г., август 1998г.

2. К какому времени относится: начало форсированной индустриализации в СССР, Сталинградская битва, принятие конституции «развитого социализма»

3. Выбрать верный ответ:

Лозунг «За Советы без коммунистов!» выдвигался в 1921 году участниками

А)кронштадского восстания моряков и рабочих

Б)восстания крестьян в Сибири

В)мятежа левых эсеров

Г)первого Всесоюзного съезда Советов при образовании СССР

4. Выбрать верный ответ

К последствиям политики перестройки в СССР относится

А)обострение межнациональных отношений

Б)укрепление отношений центральной и республиканских властей

В)милитаризация

Г)подъем промышленного производства

 

5. Объяснить понятия: продналог, тоталитарное государство, НТР

 

Вариант 4

1. Объясните даты: 1924г., 9 мая 1905г., 12 июня 1990г.

2. К какому времени относится: Раппальский договор, полет Ю.А. Гагарина в космос, образование СНГ

3. Выбрать верный ответ:

Программа перехода СССР к рыночной экономике, названная «500 дней», была разработана

А)Н. Рыжковым, Л. Абалкиным

Б)Г. Явлинским, С. Шаталиным

В)Н. Рыжковым, В. Павловым

Г) М. Горбачевым, Б. Ельциным

4. Выбрать верный ответ

Что из перечисленного относилось к причинам смещения Н.С. Хрущева со всех постов в 1964 году?

А)стремление групп партийных руководителей к власти

Б)ввод войск ОВД в Чехословакию

В)смена руководства КПСС

Г)принятие курса на переход к рыночной экономике

 

5. Объяснить понятия: НЭП, сплошная коллективизация, ново-огаревский процесс.

Вариант 5

1. Объясните даты: 1928-1932, 1949, 1964-1982 годы

2. К какому времени относятся: кронштадтский мятеж, Курская битва, выборы первого Президента в России

3. Выбрать верный ответ:

В Конституции 1924 года СССР был провозглашен

А)федерацией республик

Б)союзом автономий

В)конфедерацией регионов

Г)унитарным государством

4. Выбрать верный ответ

Что из перечисленного относится к понятию НЭП?

А)укрепление государственного сектора экономики

Б)укрепление командно-административной системы

В)развитие элементов рыночной экономики

Г)продолжение политики «военного коммунизма»

 

5. Объяснить понятия: РСФСР, раскулачивание, концепция «развитого социализма»

 

Вариант 6

1. Объясните даты: 5 декабря 1936 года, 1957г., октябрь 1993г.

2. К какому времени относятся: переход к НЭП, безоговорочная капитуляция фашистской Германии, дефолт

3. Выбрать верный ответ:

Завершение коренного перелома в Великой Отечественной войне связано с

А)Курской битвой

Б)Сталинградской битвой

В)битвой под Москвой

Г)освобождением Киева

4. Выбрать верный ответ:

Политика создания в СССР государственного крупного сельского хозяйства взамен массы индивидуальных хозяйств называлась

А)коллективизацией

Б)кооперированием

В)социализацией

Г)национализацией

 

5. Объяснить понятия: денационализация, форсированная индустриализация, период «застоя»

 

Вариант 7.

1. Объясните даты: декабрь 1927 года, март 1953 года, март 1990 года

2. К какому времени относятся: образование СССР, окончание второй мировой войны, августовский путч ГКЧП

3. Выбрать верный ответ:

Крупнейшее танковое сражение в Великой Отечественной войне произошло в ходе битвы

А)под Москвой

Б)за Кавказ

В)Курской

Г)Сталинградской

4. Выбрать верный ответ

Для НЭПа характерно

А)распределение по уравнительному принципу

Б)развитее всех форм кооперации

В)введение продразверстки

Г)запрещение наемного труда

 

5. Объяснить понятия: СССР, разрядка международной напряженности, «шоковая терапия»

 

Вариант 8.

1. Объясните даты: 1930, 1955, декабрь 1991 годы

2. К какому времени относятся: смерть В.И. Ленина, начало битвы под Москвой, принятие Конституции РФ

3. Выбрать верный ответ:

Какое событие означало окончание процесса разрядки международной напряженности в 1970-е годы?

А)ввод войск в Чехословакию

Б)ввод советских войск в Афганистан

В)Карибский кризис

Г)война в Корее

4. Выбрать верный ответ

Курс на сплошную коллективизацию сельского хозяйства означал

А)создание агрогородов в сельском хозяйстве

Б)передачу всей земли совхозам

В)переселение в деревню рабочих

Г)объединение единоличников в колхозы

 

5. Объяснить понятия: федеративное государство, КПСС, десоветизация

Вариант 9.

1. Объясните даты: 1933-1937гг., сентябрь 1964 года, начало 1992 года

2. К какому времени относятся: первая советская пятилетка, советско-финская война, принятие Декларации о государственном суверенитете России

3. Выбрать верный ответ:

5-6 декабря 1941 года началось контрнаступление Красной Армии под

А)Киевом

Б)Москвой

В)Ленинградом

Г)Сталинградом

4. Выбрать верный ответ

Понятие «культурной революции», проводившейся в СССР, означало

А)полный разрыв с национальными традициями в союзных республиках

Б)сохранение прежнего содержания школьного образования

В)отказ от родного языка в пользу русского в школах

Г)политизацию и идеологизацию

 

5. Объяснить понятия: кулачество, вторая мировая война, ГКЧП

Вариант 10.

1. Объясните даты: 1 сентября 1939 года, 12 апреля 1961 года, 12 декабря 1993 года

2. К какому времени относятся: сплошная коллективизация в СССР, смерть И.В. Сталина, период «перестройки»

3. Выбрать верный ответ:

Верховным Главнокомандующим в годы Великой Отечественной войны был

А)Г.К Жуков

Б)И.В. Сталин

В)К.Е. Ворошилов

Г)С.М. Буденный

4. Выбрать верный ответ

Причиной перехода СССР и США на рубеже 1960-1970-х годов к политике разрядки был(о)

А)отказ СССР от влияния на страны Западной Европы

Б)достижение военно-стратегического паритета СССР и США

В)выдвижение в СССР концепции мирного сосуществования

Г)установление отношений дружбы и партнерства между СССР и США

 

5. Объяснить понятия: советская пятилетка, Лига Наций, радикальные экономические реформы

Вариант 11.

1. Объясните даты: 22 июня 1941 года, 1965-1970, 1996 годы

2. К какому времени относится: принятие второй Конституции СССР, запуск первого искусственного спутника земли, совещание по безопасности и сотрудничеству в Хельсинки

3. Выбрать верный ответ:

Первым президентом СССР был

А)Б.Н.Ельцин

Б)В.С. Черномырдин

В)М.С. Горбачев

Г)Е.Т. Гайдар

4. Выбрать верный ответ

Причиной, способствовавшей установлению дипломатических отношений стран Запада с Советской Россией в середине 1920-х гг., являлось

А)стремление завоевать советский рынок

Б)стремление прекратить деятельность Коминтерна

В)требование русской эмиграции снять блокаду Советской России

Г)стремление вернуть долги царского правительства

 

5. Объяснить понятия: политика «мирного сосуществования», стахановское движение, Продовольственная Программа СССР

Вариант 12.

1. Объясните даты: декабрь 1941г., 1962, 1979гг.

2. К какому времени относится: замена продразверстки продналогом, Парад Победы в Москве, экономическая реформа А. Н. Косыгина

3. Выбрать верный ответ:

С какими именами связано начало освоения космоса

А)А. Туполев, С.Ильюшин

Б)С. Королев, Ю. Гагарин

В)С. Вавилов, Т. Лысенко

Г)И. Курчатов, А. Сахаров

4. Выбрать верный ответ

К причинам кризисных явлений в экономике СССР в 1970-е года в первой половине 1980-х гг. относилось

А)господство командно-административной системы

Б)материальное стимулирование труда

В)введение частной собственности

Г)проведение экономических реформ с середины 1960-х гг.

 

5. Объяснить понятия: теория «мировой революции», ОВД, дефолт

 

Вариант 13.

1. Объясните даты: 1930-е гг., 7 октября 1977г., апрель 1991 года

2. К какому времени относятся: начало второй мировой войны, «хрущевская оттепель», Чернобыльская авария

3. Выбрать верный ответ:

В феврале 1945 года состоялась встреча глав правительств трех союзных держав в

А)Москве

Б)Тегеране

В)Ялте

Г)Потсдаме

4. Выбрать верный ответ

Результатом процесса разрядки международной напряженности в 1970-е гг. было

А) установление сотрудничества СССР с НАТО

Б)прекращение всех вооруженных конфликтов

В)принятие резолюции ООН об уничтожении ядерного оружия

Г)проведение в городе Хельсинки Совещания по безопасности и сотрудничестве в Европе

 

5. Объяснить понятия: колхоз, совнархоз, «период перестройки»

Вариант 14.

1. Объясните даты: ноябрь 1942гг.-февраль 1943 г., 1968, 1982гг.

2. К какому времени относятся: начало Великой Отечественной войны, событие в Новочеркасске, деятельность Б.Н. Ельцина на посту Президента РФ

3. Выбрать верный ответ:

Что объединяет имена Г.М. Маленкова, А.Н. Косыгина, Н.И. Рыжкова

А)участие в «антипартийной» группе после смерти И. В. Сталина

Б)пребывание на посту Генерального секретаря ЦК КПСС

В)проведение радикальных экономических реформ

Г)пребывание на посту главы правительства СССР

4. Выбрать верный ответ

Укажите причины перехода СССР в середине 80-х гг. к политике «перестройки»

А)резкое обострение международной обстановки

Б)необходимое освоение территории Сибири и Дальнего Востока

В)затяжной политический и экономический кризис

Г)массовые демонстрации населения

 

5. Объяснить понятия: НЭП, культурная революция, президентская республика

Вариант 15.

1. Объясните даты: 1921г., февраль 1945 года, 1989г.

2. К какому времени относится: стахановское движение, корейская война, смерть Л.И. Брежнева

3. Выбрать верный ответ:

Важным событием 1944 года было

А)полное освобождение Ленинграда от блокады

Б)образование ООН

В)объявление Советским Союзом войны Японии

Г)поражение фашистских войск под Курском

4. Выбрать верный ответ

К последствиям политики гласности в СССР в 1985-1991 г. относится

А)начало реабилитации жертв сталинских репрессий

Б)падение интереса к истории социалистического общества

В)отмена секретности государственных тайн

Г)осознание обществом сущности тоталитарной системы

 

5. Объяснить понятия: Советский Союз, хлебозаготовительный кризис 1927-1928 гг., «холодная война».

Вариант 16.

1. Объясните даты: рубеж 20-30-х годов ХХ века, июль 1943 года, 1953-1964гг.

2. К какому времени относится: принятие СССР в Лигу Наций, ялтинская конференция, избрание Президентом РФ В.В. Путина

3. Выбрать верный ответ:

ХХ съезд КПСС обосновал и закрепил положение о

А)мирном сосуществовании двух систем

Б)переходе к политике гласности

В)переходе к рыночным отношениям

Г)»новом политическом мышлении»

4. Выбрать верный ответ

Что из названного было одной из причин сепаратистских тенденций в национальных регионах СССР в конце 1980-х – начале 1990-х гг.

А)неэффективность реформ, проводимых в период перестройки

Б)нарастающее усиление центральной власти

В)стремление руководства союзных республик изменить Конституцию СССР

Г)отсутствие экономической поддержки Россией союзных республик

 

5. Объяснить понятия: оппозиция, Верховный Совет СССР/РСФСР, военно-промышленный комплекс

 

Вариант 17.

1. Объясните даты: 1934г., 7 ноября 1941 года, 26 апреля 1986 года

2. К какому времени относится: хлебозаготовительный кризис, Потсдамская конференция, избрание первого Президента СССР

3. Выбрать верный ответ:

Программа освоения в СССР целинных и залежных земель была принята по инициативе

А)Л.И. Брежнева

Б)Ю.В. Андропова

В)Н.С. Хрущева

Г)М.С. Горбачева

4. Выбрать верный ответ

Что было причиной возникновения забастовочного движения в СССР в конце 1980-х годов.

А)переход к радикальной экономической реформе

Б)введение уголовного наказания за опоздание на работу

В)тяжелые условия жизни и труда рабочих

Г)создание системы территориальных совнархозов

 

5. Объяснить понятия: машинно-тракторные станции, десталинизация, СНГ.

Вариант 18.

1. Объясните даты: январь 1924 г., 1946г., 1961г.

2. К какому времени относится: выбор стратегии строительства социализма в одной стране, исключение СССР из Лиги Наций, освоение целины

3. Выбрать верный ответ:

Конституция РФ принята 12 декабря 1993 года

А)Президентом РФ

Б)Верховным Советом РФ

В)Советом Федерации РФ

Г)всенародным голосованием

4. Выбрать верный ответ

Сталинградская битва положила конец коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны, так как

А)уже весной 1943г. был открыт Второй фронт

Б)фашистская Германия потерпела первое крупное поражение

В)гитлеровцы вывели свои войска из Прибалтики

Г)стратегическая инициатива перешла в руки Красной Армии

 

5. Объяснить понятия: совхоз, Совет Министров, приватизация

Вариант 19.

1. Объясните даты: 1939-1940 гг., вторая половина 50-х годов ХХ века, август 1998г.

2. К какому времени относится: политика раскулачивания, отставка Н.С. Хрущева, ввод войск ОВД в Чехословакию

3. Выбрать верный ответ:

Одним из важных событий в отношениях России с развитыми странами мира в 1990-е годы стало её вступление в

А)Лигу Наций

Б)Совет Европы

В)ООН

Г)НАТО

4. Выбрать верный ответ

Разоблачение культа личности Сталина на ХХ съезде КПСС привело к

А)реабилитации жертв репрессий

Б)проведению политики гласности

В)формированию многопартийности

Г)принятию новой модели построения социализма в СССР

 

5. Объяснить понятия: однопартийная политическая система, НКВД, политика гласности.

Вариант 20.

1. Объясните даты: конец 1920-начало 1921 года, 1944г., 1989г.

2. К какому времени относится: культурная революция, начало десталинизации, ввод войск в Чехословакию

3. Выбрать верный ответ:

Кто из советских военачальников принимал Парад Победы в Москве

А)К.Е. Ворошилов

Б)И.В.Сталин

В)Г.К.Жуков

Г)С.М. Буденный

4. Выбрать верный ответ

Результатом принятия административных мер по подъему производства в СССР в первые годы перестройки было

А)повышение в экспорте доли продукции машиностроения

Б)повышение производительности труда

В)увеличение потерь от брака на производстве

Г)повышение качества продукции

 

5. Объяснить понятия: ВКП(б), диктатура пролетариата, страны народной демократии

 

 

Терминологический минимум.

Российская империя во второй половине XIX – начале XX1 вв., основные этапы развития истории СССР и становление новой российской государственности.

Модернизация, индустриализация, буржуазные реформы, выкуп наделов, временнообязанное состояние крестьянства, рыночные отношения, рабочий вопрос, урбанизация, земства, народничество, марксизм, революционная ситуация, первая Российская революция, политические права и свободы, политическая партия, Государственная Дума, думская монархия, столыпинские реформы, реформы С.Ю. Витте, общенациональный кризис, мировая война, Февральская революция, Временное правительство, Петроградский Совет, большевики, ленинизм, СНК, ВЦИК, ВСНХ, национализация, гражданская война, интервенция, политика военного коммунизма, РСФСР.

НЭП, ВКП(б), КПСС, диктатура пролетариата, СССР, ГОЭРЛО, «хлебозаготовительный кризис», форсированная индустриализация, сплошная коллективизация, раскулачивание, колхоз, совхоз, культурная революция, пятилетка, Госплан, номенклатура, сталинизм, тоталитаризм, фашизм, Великая отечественная война, «демократический импульс» войны, «холодная война», НАТО, Организация Варшавского договора, политика мирного сосуществования, страны народной демократии, демократизация общественной жизни, десталинизация, «хрущевская оттепель», диссидентское движение, «период застоя», «перестройка», «новое политическое мышление», «нефтедоллары», «шоковая терапия», рыночная экономика, правовое государство, гражданское общество, Российская Федерация, СНГ.

 

Темы рефератов (модуль 2).

56. Великие реформы 60-70-х годов как второй принципиальный шаг к европеизации России.

57.Идеология великих реформ 1860-1870-х гг.

58.Реформы Александра II как составная часть мировых модернизационных процессов 60-70—х. годов XIX века.

59.Финансовые реформы в России в XIX-ХХ веках.

60.Образование в России в XIX веке.

61.Культура в России в XIX веке.

62.С.Ю. Витте и П.А. Столыпин – портреты реформаторов на фоне эпохи.

63.Либерализм в России: историческая перспектива

64.Народничество:теория и практика.

65.Политические партии в России: генезис, классификация, программы, тактика.

66.Идеология русского консерватизма.

67.Россия в европейской и мировой политике.

68.Власть и политические силы в России в 1917 году.

69.Гражданская война: цена народной трагедии.

70.Альтернативы общественного развития России в 1917 году.

71.Дискуссионые вопросы октябрьских событий в России.

72.Судьбы антибольшевистской оппозиции после октября 1917 года.

73.Красный и белый террор.

74.Проблемы интервенции в исторической литературе.

75.Дискуссионные проблемы первой мировой войны.

76.Воздействие октябрьских событий 1917 года в России на развитие мировой цивилизации.

77.И.В. Ленин в оценках историков.

78.»Сталинский социализм» и форсированная реконструкция общества.

79.Строительство социализма глазами «строителей».

80.«Великий перелом» глазами вождей.

81.Политические репрессии в СССР: истоки, масштабы, последствия.

82.Советская модель тоталитаризма.

83.Дискуссионные проблемы второй мировой войны и Великой Отечественной войны.

84.СССР в системе международных отношений в 30-е годы ХХ века.

85.Первый период Великой Отечественной войны в мемуарах участников военных действий.

86.Народы СССР в годы Великой Отечественной войны.

87.Антигитлеровская коалиция: проблемы взаимоотношений участников.

88.Итоги и последствия второй мировой войны.

89.Влияние международной обстановки послевоенных лет на внутреннюю жизнь советского общества.

90. «Холодная война»: истоки и уроки.

91.Советское общество и власть в послевоенное время: ожидания и реальность.

92.СССР в 1953-середине 1960 годов: демократическая и тоталитарная тенденции в развитии общества.

93.Русская православная церковь.

94.Н. Хрущев глазами современников и историков.

95.Феномен «оттепели» в общественно-политической и духовной жизни СССР в 1953-1964 годах.

96.Экономическая реформа А.Н. Косыгина.

97.Диссидентское движение в СССР: причины, направления, этапы развития.

98.Политический портрет Ю.В. Андропова.

99.Перестройка в СССР: дискуссии о необходимости и характере реформ.

100.Национальная политика в СССР в годы перестройки и её результаты.

101. «Новое политическое мышление»: предпосылки, проявления, последствия.

102.Эволюция идеологии перестройки.

103.Ельцинская эпоха в современной России: замыслы и реалии.

104.Политические партии и общественные движения на рубеже XIX-ХХ веков.

105.Современная Россия в начале XXI века.

Перечень вопросов к экзамену по курсу «Отечественная история».

1. Предмет и социальные функции исторической науки.

2. Россия и её место в мировом цивилизационном процессе.

3. Прародина славян и их этногенез.

4. Формирование Киевской Руси. Норманнская теория, её роль в русской истории.

5. Принятие христианства на Руси.

6. Особенности формирования феодальных отношений на Руси.

7. Русская культура в XI – первой трети XII вв.

8. Начало феодальной раздробленности на Руси.

9. Русская культура в XII - начале XIII в. Сочетание в культуре идей единства Руси, начало её регионального обособления.

10. Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII в.

11. Собирание Руси. Возвышение Москвы.

12. Становление Российского централизованного государства.

13. Иван IV и его реформы.

14. Опричнина. Иван Грозный и его время в российской историографии.

15. Характерные черты сформировавшегося российского типа феодализма, его отличия от западноевропейского.

16. Культура и быт России в XVI в.

17. Смутное время: причины, основные этапы, исторические итоги.

18. Стабилизация положения в стране при первых Романовых.

19. Культура и быт России в XVII в.

20. Предпосылки и начало преобразований Петра I. «Великое посольство» в Западную Европу. Первые петровские реформы.

21. Северная война, её итоги.

22. Государственные и церковные реформы. Социально экономические преобразования Петра I.

23. Итоги правления Петра I, его место в истории России.

24. Дворцовые перевороты 1725 – 1762 гг.

25. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.

26. Особенности правления Павла I.

27. Международное положение и внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII в.

28. Русская культура в XVIII в.

29. Александр I: трагедия реформатора.

30. Отечественная война 1812 г., её историческое значение.

31. Движение декабристов. Историческое место декабристов в общественном движении, их нравственное и политическое наследие.

32. Россия при Николае I. Общественное движение 30 – 50-х гг. XIX в.

33. Русская культура первой половины XIX в.

34. Великие реформы Александра II.

35. «Патриархальное правление» Александра III.

36. Внешняя политика России во второй половине XIX в.

37. Духовная жизнь России во второй половине XIX в.

38. Россия в начале XX в.: революция или реформы?

39. Первая русская революция 1905 – 1907 гг.

40. Столыпинская политика реформ.

41. Первая мировая война и участие в ней России.

42. 1917 г. в России: основные события, их характер и значение.

43. Культура России в начале XX в. (1900 - 1917).

44. Гражданская война в России. «Военный коммунизм».

45. Россия, СССР и международные отношения в 1920 – 1930-е гг.

46. Россия, СССР в период НЭПа.

47. СССР на пути форсированного строительства социализма (к. 20-х-30-е гг.).

48. Культура СССР в 20-30-е гг. XX в.

49. Великая Отечественная война советского народа в 1941 – 1945 гг.

50. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной и второй мировой войны.

51. Завершающий этап Великой Отечественной и Второй мировой войны. Источники и значение победы стран антигитлеровской коалиции.

52. СССР в послевоенные годы. Холодная война.

53. Варианты послесталинского развития. Реформы 50 – начала 60-х гг. XX в.

54. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений.

55. Советский Союз в 1985 – 1991 гг. Перестройка.

56. Распад СССР: причины и последствия. Становление новой российской государственности.

57. Социально – экономическое и политическое развитие России в 1990-е гг.: достижения и проблемы.

58. Проблемы развития России в ХХI в.

59. Россия в системе современных международных отношений.

 

Список литературы.

Основная:

1. Дворниченко А.Ю. История России. М., 2005

2. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А.История России. М., 2009

3. Зуев М.Н. История России. М., 2009

4. История России (Под редакцией Орлова А.С.). М., 2008

5. История России с древнейших времен до наших дней (Под ред. Сахарова А.Н.). М., 2008

6. История России с древнейших времен до наших дней (Под редакцией Сидорова А.В.). М., 2008

7. Кузнецов И.Н. Отечественная история. М., 2009

8. Федоров В.А. История России с древнейших времен до наших дней, М. 2009

9. Хрестоматия по истории Росси. М., 2007

 

Дополнительная литература.

1. Вишняков С.А. Культура России от Древней Руси до наших дней. М., 2006

2. История России (Под ред. Амона Г.А.). М., 2006

3. История России (Под ред. Радугина А.А.). М., 2007

4. История России (Под редакцией Семенниковой Л.И.) М., 2006

5. История России: от Рюрика до Путина. М., 2006

6. История русской культуры, М., 2006

7. Карпухина О.Н. Краткий курс по истории отечества. М., 2007

8. Кириллов В.А. История России. М., 2009

9. Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. М., 199

10. Кривошеев М.В. История России. М., 2005

11. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по истории. М., 1999

12. Расторгуев С.В. История России. М., 2006

13. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 2005

14. Учебно-методический комплекс по истории России. Компьютерный ресурс (составитель Бунин В.И.). Благовещенск, 2007

Приложения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных