Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ИСЛАМ В БАШКОРТОСТАНЕ.

© Р.У. Абдрахманов

Башкирский государственный университет.

Россия. Республика Башкортостан.

450074, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел. (34775) 5 83 33; 8 927 305 87 51.

E-mail: ab-rif24@mail.ru

 

Были рассматрены понятия об исламе, о мусульманах, о сути ислама. Кратко дана информация о родине и об основателе Ислама, суть призыва к Исламу. Археологические раскопки. Выводы ученого энциклопедиста М.И. Уметбаева: «Айдар хан- хан из башкир -основоположник Булгарского ханства и основоположник религии Ислам». Автор приводит данные из источников средневековья о распространении Ислама в Башкортостане до захвата Булгарского ханства ханом Тамерланом.

 

Ключевые слова:Ислам. Мусульмане. Родина Ислама. Пророк. Призыв «к старой новой вере». Исламские миссионеры во дворце Айдар хана. Археологические раскопки. Ислам во дворце ханов Булгара. Работа мударрисов из Булгар в медресе Средней Азии. Роль миссионеров из Средней Азии. Выводы.

 

Ислам (араб. – покорность) – одна из трех мировых религий, возникшая в 7 в. новой эры и во многом определившая историю, идейную и культурную жизнь составляющих более чем трех миллиардов людей населяющих нашу планету по настоящее время.

«Ислам есть выражение покорности Аллаху путем исповедания единобожия, проявление повиновения Ему с помощью выполнения определенных религиозных обязанностей и абсолютная непричастность к многобожию». [1. C. 16].

«Поистине, религия перед Аллахом – ислам». [2-18].

Людей принявших Ислам стали называть мусульманами ( араб. муслим – предавшийся / Аллаху, то есть Богу /).

«(Суть) ислама в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммед – посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и совершил молитвы, и давал закят, и постился во время рамадана и совершил хадж к Дому (Аллаха), если сумеешь найти возможность (сделать это)». [3].

Родина Ислама – город Мекка Аравийского полуострова.

Основателем Ислама и первой общины мусульман, пророком и посланником Аллаха был Мухаммед.

“Пророк Мухаммед родился 22 апреля 571 г. (рождества христова) в городе Мекке в роде Хашим, относящемся к племени кураиш. [4. C. 21].

“Во время уединенных размышлений о смысле жизни и бренности бытия в маленькой пещере Хира на горе ан-Нур в окрестностях Мекки в конце священного для арабов месяца Рамазан Мухаммед получает первое Откровение от Бога через ангела Джибраиля. В результате Откровений (араб. Вах-и) Мухаммед узнает, что Бог (араб. Аллах) избрал (араб. Мустафа) его Своим Пророком (араб. Наби) и Посланником (араб. Расуль), призванным нести людям призыв к поклонению единому Богу”.

“Так начался призыв к “старой новой” вере – Исламу…“Старой”- эта вера является потому, что суть ее та же, что и смысл учений всех пророков и посланников Божьих и их последователей, от Адама до Иисуса Христа и апостолов – призыв к Единобожию (Таухид). “Новой” же эта вера считалась потому, что учения предыдущих пророков либо были искажены, либо забыты вовсе, а Книга (Коран), и закон (Шариат), ниспосланные Мухаммеду, были оригинальными и уникальными”.[4. C.29].

С этого дня появились первые люди, населенные пункты, племена, народы и государства поверившие проповеди Мухаммеда и принявшие Ислам. Ислам принят народами путем призывов, а не путем военных завоеваний арабов. Среди каннибал папуасов Новой Гвинеи многие годы прожил русский ученый христианин Миклухо-Маклай, однако общаясь с арабами прибывшими на торговых кораблях один единственный раз, они стали мусульманами. Так было всегда. Христофор Колумб, которого до сих пор считают открывателем американского континента, а о том, что его моряки уже тогда на острове Куба увидели мусульманские молельные дома - мечети.

В страну Булгар входили угро-финские и тюркоязычные народы населяющие право - и левобережье Волги в том числе башкиры проживающие на территории между Волгой и Приуральем.

Башкир Тукый был потомком Булгарского шаха Айли на 23-ем поколении.

Уникальные исторические данные приводит член Оренбургского отделения Русского географического общества, ученый энциклопедист М.И. Уметбаев.

Он пишет: “Тукый завоевал город Булгар, объявил себя первым ханом”.

После Тукый хана Страной Булгар стал править его сын Айдар хан. Во время его правления в Булгар прибыли три человека из мусульман-миссионеров Посланника Аллаха Мухаммеда, мир ему и благословение Аллаха. [5. C.230].

“Это были Габдрахман ибн Зубаир, Зубаир ибн Зейид и Талха ибн Гусман, которые по просьбе пророка Мухаммеда, мир ему и благословение Аллаха, на седьмом году хиджри отправились в путь и в 630 году прибыли во дворец Айдар хана в столицу Булгарского ханства.

Судьба одного из них не известна. Либо он остался во дворце хана Айдара, либо умер. Двое из них: Габдрахман ибн Зубаир и Зубаир ибн Зейид занимались проповедью Ислама у башкир проживающих недалеко от горы Нарыстау (запад Булгарского ханства - нынешняя территория Миякинского района Республики Башкортостан) и были похоронены на вершине этой горы.

По словам шейха Мухаммеда Назима Хаккани аль-Кипри именно они впервые проповедовали Ислам в государстве - Булгар, где правил хан из башкир Айдар-хан. [6. С. 24-25].

Если обратить внимание на историю Хисаметдина ибн Шарафутдина Муслими, то здесь упоминается о том, что башкиры приняли Ислам раньше многих своих соседей. Это было в 195 году по хиджри (по новому в 748 году), тогда как тюрки проживающие на территории Туркистана в 400-ых годах по хиджри (по греческому календарю в пределах 10-го века. [5. C. 198].

Со ссылкой на труды ученых, доктор исторических наук А.Б. Юнусова пишет: “Наиболее ранние свидетельства о связях (исторической территории – Р.А.) Башкортостана с миром Ислама относится к 8-9 вв. В 1945-1950 гг. археологом Р. Ахмеровым, краеведом П. Михайловым и П. Ищериковым проведились раскопки Левашовского могильника (Ишимбайский район РБ). Среди находок были три серебряных дирхема и золотой динар времен Омейядского и Аббасидского халифатов. Самые ранние монеты датируются 706 г. (золотой динар) и 712 г. (один из дирхемов. Отчеканены они при Омейядском правителе Валиде 1 (86-96 г.х.). …упомянутые дирхемы лежали в области грудной клетки. В парном погребении - … золотой динар, он относится к эпохе Аббасидов и отчеканен в Мавераннахре около 279 году по хиджре (892 г.) правителем аль-Махди Мухаммед аль-Хасан. Левашовский могильник представляет собой раннемусульман- ское кладбище … Судя по изношенности куфических дирхемов, они оказались, значительно позже чем были отчеканены, и распространились в степи южного Приуралья по “путям торговым – путям божьим”, то есть мы считаем – принесены арабами”, - писал в отчете П. Михайлов. Считать эти погребения раннемусульманскими позволяет не столько наличие в них арабских монет …, сколько трупоположение – на спине, руки вытянуты вдоль тела, головой на запад.

По сведениям М.В. Лоссиевского … в деревне Юмагузиной Стерлитамакского уезда среди монет на головном уборе одной башкирки также была обнаружена серебряная монета (дирхем) датируемая 112 г.х. (730 г.), “… на одной стороне которой написано: “Хан Кибитий 112 год”, а на другой: “Един бог …”, дальше разобрать невозможно””. [7. C.19, 20].

“При правлении башкир-айлинцев: Саит хане, Амир хане, Султанмурад хане, Салим хане, Ильгам хане в Булгаре уже была религия Ислам. При правлении хана Ильгама Булгарское государство в 1236 году было захвачено войсками Чингиз хана. Несмотря на это Булгарами правил Габдулла хан. Полностью ханское правление было низложено при правлении Галим бека. Многие башкиры-айлинцы были мударрисами в медресе крепости Кашан в пределах города Булгар. Имам Мирхаджи был имамом в крепости Кашан при правлении хана Баража.

Кул Гали был мударрисом в Хорезме, убегая от китайских войск прибыл в Ургенч, а потом к киргизам, далее к отцовскому дому в устье реки Зай. Автор книги “Киссаи Юсуф” Кул Гали умер во время захвата Казанского ханства Хромым Тимуром (Тамерланом)”. [5. C.230].

“На другом берегу реки Агидель был широко известен миссионер Ахмед Яссауи, который умер в 514 году хиджри. Около нынешней Уфы жил и проповедовал один из последователей Ахмеда Яссауи Хусаин Бек сын Гумер Бека, который был приглашен башкирским ханом Баражом. Он умер в 744 году хиджри. Похоронен у озера Акзиярат на берегу реки Дема, недалеко от деревни Шишмы.

Могилы и курганы миссионеров из Туркестана можно встретить в долинах рек Агидель, Демы и Уршак.

Хисамитдин бин Шарафитдин в своей истории пишет, что после того как Тамерлан (умер в 807 году) стал ханом, во сне увидел пророка Мухаммеда, мир ему и благословение Аллаха, который якобы поручил ему в землях мусульман восстановить систему Хаджи Ахмета и приказал покончить с противоречащими Исламу явлениями … Тамерлан только поэтому, пройдя через земли мусульман, проник в Среднюю Азию и Восточную Европу, перезимовал в долинах реки Агидель”. [5. C. 194].

“В своё время башкиры называли себя унгарами, русские – югорами. Они издревле жили по обе стороны Уральских гор. Когда-то в этих краях жили кипчаки-многобожники. Позже этих многобожников объединяясь с булгарскими народами башкиры притеснили и даже вместе приняли религию Ислам, стали себя называть булгарами …

В истории тюрков “Кунх аль-Ахбар”(“Суть известий”, т. 1, с. 242) упоминается, что у башкир когда-то были около 70-ти городов и крепостей (до нашествия войск Чингиз хана – Р.А.), по старому стилю приблизительно в 530 годах (1152 г.) приняли религию Ислам”. [5.C.195].

Выводы: “Значительная часть шелкового пути с 7 – 14 вв. находилась в руках … арабских купцов”. [8. C. 374].

После принятия ислама, мусульмане стали называться арабскими именами.

Нет сомнения в том, что башкиры во время нахождения войск Тамерлана на территории Башкортостана приняли Ислам в массовом порядке, и отказались от многобожия.

 

Список использованных источников.

1. Шейх Хафиз аль-Хаками. 200 вопросов по изучению ислама. М.; 2000. –С.16.

2. Коран. Семейство Имрана, 18.

3. Имам ан-Навави. ”Сорок хадисов”. М. 2001. С. 24.

4. Доктор Рахман. Краткая история Ислама”. –М.; UMMAH, 2002. – С. 21, 28-29.

5. М.И. Уметбаев. Памятки. На башк. языке. БКИ, Уфа. 1984. С. 230, 198, 230, 194-195, 197.

6. “Сподвижники на земле башкир”. Вечернняя Уфа. №24-25. 2011.

7. Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. –Уфа. 1999. – С. 19, 20.

8. БСЭ. 29. Третье издание. Москва. Издательство “Советская энциклопедия”. 1978. С. 374. Tags : Islam . Muslims . Homeland Islam . Prophet. The call " to the old new faith ." Islamic missionaries in the palace Aidar Khan. Archaeological excavations. Islam in the palace of the khans of Bulgar . Work mudarris of Bulgar madrasah in Central Asia . The role of missionaries from Central Asia . Conclusions.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | СФЕРА УСЛУГ И ОСОБЕННОСТИ

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных