ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Изменение организационной культурыИсследования показывают, что процветающие компании отличаются высоким уровнем культуры, которая формируется в результате продуманных усилий руководства. Носителями культуры организации являются люди. Однако в организациях с устоявшейся организационной культурой она как бы отделяется от людей и становится характеристикой организации, оказывающей активное воздействие на работников. Организационная культура – набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, символах, верованиях, предположениях. По степени осязаемости выделяют три уровня организационной культуры: ¾ первый включает такие видимые внешние факты, как технологию, архитектуру, дизайн, поведение, язык, то есть все, что можно ощущать с помощью органов чувств. ¾ второй уровень предполагает анализ таких структурных элементов, как ценности и верования. ¾ третьей уровень включает базовые предположения (отношение к природе, понимание реальности времени и пространства, отношение к человеку, работе и т.д.). Материальная культура включает в себя всю сферу материальной деятельности и ее результаты, орудия труда, жилище, транспортные средства и т.д. Духовная культура представляет целостную систему, включающую все виды и формы общественного создания, образования, воспитания, религии, науки, нравственности. Выделяют элитарную и массовую культуру. Элитарная культура создается привилегированной частью общества или по ее заказу и включает в себя изысканные искусства, классическую музыку и литературу. Массовая культура носит общедоступный характер и распространяется в основном средствами массовой информации. Выделяют следующие функции организационной культуры: а) охранная функция служит барьером для проникновения нежелательных тенденций и отрицательных ценностей из внешней среды; б) интегрирующая функция создает ощущение общности у людей и группы, принадлежащих к организации; в) регулирующая функция означает наличие неписанных правил, которые указывают на то, как люди должны вести себя в определенных ситуациях; г) заменяющая функция, позволяет организации не прибегают к чрезмерному усложнению формальной структуры и увеличению потока информации; д) адаптивная функция обеспечивает взаимное приспособление работников и организации; е) развивающая функция направлена на приращение знаний и навыков работников, которые фирма может использовать в своих целях. Современная организация для выживания в условиях нестабильности должна постоянно приспосабливаться к внешней среде за счет изменения своих бизнес-процессов. Однако многие предприятия сталкиваются с проблемой сопротивления работников изменениям, которые противоречат сложившейся структуре ценностей. Поэтому повышение эффективности деятельности организации невозможно без изменения ее культуры. Исследования наиболее преуспевающих фирм показали, что их культуре свойственны следующие характеристики: ¾ честность; ¾ поддержка инициатив менеджментом; ¾ открытость и доверие; ¾ командная работа; ¾ взаимная поддержка; ¾ заботливое отношение к людям; ¾ готовность к изменениям; ¾ ориентация на потребителя; ¾ стремления к совершенству; ¾ личная ответственность; ¾ вера в свои силы. Чтобы перейти к новой культуре необходимо исследовать характеристики существующей культуры при этом могут использоваться следующие вопросы: 1) какие показатели и проблемы чаще всего обсуждаются на заседаниях и в разговорах; 2) каковы наиболее часто встречающиеся образцы поведения работников; 3) кто является предметом обсуждения, восхищения работников; 4) какие байки и легенды популярны на предприятии; 5) затрачивается ли на предприятии больше усилий на внешнюю или на внутреннюю конкуренцию; 6) стремятся ли работники, при неудаче переложить ответственность на своих коллег; 7) каковы реальные характеристики наших потребностей; 8) поощряет ли культура новые идеи; 9) обсуждаются ли проблемы открыто на собраниях или в кулуарах. Так как между результатами поведения и ценностями работников существует прямая связь, то изменения представлений может существенно влиять на эффективность деятельности организации в целом. Изменение культуры организации может быть разбито на три этапа: ¾ разрушение существующих ценностей; ¾ изменение поведения; ¾ закрепление новых ценностей и образцов поведения. Как правило, человек обладает целостной системой ценностей, поэтому попытка изменения одной из частей ведет к сопротивлению со стороны других элементов. Как люди, так и организация склонны изменять свое поведение под влиянием важных событий: болезни, смерти близких, угрозы жизни, угрозы банкротства, снижение доходов и т.п. Поэтому целесообразно акцентировать внимание коллектива на угрозах, которые привести к потере работы или снижения заработной платы, что требует отказаться от части существующих ценностей. Для формирования новых образцов поведения необходимо переобучение работников в командах. Кроме того, может быть использовано изменение поведения руководства фирмы или неформального лидера. Для закрепления новых навыков и образцов поведения требуется изменение системы отплаты и стимулирования труда. Тема 7. Основы производственного менеджмента Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|