Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Первая речь Иова к друзьям. 1–25. Описание прежнего счастья.




 

1. И продолжал Иов возвышенную речь свою и сказал:

 

1. Молчание друзей дает Иову возможность продолжать и окончить начатую речь. Обозревая все ранее сказанное, страдалец вновь утверждает, что не заслужил несчастья и не знает его причин.

 

2. о, если бы я был, как в прежние месяцы, как в те дни, когда Бог хранил меня,

 

2. Богобоязненность (XXVIII: 28) не в состоянии уничтожить в страдальце чувства горечи, возникающего при воспоминании о минувших днях былого счастья, основою которого был Бог и Его покровительство. О, если бы - восклицает он - кто-нибудь дал мне возможность пережить былое время, вернуть прежнее счастье!

 

3. когда светильник Его светил над головою моею, и я при свете Его ходил среди тьмы;

 

3. В это невозвратное время божественная помощь и благодеяния изливались на Иова, как свет от светильника, и охраняли его от опасностей

 

4. как был я во дни молодости моей, когда милость Божия была над шатром моим,

 

5. когда еще Вседержитель был со мною, и дети мои вокруг меня,

 

6. когда пути мои обливались молоком, и скала источала для меня ручьи елея!

 

4–6. «В дни своей молодости» (евр. «хореф» - «зима» - Быт VIII: 22; Притч XX: 4; Иер XXXVI: 22; Ам III: 15; время, противоположное лету; период пользования собранными плодами - осень) точнее во время возмужалости (ст. 5) Иов находился в общении с Богом (евр. «сод» - самое короткое знакомство, - XIX: 9; Пс XXIV: 14; LIV: 15; Притч III: 22), наслаждался, как праведник, семейным счастьем («дети мои вокруг меня», ср. Пс CXXVI: 3 и д.; Пс CXXVIII: 3) и изобилием земных благ (ст. 6; ср. XX: 17; Быт XLIX: 11–12; Исх III: 8; Втор XXXII: 13).

 

7. когда я выходил к воротам города и на площади ставил седалище свое, -

 

8. юноши, увидев меня, прятались, а старцы вставали и стояли;

 

9. князья удерживались от речи и персты полагали на уста свои;

 

10. голос знатных умолкал, и язык их прилипал к гортани их.

 

7–10. Помимо этого, Иов пользовался всеобщим уважением, особенно ясно сказывавшимся в то время, когда он принимал участие в общественных, в частности, судебных делах, решаемых на площади пред городскими воротами: «на площади ставил седалище свое» (ср. V: 4; XXXI: 21; Притч XXX: 23; Неем VIII: 1, 3, 16). Когда Иов появлялся здесь, то из почтения к нему юноши не смели показываться, старцы вставали, ожидая, когда он сядет (ср. 3 Цар II: 19), князья, - начальники города, по тем же соображениям воздерживались от речей, предоставляя ему первое слово (ср XXXII: 4 и д.), а знатные умолкали, не зная что прибавить к сказанному им.

 

11. Ухо, слышавшее меня, ублажало меня; око видевшее восхваляло меня,

 

11. Впечатление, производимое личностью Иова, его общественною и частною деятельностью было таково, что слышавшие о нем считали его достойным всех благ и призывали их на него, а видевшие не могли воздержаться от прославления (ср. Притч XXXI: 28).

 

12. потому что я спасал страдальца вопиющего и сироту беспомощного.

 

12–17. Причины подобного отношения к Иову заключались в его добродетели, и особенно милосердии и правосудии.

 

13. Благословение погибавшего приходило на меня, и сердцу вдовы доставлял я радость.

 

12–13. Он не только не угнетал беспомощных, вдов и сирот, как утверждал Елифаз (XXII: 9), но оказывал им поддержку и помощь, не оставался глух к их воплям (ср. Пс LXXI: 12). Поэтому он был благословляем теми стоящими на краю гибели («погибающими», евр. «овед», ср. XXXI: 19; Притч XXXI: 6), которых спасал (ср. Пс LXXI: 12–15).

 

14. Я облекался в правду, и суд мой одевал меня, как мантия и увясло.

 

14. Другою добродетелью Иова была правда, строгое следование воле Божией, и суд («мишфат») - решимость стоять за правду против неправды. Первою он покрывался (евр. «лабаш»), как одеждою (ср. Пс CXXXI: 9; Ис XI: 5; LIX: 11), второй составлял его головной убор, тюрбан, т. е. Иов был носителем, органом этих добродетелей (ср. Суд VI: 34: «Дух Господень объял (евр. «лабеша») Гедеона», - он сделался его органом).

 

15. Я был глазами слепому и ногами хромому;

 

16. отцом был я для нищих и тяжбу, которой я не знал, разбирал внимательно

 

17. Сокрушал я беззаконному челюсти и из зубов его исторгал похищенное.

 

15–17. Наглядными проявлением правды, воздающей каждому должное, служила приспособленная к нуждам несчастных помощь. Она восполняла их недостатки, как бы возвращала утраченные органы: «я был глазами слепому» (ср. Чис X: 31). «Суд» проявлялся в строгом и беспристрастном правосудии: Иов внимательно разбирал тяжбы неизвестных ему лиц, освобождал страждущих от несправедливых притеснителей («из зубов исторгал похищенное» - ст. 17) и лишал последних возможности вредить («сокрушал беззаконному челюсти», ср. Пс III: 8; LVII: 7).

 

18. И говорил я: в гнезде моем скончаюсь, и дни мои будут многи, как песок;

 

18. Согласно теории земных мздовоздаяний, благочестивый Иов рассчитывал на спокойную смерть среди семейных («в гнезде моем скончаюсь», - умру, как птица, окруженная птенцами; ср. Пс LXXXIII: 4) после долголетней жизни: «дни мои будут многи, как песок» (евр «хол», - песок, - символ многочисленности: VI: 3; Быт XXII: 17; XXXII: 13: XLI: 49; Ис X: 22; Иер XXXIII: 22). Вместо «как песок», LXX читают: «ώς στέλεχος φοίνικος», - как ствол пальмы («стебл о ф и никово» - славян.), древне-итальянский перевод: - «sicut arbor palmae», Вульгата: «sicul palma»; моя жизнь будет подобна существованию пальмы, долговечного растения, часто обновляющегося в корнях. Еврейское же предание, воспроизводимое Талмудом (Sanhedrin fol. 108), мидрашами, раввинами Кимхи, Иархи и усвоенное некоторыми из новейших экзегетов - Деличем, Гитцигом и др., разумеет под «хол» возрождающуюся после смерти к новой жизни легендарную птицу феникс. Косвенным подтверждением подобного взгляда служит египетское название данной птицы «хол», или «хул» и совпадение желания Иова: «в гнезде моем скончаюся», с тою сообщаемою легендами о фениксе подробностью, что феникс приносил останки своего умершего отца в Гелиополис в храм солнца и там отдавал ему последние почести. Предполагают даже, что первоначальная редакция LXX имела только: «ώσπερ φοίνιξ» («как феникс»), а современное чтение: «ώσπερ στέλεχος»… - позднейшее явление. LXX не могли с еврейским «хол» соединять значение «пальма», так как пальма по-еврейски - «тамар», и значение данного слова LXX хорошо известно (Пс XCI: 13; Песн VII: 8–9; Иоил I: 12).

 

19. корень мой открыт для воды, и роса ночует на ветвях моих;

 

19. Иов надеялся на такую же свежесть сил, бодрость, какая выпадает на долю растения, нужная для роста которого влага доставляется и снизу («корень мой открыт для воды»; ср. XIV: 8–9) и сверху («роса ночует на ветвях моих»; ср. XVIII: 16; Быт XXVII: 39; Притч XIX: 12),

 

20. слава моя не стареет, лук мой крепок в руке моей.

 

20. Одновременно с этим Иов рассчитывал на всегдашнее уважение со стороны окружающих («слава моя не стареет») и на свою силу поддержать его («лук мой крепок»; ср. 1 Цар II: 4; Пс XLV: 10; LXXV: 4 и т. п.).

 

21. Внимали мне и ожидали, и безмолвствовали при совете моем.

 

21–25. Упоминание о прежней славе даст Иову повод вновь остановиться на этом предмете, еще раз пережить минувшее.

 

22. После слов моих уже не рассуждали; речь моя капала на них.

 

23. Ждали меня, как дождя, и, как дождю позднему, открывали уста свои.

 

21–23. Никто из слушавших Иова не смел прерывать его; все ожидали конца его речи, а по окончании ее безмолвствовали («не рассуждали»), не имея возможности что-нибудь прибавить к сказанному им: рассуждения Иова всецело исчерпывали обсуждаемый вопрос. Его речь удовлетворяла, насыщала всех, как дождь сухую землю (ср. Втор XXXII: 2; Пс LXXI: 6). Поэтому ее ждали с таким же страстным нетерпением («открывали уста свои»; ср. Пс СXVIII: 131), с каким ждут мартовского - апрельского дождя («позднего»; ср. Втор XI: 14; Иер III: 3; V: 24; Ос VI: 3; Иоил II: 23), выпадающего пред посевом летних плодов.

 

24. Бывало, улыбнусь им - они не верят; и света лица моего они не помрачали.

 

24. При своей мудрости Иов казался настолько недосягаемо великим, что его улыбка считалась за честь; не каждый верил в такую милость, снисхождение к себе с его стороны, и никто не решался чем-либо опечалить («света лица моего они не помрачали»; ср. Притч XVI: 15).

 

25. Я назначал пути им и сидел во главе и жил как царь в кругу воинов, как утешитель плачущих.

 

25. Всеми уважаемый за свою мудрость, Иов являлся руководителем своих сограждан в жизни, был их главою.

 

Глава XXX






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных