Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ИСЛАМ В БАШКОРТОСТАНЕ.

© Р.У. Абдрахманов

Башкирский государственный университет.

Россия. Республика Башкортостан.

450074, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел. (34775) 5 83 33; 8 927 305 87 51.

E-mail: ab-rif24@mail.ru

 

Были рассматрены понятия об исламе, о мусульманах, о сути ислама. Кратко дана информация о родине и об основателе Ислама, суть призыва к Исламу. Археологические раскопки. Выводы ученого энциклопедиста М.И. Уметбаева: «Айдар хан- хан из башкир -основоположник Булгарского ханства и основоположник религии Ислам». Автор приводит данные из источников средневековья о распространении Ислама в Башкортостане до захвата Булгарского ханства ханом Тамерланом.

 

Ключевые слова: Ислам. Мусульмане. Родина Ислама. Пророк. Призыв «к старой новой вере». Исламские миссионеры во дворце Айдар хана. Археологические раскопки. Ислам во дворце ханов Булгара. Работа мударрисов из Булгар в медресе Средней Азии. Роль миссионеров из Средней Азии. Выводы.

 

Ислам (араб. – покорность) – одна из трех мировых религий, возникшая в 7 в. новой эры и во многом определившая историю, идейную и культурную жизнь составляющих более чем трех миллиардов людей населяющих нашу планету по настоящее время.

«Ислам есть выражение покорности Аллаху путем исповедания единобожия, проявление повиновения Ему с помощью выполнения определенных религиозных обязанностей и абсолютная непричастность к многобожию». [1. C. 16].

«Поистине, религия перед Аллахом – ислам». [2-18].

Людей принявших Ислам стали называть мусульманами (араб. муслим – предавшийся / Аллаху, то есть Богу /).

«(Суть) ислама в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммед – посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и совершил молитвы, и давал закят, и постился во время рамадана и совершил хадж к Дому (Аллаха), если сумеешь найти возможность (сделать это)». [3].

Родина Ислама – город Мекка Аравийского полуострова.

Основателем Ислама и первой общины мусульман, пророком и посланником Аллаха был Мухаммед.

“Пророк Мухаммед родился 22 апреля 571 г. (рождества христова) в городе Мекке в роде Хашим, относящемся к племени кураиш. [4. C. 21].

“Во время уединенных размышлений о смысле жизни и бренности бытия в маленькой пещере Хира на горе ан-Нур в окрестностях Мекки в конце священного для арабов месяца Рамазан Мухаммед получает первое Откровение от Бога через ангела Джибраиля. В результате Откровений (араб. Вах-и) Мухаммед узнает, что Бог (араб. Аллах) избрал (араб. Мустафа) его Своим Пророком (араб. Наби) и Посланником (араб. Расуль), призванным нести людям призыв к поклонению единому Богу”.

“Так начался призыв к “старой новой” вере – Исламу…“Старой”- эта вера является потому, что суть ее та же, что и смысл учений всех пророков и посланников Божьих и их последователей, от Адама до Иисуса Христа и апостолов – призыв к Единобожию (Таухид). “Новой” же эта вера считалась потому, что учения предыдущих пророков либо были искажены, либо забыты вовсе, а Книга (Коран), и закон (Шариат), ниспосланные Мухаммеду, были оригинальными и уникальными”. [4. C.29].

С этого дня появились первые люди, населенные пункты, племена, народы и государства поверившие проповеди Мухаммеда и принявшие Ислам. Ислам принят народами путем призывов, а не путем военных завоеваний арабов. Среди каннибал папуасов Новой Гвинеи многие годы прожил русский ученый христианин Миклухо-Маклай, однако общаясь с арабами прибывшими на торговых кораблях один единственный раз, они стали мусульманами. Так было всегда. Христофор Колумб, которого до сих пор считают открывателем американского континента, а о том, что его моряки уже тогда на острове Куба увидели мусульманские молельные дома - мечети.

В страну Булгар входили угро-финские и тюркоязычные народы населяющие право - и левобережье Волги в том числе башкиры проживающие на территории между Волгой и Приуральем.

Башкир Тукый был потомком Булгарского шаха Айли на 23-ем поколении.

Уникальные исторические данные приводит член Оренбургского отделения Русского географического общества, ученый энциклопедист М.И. Уметбаев.

Он пишет: “Тукый завоевал город Булгар, объявил себя первым ханом”.

После Тукый хана Страной Булгар стал править его сын Айдар хан. Во время его правления в Булгар прибыли три человека из мусульман-миссионеров Посланника Аллаха Мухаммеда, мир ему и благословение Аллаха. [5. C.230].

“Это были Габдрахман ибн Зубаир, Зубаир ибн Зейид и Талха ибн Гусман, которые по просьбе пророка Мухаммеда, мир ему и благословение Аллаха, на седьмом году хиджри отправились в путь и в 630 году прибыли во дворец Айдар хана в столицу Булгарского ханства.

Судьба одного из них не известна. Либо он остался во дворце хана Айдара, либо умер. Двое из них: Габдрахман ибн Зубаир и Зубаир ибн Зейид занимались проповедью Ислама у башкир проживающих недалеко от горы Нарыстау (запад Булгарского ханства - нынешняя территория Миякинского района Республики Башкортостан) и были похоронены на вершине этой горы.

По словам шейха Мухаммеда Назима Хаккани аль-Кипри именно они впервые проповедовали Ислам в государстве - Булгар, где правил хан из башкир Айдар-хан. [6. С. 24-25].

Если обратить внимание на историю Хисаметдина ибн Шарафутдина Муслими, то здесь упоминается о том, что башкиры приняли Ислам раньше многих своих соседей. Это было в 195 году по хиджри (по новому в 748 году), тогда как тюрки проживающие на территории Туркистана в 400-ых годах по хиджри (по греческому календарю в пределах 10-го века. [5. C. 198].

Со ссылкой на труды ученых, доктор исторических наук А.Б. Юнусова пишет: “Наиболее ранние свидетельства о связях (исторической территории – Р.А.) Башкортостана с миром Ислама относится к 8-9 вв. В 1945-1950 гг. археологом Р. Ахмеровым, краеведом П. Михайловым и П. Ищериковым проведились раскопки Левашовского могильника (Ишимбайский район РБ). Среди находок были три серебряных дирхема и золотой динар времен Омейядского и Аббасидского халифатов. Самые ранние монеты датируются 706 г. (золотой динар) и 712 г. (один из дирхемов. Отчеканены они при Омейядском правителе Валиде 1 (86-96 г.х.). …упомянутые дирхемы лежали в области грудной клетки. В парном погребении - … золотой динар, он относится к эпохе Аббасидов и отчеканен в Мавераннахре около 279 году по хиджре (892 г.) правителем аль-Махди Мухаммед аль-Хасан. Левашовский могильник представляет собой раннемусульман- ское кладбище … Судя по изношенности куфических дирхемов, они оказались, значительно позже чем были отчеканены, и распространились в степи южного Приуралья по “путям торговым – путям божьим”, то есть мы считаем – принесены арабами”, - писал в отчете П. Михайлов. Считать эти погребения раннемусульманскими позволяет не столько наличие в них арабских монет …, сколько трупоположение – на спине, руки вытянуты вдоль тела, головой на запад.

По сведениям М.В. Лоссиевского … в деревне Юмагузиной Стерлитамакского уезда среди монет на головном уборе одной башкирки также была обнаружена серебряная монета (дирхем) датируемая 112 г.х. (730 г.), “… на одной стороне которой написано: “Хан Кибитий 112 год”, а на другой: “Един бог …”, дальше разобрать невозможно””. [7. C.19, 20].

“При правлении башкир-айлинцев: Саит хане, Амир хане, Султанмурад хане, Салим хане, Ильгам хане в Булгаре уже была религия Ислам. При правлении хана Ильгама Булгарское государство в 1236 году было захвачено войсками Чингиз хана. Несмотря на это Булгарами правил Габдулла хан. Полностью ханское правление было низложено при правлении Галим бека. Многие башкиры-айлинцы были мударрисами в медресе крепости Кашан в пределах города Булгар. Имам Мирхаджи был имамом в крепости Кашан при правлении хана Баража.

Кул Гали был мударрисом в Хорезме, убегая от китайских войск прибыл в Ургенч, а потом к киргизам, далее к отцовскому дому в устье реки Зай. Автор книги “Киссаи Юсуф” Кул Гали умер во время захвата Казанского ханства Хромым Тимуром (Тамерланом)”. [5. C.230].

“На другом берегу реки Агидель был широко известен миссионер Ахмед Яссауи, который умер в 514 году хиджри. Около нынешней Уфы жил и проповедовал один из последователей Ахмеда Яссауи Хусаин Бек сын Гумер Бека, который был приглашен башкирским ханом Баражом. Он умер в 744 году хиджри. Похоронен у озера Акзиярат на берегу реки Дема, недалеко от деревни Шишмы.

Могилы и курганы миссионеров из Туркестана можно встретить в долинах рек Агидель, Демы и Уршак.

Хисамитдин бин Шарафитдин в своей истории пишет, что после того как Тамерлан (умер в 807 году) стал ханом, во сне увидел пророка Мухаммеда, мир ему и благословение Аллаха, который якобы поручил ему в землях мусульман восстановить систему Хаджи Ахмета и приказал покончить с противоречащими Исламу явлениями … Тамерлан только поэтому, пройдя через земли мусульман, проник в Среднюю Азию и Восточную Европу, перезимовал в долинах реки Агидель”. [5. C. 194].

“В своё время башкиры называли себя унгарами, русские – югорами. Они издревле жили по обе стороны Уральских гор. Когда-то в этих краях жили кипчаки-многобожники. Позже этих многобожников объединяясь с булгарскими народами башкиры притеснили и даже вместе приняли религию Ислам, стали себя называть булгарами …

В истории тюрков “Кунх аль-Ахбар”(“Суть известий”, т. 1, с. 242) упоминается, что у башкир когда-то были около 70-ти городов и крепостей (до нашествия войск Чингиз хана – Р.А.), по старому стилю приблизительно в 530 годах (1152 г.) приняли религию Ислам”. [5.C.195].

Выводы: “Значительная часть шелкового пути с 7 – 14 вв. находилась в руках … арабских купцов”. [8. C. 374].

После принятия ислама, мусульмане стали называться арабскими именами.

Нет сомнения в том, что башкиры во время нахождения войск Тамерлана на территории Башкортостана приняли Ислам в массовом порядке, и отказались от многобожия.

 

Список использованных источников.

1. Шейх Хафиз аль-Хаками. 200 вопросов по изучению ислама. М.; 2000. –С.16.

2. Коран. Семейство Имрана, 18.

3. Имам ан-Навави. ”Сорок хадисов”. М. 2001. С. 24.

4. Доктор Рахман. Краткая история Ислама”. –М.; UMMAH, 2002. – С. 21, 28-29.

5. М.И. Уметбаев. Памятки. На башк. языке. БКИ, Уфа. 1984. С. 230, 198, 230, 194-195, 197.

6. “Сподвижники на земле башкир”. Вечернняя Уфа. №24-25. 2011.

7. Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. –Уфа. 1999. – С. 19, 20.

8. БСЭ. 29. Третье издание. Москва. Издательство “Советская энциклопедия”. 1978. С. 374. Tags: Islam. Muslims. Homeland Islam. Prophet. The call " to the old new faith." Islamic missionaries in the palace Aidar Khan. Archaeological excavations. Islam in the palace of the khans of Bulgar. Work mudarris of Bulgar madrasah in Central Asia. The role of missionaries from Central Asia. Conclusions.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | СФЕРА УСЛУГ И ОСОБЕННОСТИ


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных