Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Италийская философия

 

1) Пифагор и пифагорейский союз (школа)

2) Школа элеатов (г.Элея), элейцы

- Ксенофан

- Парменид

- Зенон.

3) Эмпедокл

 

На рубеже VI-Vвв до н.э. центр философии смещается из-за войн. После разгрома Милета центр философии переместился в Великую Элладу (Италию).

(X-VIIIвв до н.э. начинается великая греческая колонизация. Собственно греческие земли были освоены. Острая нехватка земель, перенаселенность = основаны колонии, города на Черном море. Италия – Великая Эллада.)

 

Пифагор – 570г. до н.э. – в 90-х гг. V в.– 497-493г.

 

Родился недалеко от Милета, на острове Самосе. Остров покинул, так как там установилась тирания. Много путешествовал, объехал весь Восток (около 30 лет). Осел в г.Кротоне в Великой Элладе.

К приезду Пифагора Кротон был в кризисе: политические группировки, которые боролись за власть = нет сельского хозяйства, потравы посевов, неурожай = социальные взрывы, в упадке торговля. С приездом Пифагора кротонцы осознали, что их путь – путь к гибели. Они обратились к Пифагору с просьбой написать законы жизни. Пифагор написал законы, которые жители исполняли. Кротон поднялся, стал процветать. Пифагор установил смену власти, неприкасаемые законы (собственности, налогах) = политическое спокойствие = развитие сельского хозяйства, торговли. Греки очень уважали победителей Олимпийских Игр, граждане Кротона имели большое количество олимпийских чемпионов.

 

Пифагор основал школу (союз). 2-ступенчатая школа:

I – акусматики – поучение Пифагора,

II – математики.

I – Первоначальное образование, допускались женщины (впервые).

II – знания считались темными, особенно важными, разглашение каралось смертью. В школе не разрешалось говорить. Пифагор считал, что первые годы учения ученик ничего вразумительного говорить не может.

 

Первоначало – число. Все в мире можно вычислить в формуле = в основе формулы – число = основа – число.

Мыслительно-числовая структура космоса: космос как гармоничная система, основа – число.

Пифагорейцы видели в числе и математических отношениях объяснения скрытого смысла явлений, законов природы. Они изучали зависимость характера звучания музыкальных инструментов от длины струн; искали простые числовые отношения в геометрии и астрономии.

Идея метемпсихоза – идея переселения душ человека после смерти в тела других существ; он завез эту идею с Востока.

 

Учение Пифагора о мире пронизано мифологическими представлениями. По учению Пифагора, мир – живое и огненное шаровидное тело. Мир вдыхает из окружающего беспредельного пространства пустоту, или, что для Пифагора то же самое, воздух. Проникая извне в тело мира, пустота разделяет и обособляет вещи.

 

Пифагоризм – несколько этапов:

I этап – VIв. – в основном занимался политикой, пифагорейцы приходили к Пифагору на симпосиумы (попойку). Килон – богатый житель Кротона – устроил заговор. Пифагор спасся от пожара и гибели.

II этап – Vв. – занимаются наукой,

III этап – IVв. – занимаются философией.

 

К концу IVв. пифагорейство как самостоятельное явление исчезает, внедряется в греческую культуру и пропитывает ее.

 

Элеаты – Низкая классика (6 в. до н.э.):

Ксенофан – Идея = Бог

Парменид – Бытие = Идея

Зенон

 

Ксенофан (ок.565-473 до н.э.) – непрофессиональный философ, несостоявшийся литератор.

(симпосий (греч) – мужская пьянка; параситы (греч) – нахлебники: бедные греческие литераторы, приглашались за еду)

Всю жизнь (прожил почти сто лет) был очень бедным, скитался по различным городам Греции в качестве рапсода. На закате дней поселился в Элее. Изложил свое учение стихами.

Ксенофан высказал ряд оригинальных для своего времени мыслей:

Идея происхождения Земли из моря. В качестве аргументов он ссылался на то, что в отдалении от моря (в горах) находят раковины, а на камнях – отпечатки рыб и растений.

Учение о бездонности земли. Учение о естественной природе светил: солнце составлено из мелких искорок, звезды возникают из воспламенившихся облаков; море – отец облаков, ветров и рек, люди родились из земли и воды.

Подверг критике господствующие представления о множестве богов. Выступал против антропоморфических элементов в религии, высмеивал богов в человеческом виде. Он считал, что бог ни телом, ни духом не походит на смертных. Предложил идею единого Бога.

Первооснова – идея надличностная, идея мира (идея единого Бога; Бог – это мысль, идея)

«Этот Бог разлит повсюду, Он есть все, он есть зрение, он есть слух»

Языческое сознание не готово принять идею единого Бога. Языческое сознание принимает идею единого Бога, если создается единое государство.

 

Особое значение философских воззрений Ксенофана в том, что он стоял во главе монотеистов и во главе скептиков.

Ксенофан впервые осуществил разделение видов знания, сформулировав проблему соотношения «знания по мнению» и «знания по истине». Показания чувств дают не истинное знание, а лишь мнение, видимость. «Ничего нельзя знать достоверно!»

 

Ксенофана оценить смог только Аристотель. Современниками он не понят.

 

 

Парменид – философ и политический деятель, центральная фигура Элейской школы.

 

Свое философское учение он изложил в поэме «О природе», где провозглашает главенствующую роль разума в познании и подсобную роль чувств. Вслед за Ксенофаном Парменид разграничивает истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях, которые знакомят с видимостью вещей, но не дают знаниях их истинной сущности. Разделил философию на философию истины и философию мнения: критерием истины является разум, а в чувствах точности нет.

 

Вводит понятие «Бытие» (существование).

Центральной идеей Парменида является бытие, соотношение мышления и бытия: мышление всегда относится к чему-то, нельзя мыслить ни о чем. «Быть и мыслить – это одно и то же», мысль – это всегда мысль о предмете, то есть мысль – всегда бытие.

«Бытие есть, Небытия нет»: когда мы пытаемся мыслить Небытие, оно существует по крайней мере в качестве мысли о Бытие, то есть небытие имеет бытие. Значит, никакого небытия нет.

 

В философии Парменида тезис «Бытие есть, небытия нет» имеет физический и космологический смысл. В космологии Парменида Бытие представлено в виде огромного сплошного шара, неподвижно покоящегося в центре мира; Небытие = пустота, пустое пространство. Когда Парменид утверждает, что Небытия нет, это означает, что в мире нигде нет пустоты. Мир – это сплошная масса вещества, Бытие существует как сплошь заполненное веществом пространство. «Основа должна быть едина и единственна». (Едина – то есть бесструктурна, нет элементов, нельзя раздробить).

Из невозможности пустоты и сплошной заполненности пространства веществом получается вывод: мир един, в нем нет и не может быть никакого множества отдельных вещей (поскольку нет пустых промежутков между вещами). А значит, картина мира, внушаемая нам чувствами, не истинная, а иллюзорная.

Из положения о единстве мира и его сплошной вещественности Парменид делает вывод о неподвижности мира, о невозможности движения, о невозможности возникновения и гибели мира. Бытие не возникает и не исчезает, оно непреходяще. «Бытие – оно недвижимо, бездрожно».

 

Итак, у Парменида Бытие как основа мира имеет следующие характеристики: едино, бесструктурно, не может содержать в себе движение и само не может двигаться, не допускает изменений.

 

Учение Парменида было первой философской попыткой сформулировать метафизическое понимание природы.

 

Зенон Элейский (ок. 490-430 до н.э.) – философ и полит.деятель, талантливый математик и логик; любимый ученик и последователь Парменида.

Зенон был очень увлечен логикой (выражение мысли, законы по которым конструируются мысли).

Зенон ввел диалогическую форму обучения. Термин «диалектика» - 1) беседа; 2) метод познания мира, который базируется на принципе взаимозависимости, взаимосвязи явлений. Признает принцип единства и борьбы противоположностей.

 

Зенона интересовала проблема соотношения события, мысли о событии и языкового выражения (лингвистическая философия).

 

Знаменитые апории Зенона опровергают возможность мыслить движение.

Апория – «неразрешимое противоречие».

 

Парадокс – «разрешимое противоречие».

Парадокс «Лжец»: «Я лгу». (Надо выйти за пределы семантического поля: «Я сейчас лгу».)

«Вы уже перестали бить своего отца?»

 

Общая схема апорий – это опровержение от противного. Допустим, что движение мыслимо. Тогда о движущемся теле необходимо придется высказывать противоречащие друг другу утверждения: 1) что движение возможно и 2) что оно невозможно.

При помощи апорий Зенон доказывает, что движение невозможно.

 

Апории Зенона (более 40): носят математический характер.

 

1) «Дихотомия» (движение невозможно как движение одного тела, переходящего по прямой из одной точки в другую)

•--•--•----•--------•----------------•

А С В

Чтобы дойти из пункта А в пункт В, надо пройти половину пути; еще половину, …. Движение начаться не может. Движение – это покой, сумма состояний покоя.

 

Дан отрезок ,__,__,__,__,__,__, Если делить его пополам, то предела делимости нет, будет бесконечное множество отрезков. Как из бесконечно большого числа бесконечно малых величин мы получаем конечную величину?

 

 

2) «Стрела» (немыслимость движения одного отдельно взятого тела):

 

•→

•-------------------------

Предположим, стрела летит, то есть движется в пространстве. В каждый временной момент (мгновенье) обнаруживаем стрелу в определенной точке пространства, где она неподвижна. Поскольку время состоит из отдельных моментов, постольку движение стрелы должно складываться из суммы состояний покоя. Раз стрела неподвижна в каждую единицу времени, то она неподвижна и в данный промежуток времени.

В каждое мгновенье полета стрела занимает пространство, равное собственной длине; в пределах этой части пространства стрела неподвижна. Выходит, что летящая стрела и движется, и не движется.

 

3) «Ахилл и черепаха» (немыслимость движения двух тел относительно друг друга)

______________________→ А

__________________________→Ч

Ахилл не догонит черепаху.

 

Путь Ахилл бежит быстрее черепахи. Но по истечении любого промежутка времени, как бы мал он ни был, черепаха успеет пройти расстояние, которое никогда не будет равно нулю (несмотря на свою незначительность). Следовательно, ни в один момент бега вся дистанция, отделяющая Ахилла от черепахи, не превратиться в нуль. Поэтому, Ахилл никогда не догонит черепаху.

 

4) «Стадий» (немыслимость движения доказывается из рассмотрения времени):

 

А¹ A² A³ Aº

Bº B³ B² B¹ →

← C¹ C² C³ Cº

 

Допустим, пространство состоит из неделимых частей (отрезков), и время состоит из неделимых частей (моментов). Допустим, что с противоположных сторон движутся по параллельным линиям равные по величине тела. Допустим, что эти тела проходят мимо третьего тела той же величины, но неподвижного.

Тогда получается, что одна и та же точка, движущаяся с равной скоростью, пройдет одно и то же расстояние не в одно и то же время, но пройдет его в одном случае – в половину времени, а в другом – в удвоенное время. В одно и то же время крайние точки каждого из движущихся рядов Bº B³ B² B¹ и C¹ C² C³ Cº пройдут мимо всех остальных точек другого движущегося ряда. Однако в то же самое время они пройдут только мимо половины точек неподвижного ряда А¹ A² A³ Aº.

В результате мы приходи к противоречию, так как половина оказывается равна целому.

 

Зенон показывает невозможность мыслить движение. Он не сомневается в том, что движение воспринимается чувствами.

 

Движение и покой в природе существуют одномоментно. Как это противоречие отразить в логике понятий? Такого слова нет. Чтобы решить эту проблему, Зенон исключает одно понятие: «движение».

 

Апории Зенона дали импульс дальнейшему развитию античной математики, логики и диалектики.

 

Противоречие между законами существования части и целого.

Апория: «Зерно»: задает ли шум при падении медимн зерна? Пол-медимна, одно зерно?

Шумы соотносятся между собой в той пропорции, что и зерна?

 

Закон существования целого – это не сумма законов существования частей.

(перед этим «досократики» - низкая классика)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех | Место проведения: у села Горняк Можгинского района Удмуртской Республики


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных