Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Пр-п обязательности исполн-я требов-й прок-ра 5 страница




 

48. В стадии надзорного про-ва, а по эк.делам и в стадии кассац. про-ва, могут быть пересмотрены приговоры, решения, опред-я, пост-я судов, вступившие в зак. силу. На суд. пост-е эк. суда 1 инст., вступившее в зак. силу, и суд. пост-е эк. суда апелляц. Инст. прокурор, участвовавший в деле, вправе принести кассац. про-тест. В надзорном порядке могут быть пересмотрены приговоры, решения, опред-я, пост-я как не пересматривавшиеся в кассац. (апелляц.) порядке, так и проверенные кассац. (апелляц.) инст. Прокурор проверяет законность и обоснованность пост-й судов, вступивших в зак. силу. Если прокурор устанавливает, что приговор, решение, опред-е, пост-е суда не соотв. или противоречит закону, он решает вопрос о возможности принесения протеста в порядке надзора, а по эк. делам и в кассац. порядке. Право принесения надзорного протеста принадлежит прокурорам. Статьями УПК, ГПК, ХПК установлены сроки подачи надзорных жалоб, принесения надзорных протестов и рассмотрения дел надзор. Инст.. При отсутствии оснований для принесения протеста прокурор, уполномоченный приносить надзорный протест, отказывает в принесении протеста, о чем сообщает лицу, обратившемуся с надзорной жалобой о пересмотре дела, или нижестоящему прокурору, обратившемуся к нему с представлением о принесении протеста в порядке надзора, с указанием мотивов отказа. В этом случае дело возвращается в суд, из которого оно было истребовано. В случае отклонения жалобы при отсутствии оснований для принесения протеста прокурор составляет заключение. В нем указывается: 1) содержание пост-я суда и кассац. определения; 2) наиболее существенные доводы, приводимые в жалобе; 3) ссылка на док-ва, опровергающие доводы, жалобы; 4) материальные и процесс. основания, в силу которых пост-я суда признаются законными и обоснованными; 5) решение об отказе в принесении протеста и сообщение заинтересованному лицу о принятом решении. Заключение подписывается прокурором, от имени которого оно составлено, и утверждается прокурором, правомочным принести надзорный протест. Оно остается в надзорном пр-ве, которое хранится в управлениях по надзору за исполнением зак-ва и законностью правовых актов Ген. прокуратуры, по надзору за законностью суд. пост-й по уг-м делам и анализу суд. практики, по надзору за исполнением зак-ва в войсках и на транспорте, отделе Ген.прокуратуры по надзору за соотв. закону суд. пост-й по гр. делам, в соотв. отделах областных и приравненных к ним прокуратур. Заявителю дается мотивированный ответ за подписью прокурора, имеющего право приносить протест в порядке надзора. Должностное лицо, принесшее протест в порядке надзора, вправе отозвать его. Отзыв протеста допускается до начала суд.заседания, в котором протест подлежит рассмотре-ю. В ходе рассмотрения дела протест не может быть ни отозван, ни изменен.

 

 

49. В соответствии с и. 3 ч. I ст. 377 УИК постановления судьи, вынесенные в случаях, предусмотренных ст.ст. 402 и 403 УИК, обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежат. Поэтому прокурор, участвовавший в судебном заседании при разрешении вопросов, связанных с исполнением приговоров, определений, постановлений суда, обращается с представлением к вышестоящему прокурору о принесении надзорного протеста. В приказе Генерального прокурора от 27 марта 2009 г. № 27 «Об организации надзора за соответствием закону судебных постановлений по гражданским делам» указано на обязанность нижестоящих прокуроров постоянно осуществлять надзор за соблюдением законодательства при исполнении решений, определений и постановлений судов по гражданским и административным делам, приговоров, постановлений и определений судов по уголовным делам в части имущественных взысканий, подлежащих исполнению в порядке, установленном ГПК, других актов. Особое внимание уделять реальному исполнению судебных постановлений и других исполнительных документов но делам, связанным с возмещением ущерба государству, государственным юридическим лицам, по искам прокуроров. При выявлении нарушений законности при исполнении судебных постановлений вносить акты прокурорского надзора для их устранения. В соответствии со ст. 479 ГПК прокурором могут быть опротестованы действия судебного исполнителя по исполнению или отказу в исполнении исполнительного документа в суд, при котором состоит судебный исполнитель, в течение десяти дней со дня совершения данных действий (уста-новления факта бездействия) либо со дня, когда проку-рору, не извещенному о времени и месте совершения действий, стало о них известно. Особое внимание следует придавать исполнению судебных постановлений и других актов по экон. делам и делам об административных правонарушениях, связанным со взысканием денежных средств в пользу государства, гос. юр. лип и юр.лиц, в уставном фонде которых есть доля гос. собственности, сельскохозяйственных организаций. Необходимо использовать все имеющиеся процессуальные возможности в целях реального исполнения решений экон. судов по делам по искам (заявлениям) прокуроров, установить контроль за исполнением судьями, судебными исполнителями, налоговыми инспекциями судебных постановлений в части взыскания в бюджет гос. пошлины по искам (заявлениям) прокуроров, не реже одного раза в квартал проводить проверки перечисления денежных средств в бюджет. В ходе проверок исполнения законов в деятельности судебных исполнителей экон. судов обращать внимание на законность принятых решений, своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, соотносимость объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

 

 

50. В соотв. со ст. 43 З РБ от 16.06.2003 г. «О порядке и условиях содержания лиц под стражей» (с изм. и доп. от 28.11.2003 г.), надзор за точным и един-ым исполн-ем законод-ва в местах содерж-я под стражей осущ-ют Ген. пр-р РБ и подчиненные ему пр-ры.

Пр-т ПН по данной отрасли прокур. деят-ти вкл. в себя след:

- законность нахождения гр-н в местах содерж-я задерж-х, предварит-го заключ-я, исправит-ых и иных органов и учр-ний, исполняющих наказ-е и меры принудит-го хар-ра, назнач. судом;

- соблюд-е устан-ных закон-вом РБ прав и обяз-тей задерж-ых, заключ-ых под стражу, осужд-ых лиц, подвергнутых мерам принудит-го хар-ра, порядка и условий содерж-я;

- законность исполнения наказания, не связ-го с лиш-ем свободы.

Исходя из содерж-я предмета надзора органы прокур-ры ставят перед собой следующие задачи по обеспеч-ю законности при исполнении наказания и содерж-я лиц, наход-ся под стражей:

- чтобы обращ-е к исполн-ю приговоров производилось в строгом соотв-вии с законом и в устан-ные сроки;

- чтобы задержанные и подвергнутые аресту в процессе расслед-ния содержались в порядке, условиях и в сроки, соотв-щих закону;

- чтобы содерж-е осужд-х в местах лиш-я свободы производилось не иначе как на осн-нии и в порядке, устан-ных законом;

- чтобы соблюдалось закон-во о порядке и условиях отбывания наказ-я, испр-ния и перевосп-ния осужд-ых в местах лиш-я свободы;

- чтобы своевр-но и в соотв-вии с законом исполнялось наказание, назнач. судом, не связ. с лиш-ем свободы.

 

 

51. В соотв. с З о прокур-ре при осущ-нии надзора за законностью в местах содерж-я задержанных, предвар-го заключ-я, при исполнении наказ-й и иных мер принуд-го хар-ра, назнач-ых судом, пр-р в пределах своей компетенции:

1) в любое время посещает места, органы и учр-ния, исполняющие наказ-е и иные меры УО, учр-ния, исполн. принудит. меры безоп-ти и лечения, принудит. меры воспитат-го хар-ра, места содерж-я под стражей;

2) знаком-ся с док-тами, на осн-нии кот. лица подвергнуты задерж-ю, админ. аресту, предвар-му заключ-ю под стражу, а также отбыв-ю наказ-я в виде лишения свободы и иным мерам наказ-я или подвергнуты мерам принудит-го хар-ра, производит опрос этих лиц;

3) немедленно своим постан-нием освобождает незаконно содержащихся в местах лишения свободы или в учр-ниях, исполн-их иные меры наказ-я и меры принудит-го хар-ра, либо в наруш-е закона подвергнутых задерж-ю, предвар-му заключ-ю под стражу либо водворенных в штрафные помещения, за искл. случаев применения этих мер суд. органами;

4)проверяет соотв-вие приказов, распоряж-й и постан-ний адм-ции учр-ний, исполняющих наказ-е и иные меры УО, учр-ний, исполняющих принудит. меры безопасности и лечения, принудит. меры воспитат-го хар-ра, законод-ву, регулир-му порядок и условия содерж-я лиц в этих учр-ниях и исполн-я наказ-й, приостан-ет исполн-е таких актов, опротестов-ет их в случае противоречия закону, требует объяснения от представителей адм-ции;

5)проверяет исполн-е требов-й закона о праве лиц, подвергнутых задерж-ю, адм. аресту, предвар-му заключ-ю под стражу, осужд-ых к лиш-ю свободы, а также лиц, подвергнутых иным мерам наказ-я или мерам принудит. хар-ра, обращаться с жалобами и заявлениями в гос. органы, общ. объединения, к должн. лицам и об обязан-ти адм-ции направлять жалобы и заявления по принадлежности в устан-ном порядке, принимает предусм. закон-вом меры в случае наруш-я адм-цией этих требв-й закона (ст. 34 З о прокур-ре).

В этой связи З о прокур-ре и З об ОРД дают право пр-ру знаком-ся также с операт-ми мат-лами.

Законом от 16.06.2003 г. дается опред-ние мест содерж-я под стражей. Места содерж-я под стражей – следств. изоляторы уголовно-исполн. системы МВД РБ, следств. изоляторы органов гос. безоп-ти РБ, изоляторы временного содерж-я ОВД, изоляторы врем-го содерж-я погран. войск РБ, гарнизонные гауптвахты Вооруж. Сил РБ, гауптвахты погран. войск РБ.

В случаях, предусм. З, местами содерж-я под стражей могут являться исправ. учр-ния, арестные дома.

Лица, содерж-ся под стражей, в случае назнач-я им суд-мед. или суд-психиатрич. эксп-зы по осн-ниям, предусм. УПК, а также в случае оказания им мед. помощи помещ-ся в гос. мед. учр-ния в соотв. с закон-вом РБ.

В местах содерж-я под стражей устан-ся режим, обеспечив. соблюд-е прав, свобод и законных инт-сов лиц, содерж-ся под стражей, исполн-е ими своих обяз-тей, охрану и надзор за ними, изоляцию, раздельное размещ-е в камерах, безоп-ть их и сотр-ков мест содерж-я под стражей, др. лиц, а также выполн-е задач, устан-ных УПК. В целях обеспеч-я режима в местах содерж-я под стражей МВД, КГБ, Мин-вом обороны, Гос. комитетом погран. войск по соглас-нию с Ген. пр-ром прин-ся ПВР в местах содерж-я лиц под стражей.

ПВР устан-ют порядок:

- приема лиц, содерж-ся под стражей, и размещ-я их по камерам;

- проведения личного обыска, дактилоскопирования, фотографирования, а также досмотра вещей лиц, содерж-ся под стражей;

- изъятия у лиц, содерж-ся под стражей, пр-тов, вещ-в, запрещ-ых к хран-ю и использ-ю;

- матер-быт. обеспеч-я лиц, содерж-ся под стражей;

- приобретения лицами, содержащимися под стражей, продуктов питания, а также предметов первой необходимости и других промышленных товаров;

- приема и выдачи посылок, передач;

- получ-я и отпр-ния лицами, содержащ-ся под стражей, телеграмм, писем, ден. переводов;

- напр-ния лицами, содерж-ся под стражей, ходат-в, предлож-й, заявл-й и жалоб;

- отправления лицами, содержащ-ся под стражей, религ. культов, ритуалов и обрядов;

- орг-ции труда лиц, содерж-ся под стражей;

- осущ-ния прав, вытекающих из брачных и семейных отн-ний;

- осущ-ния гражд-правовых сделок;

- проведения подписки на газеты и журналы;

- оказания мед. помощи и санитарно-эпидемиолог-го обеспеч-я;

- про ведения ежедневных прогулок;

- проведения свиданий, общения с защитником;

- обеспеч-я участия лиц, содерж-ся под стражей, в следств. действиях и суд. засед-ях;

- личного приема лиц, содерж-ся под стражей, руков-лем адм-ции места содерж-я под стражей и уполном-ми им лицами;

- выдачи тел лиц, умерших в местах содержания под стражей.

В соотв. со ст. 10 З от 16.06.2003 г. лица, содерж-ся под стражей, имеют право:

- получать инф-цию о своих правах и обяз-тях, режиме содерж-я под стражей, порядке подачи ходат-в, предлож-й, заявлений и жалоб;

- на личную безоп-ть в местах содерж-я под стражей;

- на гуманное обращение и уважение их человеч. дост-ва;

- обращ-ся с ходат-вами, предлож-ми, заявл-ми и жалобами, в том числе в суд, по вопросу о законности и обоснованности их содерж-я под стражей и наруш-я их прав и зак. инт-сов;

- обращаться с просьбой о личном приеме руков-лем адм-ции места содерж-я под стражей и уполном-ми им лицами, а также лицом, контрол-щим деят-ть места содерж-я под стражей, во время нахожд-я указанных лиц на его тер-рии;

- на условия содерж-я под стражей, опред. законом;

- получать беспл. питание, мед. помощь, санит-эпидемиологич. и матер-бытовое обеспеч-е, в том числе в период участия их в следств. действиях и суд. заседаниях;

- хранить при себе док-ты и записи, относящиеся к УД либо касающиеся вопросов реализации их прав и законных инт-сов, за искл. док-тов и записей, содержащих госсекреты. Док-ты и записи, содержащие госсекреты, хранятся у адм-ции места содерж-я под стражей в соотв-вии с закон-вом РБ. Пользование ими осущ-ся в спец-но оборуд-ных для этих целей помещ-ях;

- получать посылки, передачи;

- получать и отправлять ден. переводы;

- на переписку;

- на самообраз-ние и пользов-е лит-рой, изданиями периодич. печати и письм. принaдлежн-ми;

- отправлять религ. культы, ритуалы, обряды в помещ-ях места содерж-я под стражей, иметь при себе религ. лит-ру, пр-ты религ. культа при условии соблюдения ПВР и прав иных лиц, содерж-ся под стражей;

- на дополнит. мат-но-бытовое обеспеч-е;

- заключать и расторгать брак, пользов-ся иными правами, вытек-ми из брачных и сем. отн-ний, участвовать в гражд-прав. сделках в порядке, устан. закон-вом РБ, если иное не определено УПК РБ и З от 16.06.2003 г.;

- на освоб-ние из-под стражи в случаях и порядке, предусм. закон-вом РБ.

Осн-ниями для освобожд-я лиц из-под стражи явл:

- постан-ние (опред-ние) суда, приговор суда;

- постан-ние органа уг. пресл-ния;

- постан-ние руков-ля адм-ции места содерж-я под стражей или лица, исполн-го его обязан-ти, либо пр-ра, осущ-щего надзор за исполн-ем закон-ва РБ в местах содерж-я под стражей, об освоб-нии лица, содерж-ся под стражей, в связи с истеч. срока его содерж-я под стражей (ст. 21 З).

 

 

52. ПН за исполн-ем законод-ва о несов-них самост. отраслью надзора не явл-ся. Этот надзор явл. участком деят-ти прокур-ры по обеспеч-ю соблюд-я закон-ва в отн-нии несов-них.

Пр-рам необх-мо осущ-ть пост. надзор за исполн-ем закон-ва: - о проф-ке безнадзорности и правон-ний среди несов-них; - о борьбе с пьянством и наркоманией в подростк. среде; - об обеспеч. гос. молодежной политики; - об образовании несов-них; - о защите жилищных прав детей; - о занятости, труд. обучении, трудоустр-ве и охране труда несов-них; - об охране имущ.прав детей и подростков; - о воспитании детей в семьях и защите их прав; - об оздоровлении детей; - об усын-нии (удочерении) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и т.д.

Объектом прокур. деят-ти за исполн-ем закон-ва о несов-них явл. надзор за исполн-ем всех НПА, имеющих отн-ние к несов-ним: регламент-щих разл. формы воспитат. работы с детьми и подростками, труд., жилищные и др. прав. отн-ния.

Пр-том надзора на этом участке прокур. деят-ти явл.:

1) акты, приним. органами гос. упр-ния, орг-циями, должн. лицами по вопросам, кас-ся несов-них;

2) действия или бездействие должн. лиц и гр-н по вопросам, касающимся несов-них.

При осущ-нии надзора за исполн-ем законодат-ва о несов-них пр-ры не должны подменять др. органы, не надлежаще выполняющие требов-я закона: осущ-ть непоср-ное наблюд-е за повед-ем «трудных» подростков; изымать с улиц детей и подростков и т.д.. Прокур. раб-ки должны проверять, как эти обяз-ти исполняют органы и должн. лица, на кот. они возложены закон-вом.

Осн. задачами ПН за исполн-ем законов, иных НПА о несов-них явл:

- повыш-е уровня и эффект-ти ПН за исполн-ем зак-ва о проф-ке безнадз-ти и правон-ний несов-них;

- соверш-ние и оптимизация ПН за исполн-ем зак-ва о защите прав несов-них и молодежи;

- разработка и осущ-ние совместно с др. гос.органами и общ.объединениями согласованных мер по проф-ке безнадзорности и правон-ний среди несов-них и молодежи и охране их прав.

Надзор за собл-ем законности при произв-ве дознания и предвар. следствия по делам о пр-ниях, соверш-ых несов-ними, возложен в Ген. прокур-ре, прокур-рах областей, г. Минска, Бел. трансп. и Бел. военной прокур-рах на пр-ров, осущ-щих надзор за следствием и дознанием.

Надзор за законностью приговоров, опред-ний, постан-ний и реш-й судов по делам несов-них возложен на пр-ров, осущ-щих надзор за соотв-вием закону суд. постан-ний по уг. и гражд. делам.

Надзор за законностью содержания несов-них в воспитат. колониях возложен на пр-ров, осущ-щих надзор за законностью исполнения уг. наказ-й.

В Ген. пр-ре надзор за исполн-ем закон-ва о несов-них осущ-ют отдел по делам несов-них и молодежи, упр-ния по надзору за расслед-ем УД Гл. следств-ным упр-нием СК, по надзору за расслед-ем УД упр-ниями СК по областям и г. Минску, по надзору за исполн-ем закон-ва и законностью прав. актов, по надзору за законностью суд. постан-ний по УД, по надзору за соотв-вием закону суд. постан-ний по гр. делам, отделы по надзору за законностью исполнения уг. наказ-й, по надзору за исполн-ем закон-ва в войсках и на транспорте.

В прокур-рах областей, г. Минска надзор за исполн-ем законод-ва о несов-них осущ-ют пр-ры соотв-щих отделов или групп, либо старшие помощники пр-ров.

В прокур-рах р-нов, р-нов в городах, городов и приравн. к ним прокур-рах надзор за исполн-ем закон-ва на этом участке прокур. деят-ти осущ-ют соотв-щие пр-ры или их зам-ли либо старшие помощники, помощники в соотв. с распред-ем функцион. обяз-тей.

 

53. Пр-ры имеющимися ср-вами охраняют права и зак. инт-сы несов-них. Охрана осущ. путей примен-я надзорных, гражд-прав., уг-прав. ср-в по обнаруж-ю и устран-ю допущ-х наруш-й закона.

Действующее закон-во регул-ет разл. стороны формир-ния личности несов-них: воспитание в семье или детских уч-воспит. учр-ниях, получ-е ср. проф-технич. образов-я; труд. обуч-е и охрана груда несов-них; охрана их здоровья и культурное развитие.

В соотв. со ст. 75 КоБС родители осущ. воспитание детей, попеч-во над ними и их им-вом. Они обязаны забот-ся о физ., духовном и нравств. развитии детей, об их здоровье, образ-нии и подготовке к самост. жизни в общ-ве.

В силу ст. 80 КоБС родители или один из них м. б. лишены родит. прав в отн-нии несов-них детей, если будет устан-но, что они уклон-ся от выполн-я своих обяз-тей по воспит-ю детей или злоупотр-ют своими родит. правами, жестоко обращ-ся с детьми, ведут амор. образ жизни, что оказ-ет вредное воздействие на детей, а также если родители явл. хронич. алког-ками или наркоманами или если родители подали письм. заявл-е об отказе от ребенка.

Лиш-е родит. прав произв-ся только в суд. порядке. Дела о лишении родит. прав рассм-ся с обязат. участием пр-ра и предстля органа опеки и попечитва. При отказе без уважит. причин взять ребенка из родильного дома (отделения) и др. детских леч-профилакт. и учебно-воспитат. учр-ний, а также от лиц, у кот. ребенок находится на воспитании, в обязат. порядке предъявл-ся иск о лишении родит. прав. При лишении родит. прав обоих родителей, а также одного родителя, если передача ребенка др. родителю нецелес-на или невозможна, суд принимает решение о передаче ребенка на попечение органа опеки и попеч-ва. О принятом решении суд уведомляет гос. орган, рег-щий акты гражд. состояния, по месту рег-ции рождения ребенка.

Лишение родит. прав явл. исключит. мерой для защиты прав и инт-сов детей. В силу ст. 32 К РБ дети м. б. отделены от своей семьи против воли родителей и др. лиц, их заменяющих, только на осн-нии реш-я суда, если родители или др. лица, их заменяющие, не выполняют своих обяз-тей. При рассм-нии дел по спорам о лишении родит. прав пр-рам следует руков-ся Конвенцией о правах ребенка, принятой Ген. ассамблеей ООН 20.11.1989 г., Конвенцией о правовой помощи и прав. отн-ниях по гр, сем. и УД от 22.01.1993 г., КоБС, З РБ «О правах ребенка», Полож-ем об органах опеки и попеч-ва в РБ, утв-ным постан-нием СМ РБ от 28.10.1999 г. № 1676, др. НПА.

Дела о лишении родит. прав рассм-ся в порядке искового произв-ва с учетом особ-тей, устан-ных для данной категории дел ГПК и КоБС.

По общему правилу иск о лишении родит. прав предъявл-ся по месту жит-ва отв-ка (ч. 1 ст. 46 ГПК), вкл. и случаи, когда одновр-но с таким иском заявл-ся требов-я о взыскании ал-тов. Подсудность дел, в кот. участвуют ин. гр-не, лица без гражд-ва, а также дел, по кот. хотя бы одна из сторон проживает за пределами РБ, опред-ся в соотв. со ст. 544,545 ГПК, если иное не предусм. междунар. соглаш-ем. Суды РБ компетентны рассматривать дела о лишении родит. прав, если родители и дети имеют постоянное совместное месте жит-ва в РБ, а при отс-вии пост-го совм-го места жит-ва родителей и детей - если ребенок явл. гр-ном РБ.

Родители, лишенные родит. прав, утрач-ют права, принадлежащие им в отн-нии детей, кот. не приобрели полной дееспос-ти в связи с недостиж-ем соверш-тия, т.е. 18 лет (право на воспитание, законное представит-во и защит) инт-сов ребенка, истребование его от др. лиц, дачу согласия на усын-ние и т.д.). Не м. б. лишены родит. прав родители в отн-нии несов-них детей, кот. до достижения 18 возраста вступили в брак или объявлены полностью дееспособными (п. 2 ст.20ГК).

В силу ч. 2ст. 80 КоБС дела о лишении родит. прав рассм-ся судом с обязат. участием пр-ра и предст-ля органа опеки и попеч-ва. Невыполн-е судом указанных требов-й закона явл. осн-нием к отмене реш-я суда. Орган опеки и попеч-ва в силу ст. 90 ГПК дает заклю-е по делу как гос. орган и в том случае, когда им предъявлен иск в инт-сах ребенка.

Родители м. б. лишены родит. прав по осн-ниям, предусм. в ч. 1 ст. 80 КоБС, если устан-но их виновное поведение. Данный перечень осн-ний — исчерпывающий. Каждое из них явл. самост-ным для предъявления иска о лишении родителей или одного из них родит. прав. Однако это не искл-ет предъявление иска к одному или обоим родителям по нескольким осн-ниям.

Осуждение родителя за соверш-е пр-ния, предусм. ст. 173 УК (вовлеч-е несов-него в антиобщ. поведение), может явл. осн-нием для лишения родит. прав. Осуждение родителя за соверш-е иного пр-ния может влечь лишение родит. прав, если оно оказало вредное воздействие на детей.

Пр-ры не должны оставлять без внимания выявленные при рассм-нии дел данной категории факты несвоевр-го принятия органами опеки и попечит-ва мер к защите прав и охраняемых законом интсов детей, неправ-го отн-ния к детям со стороны раб-ков детских воспитат. учр-ний, УЗ, а также родителей и реагировать на эти наруш-я частными определениями.

При устан-нии пр-ков пр-ния в действиях родителей и иных лиц, на воспитании кот. находятся дети, суд сообщает об этом пр-ру (ст. 325 ГПК).

Пр-ры осущ. надзор за соблюд-ем требований закона о трудоустр-ве несов-них и закон-ва о труде в отн-нии несов-них.

В соотв. со ст. 280 ТК на пр-тиях устан-ся броня приема на работу и на произв-ное обучение молодежи, окончившей общеобразоват. школы, ПТУ, а также др. лиц моложе 18 лет. Р-ные и гор. исполн. комитеты утв-ют планы трудоустр-ва молодежи, направляя их руков-лям пр-тий и учр-ний.

Отказ в приеме на работу и профес. обучение указ-ым лицам, напр-ным в счет брони, запрещ-ся. Такой отказ м. б. обжалован ими в суд. В случае отказа в приеме на работу пр-р напр-ет руков-лю пр-тия соотв. предписание, подлежащее обязат-му исполнению.

Пр-рам надлежит осущ. строгий надзор за соблюд-ем труд. закон-ва о предост-нии несов-ним опред-ных льгот:

- запрещ-е примен-я труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных и горных работах. Список работ, на кот. запр-ся примен-е труда лиц моложе 18 лет, утв-ся Прав-вом РБ или уполн-ным им органом;

- запр-ся подъем и перемещ-е несоверш-ними тяжестей вручную, превыш-их устан. для них предельные нормы. Предельные нормы подъема и перемещения несов-ними тяжестей вручную устан-ся Прав-вом РБ или уполн-ным им органом;

- с письм-го согласия одного из родителей (усын-лей, попеч-лей) труд. д-р м. б. заключен с лицом, достигшим 14 лет, для выполнения легкой работы, кот:

- не явл. вредной для его здоровья и развития;

- не наносит ущерба посещаемости общеобразоват. школы.

В системе органов образ-ния созданы и функц-ют специальные общеобразоват. школы для несов-них правон-лей в возрасте от 11 до 14 лет и спец. ПТУ для несов-них правон-лей в возрасте от 14 до 18 лет.

Пр-р осущ-ет надзор затем, чтобы в эти спец. уч-воспитат. учр-ния несов-ние направлялись только на осн-нии реш-й комиссий по делам несов-них сроком до 3 лет. Конкр. срок пребыв-я несов-него в этом уч. заведении опред-ет комиссия.

Учащиеся спец. школ, достигшие 15 лет, но не доказавшие своего исправления, по предст-нию комиссии по делам несов-них напр-ся в спец. ПТУ.

Пр-ры обязаны систем-ки и всесторонне проверять соблюд-е законности в деят-ти учебно-восп. учреждений, строго следить за тем, чтобы их работа с воспитанниками была эффект-ной. Особое внимание они должны обращать на труд. и быт. устр-во лиц, освобожд-ых из этих учр-ний. Это требов-е вызвано тем, что многие несов-ние, обуч-ся в спец-ных ПТУ, не имея родителей, после освобождения не могут определ-ся ни в трудоустр-ве по приобрет. спец-ти, ни по месту жит-ва. В итоге они снова оказыв-ся без надзора, совершают правон-ния и оказ-ся на скамье подсудимых.

 

54. Надзор за исполн-ем закон-ва по борьбе с безнадзорностью и правонаруш-ми несов-них имеет своей задачей как борьбу с безнадзорностью и правонар-ми несов-них, так и предупр-ние соверш-я ими пр-ний и иных прав-ний.

Ген. пр-р РБ требует от нижест. пр-ров системат-ки анализировать рез-ты деят-ти по проф-ке безнадз-ти и прав-ний несов-них, обеспечить обязат. участие пр-ров в заседаниях комиссий по делам несов-них при разработке комплексных меропр-й (программ) по профилактике безнадзорности, прав-ний несов-них, о защите их прав и законных инт-сов, помещении несов-них в спец. учебно-воспитат. и лечебно-воспитат. учр-ния.

Органами, осущ. профилактику безнадзорности и прав-ний несов-них, явл: - комиссии по делам несов-них; - гос. органы упр-ния образов-ем и учр-ния образ-ния; - спец. учебно-воспитат. и лечебно-воспитат. учр-ния;- учр-ния соц. обслужив-я; - специализир. учр-ния для несов-них, нужд-ся в соц. помощи и реабилитации; - органы опеки и попеч-ва; - инспекции по делам несов-них; - органы, учр-ния и иные орг-ции, осущ. меры по проф-ке безнадз-ти и правон-ний несов-них.

Органы, учр-ния и иные орг-ции, осущ-щие проф-ку безнадзорности и прав-ний несовних, проводят индивид. профилакт. работу в отн-нии след. несов-них: - безнадз-ых; - беспризорных; - заним-ся бродяжн-вом или попрошайн-вом; - уклон-ся от получ-я общего базового образования; - содерж-ся в приемниках-распределителях для несов-них, спец. учебно-воспитат. или лечебно-воспитат. учр-ниях или др. учр-ниях для несоверш-них, нужд-ся в соц. помощи и реабилитации; - употребляющих спиртные напитки, нарк. ср-ва или психотр. вещ-ва без назнач-я врача или иные одурманивающие вещ-ва;

1) совершивших общ-но опасные деяния, предусм. УК, но не достигших возраста, с кот. наступает УО;

2) осужд-х с примен-ем принудит. мер воспитат. хар-ра;

Органы, учр-ния и иные орг-ции, осущ-щие проф-ку безнадзорности и прав-ний несов-них, должны проводить индивид. профилактич. работу в отн-нии родителей, усыновителей, опекунов или попечителей несоверш-них, если они не исполняют или ненадл. образом исполняют свои обяз-ти по воспитанию и содерж-ю несов-них.

Пр-р осущ-ет надзор за тем, чтобы индивид. профилакт. работа проводилась в сроки, соблюдались права несов-них, содерж-ся в учр-ниях, осущ. проф-ку безнадзорности и правон-ний несов-них.

 

 

55. В отн-нии несов-них подозреваемых и обвиняемых в ходе произв-ва по УД м. б. применены такие меры процес-го прин-ния, как задерж-е, заключ-е под стражу, домаш­ний арест, отдача несов-го под присмотр, др. меры пресечения. Осн-ния и порядок их приме­н-я предусм-ны уг-процес. законом. Осущ-ляя надзор за исполн-ем закона органами дознания и предвар. следствия, пр-ры обя­заны уделять особое внимание законности задерж-я, примен-я меры пресеч-я в виде заключ-я под стражу в отн-нии несов-них и привлече-я их к УО. Получив в соотв. с ч. 3 ст. 110 УПК письм. сообщение органа дознания или следователя о произведенном задержании, пр-р должен проверить обос­нованность задерж-я и был ли соблюден устан-ный законом порядок задерж-я. Согласно ч. 2 ст. 432 УПК, задерж-е может примен-ся к несов-нему при наличии осн-ний, указ. в ст. 108, 111, 112 УПК, лишь в случаях соверш-я менее тяжко­го, тяжкого или особо тяжкого пр-ния. Если пр-р устан-ет, что осн-ний для задерж-я в кач-ве подозрев-го, предусм. ст. 108 УПК, не имелось, либо несов-ний был задержан по подозрению в совершении пр-ния, не представ­л-го большой общ. опасности, он выносит постан-ние об освобожд. задерж-го. Если был нарушен порядок задержания подозрев-го, устан. ст. 110, ч. 3 ст. 432 УПК, пр-р вправе вынести постан-ние о возб. дисципл. произв-ва в отн-нии должн. лиц, допустивших эти наруш-я. В соотв. с ч. 3 ст. 126 УПК, при решении вопроса о даче санкции на заключ-е под стражу пр-р или его зам-ль обязаны тщательно ознаком-ся со все­ми мат-лами, содерж-ми осн-ния для заключ-я под стражу и во всех случаях лично допросить несов-них подозрев-го или обвин-го. Это же правило, согласно ч. 3 ст. 125 УПК, распр. также на случаи примен-я в отн-нии несов-них подозр-ых и обвин-ых меры пресеч-я в виде домашнего ареста. Следует иметь в виду, что, согласно ч. 2 ст. 432 УПК, эта мера пресеч-я (а также дом. арест) может примен-ся к несов-нему при наличии осн-ний, указ. в ст. 117 УПК, и лишь в случаях соверш-я им менее тяжкого, тяжкого или особо тяжкого пр-ния. Пр-р осущ-ет также надзор за законностью и обоснованностью примен-я органами дознания и предвар. следствия в отн-нии несов-них подозреваемых и обвиняемых др. мер пре­сечения, предусм. ст. 120, 121, 123-125 УПК. Гл. 45 УПК устан-н особый порядок произв-ва допроса, несов-них подозрев-ых и обвин-ых, провед-я др. процес. дейст­вий при их участии. З РБ «О порядке и условиях содерж-я лиц под стражей» устан-ны порядок и условия содерж-я под стражей несов-них подозрев-ых и обвин-ых, задерж-х по подозр-ю в соверш-и пр-ний, а также в отн-нии кот. применена мера пресеч-я в виде заключ-я под стражу, в местах, опред-ых ст. 4 этого З. Пр-р, осущ-ляя надзор за законностью содержания подозреваемых и обвиняемых в опред-ных этим З местах, должен обращать особое внимание на исполнение требов-й З относ-но порядка и условий содержания несов-них. Пр-р, осущ-щий надзор за исполн-ем закон-ва РБ в местах содерж-я под стра­жей, освоб-ет несов-него из-под стражи своим постан-нием с уведомл-ем органа, вед-го уг. процесс в отн-нии данного лица, в случае, если по истеч. срока задерж-я или заключ-я под стражу соотв-щее реш-е об освобождении лица из-под стражи либо о продлении срока содерж-я лица под стражей не поступило. Большое внимание при осущ-нии надзора за законностью в деят-ти органов предвар. след­ствия прокуроры должны уделять вопросам привлеч-я несов-них к УО. Ст. 27 УК опред-но, с какого возраста несо­в-ние м. б. привлечены к УО за совершенные пр-ния. Поэто­му, осущ-ляя надзор за законностью возбуждения УД, пр-ры должны обращать внимание на то, выполнены ли требов-я ст. 89 УПК об устан-­нии возраста несов-него. Это обст-во имеет сущ-ное значение для реш-я вопроса о ВУД. По общим правилам, устан. ст. 240 УПК, привлечь лицо в кач-ве обвин-го возможно только при наличии достаточных доказат-в, дающих осн-­ния для предъявления обвинения в совершении пр-ния. Изучая УД о пр-ниях несов-них, пр-ры должны обращать внимание на то, устанавливалось ли в ходе предварит. следствия наличие взрослых подстрекателей, какова роль несо­в-него при совершении пр-ния в соучастии. При наличии осн-ний, предусм. ч. 1 ст. 29 либо ст. 30 УПК, прокурор вправе прекратить производ­ство по уголовному делу. В случае недоказанности участия несов-него подозрев-го или обвин-го в соверш. пр-ния пр-р прекращает в от­н-нии его уголовное преследование на осн-нии ч. 2 ст. 250 УПК.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных