Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Поэзия и проза Вл. Соловьева




Поэзия: «В тумане утреннем...», «Иммануэль», «Панмонголизм», «Милый друг, иль ты не видишь...», «Если желанья бегут...», «У царицы моей...», «Бедный друг, истомил тебя путь...», «Под чуждой властью знойной вьюги...», «Сказочным чем-то повеяло снова...», «Свет с Востока» и др. Поэма «Три свидания».

Охарактеризуйте основные лирические темы стихов В. Соловьева. Подготовьте анализы отдельных стихотворений. (Примерный план: Что составляет основу лирического сюжета? Какие сферы реальности осваивает лирическое сознание? Каковы структура, композиция, эмоциональный тон стихотворения и характер образности?) Как стихотворения связаны с мироощущением и философией автора?

Проза: «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории...»

  1. Диалогичная форма произведения, ее смысл и значение. Роль рассказов и вставных новелл в произведении.
  2. Охарактеризуйте участников диалогов, их позиции.
  3. Раскройте основное содержание разговоров, их полемический аспект. Как проявляется в произведении антитолстовский пафос? Чьи аргументы убедительнее?
  4. Как связана с проблематикой разговоров «Краткая повесть об Антихристе...»? В чем сходство и различие «Краткой повести...» и «Легенды о Великом Инквизиторе»?

 

Литература

Соловьев В. С. Стихотворения и шуточные пьесы. Л., 1974; любые другие издания, а также подборки стихов В. Соловьева в сборниках, например: Русская поэзия ХIХ - начала XX в. М., 1987.

Он же. Смысл любви. Избр. произв. М., 1991.

Лосев А. Ф. Вл. Соловьев. М., 1983.

 

25) Концепция любви в творчестве русских поэтов 1880–1890-х годов. Поэтика лирических стихотворений

Самостоятельная работа со стихотворениями С. Я. Надсона, А. Н. Апухтина, Вл. С. Соловьева, К. Р. (Константина Романова), Мирры Лохвицкой.

 

Задание 1.

Определить доминанту в концепции любви каждого из названных поэтов.

 

Задание 2.

Определить особенности художественной системы каждого поэта в отдельности:

  • специфика жанров, структурно-композиционные особенности произведений;
  • отношение автора и лирического героя;
  • психологический анализ, его формы и место в стихотворении;
  • контрасты, гиперболы, гротеск;
  • тропы и их функции;
  • звукопись, цветопись, музыкальность («романсность») и живописность стиха;
  • культурные традиции и «аура»; связь с мифологией, фольклором; религиозной культурой;
  • символика и символы;
  • «смеховые» символы и приемы (4 типа смеха: юмор, сатира, ирония, сарказм).

Показать, как все эти средства служат выражению концепции любви.

 

Литература

Поэты 1880-1890-х годов / Вступ. ст. Г. А. Бялого. М.; Л., 1964. С. 161-221; 359-397; 539-570 (Сер. «Б-ка поэта»).

Русский сонет. Первая четверть XX века. Петрозаводск, 1991. С. 24—28.

«Мне нужен свет любви твоей...»: Любовная лирика 80-90 годов ХIХ века / Сост., автор вступ. ст. и примеч. Н. В. Пращерук. Екатеринбург, 1992. С. 5-82; 221-262; 313-355.

Апухтин А. Н. Стихотворения / Вступ. ст. Ц. Коварского; Подгот. текста и примеч. Р. А. Шацевой. Л., 1961 («Б-ка поэта». Большая серия. 2-е изд.).

Он же. Сочинения: Стихотворения. Проза / Сост. и подг. текста А. Ф. Захаркина; Вступ. ст. М. В. Отрадина; Примеч. Р. А. Щацевой. М., 1995.

Он же. Полное собрание стихотворений / Вступ. ст. М. В. Отрадина. Л., 1991 (Б-ка поэта. Большая серия. 3-е изд.).

Надсон С. Я. Полное собрание стихотворений / Вступ. ст. Т. Я. Бялого; Подг. текста и примеч. Ф. И. Шушковского. М.; Л., 1962 («Б-ка поэта». Большая серия. 2-е изд.).

Соловьев В. С. Стихотворения и шуточные пьесы / Вступ. ст., сост. и примеч. 3. Г. Минц. Л., 1974 («Б-ка поэта». Большая серия. 2-е изд.).

Щенникова Л. П. История русской поэзии 1880-1890-х годов как культурно-исторический феномен. Екатеринбург, 2002.

 

26) «Университетский человек» в осмыслении А. П. Чехова (по повести «Скучная история»)

  1. Суждения А. П. Чехова об «университетских людях».
  2. Типология ученых в повести «Скучная история».
  3. Художественные способы авторской оценки ученого человека (отношение к науке и к искусству, духовные интересы и развлечения, отношение к молодежи, к проблеме «отцов и детей»).
  4. Ученый как личность в творческом труде и семейном быте. Переживание кризиса общественного и личного.
  5. Духовно-нравственные искания ученого, их значение в его жизни («общая идея», «личная свобода» и др.).
  6. Поэтика повести:
    • особенности формы повествования и ее функции. Монолог, диалог;
    • авторская позиция и формы ее выражения (композиция, художественная деталь);
    • портрет, пейзаж, символика, ассоциации, «метафизические сравнения». Мир вещей и предметов, жест, движение.
    • Ответы на все вопросы даются со ссылками на текст, с анализом текста.
    • Ответ на последний (шестой) вопрос студенты готовят по отдельным фрагментам, анализ которых задан на дом (возможны любые отрывки из текста в объеме 1,5-2 стр.; фрагменты могут быть выбраны и самими студентами).

 

Литература

Бердников Г. П. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания. М., 1970.

Катаев В. Б. Проза Чехова: Проблемы интерпретации. М., 1979.

Кубасов А.В. Проза А. П. Чехова: искусство стилизации. Екатеринбург, 1998. С. 210-238.

Линков В. Я. Художественный мир прозы Чехова. М., 1982.

Семанова М. Герой и автор «Скучной истории» // В творческой лаборатории Чехова. М., 1974.

Тюпа В. Художественность прозы А. П. Чехова. Новосибирск, 1989.

 

27) Повести А. П. Чехова «Огни», «Скучная история» и «Черный монах»: философия и поэтика

  1. Повесть «Огни» в контексте развития русской литературы в 1880-е годы. Пароблема определения характера мировоззрения Чехова, его общественной и литературной позиции.
  2. Оценка философии пессимизма в повести «Огни». Полемика Ананьева и студента фон Штенберга. Смысл сюжетной новеллы о Кисочке.
  3. Символика пейзажа, роль детали в повести. Как раскрываются позиции рассказчика и автора?
  4. Проблема поиска «общей идеи», цельного мировозррения в произведениях Чехова об интеллигенции. Смысл кризиса, испытываемого профессором в «Скучной истории». Как соотносится с его жизнью история жизни Кати? В чем вы видите причины несчастности всех героев повести?
  5. Проблема «иерархического мышления» (И. Сухих) в повести «Черный монах». В чем состоит «загадка» произведения?
  6. Вера и безверие в произведениях Чехова. Какого рода «диагноз» можно поставить магистру Коврину? В чем состоит его «счастье»? Интерпретация образа черного монаха и смысл авторской позиции.
  1. Общие черты авторской философии Чехова во всех трех произведениях, характер его отношения к человеку. Основные особенности поэтики прозы писателя.

 

Литература

Линков В. Я. Скептицизм и вера Чехова. М., 1995.

Смирнов М. Герой и автор «Скучной истории» // В творческой лаборатории Чехова. М., 1974.

Собенников А. С. «Между “есть Бог” и “нет Бога”…» (о религиозно-философских традициях в творчестве А. П. Чехова). Иркутск, 1997.

Страда В. Антон Чехов // История русской литературы: ХХ век: Серебряный век. М., 1995.

Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. Л., 1987.

Тихомиров С. В. «Черный монах» (Опыт самопознания мелиховского отшельника) // Чеховиана: Мелиховские труды и дни. М., 1995.

См. также список к теме 26.

 

28) Поэтика рассказов А. П. Чехова «Студент» и «На святках»

Задание 1.

  1. Разделить рассказ «Студент» на значимые (относительно самостоятельные) идейно-художественные фрагменты.
  2. Определить топосы (место действия) этих фрагментов.
  3. Обратить внимание на переходы персонажей из одного топоса в другой. Важно понять смысл этих переходов.
  4. Как соотносятся в рассказе сюжет бытовой и сюжет евангельский? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять смысл евангельского сюжета и реакцию на рассказ о нем деревенских баб - вдовы Василисы и ее дочери.
  5. Проанализировать психологическое состояние студента Великопольского до встречи с вдовами (почему «ему не хотелось домой»?) и перелом, наметившийся в нем в результате этой встречи.
  6. Соотносятся ли студент Великопольский и евангельский Петр (в отношении к Христу)?
  7. Своеобразие начальной пейзажной зарисовки и ее функция.
  8. Смысл финальной картины и итоговых размышлений студента.
  9. Детали, используемые автором для характеристики персона­жей: студента, женщин.
  10. Символика рассказа. Значение мотивов костра, огня пути; духовной цепи, связующей тысячелетия.

 

Задание 2.

  1. Значение двухчастной композиции рассказа «На святках». Как соотносятся две сцены с письмами: процесс написания письма и его чтение?
  2. Какие здесь выявляются несоответствия и неожиданность? В чем парадоксальность сюжета?
  3. Определите двунаправленность эстетического пафоса рассказа (один пафос проявляется в изображении Егора и Андрея Хрисанфовича, другой - в изображении Василисы и Ефимьи).
  4. Определите характер комического в рассказе. Какие словесные и метафорические приемы использует автор для создания образа бывшего «служаки» Егора и служащего швейцара Андрея Хрисанфыча. Мифологический подтекст этих образов.
  5. Речь крестьянок как средство их характеристики.
  6. Антитеза топосов - реальных и мифологических.
  7. Семантика имен персонажей рассказа.

 

Литература

Гиршман М. М. Литературное произведение: Теория и практика анализа. М., 1991.

Джексон Р. Л. «Человек живет для ушедших и грядущих» // Вопросы литературы. 1991. № 8. С. 125-130.

Есаулов И. А. Пространственная организация литературного произведе­ния и православная традиция («Студент» и «На святках» А. П. Чехова) // Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. С. 145-158.

Зайцев Б. К. Далекое. М., 1991. С. 278-394.

Кубасов А. В. Проза А. П. Чехова: искусство синтеза. Екатеринбург, 1998. С. 370-383.

Линков В. Я. Художественный мир прозы Чехова. М., 1982.

Сендерович С. Чехов - с глазу на глаз: История одной одержимости А. П. Чехова. СПб., 1994.

Тамарченко Н. Д. Усилие воскресения («Студент» А. П. Чехова в контексте русской классики) // Литературное произведение: Слово и бытие (К 60-летию М. М. Гиршмана). Донецк, 1997.

Тюпа В. И. Художественность чеховского рассказа. М., 1989.

Федоров В. В. «Обычное» и «исключительное» в «Студенте» А. П. Чехова // Природа художественного целого и литературный процесс. Кемерово, 1980. С. 182-186.

Чудаков А. П. Мир Чехова. М., 1986.

Щербенок А. Цепь времен и риторика прозрения // Парадигмы: Сб. работ молодых ученых / Под общ. ред. И. В. Фоменко. Тверь, 2000.

 

29) Пьесы А. П. Чехова «Чайка» и «Дядя Ваня». Чеховская драматургия в контексте «новой драмы» рубежа веков

  1. Художник и творчество в пьесе «Чайка». Антитеза Треплев – Тригорин: контраст и единство человека и художника. Треплев – Нина Заречная: отношение к жизни, себе, творчеству.
  2. Проблема модернистского искусства в пьесе. Отношение к модернизму Чехова. Поиск Треплевым «новых форм» в искусстве. Причины трагического финала героя (воссоздать историю воспитания, любви и жизни К. Треплева; обратить внимание на роль в его судьбе матери).
  3. Экзистенциальные смыслы в пьесе «Дядя Ваня». Почему «пропала жизнь» Войницкого? Причины кризиса доктора Астрова. В чем суть конфликта произведения и своеобразие чеховского конфликта в целом? Чего хотят герои Чехова и почему им не дано достичь желаемого? (вспомнить заветную мечту «трех сестер» в пьесе с одноименным заглавием)
  4. Женские образы пьесы; типология женщин в драматургии Чехова. Смысл финала пьесы «Дядя Ваня».
  5. Жанровая специфика пьес Чехова. Черты «новой драмы»: подтекст, символические детали, образы, мотивы и лейтмотивы (озеро, дом, сад, чайка, русалка и т.д.), драматургия пьес – композиция и архитектоника, паузы, авторские ремарки; особый характер психологизма и литературность пьес.

 

Литература

Чехов А. П. «Чайка», «Дядя Ваня» (любое издание).

Градская Н. О., Паперный З. С., Чудаков А. П. «Чайка». «Дядя Ваня» // Чехов А. П. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 13. М., 1978.

Доманский Ю. В. Статьи о Чехове. Тверь, 2001 (гл. «Семантика образа в пьесах Чехова»).

Зингерман Б. Театр Чехова и его мировое значение. М., 1988. С. 319-383.

Ивлева Т. Г. Автор в драматургии А. П. Чехова. Тверь, 2001.

Карасев Л. В. Пьесы Чехова // Вопросы философии. 1998. № 9.

Клейтон Д. Отсутствие веры (О психологическом строе, символике и поэтике пьесы «Дядя Ваня» А. П. Чехова) // Чеховиана: Мелиховские труды и дни. М., 1995.

Паперный З. С. А. П. Чехов-художник. М., 1976 (гл. 9).

Собенников А. С. Художественный символ в драматургии А. П. Чехова (Типологическое сопоставление с западноевропейской «новой драмой»). Иркутс, 1989.

Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. Л., 1987 (гл. «Первая драма: концы и начала»).

Толстая Е. Поэтика раздражения: Чехов в конце 1880-х – начале 1890-х годов. М., 1994 (гл. 4).

Чеховиана: Мелиховские труды и дни. М., 1995 (статьи о «Чайке» и «Дяде Ване»).

Чеховиана: Чехов и «серебряный век». М., 1996 (статьи М. А. Шейкиной, Н. И. Ищук-Фадеевой, А. Г. Головачевой, А. С. Собенникова и др.).

 

30) Поэтика пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»

Задание 1.

Выявление двусоставного эстетического пафоса пьесы: соединение лирико-патетической тональности с комической.

Работа с текстом первого действия. Студенты должны показать:

  • каким образом создается постоянная смена тональности, переход от патетики к комизму и наоборот;
  • как служат этой игре тонов необращенные реплики персонажей, их неадекватное высказывание, сцепление случайных фраз; неожиданные столкновения людей, внезапные перемены в их настроениях, «случайные» комические ситуации, в которые попадают главные герои; значительные заявления комических лиц;
  • как это двуединство пафоса проявляется во взаимодействии перекрестных и противоположных оценок, которые персонажи пьесы дают одним и тем же лицам (например, Раневской).

 

Задание 2.

Работа над сюжетом пьесы:

  • выявление сюжетной роли Лопахина;
  • определить, «выстроить» логику личных взаимоотношений Лопахина с Варей и Раневской;
  • мнимость его жениховства и искренние признания в любви другой, готовность на жертвы - и реакция на них женщины, которую он любит «больше, чем родную».
  • Является ли удачей для Лопахина покупка вишневого сада? Как соотносится темы судьбы Лопахина с темой «вишневого сада»?

 

Задание 3.

Исследование взаимосвязи центральных и второстепенных персонажей пьесы.

  • Определить сходство в ситуации объяснения в любви Лопахина с Варварой, Епиходова с Дуняшей, Дуняши с Яшей. Кто кого отражает и пародирует?

 

Задание 4.

Исследование соотношения бытового и сущностного планов. Работа с текстом 2-го действия.

  • Как движется сюжет спасения усадьбы?
  • Как прерываются разговоры о быте высказываниями персонажей об общем строе жизни? Кому принадлежат эти высказывания?
  • Как в этом плане соотносятся главные и второстепенные персонажи? Представлены ли «сущностные» высказывания» лишь в патетическом тоне или игра тонами продолжается?

 

Задание 5.

Столкновение двух культур. Проанализировать диалог Раневской с Трофимовым в 3-м действии (от слов Любви Андреевны «Не дразните ее, Петя...» до слов ее же «Какой чудак этот Петя...»).

  • Объяснить Петину «правду» и «правду» Раневской, выражение в них позиции разных культурных слоев, разных исторических поколений.
  • Определить авторскую оценку этих «правд». Сколько «правд» в пьесе «Вишневый сад»?

 

Задание 6.

Анализ символических образов пьесы.

  • Как относятся к вишневому саду разные герои пьесы?
  • Каков символический смысл вишневого сада?
  • Почему второе действие разворачивается на границе между домом и открытым пространством?
  • Насыщение традиционных топосов Дома и Сада новыми интенциями. Какими?
  • Символический смысл других деталей: телеграммы из Парижа; шума от сорвавшейся в шахте бадьи и др. Найти символические детали и объяснить их.

 

Литература

Чехов А. П. Вишневый сад (любое издание).

Полоцкая Э А. «Вишневый сад» / Э. А. Полоцкая, И. Ю. Твердохлебов // Чехов А. П. Поля. собр. соч.: В 30 т. Т. 13. М., 1978.

Бердников Г. П. Драматургия Чехова. М., 1971 Или: Он же. Избр. работы: В 2 т. Т. 2. М., 1986.

Зингерман Б. Театр Чехова и его мировое значение. М., 1988. С. 319-383.

Паперный А. О единстве формы и содержания в «Вишневом саде» А. П. Чехова // Нравственные искания русских писателей. М., 1972. С. 339-380.

Семанова М. Л. «Вишневый сад» А. П. Чехова. Л., 1958.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных