Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сравнительный анализ внутреннего монолога Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого




Задание 1.

Сравнить внутренний монолог Раскольникова при первом разговоре со следователем Порфирием Петровичем (часть 3, гл. 5 - от слов «Мысли крутились как вихрь в голове Раскольникова...» до слов «Все это как молния пронеслось у него в голове...») с внутренним монологом Анны Карениной, получившей письмо от мужа (часть 3, гл. 16 – от слов «...она раскаивалась утром...» до слов «"Нет, разорву, разорву!" - воскликнула она»).

  • Оба героя в драматической ситуации. Как они думают?
  • Как раскрывается мыслительный процесс Раскольникова и Анны Карениной: в чем существенное различие этих процессов?
  • Оцените их с точки зрения внутренней динамики: насколько логичны или противоречивы рассуждения героев, что преобладает в них: антиномика или диалектика чувств? Каковы темп и ритм движения мысли у каждого?
  • Какое место в размышлениях занимает слово или образ другого человека?
  • Как идет спор с «другим»?
  • Проступает ли во внутреннем монологе исходный нравственный критерий, голос совести, помогающий разобраться в веренице мыслей?
  • Разрешается ли (и как разрешается) в монологе вопрос, поразивший героя?
  • Как характеризует персонажа лексика, фразеология, синтаксис его внутренней речи?

 

  • В какой мере эта внутренняя речь литературно упорядочена или близка естественной неупорядоченности мыслей «про себя»?
  • Что в этой неупорядоченности от характера героя, а что - от авторского способа передачи внутреннего монолога?

 

Задание 2.

Сравнить рассуждения во сне Пьера Безухова и Алеши Карамазова (в «Войне и мире» - т. 3, ч. 3, гл. 9; в «Братьях Карамазовых» - ч. 3, кн. 7, гл. 4: «Кана Галилейская»). Тематически и функционально эти рассуждения близки, они знаменуют начало духовного перелома героев.

Следует сравнить:

  • внешние впечатления и воспоминания, определяющие характер размышлений во сне у Пьера и Алеши;
  • слова, выделенные авторским курсивом в том и другом тексте, их особое значение;
  • логику рассуждений Пьера и Алеши;
  • роль «благодетеля» и «старца» во сне;
  • итоги «вещего» сна;
  • характер авторской лексики и повествования;
  • соотнесение разных планов действительности, разных миров;
  • сходство и различие Пьера и Алеши как эпических героев.

 

Литература

Бойко М. Внутренний монолог в произведениях Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского // Л. Н. Толстой: Сборник статей о творчестве / Под ред. Н. К. Гудзия. М., 1959. С. 83-99.

Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского (любое издание; гл. 5, разд. 2, 3).

Фридлендер Г. Достоевский и Лев Толстой // Достоевский и мировая культура. М., 1979. С.158-231.

Мережковский Д. С. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М., 1995.

Воловинская М. В. Эпические и драматические герои в «Войне и мире Толстого и «Братьях Карамазовых» Достоевского // Ф. М. Достоевский и национальная культура. Вып. 1. Челябинск, 1994. С. 197-208.

Громов П. О стиле Л. Толстого. «Диалектика души» в «Войне и мире». Л., 1977.

Чирков Я.М. О стиле Достоевского. М., 1977.

Щенников Г. К. «Искусство - помощник, но самостоятельный...» // Урал. 1979. № 9.

 

21) Концепция национального характера и национальной жизни в хронике Н. С. Лескова «Соборяне»

  1. Охарактеризуйте жанр, сюжетно-композиционную структуру «Соборян».
  2. Что значит «хроника»? Значение внефабульных элементов. Специфика хронотопа.
  3. «Сюжеты», «сказочки» старгородской жизни и система персонажей. Главные герои (С. Туберозов, А. Десницын, 3. Бенефактов) как разные человеческие типы и как воплощение представлений Лескова о национальном характере и национальном идеале (рассмотрите конкретные сцены и эпизоды).
  4. «Демикотоновая книга». Как реализуется в произведении тема веры и безверия, старого и нового, ограниченной «просвещённости»? Фигуры В. Препотенского, Термосесова, Борноволокова и др.
  5. Характер повествования, стиль, язык. Сложности авторского отношения.
  6. Героические, апокалиптические и иронические интонации в произведении. Как проявляются «коварная» манера повествования, «тихая язвительность» Лескова? Своеобразие языка в произведении.

 

Литература

Лесков Н. С. Соборяне (любое издание).

Аннинский Л. Несломленный // Аннинский Л. Три еретика. М., 1988.

Он же. «Русский космос» Николая Лескова// Лесков Н.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1993. С. 5-74.

Видуэцкая И. П. Николай Семенович Лесков. М., 1979.

Она же. Творчество Н. С. Лескова в контексте русской литературы XIX века // Вопросы литературы. 1981. № 2.

Горелов А. А. Н. С. Лесков и народная культура. Л., 1988.

Лесков А. Н. Жизнь Николая Лескова по его личным, семейным и несемейным записям и памятям: В 2 т. М., 1984.

Лесков и русская литература: Сб. статей. М., 1988.

Семенов В. С. Николай Лесков: Время и книги. М., 1981.

Столярова И. В. В поисках идеала: Творчество Лескова. Л., 1978.

Она же. Н. С. Лесков // История русской литературы: В 4 т. Т. 3. Л., 1982.

Троицкий В. Ю. Лесков-художник. М., 1974.

Хализев В. Лесковская концепция праведничества / В. Хализев, О. Майорова // В мире Лескова. М., 1982.

Эйхенбаум Б. М. Лесков и современная проза // Эйхенбаум Б. М. О литературе. М., 1987.

 

22) «Однодум» и «Очарованный странник» Н. С. Лескова в контексте цикла «Праведники»

  1. Лесковская концепция праведничества: религия добрых дел, жизнь по Божьей правде. Цикл «Праведники».
  2. «Однодум» - первое произведение, целенаправленно созданное Лесковым для цикла «Праведники». История создания и замысел рассказа.
  3. Характеристика квартального Рыжова: история жизни героя, характер, система ценностных ориентации, любомудрие.
  4. Способы создания образа героя-праведника: прозвища-именования героя, высказывания, описание поступков, восприятие и характеристики окружающих, портрет.
  5. Герой рассказа как праведник.
  6. Судьба и личность Ивана Флягина: индивидуализация и типизация образа героя.
  7. Лесковская концепция национального характера. Иван Флягин - тип народного богатыря, герой эпического масштаба. Соотнесение названия повести с образом главного героя.
  8. Художественное воплощение национального характера. Жанровые особенности повести. Композиционно-сюжетная структура. Речь повествователя и речь сказителя. Функции сказа.
  9. Традиции Лескова в русской литературе XX века (А. Солженицын, В. Шукшин).

Литература

Лесков Н. С. Праведники // Лесков Н. С. Собр. соч.: В 12 т. Т. 2. М., 1989.

Дыханова Б.С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н. С. Лескова. М., 1980.

Снигирева Т. А.., Подчинение А. В. Русская идея как художественный феномен. Екатеринбург, 2001.

См. также литературу к теме 21.

 

23) «Левша» Н. С. Лескова: целостный анализ проблематики и поэтики

Для подготовки к занятию нужно тщательно проанализировать текст, подготовиться к беседе по вопросам (ответы должны быть аргументированы ссылками на текст).

  1. Как ставится в повести «Левша» проблема национального самосознания? (К вопросу о способах художественной постановки проблем).
  2. Столкновение мнений о русском человеке у императора Александра и казака Платова с самомнением англичан и позицией царя Николая. Способы изложения этих мнений
  3. Сказ, формирующий проблемное единство повести. Понятие о сказе и специфике лесковского сказа.
  4. Выделить и указать места в повести, где виден сказитель. Опре­делить и доказать, кому из персонажей он ближе всего, чью точку зрения выражает.
  5. Выделить этапы движения сюжета, центральные сложные перипетии, кульминацию и развязку.
  6. Принципы антитезы и контраста в сценах, изображающих встречу Левши с англичанами.
  7. Парадоксы сюжета как отражение парадоксальности судеб русского человека.
  8. Принципы создания характера в повести.
    • Средства создания внешнего облика, характеристики и описания, сближающие его с другими мастеровыми.
    • Как раскрывается социальное и национальное самосознание и самоутверждение Левши?
  9. Связь художественной манеры автора «Левши» с народным лубком. «Народная этимология» в речи рассказчика.
  10. Как создается образ Левши в качестве обобщенного типа не только «тульского мастерового», но и «русского человека»?

 

Литература

Лесков Н. С. Левша (любое издание).

Громов П. П Лесков / П. П. Громов, Б. М. Эйхенбаум // Лесков Н. С. Собр. соч.: В 11 т. Т. 1. М., 1954.

Щенников Г. К. Певец русского подвижника // Лесков Н. С. Избранное. Свердловск, 1981.

См. также литературу к теме 21.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных