Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Причины и последствия конфликтов




Причины любых организационных конфликтов, как правило, вызываются взаимозависимостью и несовместимостью целей сторон и стремлением каждой из сторон реализовать свои цели за счет оппонента. К ним относятся:

· Недостатки в организации производственных процессов, неблагоприятные условия труда, несовершенство форм его стимуляции.

· Неправильные действия руководителя из-за отсутствия у него опыта (неумение распределить задание, неправильное использование системы стимулирования труда, неумение понять психологию подчиненного).

· Недостатки стиля работы и неправильное поведение руководителя, столкновение со стереотипами, утвердившимися в сознании подчиненных под влиянием стиля работы прежних руководителей.

· Расхождение мнений работников в оценке явлений производственной жизни.

· Нарушение внутригрупповых норм поведения, распад коллектива на различные группировки, возникновение разногласий между разными категориями работников (например, «старожилами» и «новичками», выделение «незаменимых»).

· Противоречия интересов людей, их функций в трудовой деятельности.

· Несовместимость в силу личностных, социально-демографических (пол, возраст, социальное происхождение) различий. Личностные конфликты учащаются в однородных по полу коллективах, они в итоге затрагивают деловую сферу отношений сотрудников и перерастают в деловые конфликты, не способствуя развитию трудового коллектива.

· Личностные характеристики отдельных людей - специфические особенности поведения, отношения к труду и коллективу, черты характера.

Классификацию причин конфликта предлагает Р.Дарендорф. Используя ее, можно выделить:

1. Персональные причины («личностные трения»). В ихчисло включают индивидуальные черты, симпатии и антипатии, психологическую и мировоззренческую несовместимость, различия в образовании и жизненном опыте.

2. Структурные причины. Они проявляются в несовершенстве:

· коммуникационной структуры: отсутствие, искаженность или противоречивость информации, слабость контактов руководства и рядовых сотрудников, недоверие и несогласованность действий между ними из-за несовершенства коммуникаций;

· ролевой структуры: противоречивость должностных инструкций, различных формальных требований к работнику, официальных требований и личных целей;

· технической структуры: неодинаковая оснащенность разных подразделений техникой, изматывающий темп работы и т.п.;

· организационной структуры: нарушающая общий ритм работы несоразмерность различных подразделений, дублирование в их деятельности, отсутствие эффективного контроля и ответственности, противоречивые устремления формальных неформальных групп в организации и т.п.;

· структуры власти: несоразмерность прав и обязанностей, компетенций и ответственности, а также распределение власти в целом, включающее формальное и неформальное лидерство и борьбу за него.

3.Изменение организации. Организационные перемены приводят к изменению ролевых структур, руководящего состава и других работников, что нередко вызывает недовольство и конфликты. Часто их порождает технический прогресс, ведущий к сокращению рабочих мест, интенсификации труда, повышению квалификационных и иных требований.

4.Условия и характер труда. Вредные для здоровья или опасные условия работы, нездоровая экологическая среда, плохие отношения в коллективе и с руководством, неудовлетворенность содержанием труда и т.п. – все это тоже создает благоприятную почву для возникновения конфликтов.

5.Распределительные отношения. Оплата труда в форме заработной платы, премий, вознаграждений, социальных привилегий и т.п. не только служит средством удовлетворения разнообразных потребностей людей, но и воспринимается как показатель социального престижа и признания со стороны руководства. Причиной конфликта может оказаться не столько абсолютная величина оплаты, сколько распределительные отношения в коллективе, оцениваемые работниками с точки зрения их справедливости.

6.Различия в идентификации. Они проявляются в склонности работников идентифицировать себя главным образом со своей группой (подразделением) и преувеличивать свою значимость и заслуги, недооценивая при этом значимость других и забывая об общих целях организации. В основе такого рода склонности лежат интенсивность и эмоциональная окрашенность коммуникаций в первичных группах, относительно большая личностная значимость таких групп и решаемых в них вопросов, групповые интересы и групповой эгоизм. Причины этого типа часто детерминируют конфликты между различными подразделениями, а также между отдельными коллективами и центром, руководством организации.

7. Стремление организации к расширению и повышению своей значимости. Эту тенденцию отражает известный закон Паркинсона, согласно которому каждая организация стремится к расширению своего штата, ресурсов и влияния, независимо от объема выполняемой работы. В основе тенденции к расширению лежит заинтересованность каждого подразделения, и, прежде всего, реальных и потенциальных руководителей, в получении новых, в том числе более высоких и престижных должностей, ресурсов, власти, авторитета. На пути реализации тенденции к расширению обычно стоят подобные или сдерживающие позиции других подразделений и руководства (центра), которое пытается ограничить ведомственнические устремления и сохранить власть, функции контроля и ресурсы организации преимущественно у себя. В результате такого рода взаимоотношений и возникают конфликты.

8. Различие исходных позиций. Это может быть различный уровень образования, квалификации и ценностей персонала, неодинаковые условия труда и материально-технического оснащения различных подразделений. Подобные причины ведут к непониманию, неоднозначному восприятию задач и обязанностей, неслаженности деятельности взаимозависимых подразделений и, в конечном счете, к конфликтам. В реальной жизни конфликты часто порождаются не одной, а несколькими причинами, каждая из которых в свою очередь видоизменяется в зависимости от конкретной ситуации. Однако это не снимает необходимости знать причины и источники конфликтов для конструктивного использования и управления ими.

Л.С.Кравченко, анализируя причины конфликтов, предлагает различать объективные и субъективные факторы, способствующие возникновению конфликта [7].

Объективные факторы это реально существующие в действительности обстоятельства. Они связаны, главным образом, с условиями жизни, а также с некоторыми особенностями личности или группы, реально существующими в данное время и не поддающимися изменению за короткий срок.

Конфликты внутри организаций и между организациями нередко вызываются такими условиями, как: ограниченность ресурсов; недостаточно четкое распределение ответственности, обязанностей и полномочий; плохие коммуникации, что приводит к дефициту, утрате и искажению информации, несогласованности действий.

Субъективные факторы представляют собой стимулы к конфликтным действиям, обусловленные иллюзорными, кажущимися обстоятельствами. Люди искаженно воспринимают ситуацию, в которой они находятся. В их восприятии реальные обстоятельства принимают несвойственный им в действительности характер, или они воображают себе такие обстоятельства, которых на самом деле нет.

И объективные, и субъективные факторы выступают как причины и стимулы, побуждающие людей вступать в конфликты.

Следует отметить, что общий стиль отношений в коллективе может стать в благоприятном климате гарантией против возникновения излишней конфликтности, а при неблагоприятной атмосфере предрасполагать к перерастанию возникающих в группе трудностей и напряженных ситуаций в конфликты. Отмечается тенденция к иррадиации складывающихся в коллективе традиций общения, проявляющаяся в том, что склонность руководителя к конфликтному поведению, внесения им компонента напряженности в отношения с подчиненными, оказывает отрицательное воздействие и на их отношения между собой. Напротив, умение руководителя не только не обострить сложные ситуации, но и снять напряженность, перевести зарождающиеся конфликты в русло конструктивного делового обсуждения, способствует развитию подобного же стиля и в отношениях между рядовыми членами коллектива.

Причины конфликтов во многом определяют характер их последствий, которые могут быть негативные и позитивные.

К негативным последствиям конфликтов относятся:

· дестабилизация организации, порождение хаотических и анархических процессов, снижение управляемости;

· потеря рабочего времени – отвлечение персонала от реальных проблем и целей организации, смещение этих целей в сторону групповых эгоистических интересов и обеспечения победы над противником; растрата их сил, энергии, ресурсов и времени на борьбу друг с другом;

· ухудшение психологического климата: неудовлетворенность участников конфликта пребыванием в организации, рост фрустраций, депрессий, стрессов и, как следствие, снижение производительности труда, увеличение текучести кадров; нарастание эмоциональности и иррациональности, враждебности и агрессивности поведения, недоверия к руководству и окружающим;

· ослабление возможностей общения и сотрудничества с оппонентами в будущем.

При определенных условиях конфликты имеют функциональные, позитивные для организации результаты:

· инициирование изменений, обновления, прогресса. Новое всегда есть отрицание старого, а поскольку как за новыми, так и за старыми идеями и формами организации всегда стоят определенные люди, постольку любое обновление невозможно без конфликтов. Конфликт является и источником изменений, и сигналом к ним (преодолеваются традиции группового мышления, конформизма; возрастает способность персонала к разработке оригинальных идей, нахождению оптимальных путей решения проблем организации). Артикуляция, четкая формулировка и выражение интересов, предание гласности реальных позиций сторон по тому или иному вопросу позволяет яснее увидеть назревшую проблему и создает благоприятную почву для ее решения;

· мобилизация внимания, интереса и ресурсов для решения проблем и, как следствие, экономия рабочего времени и средств организации. Очень часто назревшие вопросы, особенно те, которые касаются всей организации, не решаются до тех пор, пока не возникает конфликт, поскольку при бесконфликтном, «нормальном» функционировании из уважения к организационным нормам и традициям, а также из чувства вежливости руководители и сотрудники нередко обходят острые вопросы;

· разрядка психологической напряженности в отношениях между людьми, более четкое выяснение их интересов и позиций;

· выявление неформальных групп и их лидеров и более мелких группировок, что может быть использовано руководителем для повышения эффективности управления;

· выработка у участников конфликта умений и навыков относительно безболезненного решения возникающих в будущем проблем;

· усиление групповой сплоченности в случае возникновения межгрупповых конфликтов. Наличие общего врага, конкурента способствует сплочению группы и преодолению внутреннего раздора. Внешний конфликт способен погасить внутренние распри, причины которых со временем часто отпадают, утрачивают актуальность и остроту.

Конечно, как негативные, так и позитивные последствия конфликтов нельзя абсолютизировать, рассматривать вне конкретной ситуации. Реальное соотношение функциональных и дисфункциональных последствий конфликта непосредственно зависит от их природы, порождающих их причин, а также от умелого управления конфликтами. На основе оценки последствий конфликтов строится стратегия обращения с ними в организации.

Динамика конфликта

Конфликты имеют процессуальный характер, т.е. представляют собой определенный, имеющий начало и завершение процесс. В зависимости от особенностей протекания конфликта выделяются его различные стадии. Они не являются обязательными, и в реальном конфликте некоторые стадии могут отсутствовать. Продолжительность стадий тоже может быть различной, однако, их последовательность всегда одна и та же.

Доказано, если руководитель «входит и управляет конфликтом» в начальной фазе, он разрешается на 92%; если на фазе подъема – на 46%, а на стадии пик – менее 5%, на стадии спада – около 20%, на стадии вторичного периода роста – менее 7%, на стадии вторичного пика – менее 2%.

С целью анализа конфликта целесообразно использовать динамическую модель конфликта, предполагающую наличие следующих стадий:

· конфликтная ситуация;

· инцидент;

· эскалация;

· кульминация;

· завершение;

· последействия.

Конфликт можно представить с помощью формулы:

конфликт = конфликтная ситуация + инцидент

Конфликтная ситуация характеризуется наличием у сторон противоположных объективных интересов при еще не осознанной несовместимости целей и устремлений.Иногда конфликт возникает под воздействием внешнего, случайного фактора (например, в транспорте женщина толкнула пассажира). Однако чаще конфликту предшествует особая напряженная ситуация, в которой возникают предпосылки для конфликта. Такая эмоционально неблагоприятная атмосфера может сохраняться достаточно долго. Это потенциальный, или латентный (скрытый) конфликт. Период скрытого его созревания, в процессе которого происходит формирование готовности к конфликту как минимум у одного из его будущих участников. Это первый этап, который может протекать незаметно для самого субъекта, но может и отчетливо им осознаваться. Его продолжительность колеблется в очень широких пределах: он может сжаться до мгновения, а может растянуться на годы, да так и не перерасти в реальный конфликт.

Для перерастания возникшего противоречия в конфликтную ситуацию необходимы:

· значимость ситуации для участников конфликтного взаимодействия;

· наличие препятствия, которое воздвигает один из оппонентов на пути к достижению целей другими участниками (даже если это субъективное восприятие, а не реальность);

· превышение личной или групповой терпимости к возникшему препятствию, хотя бы у одной из сторон.

В конфликтной ситуации уже проявляются возможные участники будущего конфликта – субъекты или оппоненты, а также предмет спора или объект конфликта.

Субъектами конфликта являются участники конфликтного взаимодействия, в качестве которых могут выступать отдельные личности, группы, организации. Следует подчеркнуть, что оппоненты должны иметь возможность действовать от своего лица, а не выступать от третьего лица, не быть средством в реализации чьих-то интересов. В этом случае речь будет идти о посредниках, а не о конкретных участниках конфликта.

Объектом конфликта становится то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, предмет их спора, получение чего одним из участников полностью или частично лишает другую сторону возможности добиться своих целей.

Конфликтная ситуация – состояние достаточно подвижное, неустойчивое, легко может измениться при изменении любого из составляющих элементов: взглядов оппонентов, их отношений, при подмене объекта конфликта, появлении условий, затрудняющих или исключающих взаимодействие оппонентов, отказе одного из субъектов от дальнейшего взаимодействия.

Конфликтная ситуация это условие возникновения конфликта. Для перерастания такой ситуации в конфликт, в динамику необходимо внешнее воздействие, толчок или инцидент.

Инцидент (повод) – активизация деятельности одной из сторон, которая ущемляет интересы другой стороны. Это искра, от которой возгорается пламя; это последняя капля в чаше, т.е. тот момент, когда кто-то из участников берет на себя инициативу конфликтных действий. Инициатор может действовать расчетливо, заранее выбрав время, место и прочие детали предстоящего демарша. Но возможно и непроизвольное начало: случайный срыв, импульсивный, поступок. В этом случае сам конфликтант далеко не всегда осознает провоцирующий характер своих действий и зачастую ответные, по существу защитные действия оппонента расценивает как агрессивные, перекладывая ответственность за столкновение на него, а себе присваивая роль обороняющегося (это одно из проявлений каузальной атрибуции, которое представляет сочетание самооправдания с возложением ответственности за неудачу во взаимодействии на партнера по общению). Интересно, что восприятие субъектом ситуации как конфликтной не всегда обусловливается какими-либо действием другой стороны. Для подобной оценки ситуации порой достаточно наличия у другой стороны значительного «деструктивного потенциала». Из этого факта делается нередко ошибочный вывод об агрессивных намерениях другой стороны субъект, полагая, что защищает себя, развязывает конфликт. События в этом случае разворачиваются следующим образом: исходя из посылки о враждебных намерениях другого, субъект сам ведет себя агрессивно, вызывает действительную враждебность другого и, таким образом, подтверждает первоначальную посылку.

Ответные действия другой стороны означают начало конфликта, поскольку не только четко определились позиции обеих сторон, но и начались практические действия друг против друга. Наступает третий этап, на котором происходит реализация, развитие конфликта – эскалация .

На стадии эскалации конфликт «шагает по ступенькам», воплощаясь в сериях отдельных действий конфликтующих сторон [26].

Выделяют следующие особенности этой стадии:

Во-первых, наличие конфликта становится очевидным для каждого из участников. При этом могут вступать в действие рефлексивные игры: каждая из сторон будет стремиться выиграть.

Во-вторых, действия становятся практическими, они приобретают внешнюю форму, включая использование средств массовой информации, действия по захвату спорного объекта, насилие, угрозы и т.д.

В-третьих, о конфликте, вышедшем из латентной стадии, будут осведомлены третьи лица, посторонние, которые в той или иной степени в состоянии на него повлиять.

Для него характерны три основные варианта течения.

1. Поступательное, логическое, «игровое» развитие. Конфликт развивается спокойно, последовательно. Предмет его достаточно ясен и устойчиво удерживает на себе внимание оппонентов, которые при этом пристально следят за действиями друг друга, учитывают их, соблюдают очередность. Сами действия могут быть исключительно корректны, даже изысканны. Промежуток между отдельными ходами может быть очень продолжительным. Складывается впечатление, что партнеры как бы «разыгрывают» конфликт, придерживаясь определенных правил. Для затяжных конфликтов вообще характерно чередование острых и относительно спокойных фаз, активного противостояния и периода своеобразной «ремиссии».

2. Бурное, «лавинообразное» развитие. «Оторвавшись» от исходной точки, конфликт, подобно лавине, стремительно набирает силу, сметая преграды на своем пути. Он теряет связь с вызвавшими его причинами, поводом, не соответствует им по масштабам. Предмет конфликта тонет в массе новых обстоятельств, упреков, угроз, оскорблений, не говоря уже о разрастающемся реальном ущербе, причиняемом сторонами друг другу.

Но долго так продолжаться не может. И, быстро достигнув максимума, конфликт идет на спад, как лавина, которая распластывается и застывает, сойдя на ровную поверхность.

3. Взрывное развитие. Наступает после значительного «накопления энергии» на первом этапе. Субъект долго и старательно сдерживается, но, в конце концов, в какой-то момент дает волю своим эмоциям. Конфликт мгновенно достигает максимума. «Взорвавшийся» субъект действует энергично, иногда даже разрушительно и уже вне связи с поведением, репликами оппонента.

Перечисленные варианты течения могут не совпадать у обоих участников и могут переходить из одного в другой, составляя смешанные картины.

Эскалация может быть непрерывной – с постоянно возрастающей степенью напряженности отношений и силы ударов, которыми обмениваются конфликтанты, и волнообразной, когда напряженность отношений то усиливается, то спадает, периоды активной конфронтации сменяются затишьями и временным улучшением отношений.

Эскалация также может быть крутой, быстро поднимающейся до крайне резких проявлений враждебности; и вялой, медленно разгорающейся, а то и долго держащейся примерно на одном уровне. В последнем случае имеет место хронический (затяжной) конфликт, который надолго задерживается на этой стадии, а в общественных отношениях (например, классовых, международных) – десятилетиями или столетиями, и, возможно, так и не выходит за ее пределы. Иногда при этом он постепенно переходит на спад и иссякает сам собой.

Верхняя точка эскалации кульминация. Она обычно выражается в каком-то «взрывном» эпизоде (отдельном конфликтном акте) или нескольких следующих подряд эпизодах конфликтной борьбы. При кульминации конфликт достигает такого накала, что обеим или, по крайней мере, одной из сторон становится ясно, что продолжать его больше не следует. Кульминация непосредственно подводит стороны к осознанию необходимости прервать как дальнейшее обострение отношений, так и усиление враждебных действий и искать выход из конфликта на каких-то иных путях.

Эскалация не обязательно заканчивается кульминацией. Нередко стороны начинают предпринимать меры по погашению конфликта, не дожидаясь, пока он дойдет до кульминационного взрыва. Здесь тоже имеет значение «предел терпимости» конфликтантов. При превышении этого предела они устают от конфликта, им «надоедает» конфликтовать, и возникает желание как-то уладить разногласия. Это настраивает их перейти к поиску путей улаживания конфликта, минуя кульминацию.

В затяжном конфликте момент кульминации долго не наступает. В одних случаях конфликт при этом постепенно угасает. Но в других случаях задержка кульминации обходится очень дорого: в процессе затянувшейся эскалации накапливается высокий «энергетический потенциал» негативных эмоций, не находящий разрядки в кульминации; и когда, наконец, момент кульминации приходит, выброс всей этой энергии способен произвести самые ужасающие разрушения. Такого рода кульминация – это еще один вариант острого конфликта.

Стоит иметь в виду, что иной раз целесообразно вызвать столкновение сторон, способное стать кульминационным концом затянувшейся эскалации, – чтобы, во-первых, избежать более опасных форм кульминации и, во-вторых, побудить конфликтующие стороны задуматься над последствиями дальнейшего развития конфликта и поисками способов его завершения.

Завершение конфликта, или исход, следующая стадия конфликта. Выделяют четыре основных варианта исхода.

1. Полное разрешение, угасание конфликта.

Наиболее надежная разновидность данного исхода наступает в том случае, если конфликт возник в связи с ошибкой и ее удалось выявить, прежде чем на ее основе кто-либо из участников причинил другому реальный вред. Для выполнения этих условий важно, чтобы течение конфликта носило поступательный характер.

Более распространенные варианты данного исхода – победа одного и поражение другого участника, либо компромисс между ними. Если к тому же противники по завершении конфликта не будут пересекаться, как это бывает при случайных уличных спорах, то конфликт действительно будет исчерпан. Но если между ними сохраняются контакты, то очень важно, чтобы каждый из них воспринимал условия окончания конфликта как достаточно справедливые. В этом случае в душе исчезает чувство конфликтной напряженности. И, даже если дело завершается не победой, не выгодным компромиссом, доставляющими естественную радость, а неудачей, какими-то потерями, но воспринимаемыми как обоснованные, то недовольство, чувство дискомфорта приобретает иной характер. Теперь оно обращается уже не на оппонента, а либо на самого себя, либо на обстоятельства.

Если же у проигравшего сложилось впечатление несправедливости финала, то проекция неудовольствия, дискомфорта на личность оппонента сохраняется и нарастает. Даже при формальном завершении конфликта этот субъект остается в состоянии готовности к его возобновлению, испытывает стремление к реваншу. Однако подобный исход принадлежит уже не к данному, а к следующему варианту.

2. Возврат к состоянию готовности к конфликту.

Конфликтные действия прекращаются, но как минимум один из оппонентов не удовлетворен решением проблемы и хотел бы продолжить противоборство, однако в силу тех или иных обстоятельств вынужден пока воздержаться от этого. К примеру, двое-трое сотрудников приостанавливают начатый спор на полуслове при появлении посетителя или начальника. Каждому есть что добавить или возразить. Надо только, чтобы поскорее ушел посторонний. Однако вполне возможно, что это произойдет не так скоро. Тем временем внутреннее напряжение может пойти на спад, и если желание высказаться остынет, то не исключено, что никто из участников конфликта не возьмет на себя инициативу его продолжения. Возможно также, что уйти до возобновления конфликта придется кому-то из оппонентов (например, начальник отправляет с поручением одного из конфликтующих сотрудников). В результате конфликт может и вовсе угаснуть.

3. Мнимый выход из конфликта.

В данном случае у субъектов складывается впечатление благоприятного завершения конфликта, иллюзия собственной победы. Например, один из оппонентов принимает молчание другого за согласие со своими утверждениями, и у него возникают ожидания соответствующего дальнейшего поведения этого субъекта. Когда же через какое-то время обнаруживается, что ожидания эти были напрасны, конфликт вспыхивает с новой силой, поскольку к старым нерешенным противоречиям добавляется реакция разочарования и обиды на упрямство партнера, с которым невозможно договориться.

Подобная ситуация может сложиться и при других обстоятельствах. Любые неясности, двусмысленности при «заключении мира» либо внезапное прекращение спора на полуслове из-за случайного отвлечения внимания конфликтантов нередко дают пищу для иллюзорного торжества с последующим горьким разочарованием.

Отличие от предыдущего варианта исхода состоит именно в субъективном впечатлении благоприятного завершения конфликта. Так, пример со служащими, приостановившими спор в связи с появлением постороннего лица, сохранит свою принадлежность к предыдущему варианту исхода, если никому из его участников не покажется, что вопрос решился. Но если у кого-то из них, а то и у каждого спорщика возникло бы впечатление, что остальные с ним согласились и инцидент исчерпан, тогда мы имели бы дело с мнимым выходом из конфликта.

Второй и третий варианты исхода могут быть симметричными, т.е. совпадать у всех участников конфликта, но нередко они комбинируются между собой. Так, при мнимом выходе одного из субъектов у другого может не быть на этот счет никаких иллюзий, он ясно видит, что проблема не решена, и готовится к возобновлению противоборства.

Строго говоря, оба эти варианта исхода не означают завершения конфликта (кроме тех случаев, когда внешние обстоятельства разводят конфликтующих до того, как они успевают возобновить противодействие), а представляют промежуточный этап, паузу при переходе к следующему варианту исхода.

4. Спад, переход в хроническое состояние.

Можно сказать, горение переходит в тление. Разумеется, с опасностью новых вспышек, которые нередко производят впечатление отдельных, самостоятельных конфликтов. На самом же деле все они имеют общую основу, причем первоначальные причины все больше маскируются поводами последующих эпизодов. Характерно также присоединение и последующее нарастание доли оснований, относящихся к психологической непереносимости. Это проявляется, к примеру, в том, что в конфликте, который начался как деловой и вполне предметный, все больше начинают звучать личные мотивы, оскорбления. Ведется скрупулезный учет своих обид и чужих прегрешений, а сам предмет спора теряется из виду. Течение может быть очень длительным. Обычно это поступательное развитие, включающее лавинообразные эпизоды разной частоты и силы.

Анализируя завершение конфликта, целесообразно сопоставить цену конфликта и цену выхода из конфликта [7].

Цена конфликта (Цк ) для каждой из конфликтующих сторон складывается из суммы трех величин: 1) затраты энергии, времени и сил (Э) на конфликтную деятельность; 2) ущерб, наносимый недружелюбными действиями другой стороны (Д); 3) потери, связанные с ухудшением общей ситуации (С) (например, развал общего дела, застой, утрата общественного престижа и т.п.).

Цк = Э + Д + С

Цена выхода из конфликта (Цвк ) – это разность между утратами, с которыми сопряжен выход из конфликта (утрата каких-то приобретений, статуса, перспектив; затраты на реорганизацию, поиск новых возможностей; уступки другой стороне и т.п.) и приобретениями (П), которые даст выход (освобождение сил для другой деятельности, открытие новых возможностей и пр.).

Цвк = У-П

Если приобретения (П) больше, чем утраты (У), то выгода от прекращения конфликта очевидна.

Если Цк меньше Цвк, т.е. выход из конфликта дается слишком большой ценой, то попытки продолжить конфликтную борьбу еще имеют смысл. Если же Цк больше Цвк, то, напротив, «дешевле» прекратить конфликт.

Сколько бы конфликт ни продолжался, и чем бы он ни закончился (и даже если он вовсе не кончился, и конца-края его не видно) кроме прямых, непосредственных результатов у него, как правило, можно наблюдать разного рода последействия (постконфликтная ситуация).

Позитивные и негативные последствия конфликта позволяют рассматривать конфликт как деструктивный, если преобладают негативные последствия, или как конструктивный, если доминируют позитивные последствия конфликта.

При благополучном разрешении конфликта, вполне удовлетворяющем всех его участников, его исходом может стать продуктивное партнерство, деловое сотрудничество, объединение, дружеские отношения и даже любовь. Неудачи же в большей мере питают антипатии, стремление избегать соответствующих воспоминаний, встреч, обходить неприятные пункты стороной.

Участие в длительных хронических конфликтах может обернуться характерным изменением личности субъекта. Постепенно все остальные интересы такого человека отступают на задний план, а участие в конфликте становится смыслом его жизни, поглощает всю его энергию, время, средства. О том, чтобы отступить, признать свое поражение в данном деле и компенсировать потери, взявшись за что-то другое, не может быть и речи.

Физиологические последствия конфликтов могут проявляться в виде психосоматических заболеваний, нейродермитов, вазомоторных расстройств, неврозах, представляющих собой сложную патологическую реакцию личности на неблагоприятные жизненные ситуации.

Следует ответить, что последействия конфликтов представляют круг отдаленных последствий, возникающих независимо от воли и сознания субъекта.

Существует и другая группа последствий, которые возникают при активной, сознательной, целенаправленной переработке впечатлений, переживаний, имевших место в процессе конфликта.

Способность к «утилизации» конфликта, т.е. к извлечению из него максимально возможной пользы, – очень ценное и, к сожалению, не очень распространенное качество. Конфликт содержит в себе материал, который может стать основой личностного роста субъекта, обогатить его жизненный опыт. Однако этот материал может оказаться и неиспользованным при отсутствии внимания к нему, при неумении или нежелании задумываться над тем, что произошло.

Но наряду с этим конфликт может становиться источником негативного опыта, закрепляющего ошибочные решения, утверждающего субъекта в неверной позиции. Обычно это происходит по механизму логической ошибки типа «после этого – значит, по причине этого».

Так, успех, достигнутый вопреки неправильным действиям (а подобное случается не так уж редко, особенно, если часть действий, решений была все же верна), может создать у субъекта впечатление, что все было правильно. И возникает уверенность, что и впредь надо поступать так же.

Устойчивость против такого рода негативных влияний вместе с искусством максимально использовать позитивный потенциал конфликта, достигаются на основе теоретических познаний в соединении с развитой интуицией и составляют, таким образом, важный элемент компетентности любого руководителя и каждого специалиста, профессиональная деятельность которого сопряжена с общением.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных