ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Когнитивная перегрузка: анонимность
Общеизвестно, что мы по-разному реагируем на тех, кого мы знаем, и на незнакомых людей. Любитель кино бесцеремонно вклинивается в середину длинной очереди за билетами впереди незнакомого человека только для того, чтобы постоять рядом со своим другом; после этого он ведет себя вполне скромно. Мужчина попадает в автомобильную аварию, происшедшую по вине другого водителя, с гневными криками он выскакивает из своей машины, но, обнаружив, что за рулем второй машины сидит его друг, смягчается. Передвигаясь по центральным улицам большого города, горожанин постоянно остается анонимным по отношению к другим пешеходам. Он не может знать всех, кого видит на своем пути, поскольку когнитивные возможности человека ограничены. Лица людей, идущих непрерывным потоком, появляются перед ним на короткое время, а затем исчезают. Он бегло просматривает эти лица с целью узнавания знакомых, но не старается их запомнить на долгое время. (Никто еще не подсчитал, сколько лиц видит обычно за день человек, работающий в центре города.) Понятие анонимности очень часто используется в социальной психологии, но немногие ученые пытались дать ему точное определение или измерить его количественно, чтобы провести сравнение между большими и малыми городами. Анонимность можно представить в виде континуума, на одном конце которого находится полная анонимность, а на другом конце — близкое знакомство, и вполне возможно, что количественное измерение точных степеней анонимности в больших и малых городах поможет объяснить важные различия между качеством жизни в них. Например, в условиях близкого знакомства появляется чувство защищенности и формируются приятельские отношения, но эти условия также могут создавать гнетущую атмосферу, поскольку за человеком постоянно наблюдают люди, которые его знают. И наоборот, в условиях полной анонимности человек освобождается от формальных социальных уз, но у него могут также возникать чувства отчуждения и оторванности от людей. Можно эмпирически определить, какая доля времени уходит ежедневно у жителей больших и малых городов на деятельность, подразумевающую нахождение среди знакомых людей, и деятельность в окружении незнакомых лиц. На своей работе, например, горожанин может знать не меньше людей, чем его сельский собрат. Однако тогда, когда он не выполняет свою профессиональную или семейную роль — скажем, во время поездок по городу, — горожанин, несомненно, более анонимен, чем сельский житель. (Один из способов измерения различий в степени анонимности заключается в следующем. Надо выставить портрет жителя Нью-Йорка на оживленном перекрестке в центре города и предложить значительное вознаграждение всякому прохожему, который сможет установить личность изображенного. Подсчитав общее количество прохожих за определенный период времени, а также долю тех, кто смог узнать человека на портрете, можно получить одну из количественных оценок анонимности в большом городе. Затем можно сравнить полученные результаты с данными, собранными в маленьком городе, где на главной улице был выставлен портрет одного из его жителей. Этот тест можно использовать и для определения границ района, который данный человек считает «своим», то есть области, внутри которой значительная часть людей может установить личность человека, изображенного на портрете.) Некоторые лабораторные исследования анонимности уже проводятся. Филипп Зимбардо (доклад на симпозиуме по мотивации в Небраске в 1969 году) провел эксперимент для проверки предположения о том, что социальная анонимность и обезличенность (деперсонализация) в больших городах способствуют более интенсивным проявлениям вандализма по сравнению с малыми городами. В этом эксперименте одну старую машину оставили на 64 часа вблизи кампуса Нью-йоркского университета в Бронксе, а другую машину поместили около Стэндфордского университета в Пало-Альто (Калифорния). С обеих машин были сняты номерные знаки, а их капоты были подняты, чтобы привлечь внимание потенциальных вандалов, которые «раздевают» машины. Полученные результаты соответствовали ожиданиям: в Нью-Йорке в течение первых 24 часов с машины были сняты все части, которые только можно было отвинтить, а к концу третьих суток от нее осталась груда металлолома. Однако против ожиданий большую часть разрушений произвели хорошо одетые белые взрослые среди бела дня и в присутствия свидетелей. В Пало-Альто до машины никто даже не дотронулся. Зимбардо относит разницу в обращении с автомашинами на счет «благоприобретенного чувства социальной анонимности, обеспеченного жизнью в городах, подобных Нью-Йорку», и подкрепляет свое заключение другими примерами варварского поведения жителей мегаполиса. Однако, изучая подобным способом эффект анонимности, в некоторых случаях следует учитывать существенное влияние побочных факторов, таких, как, например, наличие большого числа наркоманов в городах типа Нью-Йорка, процент плотности трущобного населения в них и т. д. Вторым направлением эмпирических исследований является изучение полезных аспектов влияния анонимности. Обезличенность жизни в больших городах порождает терпимое отношение к частной жизни их обитателей. Можно предположить, что в больших городах для проявления индивидуальности и даже эксцентричности создаются более благоприятные условия, чем в маленьких городах. Люди, «ущербные» с точки зрения традиционной морали, должны себя чувствовать в больших сообществах более комфортабельно, чем в малых, будучи свободными от бдительных взоров соседей, но это суждение нуждается в строгой экспериментальной проверке. Джудит Уотерс выдвинула гипотезу, что к гомосексуалистам, не скрывающим своей ориентации, мегаполис относится «радушнее», чем провинция. Чтобы подтвердить это, она стала рассылать по всей стране письма многим агентам по торговле недвижимостью, как от людей с якобы гомосексуальной ориентацией, так и от гетеросексуально ориентированных лиц. Результаты опыта оказались неубедительными. Однако сама идея изучения «покровительственного» отношения больших городов к личностям «аномальным» представляется перспективной и ожидает реализации.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|