ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Использование рисуночных методик в диагностике человека.Методическая разработка лекции №5. Использование беседы в рисуночных тестах. Методики «Рисунок человека» и «Дом-Дерево-Человек». Лекция включена в курс «Общий психологический практикум». Данная лекция рассматривается в контексте темы «Метод беседы в психологии». В лекции рассматривается использование элементов беседы при диагностике с помощью рисуночных (графических) тестов. При разработке данной лекции использовались следующие работы: Венгер А.Л. «Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство»; «Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты».- М.: «КСП», 1997.; К.Тейлор «Психологические тесты и упражнения дл детей. Книга для родителей и воспитателей»; Бокатов А.И., Сергеев С.А. «Детская йога»; «Методика Дж. Бука «Дом-Дерево-Человек».- http://www/psylist.net/Promet/ddh.htm. Аудитория: студенты I курса 714 гр. факультета психологии. Цель лекции: изучить особенности построения беседы при диагностике с помощью рисуночных тестов на примере методик «Рисунок человека» и «Дом-Дерево-Человек». Задачи лекции: 1. Рассмотреть преимущества рисуночных тестов среди других проективных методик; 2. Подробно ознакомиться с методикой «Рисунок человека»; 3. Изучить особенности построения беседы в тесте «Рисунок человека»; 4. Познакомиться с методикой «Дом-Дерево-Человек»; 5. Разобрать особенности проведения пост-рисуночного опроса в методике ДДЧ. Организационная форма лекции: монолог с элементами эвристической беседы. Наглядный материал: демонстрация видео записи. План лекции: 1. Использование рисуночных методик в диагностике человека. 2. Применение беседы в тесте «Рисунок человека». 3. Элементы опроса в методике «Дом-Дерево-Человек». Конспект лекции. Использование рисуночных методик в диагностике человека. Среди диагностических средств, используемых в мировой психологической практике, рисуночные методы стоят на первом месте. Как и прочие проективные тесты, рисуночные методики очень информативны, то есть позволяют выявить множество психологических особенностей человека. При этом они просты в проведении, занимают немного времени и не требуют никаких специальных материалов, кроме карандаша и бумаги. Дополнительным достоинством рисуночных методов является их естественность, близость к обычным видам человеческой деятельности. Тот или иной опыт рисования есть практически у каждого человека. Наиболее близко это занятие детям, поэтому при обследовании детей рисуночные методы применяются особенно часто. В отличие от большинства других тестов, рисуночные методики могут проводиться многократно и сколь угодно часто, не утрачивая своего диагностического значения. Они применимы к клиентам самого разного возраста – от дошкольного до взрослого включительно. Это позволяет использовать их для контроля динамики состояния и для наблюдения за ходом психического развития в течение длительного периода. В последние годы все больше подчеркивается психотерапевтическое значение рисования. Благодаря применению рисуночных методик стирается грань между психологическим обследованием и психотерапевтическим сеансом, потому что рисунки – удобный повод для того, чтобы завязать непринужденную беседу. Все это сделало рисуночные методики самым распространенным инструментом в работе практического психолога.
Применение беседы в тесте «Рисунок человека». Тест «Рисунок человека» разработан К. Маховер в 1946 году на основе теста Ф. Гудинафф с целью определения индивидуальных особенностей личности. Гудинафф предложила данную методику для исследования познавательных способностей (применяется с 3-х лет), Маховер разработала критерии, позволяющие оценивать личностные особенности (данный вариант применяется с 5 лет). С тех пор критерии оценки многократно перерабатывались. Рисунок человека наделяют различными значениями. Некоторые считают изображение человеческой фигуры проекцией образа тела, другие отражением я-концепции. Его принимают за проекцию отношений ребенка к значимой личности из его окружения, проекцию образа его идеального «я», выражение привычных действий. Он может быть выражением того, как человек воспринимает внешние обстоятельства, как относится вообще к жизни и обществу или сочетанием перечисленного. Я- концепция – это сумма представлений человека о самом себе: то, что он собой представляет, какими качествами и способностями обладает, как выглядит, как его оценивают другие, что он думает о себе, как он сам оценивает свои действия и поведение. Складывается я-концепция под влиянием внешних воздействий, прежде всего взаимоотношений с близкими и значимыми для него людьми. Чем бы в большей степени ни был рисунок человека, ясно одно – он не то, к чему можно отнестись легкомысленно. Образ тела – это представление человека о себе как телесной организации.
Процедура теста состоит из того, что ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата А4 (лист перед обследуемым кладут вертикально). Инструкция: «Нарисуйте человека – всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше – так, как вы умеете». Данная инструкция может породить массу вопросов или отказ. Если человек отказывается, надо постараться его убедить. На всевозможные вопросы, которые, как правило, носят уточняющий характер (например, «А какого человека?», «Мужчину или женщину?», «А можно, чтобы он был в шляпе?» и т.п.) следует отвечать уклончиво, например: «Любого», «Рисуй какого хочешь». На любые выражения сомнений можно сказать: «Ты начни, а дальше легче будет…». Если же вопрос противоречит инструкции, то ее частично повторяют. Так, на вопрос: «А можно нарисовать только лицо?» – следует ответ: «Нет, нарисуйте всего человека целиком». Если обследуемый, рисуя, нарушает инструкцию (например, изображает только лицо), но не задает при этом никаких вопросов, то проверяющий воздерживается от замечаний и не напоминает инструкцию до окончания рисунка. По завершении работы обследуемым психолог повторяет задание: «А теперь все-таки нарисуйте человека – всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше – так, как вы умеете» (то есть инструкция воспроизводится полностью). Все вопросы и реплики ребенка в процессе рисования, особенности его поведения, а также такие манипуляции, как стирание элементов рисунка и дополнения, нужно фиксировать. После того, как рисунок завершен, спросите человека все ли он нарисовал, а затем переходите к беседе, которая строится на основании рисунка и его особенностей. В процессе беседы можно прояснить все неясные моменты рисунка, а через отношения, чувства и переживания, которые ребенок выражает во время беседы, можно получить уникальную информацию относительно его эмоционального, психологического состояния. Беседа может включать вопросы: Кто этот человек? Где он живет? Ест ли у него друзья? Чем он занимается? Добрый он или злой? На кого он смотрит? Кто смотрит на него? О чем он мечтает? и т.п. Во время беседы с ребенком можно попросить разъяснить или прокомментировать имеющиеся на рисунке неясные детали, сомнительные или нечеткие места, потому что некоторые странности в рисунках могут иметь простые и правдоподобные объяснения. Попросите ребенка рассказать, кто изображен на рисунке. Даже простое описание ребенком рисунка может дать интересную информацию, поскольку, несмотря на отсутствие внешнего сходства автора и его творения, в описании фигуры речь идет о самом ребенке, его чувствах, мыслях, переживаниях. Если обследуется подросток или взрослый человек, то можно попросить его написать небольшой рассказ об изображенном персонаже. Дополнительные вопросы, позволяющие получить максимум информации: О ком ты думал, когда рисовал? О чем думает этот человек? Что он чувствует? Он тебе нравится? У него есть плохие привычки? У него есть какие-нибудь желания? Что тебе приходит в голову, когда ты смотришь на этого нарисованного человека? Этот человек здоров? Конечно, этим не ограничивается набор вопросов. Нужно задавать вопросы, исходя из особенностей самого рисунка.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|