ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Стратегии поведения в конфликтеОдной из самых популярных и широко используемых как в бизнесе, так и в переговорной сфере, является концепция Томаса-Килменна, в которой выделяются пять основных способов человеческого поведения в конфликтной ситуации [1]: · избегание; · соперничество; · приспособление; · компромисс; · сотрудничество. Основанием для выделения указанных способов поведения является динамика соотношения между степенью настойчивости в удовлетворении своих интересов и степенью готовности пойти навстречу другому в удовлетворении его интересов. При использовании стиля избегания, или ухода, не происходит удовлетворение ничьих интересов. Такой способ означает, что человек игнорирует конфликтную ситуацию, делает вид, что ее не существует, и не предпринимает никаких шагов для ее разрешения. Этот способ можно использовать, когда: · значимость проблемы невысока и на противоборство не стоит тратить время и ресурсы; · ощущается недостаток собственных ресурсов, необходимых для конфликтных действий, и превосходство противника; · целесообразно выиграть время, чтобы получить дополнительную информацию или собрать силы. Нередко все эти три обстоятельства имеют место одновременно. Однако и при их наличии не всегда возможно уклонение от конфликта, очень часто приходится выбирать стиль поведения, связанный с односторонними уступками. Избегание может быть конструктивной реакцией на конфликтную ситуацию, так как позволяет экономить собственные ресурсы и время. Однако в некоторых случаях избегание может привести к эскалации конфликта, так как проблема не решается, и интересы участников конфликта остаются неудовлетворенными. Стиль соперничества состоит в стремлении навязать свою волю и разрешить конфликт с помощью силы (власти, административных санкций, экономического давления и т.п.), не считаясь с интересами оппонента. Использование данного способа оправдано, если: · достижение цели имеет высокую значимость; · существует явное преимущество в силе, ресурсах влияния и уверенность в победе; · решение необходимо принять быстро; · компромиссы затруднены в силу специфики объекта: его нельзя поделить (например, место президента компании); · вы знаете, что у вас нет иного выбора или вам нечего терять. Соперничество позволяет добиваться необходимого результата и часто является их движущей силой и сутью (например, спортивные соревнования, устройство на работу по конкурсу). В то же время соперничество требует большой энергии и ресурса, что может приводить к эмоциональному выгоранию и стрессу. Эта стратегия поведения в конфликте, как правило, нарушает отношения между людьми, причем не только между непосредственными конкурентами. Соперничество создает искушение выиграть любой ценой, даже с помощью нечестных и жестких методов. В той или иной форме соперничество используется почти во всех организациях. Нередко он является наиболее эффективным и даже единственно возможным. Несмотря на кажущуюся, а нередко реальную эффективность использования этого стиля, необходимо стремиться к минимизации его применения не только из этических соображений (сила и мораль очень часто несовместимы), но и по причине его существенных недостатков. Ведь силовой стиль, как правило, не устраняет источник конфликта, а лишь заставляет более слабого временно подчиниться. Через какое-то время, особенно при изменении соотношения сил конфликт можетвозобновиться. Кроме того, навязанное силой подчинение зачастую бывает внешним, формальным. Побежденный может оказывать скрытое сопротивление, накапливать силы и ждать удобного момента. Победитель же нередко расслабляется, теряет готовность к борьбе, утрачивает ресурсы влияния. Стиль соперничества часто используют руководители по отношению к подчиненным, поскольку по своему статусу они обладают властью и превосходством в ресурсах влияния. В таких случаях он может вызвать у подчиненных фрустрацию, отбить у них всякое желание к проявлению инициативы и активности. Приспособление (к интересам и требованиям оппонента). Этот стиль конфликтного поведения предполагает необходимость пожертвовать своими интересами в пользу оппонента, выполнить его требования и отказаться от собственных целей. Стиль приспособления нередко приходится применять подчиненным в конфликтах с начальством, а также руководителям низшего звена по отношению к руководителям высшего звена, понимая бесперспективность борьбы и опасаясь эскалации конфликта, чреватой потерей места работы или другими крупными неприятностями. Приспособление – обычно вынужденный стиль конфликтного поведения. Если оно сопровождается осознанием собственной неправоты в споре, то не имеет негативных организационных последствий. Если же приспособление рассматривается как вынужденное и остается внутреннее несогласие с победителем, то оно имеет для проигравшей стороны примерно такие же негативные последствия, как при стиле соперничества. Разница заключается лишь в сохранении ресурсов, которые при силовом стиле затрачиваются на борьбу. Данный способ следует использовать, если: · у вас мало шансов победить; · для вас важно сохранить позитивные отношения; · вы понимаете бесперспективность борьбы; · проблема не является значимой для вас. Уступки могут демонстрировать добрую волю и служить позитивной поведенческой моделью для оппонента. Нередко уступка становится переломным моментом в напряженной ситуации, меняющим ее течение на более конструктивное. Однако приспособление может быть воспринято оппонентом как проявление слабости, и привести к эскалации его давления и требований. Компромисс предполагает частичные уступки оппоненту в ожидании подобных действий с его стороны в надежде избежать обострения конфликта, которое чревато большими потерями, чем отдельные уступки. Компромисс – один из самых распространенных стилей конфликтного поведения. Многие даже считают его ведущим способом действий руководителей. В самом деле, нередко компромисс позволяет быстро и сравнительно легко погасить конфликт или предотвратить его. Компромиссы наиболее приемлемы при разрешении второстепенных вопросов. Что же касается жизненно важных проблем, то в таком случае компромиссы редко бывают эффективными. Идеальным компромиссом можно считать удовлетворение интересов каждой из сторон наполовину. Компромисс оправдан, когда: · конфликтующие стороны имеют взаимоисключающие интересы; · важно сохранить отношения с партнером; · вас может устроить временное решение. Компромисс как способ разрешения конфликтов имеет следующие недостатки: · он может, особенно на ранней стадии, заблокировать выяснение источника конфликта, предотвратить глубокий анализ сути проблемы и поиск оптимальных путей ее разрешения; · он консервирует отношения противостояния и взаимного недовольства, поскольку означает вынужденные, неприятные для каждой стороны уступки. В силу этого у оппонентов может сохраняться негативное отношение друг к другу, а также чувство, что они проиграли или их обманули. Если при компромиссе были принесены в жертву жизненно важные цели или ценности, то недовольство может возрастать и затем привести к возобновлению и обострению конфликта. Сотрудничество отличается стремлением достигнуть максимально возможного удовлетворения и своих интересов, и интересов партнера. В отличие от компромисса для сотрудничества необходим переход от отстаивания своих позиций к более глубокому уровню, на котором обнаруживаются совместимость и общность интересов. Этот стиль конфликтного поведения предполагает совместное решение проблемы, приемлемое для всех сторон конфликта. Сотрудничество означает внимательное ознакомление с позицией противоположной стороны, выяснение причин конфликта, отказ от достижения собственных целей за счет интересов оппонента, поиск взаимоприемлемых путей и решений и их совместную реализацию. Сотрудничество требует усилий обеих сторон в поиске вариантов разрешения конфликтной ситуации, равно устраивающих оппонентов, а также достаточно больших временных затрат. Если конфликтующие стороны предпочитают не тратить время на сотрудничество и решают проблему с позиций силы, не исключено, что в дальнейшем они будут вынуждены потратить гораздо больше средств, времени и ресурсов, на преодоление возникших последствий. Этот стиль рекомендуется использовать, если: · решение проблемы очень важно для обеих сторон; · вы имеете длительные и взаимозависимые отношения со своим партнером; · у вас есть время поработать над возникшей проблемой. Сотрудничество является единственный способом выхода из конфликта, который позволяет достичь взаимовыгодного решения и не нарушить отношений между партнерами. Успешное сотрудничество способствует улучшению отношений и желанию продолжать взаимодействие в будущем. Именно сотрудничество в наибольшей степени соответствует современным представлениям о конструктивном долгосрочном взаимодействии между людьми. Каждый из них рассмотренных стилей может быть оптимальным и обеспечивает наилучший эффект в зависимости от конкретных условий возникновения и развития конфликта. Большинство людей склонны использовать лишь один-два из описанных выше пяти способов поведения в конфликтных ситуациях. Однако целесообразно иметь в своем репертуаре все стратегии разрешения конфликта. На выбор стиля поведения в конфликте влияют, прежде всего, следующие четыре фактора: 1. размер ставки, которую можно выиграть или проиграть в результате конфликта. При возможности получить крупный выигрыш или при минимальном ущербе в случае неудачи чаще выбирают силовой стиль, борьбу; 2. ресурсы, определяющие возможность соперничества и вероятность победы; 3. наличие взаимных, пересекающихся интересов у участников конфликта. В принципе их интересы могут иметь самую разную направленность. При наличии общей заинтересованности в сотрудничестве в неконфликтных сферах выбор падает, как правило, на «мягкие» стили конфликтного поведения, и, напротив, в случае противоречивости прямо не участвующих в данном конфликте интересов используются более жесткие методы борьбы; 4. культура, традиции участников конфликта и их окружения. Учитывая действие этих факторов, сначала определяется размер ставки и возможного ущерба в случае поражения; затем линия поведения корректируется с учетом собственных ресурсов и силы оппонентов (прогнозируется вероятность победы); далее уточняется весь комплекс интересов в отношении соперника. Наличие совпадающих интересов побуждает к сотрудничеству, их полярная направленность усиливает стремление к соперничеству. Характер сложившихся отношений и принятые в данной социальной среде нормы поведения оказывают, так сказать, инерционное воздействие, либо ведут к сотрудничеству, либо подталкивают к борьбе. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|