ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Будущее библиографической деятельности в России.
Любые долгосрочные прогнозы условны и приблизительны в виду огромной сложности современной общественной жизни, высокой степени неопределенности предстоящих путей, средств и результатов научно-технического, социально-экономического и культурного развития России в XXI веке. Вместе с тем существуют объективные потребности в долгосрочном прогнозировании судеб различных направлений и участков человеческой деятельности. Попробуем наметить некоторые аспекты будущего библиографической деятельности, которые можно считать достаточно обоснованными: Неуклонное возрастание роли крупных комплексных программ общественного развития и необходимость их проблемно-комплексного, межотраслевого библиографического сопровождения. Отсюда перспективы организационной и функциональной интеграции библиографической деятельности в рамках будущей единой системы информационного обеспечения современного общества. Основой будущей оптимальной системы библиографической деятельности останется государственная (национальная) библиография, в рамках которой будет завершено создание системы источников текущей библиографической информации, отражающих все виды документов, в том числе электронные. Постепенная замена печатной формы указателей Российской книжной палаты всеобщим доступом к электронным базам данных Российского Центра подготовки библиографической информации. Исторические сроки решения конкретных задач развития библиографической деятельности зависят от уровня ее реального материально-технического и экономического обеспечения (новые носители информации и средства связи, новые программно-поисковые средства и многое другое). Увеличение разнообразия форм библиографических баз данных, общее усиление коммерциализации и конкуренции в библиографической деятельности в условиях рыночной экономики. Вероятное общее решение проблемы платности библиографической продукции и услуг: платный доступ к оригинальным ведомственным, отраслевым и другим вновь создаваемым базам данных; бесплатный доступ к продукции государственной (национальной) и рекомендательной (массового назначения) библиографии. Информационное общество XXI в. будет обладать мощными техническими и экономическими возможностями отражения в библиографических базах данных всех видов документов на всех языках и обеспечения всеобщего доступа к ним без каких бы то ни было ограничений. В этой связи нас ожидает широкое внедрение компьютерно-сетевых технологий и превращение библиографических служб в центры информационного поиска в Интернете. Технический прогресс не отменяет, а, напротив, увеличивает глубину и разнообразие информационных барьеров в системе документальных коммуникаций. Поэтому будет постоянно меняться содержание библиографической информации, развиваться и усложняться средства библиографического обслуживания потребителей информации. Основные общественные функции библиографической информации в будущем останутся неизменными. Вместе с тем будут развиваться, усложняться и обогащаться конкретные способы и средства их практической реализации. Следует ожидать резкого усложнения квалификационных требований к специальной подготовке и заметного роста профессионального престижа работников информационно-библиографического профиля. Специальность библиографа, как и других информационных посредников в системе документальных коммуникаций, станет к середине XXI в. одной из самых востребованных. Поэтому можно надеяться на восстановление в России в обозримом будущем самостоятельного широкопрофильного библиографического образования. Наконец, в заключение, удачно сформулированный профессором МГУКИ В.К. Степановым, общий электронно-технологический прогноз ближайшего цифрового будущего библиографического обслуживания: “Главной отличительной чертой цифрового библиографического, как и всех других видов информационного обслуживания в цифровой среде, станет его персонализация. Вся система сервиса будет основываться на максимально полном учете индивидуальных потребностей каждого абонента” [5, с. 494]. “Выстроенное на новой технологической базе библиографическое обслуживание органично вольется в общую инфраструктуру информационных обменов грядущего, которая будет основываться главным образом на обмене колоссальными потоками цифр, а не на передаче материальных объектов. В этой новой реальности библиографам предстоит открывать все новые и новые горизонты, продолжая выполнять свою главную миссию – помогать людям обретать истинное знание в безбрежной информационной вселенной” [5, с. 501].
Вопросы для самопроверки к разделу II.
1. Кто был первым библиографом-профессионалом в России? 2. Что представляют собой непосредственная библиографическая деятельность и производные, сопутствующие виды деятельности? Что такое непрофессиональная библиографическая деятельность? 3. Как соотносятся между собой понятия “библиография” и “библиографическая деятельность”? 4. Какие основные точки зрения на объем понятия “библиография” существуют в современном библиографоведении? 5. Почему на схеме функционирования библиографии как системы (см. рис. 9) показаны два “входа” и один “выход”? 6. На каком структурном уровне библиографии – внутреннем или внешнем – и как обнаруживается ее конкретно-историческая обусловленность? 7. Как соотносятся между собой понятия “закон”, “сущность”, “принцип”? 8. Общие и частные, формальные и качественно-содержательные принципы библиографической деятельности. Их общая характеристика. 9. Каково место принципа партийности в структуре принципов библиографической деятельности? Ваше мнение по этому вопросу. 10. Чем отличаются и как соотносятся между собой компонентная и видовая структуры библиографии как области деятельности? 11. Какой компонент в структуре библиографической деятельности является системообразующим и почему? 12. Какими психологическими качествами должен обладать библиограф как субъект библиографической деятельности? 13. Как соотносятся между собой знания, умения и навыки библиографа-профессионала? 14. Какова структура знаний и умений библиографа? 15. Как связаны документальные потребность и запрос? 16. Каким образом, почему и в каком пункте совмещаются процессы библиографирования и библиографического обслуживания? 17. Как соотносятся между собой понятия “библиографический поиск”, “библиографическое разыскание” и “библиографическое выявление”? 18. Какие три подцикла можно выделить в общем цикле справочно-библиографического обслуживания (рис. 15)? 19. Чем отличаются ответ на запрос потребителя и библиографическая справка, выданная потребителю? 20. Почему фактографическая справка не является библиографической? Почему фактографическое обслуживание входит в состав справочно-библиографического обслуживания? 21. Чем обслуживание по системе ИРИ отличается от традиционных форм индивидуального библиографического информирования, осуществляемого библиотеками? 22. Почему библиографическая продукция является одновременно средством и результатом библиографической деятельности? 23. Как соотносятся понятия научно-вспомогательной и рекомендательной библиографии? 24. На чем основаны и как соотносятся между собой понятия общей и специальной библиографии? 25. Что означает и на чем основан закон функционального превращения источников текущей библиографии в ретроспективные? 26. Как соотносятся между собой понятия универсальной и отраслевой библиографии? 27. Что такое библиография библиографии? Насколько логически правилен сам термин “библиография библиографии”? Раздел III. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|