ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Развитие человека как субъекта труда в дошкольномВозрасте В каком возрасте человек начинает формироваться как субъект труда? Если иметь в виду только труд профессиональный, то от-вет будет определенным: тогда, когда в обществе данной страны принято включать детей в профессиональный труд. Но данный ответ будет неверным, если иметь в виду труд в широком смысле распространять это понятие также на труд общественно-полез-ный и труд по самообслуживанию; правильный ответ в последнем случае — в период дошкольного детства. Таким образом, мы уста-винили верхнюю границу этого начального периода. Но какова его нижняя граница? Отечественные педагоги, занимавшиеся про-блемами трудового и семейного воспитания (К.Д.Ушинский, Ф.Лесгафт, П.Ф.Каптерев и др.), считали, что готовить будущего гражданина и труженика необходимо с раннего детства, вос-питывая умения произвольно управлять своим поведением (дру-гими словами, формировать операционально-технические состав-ляющие трудоспособности). Но этого мало, самое сложное в тру-довом воспитании — формирование положительного эмоционального отношения ребенка к труду как форме деятельности, в которой создается полезный для людей продукт. В исследовании В.И.Тютюнника (1989) было проведено срав-нительное изучение формирования простых аналогов психологи-ческих признаков сознания субъекта труда у дошкольников в двух разных условиях их развития: 1) (детский сад г. Сумы) — здесь Взрослые, воспитывающие ребенка в семье (родители) и в детском саду (педагоги), поддерживали у ребенка положительное эмоциональное отношение к выполнению общественно-полезной деятель-Юности, труда по самообслуживанию, желание все делать самому; 2) (детский сад г. Москвы) — родители и педагоги детского сада формально относились к задачам трудового воспитания детей, взрослые выполняли за ребенка функции, которые были ему доступны по возрасту, и поэтому он ими не владел. Объектом изучения были дети 4—5 лет, проводился формирующий эксперимент (г. Сумы), московский детский сад был контрольной группой; наблюдение продолжалось в течение одного года. Формой доступного детям общественно-полезного труда было дежурство по столовой. В экспериментальной группе с детьми проводилась и специальная воспитательная работа: их учили умению видеть результат в каждом виде труда, ожидать его проявления, понимать, для чего он нужен. Так, например, обсуждалось, что делает няня, двор ник, повар, зачем нужен их труд. Далее дети осваивали умение видеть связь процесса труда и преобразования предмета труда; нужный результат. Для этого использовался прием «лесенка», cуть которого состояла в том, что на каждой ступеньке лесенки отме- чался компонент труда: цель труда (замысел); предмет труда (материал); средства труда (инструменты); трудовые действия; полезный для людей результат (продукт труда) (Логинова В. И., 1976 Логинова В. И., Мишарина Л.А., 1978; Сударчикова С.Ф., 1985.) В ситуации эксперимента у 71 % детей сформировались все пр|изнаки сознания субъекта труда; в эксперименте с контрольщ группой ни у одного ребенка полностью все компоненты данж структуры сознания не сформировались. Таким образом, в работ В. И. Тютюнника с помощью метода формирующего экспериме! та было показано, что потребность в труде как важнейший психо логический признак субъекта труда (а также осознание социалы фиксированных норм труда, обязательного характера их выполнениянения, назначения и способа употребления орудий труда, трудовых ролей и взаимоотношений людей в труде) формируется у дошкольников в разной степени в зависимости от позиции взрослых(родителей и работников детских воспитательных учреждений) от использования ими педагогических или антипедагогических воз- действий на детей. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|