Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Обстоятельства, освобождающие от международно-правовой ответственности




При квалификации поведения государств необходимо учи­тывать обстоятельства, наличие которых освобождает государства от ответственности. Они могут быть двух видов — исключающие возникновение ответственности и исключающие реализацию ответственности. Первые представляют собой ситуации, при которых поведение государства, квалифицируемое в нормальных условиях как правонарушение, признается правомерным и не порождает ответственности. Вторые – это фактические ситуации,, при которых порожденная правонарушением ответственность фактически не осуществляется.

Отличие между поведением государства при обстоятельствах, освобождающих от ответственности, и поведением, смежным с правонарушениями, состоит в том, что первое формально содержит все признаки состава, тогда как второе лишь внешне похоже на правонарушение, но не содержит всех его признаков.

В проекте статей об ответственности КМП фактически сконцентрировала внимание только на обстоятельствах, исключающих возникновение ответственности. Выделив специальную главу "Обстоятельства, исключающие противоправность", она отметила случаи, когда "несмотря на явное наличие двух условий существования международно-противоправного деяния, нельзя сделать вывод о его существовании. Комиссия назвала следующие обстоятельства: согласие, контрмеры, форс-мажор и непредвиденный случай, бедствие, состояние необходимости, самооборона.

Согласие. Статья 29 проекта говорит, что данное одним го­сударством другому государству согласие на отступление последнего от международного обязательства исключает противоправность в отношении первого государства. Согласие долж­но быть юридически действительным, т.е. не быть результатом ошибки, подкупа, насилия.

Контрмеры. Согласно ст. 30 проекта это — действия одного государства, вызванные международно-противоправным деянием другого. Контрмеры в принципе также могут нарушать международные обязательства. Но именно их ответный харак­тер в отношении государства-нарушителя исключает ответст­венность за них.

Самооборона. Противоправность деяния исключается и в случае, если оно является законной мерой самообороны в соответствии с Уставом ООН (ст. 34 проекта статей). В ст. 51 Устава ООН закреплено неотъемлемое право государства на примене­ние вооруженной силы в ответ на вооруженное нападение. Законность самообороны означает соответствие критериям, заложен­ным в ст. 51: должно произойти вооруженное нападение, само­оборона должна быть предпринята до принятия мер Советом Безопасности, о ней должно быть сообщено Совету Безопасно­сти, меры самообороны не должны затрагивать полномочий Совета. Безусловно, наличие агрессии — первое и непременное условие правомерности самообороны.

Форс-мажор и непредвиденный случай. Противоправность исключается, если деяние было вызвано непреодолимой силой или не поддающимся контролю государства непредвиденным событием, которое обусловило невозможность действий в соот­ветствии с обязательствами. В случаях непреодолимой силы государство абсолютно лишено возможности предотвратить ущерб другому государству, проявить свою волю, чтобы изме­нить ситуацию. Подобные случаи характеризуются волевой не­причастностью государства (например, разрушение объектов иностранной собственности на территории государства в ре­зультате землетрясения или военных действий). Так, Между­народная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью исключает ответственность, если ущерб "является результатом акта войны, военных действий, граж­данской войны, восстания или природного явления исключи­тельного, неизбежного и неотвратимого характера..." (ст. 111).

Бедствие. Это ситуации, возникающие, когда представители государства под воздействием сил природы или аварий вынуждены не соблюдать международные обязательства, не имея другой возможности спасти свою жизнь или жизнь вверенных лиц (ст. 32 проекта). Речь идет о фактическом отсутствии сво­боды выбора поведения в экстремальных ситуациях. В данном случае налицо не только волевое действие, но и осознанное на­рушение соответствующих международно-правовых норм для избежания трагических последствий. Так, Конвенция по пре­дотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. допускает как исключение соответствующие действия в целях спасения человеческой жизни на море.

Состояние необходимости. Статья 33 проекта статей не допускает ссылки на такое состояние, как на основание исклю­чения ответственности, кроме случаев, когда деяние являлось средством зашиты существенного интереса го­сударства от тяжкой и неминуемой угрозы и не нанесло серьезного ущерба другому государству.

Вопрос №5.

Международное гуманитарное право – комплексная отрасль современного международного права, включающая принципы и нормы, которые непосредственно обращены к человеку применительно к обстоятельствам жизни государств и их населения. Ученые расходятся во мнениях относительно объемов и перечней правовых институтов, включаемых в отрасль международного гуманитарного права, поэтому далее мы рассмотрим только основные из них, касающиеся населения государств и международной защиты прав личности.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО (лат. humanus - человечность, человеколюбие)

Основными источниками международного гуманитарного права являются четыре Женевские конвенции о защите жертв вооруженных конфликтов от 12 августа 1949 г. и два Дополнительных протокола к ним от 8 июня 1977 г. Эти договоры имеют универсальный характер. Так, участниками четырех Женевских конвенций на сегодняшний день являются 188 государств, Дополнительного протокола I - 152 государства, Дополнительного протокола II - 144 государства. Международное гуманитарное право включает также целый ряд других международных соглашений, направленных прежде всего на ограничение средств и методов ведения войны. Следует подчеркнуть, что сегодня многие нормы международного гуманитарного права рассматриваются в качестве обычных норм, имеющих обязательную силу для всех без исключения государств, включая государства, не являющиеся участниками соответствующих международных договоров.
В основе международного гуманитарного права лежит обязанность защиты жизни гражданского населения, а также здоровья и неприкосновенности мирных жителей и других категорий некомбатантов, включая раненых или пленных, а также сложивших оружие. В частности, запрещается нападение на этих лиц или умышленное причинение им физического вреда. Другими словами, международное гуманитарное право призвано обеспечить равновесие между военной необходимостью и гуманностью. Исходя из этого принципа, международное гуманитарное право налагает запрет на некоторые действия, например на бесполезные в военном отношении действия, совершаемые с особой жестокостью.

Наиболее солидный массив международно-правовых норм действует в области защиты прав человека впериод вооруженных конфликтов; их закреплению посвящены Гаагские конференции мира 1859 и 1907 гг.,на основе которых заключен ряд соответствующих конвенций, Женевские конвенции 1949 г. и дополняющиеих Протоколы 1 и II 1977 г., многосторонние договоры 1868, 1888, 1925, 1972, 1980 гг., ограничивающие илизапрещающие некоторые антигуманные средства и методы ведения военных действий. Так, противоправным считается применение: пуль и снарядов, содержащих горючие и зажигательные вещества; пуль, легкоразворачивающихся в теле или сплющивающихся; удушливых, ядовитых и других подобных газов и веществ;бактериологических средств; токсинного оружия, и т.д. К недозволенным методам ведения войны относятся предательское убийство или ранение лиц, принадлежащих не только к мирному населению, но и к сдавшимся в плен; бомбардировка незащищенных населенных пунктов,жилищ, строений, уничтожение памятников культуры, храмов, госпиталей, вредное воздействие наприродную среду. Особо запрещены международным правом варварские методы ведения войны, такие, как жестокое обращение с мирным населением, взятие и убийство заложников, применение к ним пыток,истязания.

Значительное внимание М.г.п. уделяет международно-правовой защите жертв войны и культурных ценностей.

К первым отнесены военнопленные, раненые, больные, лица из состава вооруженныхсил. потерпевшие кораблекрушение, а также гражданское население, в том числе находящееся наоккупированной территории. Все лица этих категорий должны при любых обстоятельствах пользоватьсязащитой и гуманным обращением без дискриминации; запрещается любое посягательство на их жизнь ифизическую неприкосновенность, в частности убийство, нанесение увечий, жестокое бесчеловечноеобращение, посягательство на человеческое достоинство, оскорбительное и унижающее обращение,осуждение без суда, мирное население неприкосновенно, не может быть объектом насилий, репрессалий,контрибуций;запрещается угонять и депортировать их с оккупированной территории и перемещать на нее населениеоккупирующей державы, изменять гражданство детей, разлучать их с родителями.

(Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН), получил,нормативное закрепление в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966г., где,провозглашены неотъемлемое право всех народов на самоопределение, свободное установление своегополитического статуса, обеспечение своего развития, распоряжение своими естественными богатствами. Вто же время на государства возлагается ответственность за осуществление названных прав; особопредусматриваются права индивидов на труд, справедливые и благоприятные условия такового, наобразование профсоюзов и участие в них, на социальное обеспечение, охрану семьи, на определенныйуровень жизни, медицинскую помощь, образование, а также на то, что указанные права должныпредоставляться без какой бы то ни было дискриминации по признакам расы, цвета кожи, пола, языка,религии, политических убеждений, национального и социального происхождения, имущественногоположения. Значительный блок прав и свобод человека содержится в другом многостороннем документе:Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г.: равенство всех перед законом, право личности на защиту брачных и семейных отношений, на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, на гуманное обращение в случае лишения свободы по решению суда, на свободу передвижения и выбораместа жительства, на мирные собрания, на свободу создания общественных объединений, на участие в государственныхделах, в выборах, а также на избрание в выборные органы государственной власти.

Международная защита прав человека – система мероприятий, выработанных в результате сотрудничества государств и направленных на всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии (Устав ООН, ст. 55). Содержанием этого понятия являются:

а) определение прав и свобод личности, которые должны соблюдаться государствами;

б) выработка международных соглашений, в которых закрепляются права и свободы личности, обязательные для исполнения всеми государствами;

в) создание международного механизма по проверке выполнения международных договоров всеми государствами.

В рамках ООН выработано значительное число международно-правовых актов, в которых конкретизировались, уточнялись те или иные права и свободы личности, например, Декларация прав ребенка (1959), Конвенция о политических правах женщин (1952), Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами (1965), Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965), Декларация социального прогресса и развития (1969) и др.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных