Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общие понятия социального партнерства и общая характеристика законодательства о нем




Понятие социального партнерства, данное в ст. 23 Кодекса, свидетельствует, что оно является в трудовом праве России новым методом правового регулирования труда, служащим для урегулирования противоречий интересов работников и работодателей, а также органов государства. Оно призвано налаживать взаимоотношения работников и работодателей согласно формам и принципам, предусмотренным Кодексом и иными федеральными законами.

Законодательство России признало практику заключения коллективных договоров в первом КЗоТ 1918 г. и в «Положении о порядке утверждения коллективных договоров (тарифов), устанавливающих ставки заработной платы и условия труда» от 2 июля 1918 г. (Собрание узаконений и распоряжений Правительства, 1918, №48).

Конвенция МОТ № 98 (1949 г.) предусматривает право на организацию и ведение коллективных переговоров по регулированию условий труда, заключение коллективных договоров и соглашений. Но советское трудовое законодательство, регулируя коллективные договоры, никак не закрепляло коллективные переговоры и ничего не говорило о социально-партнерских соглашениях выше уровня предприятия. Впервые их оговорил Указ Президента РФ от 15 ноября 1991 г. «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров» (Ведомости РСФСР. 1991. №47. Ст. 1611), а впервые урегулировал коллективные переговоры и социально-партнерские соглашения Закон РФ от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях». Этот Закон по-новому урегулировал и коллективный договор. И ныне он, дополненный и измененный Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. (СЗ РФ. 1995. №48. Ст. 4558), является основным после Кодекса нормативным актом по данной проблеме. Значение этого Закона в том, что он впервые в трудовом законодательстве России признал и урегулировал социальное партнерство работников и работодателей в сфере труда.

Разными нашими учеными и законодательством некоторых субъектов РФ социальное партнерство рассматривалось по-разному: как метод трудового права (М. В. Лушникова, А. А. Крыжановская), как элемент отрасли (Э. Н. Бондаренко) или как принцип трудового права (Н. И. Гонцов); еще несколько его определений подробно указаны С. Ю. Чуча в работе «Становление и перспективы развития социального партнерства в Российской Федерации» (М.: Вердикт, 2001. С. 7–12 и 27). Но хотя о социальном партнерстве был принят указанный Закон, он не содержит его легального определения.

Впервые понятие легального (в законе) социального партнерства дал Трудовой кодекс 2001 г. в ст. 23. Он усовершенствовал также основные положения Федерального закона «О коллективных договорах и соглашениях» 1996 г. Поэтому, думается, указанный Закон, как воплощенный в Кодексе, будет отменен. Кодекс в ст. 23 указывает: «Социальное партнерство – система взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей». К этому еще надо добавить: «с интересами всего общества, государства» – и тогда будет правильное его легальное определение.

Кодекс лучше, чем указанный Закон, установил правовые основы и принципы коллективных переговоров, разработки, заключения и действия коллективных договоров и социально-партнерских соглашений, закрепил в национальном законодательстве ряд положений международных актов, в том числе и Конвенции МОТ. Коллективные переговоры дают возможность работникам и работодателям как социальным партнерам выявить свои интересы, их согласовать и закрепить в договоре, соглашении итог их согласования.

Кодекс еще более расширил коллективно-договорное установление условий труда на различных уровнях; четче закрепил понятие коллективного договора и соглашения, виды соглашений, их стороны и содержание, а также понятие представителей сторон; расширил сферу заключения коллективных договоров, распространил их на организации и учреждения и предоставил право трудовым коллективам самим решать, заключать ли коллективный договор.(Но так как законодатель значительно снизил роль трудовых коллективов, то ныне лишь на 30% всех организаций заключены коллективные договоры, чем снижено и значение коллективно-договорного регулирования условий труда)

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных