![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Анализ типичных обращенийАннотация
Программа предполагает организацию групповых занятий с детьми 8-10 лет, с трудностями: - во взаимоотношении с учителями: негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки знаний, достижений, возможностей, страх наказаний. - во взаимоотношении со сверстниками: замкнутость; негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим; склонность к конфликтам, агрессивность и т.п. - во взаимоотношении с родителями: опасения не соответствовать ожиданиям родителей, страх наказаний.
В результате решаются проблемы сохранения психологического здоровья ребенка в школе и оптимизации детско-родительских отношений/ Результаты программы подтверждаются данными психологической диагностики и сбора катамнеза.
Обоснование Часто с переходом во 2 -3 класс у детей формируется отрицательное отношение к школе, нежелание учиться. Причиной этого является неблагополучные отношения в семье, учебные нагрузки, конфликты с учителем и сверстниками, отсутствие учебной мотивации и т.д. В эмоциональной сфере это часто проявляется в том, что ребенок становится агрессивным, раздражительным, непослушным или же наоборот замкнутым, плаксивым, тревожным. Для всех детей с негативным отношением к школе характерно достаточно высокий уровень общей школьной тревожности. В младшем школьном возрасте к перечисленным выше причинам, которые вызывают высокую тревожность у детей младшего школьного возраста, добавляются оценочные, особенно при публичной оценке (ответы у доски, самостоятельные, контрольные и т.п.) ситуации. Младший школьный возраст – один из значимых моментов в жизни ребенка, период его качественного и количественного изменения. Однако в школе многие педагоги и родители гораздо больше внимания уделяют количественным параметрам приобретенных ребенком знаний и умений. Качественные изменения, которые происходят в ребенке во время его учения, многими недооцениваются. В то время как именно качественные изменения особенно значимы, они могут сыграть как позитивную роль, могут укрепить психологическое состояние ребенка, либо подорвать его. И, если проблемы в знаниях можно в последствие восполнить, то возникшие психологические нарушения могут иметь стойкий характер, трудно поддаваться коррекции. С переходом ребенка во 2-3 класс наиболее часто родителей беспокоят такие индивидуальные особенности ребенка, как медлительность, упрямство, неуравновешенность, агрессивность и жестокость, неуверенность в себе, замкнутость, тревожность, страхи, вранье и т.п.
Анализ типичных обращений Все трудности, проявившиеся у ребенка на данном возрастном этапе можно разделить на три основных сферы: 1. Трудности во взаимоотношении с родителями: опасения не соответствовать ожиданиям родителей, страх наказаний. 2. Трудность во взаимоотношении с учителями: негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки знаний, достижений, возможностей, страх наказаний. 3. Трудности во взаимоотношении со сверстниками: замкнутость; негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим; склонность к конфликтам, агрессивность и т.п. Для того, чтобы помочь школьнику в решении его проблем, необходимо понять их причины. К ним мы относим: неблагополучие отношений в семье (стиль взаимоотношений с ребенком в семье во многом определяет и его поведение в школе), учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизическими возможностями учащихся, отсутствие учебной мотивации, все это приводит к тому, что школа становится для ребенка постоянным источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им постоянно необходимо справляться со сложными условиями школьной жизни при физиологической незрелости организма. Кроме того, особенность психологии ребенка младшего школьного возраста заключается в том, что он еще мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На трудности в школе ребенок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями – гневом, страхами, обидой. Все это приводит к тому, что у ребенка формируется отрицательное отношение к школе и нежелание учиться. В связи со всем вышесказанным большое значение приобретают вопросы эмоционального благополучия ребенка в школе. Поскольку ведущей формой организации общения в младшем школьном возрасте является игра, можно предположить организацию специальных занятий по формированию и развитию позитивного отношения к школе через игровую деятельность. Младшие школьники только что вышли из периода, когда игра была ведущим видом деятельности. Поэтому для них характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Игра призвана помочь ребенку накопить душевный материал, сформировать и уточнить представления о жизненно- важных действиях, поступках, ценностях. Программа представляет собой систему групповых занятий, которые включают социопсихологические игры, элементы психогимнастики, сказкотерапии, арт-терапии, групповые дискуссии.
Основная цель программы: формирование и развитие позитивного отношения к школе, что подразумевает, в частности, развитие эмоциональной сферы детей, умения понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей. В соответствии с этой целью формируются задачи программы: 1. Актуализация школьных переживаний. 2. Предупреждение и снижение тревожности и страхов детей. 3. Выработка у детей адекватного отношения к ошибкам и неудачам. 4. Формирование позитивного отношения к сверстникам. 5. Развитие внутренней активности детей, уверенности в себе. 6. Формирование стремления к реализации своих способностей. 7. Снятие тревожности, эмоционального напряжения. 8. Развитие произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля. 9. Помочь детям осознать требования родителей, сопоставить их со своими возможностями и желаниями.
Реализация программы предполагает определенную поэтапность работы. 1 этап работы: - диагностический: На этом этапе проводится комплексная диагностика потенциальных участников группы. Обследование проводится на материале следующих методик: 1. Проективная методика для диагностики школьной тревожности (Прихожан А.М. на основании методики Amen E.W., Renison N.). С помощью данной методики можно выявить уровень тревожности учащихся в различных школьных ситуациях, определить, в каких именно сферах внутришкольных отношений локализуется тревожность и какие конкретно формы принимает.
Тест Розенцвейга. Методика предназначена для исследования реакции на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или общению, а также удовлетворению потребностей личности. Методика позволяет исследовать такие реакции, как агрессия, апатия, застенчивость, замкнутость и т.д.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|