Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕМА 21. ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТЕЙ, НРАВСТВЕННЫЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ




Вопросы

1. Понятие ценностей. Виды ценностей.

2. Основные нравственные ценности.

3. Смысл человеческого бытия.

4. Эстетические ценности.

Основные понятия: ценности, аксиология, объект ценностей, субъект ценностей, система ценностей, нравственный идеал, свобода и ответственность.

1. Во всем многообразии отношений человека с миром, которые рассматривает философия, можно выделить ценностные отношения. Ценностные отношения в философии являются предметом такой теоретической области, как аксиология (теория ценностей).

В чем же состоит особенность ценностных (аксиологических) отношений? Нам часто кажется, что ценность – это не отношение к вещи или человеку, а сама эта вещь или данный человек. Мы, например, часто говорим: «Природные ископаемые страны представляют собой огромную ценность». Но в действительности ценности - это особая связь между человеком и предметом. В ней проявляется значимость определенных свойств предмета для нас, способность этого предмета соответствовать нашим потребностям, интересам, идеалам. Сам по себе предмет, вне наших потребностей, ценностью не является. Пока полезные ископаемые не обнаружены и не «ископаны», они не являются полезными, не имеют ценности. Но наши интересы, пока они не осознаны нами и не направлены на что-то определенное, ценностями тоже быть не могут – это всего лишь смутные желания. Когда в процессе взаимодействия человек и предмет образуют отношения значимости одного для другого, тогда и появляется ценность. Человек выступает субъектом этого отношения, а предмет – объектом. Ценность становится основой оценки, т.е. осознания человеком этого отношения и высказывания о значимости объекта ценности. Сам человек в этом случае становится субъектом оценки. В сознании человека существует система ценностей - система более или менее осознанных предпочтений, определяющих его ценностные отношения, и система оценок – конкретные представления о значимости определенных вещей, способных стать или являющихся для него объектами ценности.

Ценности, складывающиеся в ходе исторического развития человеческой культуры, очень разнообразны. Конкретное качество ценностного отношения зависит не только от субъекта и объекта, но и от условий и обстоятельств, при которых это отношение складывается. Поэтому один и тот же предмет может быть значим для разных людей совершенно по-разному. Можно выделить различные виды ценностей по разным основаниям, так, один вид составляют прагматические ценности, т.е. отношения, в которых мир удовлетворяет каким-либо прагматическим (материальным, витальным, утилитарным) потребностям человека. В этом случае ценность представляется нам как полезность вещи. Другой вид ценностей – сверхпрагматические ценности, т.е. отношения, раскрывающие духовную, неутилитарную ценность мира. Подчеркивая специфику таких ценностей, мы обычно пользуемся понятием смысла. Сверхпрагматичность ценностей не означает того, что они не имеют значения в повседневной жизни человека или уносят его куда-то в заоблачные сферы. Потребность людей в наличии смысла не менее значима в их жизни, чем потребность в пище («духовная пища»), а в некоторых случаях и гораздо более значима.

Значимость предмета (его полезность, а особенно смысл) не пришпилена к нему, как ценник к товару в магазине, она складывается непосредственно в ходе отношения с человеком. Именно поэтому в культуре формируются такие специальные способы закрепления и передачи ценностей из поколения в поколение, как традиции или обычаи, специальные общественные институты: система образования, учреждения культуры и т.д. Культурная задача сохранения и передачи ценностей всегда решалась для человечества достаточно сложно. Ценности очень легко утратить и очень трудно восстановить, в особенности если это сверхпрагматические ценности. Поэтому культурные механизмы утверждения ценностей всегда обладают некоторой «избыточностью», они стремятся подчеркнуть сверхзначимость тех или иных их видов. Так, например, религия утверждает безусловный приоритет духовных ценностей над прагматическими даже в ущерб последним. Торжество духа над плотью может выглядеть как крайние формы аскетизма.

Различающиеся по своему содержанию ценностные отношения можно подразделить на виды. Например, в системе гуманитарных наук существуют такие дисциплины, как этика, изучающая нравственные ценности, эстетика, изучающая эстетические и художественные ценности, религиоведение, изучающее религиозные ценности. Эти науки исследуют и соответствующие культурные способы сохранения и передачи данных видов ценностей.

2. В систему наиболее значимых нравственных ценностей всегда входили свобода, справедливость, счастье. Сам человек и его жизнь осознаются нравственностью как величайшие ценности. Однако в реальной истории свобода, справедливость и счастье, значимость человека и его жизни чаще существовали только для ограниченного круга, за счет их ограничения или обесценивания для других людей.

Это проявлялось и на уровне общества в целом, примером чего может быть война – безнравственное (т.е. отвергающее и разрушающее нравственные ценности), но при этом очень эффективное для заинтерессованных общественных групп явление, и на уровне межличностных отношений - насильственные методы в воспитании, например, дают скорый эффект за счет ограничения свободы, унижения достоинства или нарушения справедливости в отношении ребенка (правда, с отдаленными побочными последствиями).

Утверждение и развитие гражданского общества с демократической системой правления и ориентацией на защиту прав человека, с либеральной системой ценностей изменяют нравственную атмосферу и повседневные отношения людей в пользу ненасилия и сохранения нравственных ценностей, способствуют их распространению среди наибольшего числа людей. Демократизация и гуманизация правовой системы в данном случае поддерживают и охраняют и соответствующие нравственные ценности.

Мораль передает и сохраняет свою систему ценностей, непосредственно формируя в каждую эпоху, в каждой культурной среде определенный тип человека, нравственный идеал данной культуры, более или менее воплощаемый в своей жизни реальными людьми. Так, например, рыцарский нравственный идеал опирался на ценностную систему воина, защищающего справедливость. Рыцарь действовал насильственными методами, убивал и разрушал, но находил нравственное оправдание в высоких целях (защита христианских ценностей, верность сеньору). При этом ученость и образование не входили в набор рыцарских ценностей, не имели для рыцаря смысла, поэтому многие средневековые рыцари, даже короли, не умели ни читать, ни писать, нисколько не стыдясь этого.

Ученость, образованность – это ценность для человека совсем иного социального слоя средневекового общества. Средневековое обучение часто велось с помощью палки, оно не было привычной и ценимой деятельностью для большинства людей этого времени. Необходимость подолгу сидеть над книгой и часами напрягать внимание воспринималась в это время как жестокое насилие над человеком. Поэтому во многих средневековых текстах сохранилось превознесение знания, плодов учености как высшей ценности, полной огромного смысла, недоступного непосвященным, оправдывающего затраченные усилия.

Идеал современного человека все меньше опирается на ценности насилия и агрессии, все больше стремится к ненасильственному воздействию на природу и людей. Свобода и достоинство современного человека все более связаны с такими ценностными качествами как ответственность и компетентность.

Необходимые в обществе ограничения свободы (полный социальный произвол невозможен – «моя свобода размахивать руками заканчивается там, где начинается нос соседа») опираются не на внешнее принуждение (долг, честь и т.д.), а на высокий уровень внутренней ответственности. Современный человек не может быть свободным, если не осознает, что свобода состоит не только в богатстве выбора, но и в умении его совершать, в умении отказываться от одного в пользу другого и нести ответственность как за выбор, так и за отказ от него.

Признавая безусловную ценность жизни каждого, независимую от его достоинств и недостатков, прагматической полезности и вреда для общества (следствием чего является запрет на смертную казнь, эвтаназию и т.д.), современная культура все же по-разному оценивает достоинство человека. Основой такой оценки все больше становится компетентность, знания и умения человека, мера его социальной полезности, например, профессиональной или личностной отдачи. Такие критерии ценности человека, как благородство происхождения, соответствие поведения сословным нормам, принадлежность к тому или иному полу, возрасту, национальности и т.д. все больше остаются в прошлом, хотя этот процесс в нашей культуре происходит достаточно болезненно, трудно и очень медленно.

3. На основе различных культурных образов человеческого совершенства формируется и такое ценностное понятие как смысл человеческого бытия. Способность человека к сознательной целенаправленной деятельности заставляет его осмыслять реальность в мировоззренческих, ценностных категориях, стремиться к поиску как причин и оснований бытия вообще и своего бытия в частности, так и целей, ценностей, смыслов бытия.

Понятие смысла человеческого бытия обычно трактуется в двух аспектах: социальном и личностном. В социальном плане – это проблема самоопределения человечества, поиска его места и предназначения в мире. Часто проблема о смысле и предназначении истории, о направленности социального развития или о наличии и содержании общественного прогресса. В зависимости от общефилософской позиции этот вопрос решается в пользу внешних, предустановленных целей, например, самопознания абсолютной идеи или совершенствования на пути к божественному совершенству, либо в пользу внутренних для общества и человечества целей саморазвития и прогресса. В любом случае вопрос о целях и смыслах бытия всего человечества проявляет незавершенную, развивающуюся и вечно становящуюся сущность человека. Он не может получить окончательного разрешения в пределах любого мировоззрения и должен решаться вновь и вновь каждой следующей культурой. Это касается и личностного аспекта вопроса о смысле человеческого бытия. В этом случае он чаще звучит как вопрос о смысле жизни. Смысл человеческой жизни не может быть определен для всех и каждого одинаково и раз и навсегда. Самостановление, индивидуальный жизненный путь, возрастные и личностные переломы и кризисы – все это требует от человека постоянных усилий по определению и выстраиванию в течение жизни ее смысла. Возможна даже парадоксальная ситуация, когда смыслом человеческой жизни становится его напряженный поиск.

Проблема определения смысла человеческого бытия сводит воедино ценности, выработанные в разных культурных сферах: философские, этические, религиозные, эстетические. Это не исключительный случай. Разные по своему характеру ценности часто переплетаются в пределах одной культурной сферы. Это особенно касается ценностей морали. Мораль – неписаный закон, нравственные ценности очень гибки и подвижны, а специальных учреждений и законов, их устанавливающих и поддерживающих, в обществе нет. Поэтому частым средством их обоснования оказывается опора на авторитет традиции или авторитет религии. Обоснованные таким путем ценности осознаются как религиозные, хотя их содержанием остается нравственность. Представления той или иной религии о природе Бога, о месте человека в мире, его отношениях с Богом, его возможности спасения во многом определяют и систему земных человеческих ценностей.

Например, протестантская идея «трудовой аскезы» (ограничения плотского начала не путем специальных страданий, а просто неустанным трудом) привела к формированию капиталистической морали и человека особого типа – буржуа, постоянным самоотверженным трудом добывающего богатство, не тратящего лишней копейки и одержимого чувством долга, буржуа эпохи раннего капитализма, написавшего на своих бухгалтерских книгах: «Во славу бога и прибыли».

Важная ценностная проблема в сфере религии - необходимость выбора конкретного религиозного мировоззрения. В традиционном обществе вопрос о выборе религии решался на основе традиции – человек чаще всего просто принимал веру отцов. Увеличение культурных контактов, культурная глобализация изменили отношения между религиями и поставили вопрос о свободе совести. Агрессивное отношение к иным религиозным традициям и иноверцам сменилось толерантностью – веротерпимостью, а каждый человек получил право выбора любой религиозной веры или неверия, атеизма. Таким образом, ценности, предлагаемые каждой религией, могут быть приняты или не приняты любым человеком, даже если они не являются традиционными для его культуры, а при желании он может строить свое мировоззрение, вообще не прибегая к религиозным системам ценностей.

4. Особую группу ценностей составляют эстетические ценности. Главной из них является красота. Красота – особая ценность, переживание человеком гармонии с миром. Особенность эстетических ценностей состоит в том, что будучи духовными, сверхпрагматическими по своему содержанию, они имеют и практическое воплощение. Красота может быть создана собственными усилиями человека, творя, преобразуя мир, он гармонизирует его. В систему эстетических ценностей наряду с прекрасным входят и безобразное, возвышенное, низменное, трагическое и комическое, раскрывающие все многообразие гармонии человека и мира, не сводимое только к красоте.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных