Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Факторы, способствующие развитию профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Для занятий по морально-психологической подготовке

Тема занятия с младшим начальствующим составом
органов внутренних дел Российской Федерации:

«Профессиональная деформация личности сотрудника органов внутренних дел.

Пути и способы её предупреждения».

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Баранов М., Витрук Н. Правосознание работников милиции: мифы, деформация, стереотипы // Право и жизнь, 1992, № 1, с.110-118; № 2, с.122-136; № 3, с.159-171.

2. Безносов С.П. Профессиональные деформации личности: подходы, концепции, метод: Автореф. на соискание доктора психол. наук. – СПб: Санкт-Петербургский государственный университет, 1997.

3. Борисова С.Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и её личностные детерминанты: Автореф. на соискание канд. психол. наук. – М.: Академия управления МВД России, 1998.

4. Борисова С.Е. Профессиональная деформация личности сотрудника // Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003.

5. Борисова С.Е. Профессиональные стереотипы как предпосылка и проявление профессиональной деформации сотрудников милиции // Профессионал, 2001, № 2. С. 11-13.

6. Буданов А.В. Методические рекомендации к занятию в системе социально-гуманитарной подготовки на тему «Психолого-педагогические пути преодоления профессиональной деформации сотрудников ОВД». Лекция-беседа с личным составом. – М.: ГУК МВД России, 1992.

7. Буданов А.В. Психолого-педагогические пути преодоления профессиональной деформации сотрудников ОВД. – М.: ГУК МВД России, 1994.

8. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Знание, 1996.

9. Медведев В.С. Профессиональная деформация личности как проблема ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах, 1996, № 1(3). С. 15-17.

 

Профессиональная деформация личности сотрудника ОВД и формы её проявления.

Специфика деятельности ОВД заключается в том, что её выполнение нередко происходит в ситуациях с непредсказуемым исходом, сопряжено с повышенной ответственностью сотрудников за свои действия, необходимостью общаться с разнообразным контингентом граждан, психическими и физическими перегрузками, требует от сотрудников решительных действий, способности пойти на риск и т.д. Эти специфичные особенности деятельности оказывают значительное влияние на личностные характеристики и могут приводить к развитию профессиональной деформации у сотрудников, то есть развитие таких поведенческих реакций у сотрудников ОВД, которые влекут за собой нежелательные оценки окружающих и не совпадают с профессиональной этикой.

Профессиональная деформация личности сотрудника ОВД (ПД) – это изменение психологических и социально-психологических особенностей личности сотрудника ОВД в отрицательную сторону, происходящее, в первую очередь, под влиянием специфики профессиональной деятельности и иных субъективных факторов.

Вероятность возникновения профессиональной деформации у сотрудников ОВД выглядит следующим образом: до 5 лет службы – незначительная, маловероятная; 6-10 лет – начальный и средний уровни; 11-15 лет – вероятность деформации высокая; свыше 15 лет – деформация у некоторых лиц практически неизбежна.

Профессиональная деформация возникает в нравственной, интеллектуальной, эмоциональной сферах и проявляется в профессиональных действиях.

В сфере нравственной – профессиональная деформация личности проявляется как утрата представления о гражданском смысле своей работы, притупление профессионального долга, рост эгоцентризма и эгоизма, как следствие – формальный подход к работе или использование профессиональной деятельности для достижения личных узкоэгоистических целей.

В сфере интеллектуальной – притупление способности к самостоятельному мышлению и принятию решений, потеря способностей к самостоятельной учёбе, затруднения с принятием решений в нестандартной ситуации, склонность к шаблону и догматизму, завышенная оценка своих знаний и способностей.

В сфере эмоциональной – «огрубление чувств», сужение эмоциональной сферы личности, ослабление способности контролировать и регулировать свои эмоции и чувства, развитие ощущения внутренней эмоциональной неуравновешенности, конфликтность.

В сфере профессиональной – сужение круга профессиональных знаний, умений, навыков, стереотипность профессиональных действий, завышенная оценка личного профессионального опыта и роли собственных действий в решении общих профессиональных задач, стремление избежать ответственности, тяга к мелочной регламентации своих действий со стороны руководства, подмена профессиональной деятельности составлением разного рода бумаг, формальное отношение к коллегам, преувеличенное внимание к внешней атрибутике (особенно, атрибутике власти).

Изменения при профессиональной деформации проявляются в:

§ гипертрофии профессионально важных качеств, их трансформации в противоположные: бдительность превращается в подозрительность, уверенность – в самоуверенность, требовательность – в придирчивость, пунктуальность – в педантизм и т.д.;

§ актуализации и развитии социально-негативных черт (например, таких как: жестокость, мстительность, цинизм, вседозволенность, профессиональная корпоративность);

§ угнетении и дальнейшей атрофии профессиональной самооценки, мотивации, средствах общения. В наибольшей степени это касается сферы правосознания, ценностных представлений о целях, методах и приемах профессиональной деятельности;

§ есоразмерном, искаженном соотношении отдельных качеств, например, как гибкость и шаблонность профессионального мышления, объективность восприятия и понимания других людей, служебных и внеслужебных интересов, органических и моральных потребностей.

Проявления профессиональной деформации:

1. Профессиональные стереотипы оценки и соответствующие установки - это относительно устойчивый и упрощённый способ поведения, складывающийся при наличии неполной информации, касающейся профессиональной деятельности, на основе собственного профессионального опыта и (или) профессионального опыта коллег.

Выработанные профессиональные стереотипы способны обеспечить необходимую скорость, точность и успешность деятельности. Однако, наряду с этим, закрепляются излишняя трафаретность в подходах, снижение уровня профессионализма и развитие профессиональной деформации. Различают следующие виды стереотипов:

1.1. «Обвинительный уклон» - это предрасположенность сотрудника ОВД занимать обвиняющую позицию по отношению к людям, с которыми приходится сталкиваться в процессе выполнения служебных обязанностей.

В основе данного стереотипа оценки могут быть два явления.

Первое представляет собой профессиональную установку – готовность сотрудника ОВД обвинять подозреваемого.

Второе явление, находящееся в основе обвинительного уклона, представляет собой психологический барьер, возникающий вследствие усиления отрицательных переживаний – чувства вины, страха, тревоги и низкой самооценки.

1.2. Уверенность в собственной непогрешимости при решении профессиональных вопросов. Её образует профессиональная установка на заведомую, не зависящую от обстоятельств, правильность совершаемых действий в процессе решения профессиональных задач.

1.3. Стереотип закрытости - это монополизации определённой информации, склонности к «самозасекречиванию» для придания себе мнимой значительности.

1.4. Стереотип «начальник должен быть жёстким, твердым, настойчивым» выражается в том, что успешность и эффективность поведения вышестоящего сотрудника подразделения ОВД по отношению к нижестоящему обеспечивается позицией «над», проявлением твердости и жёсткости.

1.5. Другим стереотипом является стереотип «начальник всегда прав», то есть, по мнению сотрудников, начальник должен требовать от подчинённых беспрекословного выполнения своих поручений и приказов, согласия со своей точкой зрения без её обсуждения. Подчинённый обязан принимать видение проблемы начальником и выполнять его указания, какими бы они не были.

Стереотип «начальник всегда прав» может иметь положительное значение, например, в ситуациях, когда руководитель осуществляет функции наставника, так как он действительно часто имеет богатый опыт работы и уникальные знания.

1.6. Стереотип «оптимального» ролевого поведения» заключается в убеждённости сотрудника ОВД в том, что наиболее эффективным способом решения проблемных ситуаций является проявление упорства и непоколебимости в отстаивании своей точки зрения или даже агрессивное и угрожающее поведение.

1.7. Особо следует отметить такой поведенческий стереотип, вырабатываемый в ходе выполнения функциональных обязанностей специалистом, как «эмоциональное выгорание». Служба в органах внутренних дел сопряжена с высокой эмоциональной насыщенностью при дефиците позитивных впечатлений. Причем отрицательные эмоции сотрудникам приходится подавлять, а эмоциональная разрядка бывает отсрочена на длительный период времени.

Следует отметить, что профессиональные стереотипы (не только оценки, но и восприятия, мышления) несут очень важную функцию в оценке человеком окружающего мира (ускоряют процесс познания, сокращают время реагирования на возникшую ситуацию). У начинающего сотрудника ОВД, образование стереотипов может быть полезным. Например, некоторые профессиональные стереотипы ускоряют ведение следствия сотрудником уголовного розыска. Профессиональные стереотипы – есть неотъемлемое отражение достигнутого высокого уровня мастерства, т.е. проявление не только знаний, но и вполне автоматизировавшихся умений и навыков, управляемых подсознательными установками. Они развиваются, как правило, из тех качеств, которые особенно полезны для данной профессии. Однако, любой стереотип, являющийся истинным в одном случае, в другом может оказаться ложным, в меньшей степени отвечающим конкретной профессиональной ситуации. Если большая доля поведения строится на стереотипных действиях, то это неблагополучно влияет на выполнение функциональных обязанностей и приводит к профессиональной деформации специалиста.

2. Перенос своей служебной роли, профессиональных установок и стереотипов во внеслужебные взаимоотношения.

Осуществление профессиональной деятельности, как правило, приводит к усвоению специалистом определённой ролевой позиции, принятой в данной профессиональной среде. Когда служебная роль переносится на внеслужебные сферы, где социальные ожидания и ориентации могут не совпадать с профессиональными, можно говорить о проявлении профессиональной деформации. Поведение человека в этом случае становится неадекватным обстановке и общение с ним затрудняется.

3. Правовой нигилизм представляет собой осознанное игнорирование требований закона, исключающее, однако, преступный замысел. Названное проявление профессиональной деформации имеет несколько форм.

3.1. Правовой нигилизм как пренебрежительное отношение к требованиям закона или непринятие необходимых по закону мер. При этом на психическом уровне некоторые процессуальные предписания оцениваются сотрудником как формальные и второстепенные, а принцип целесообразности противопоставляется принципу законности. Правовой нигилизм может выражаться в поведении как служебное бездействие.

3.2. Игнорирование требований закона в форме псевдоактивности и имитации бурной деятельности. Это проявление профессиональной деформации может выражаться в поведении как волокита при расследовании уголовных дел, подмена профессиональной деятельности составлением разного рода бумаг, отрицание прав граждан под предлогом их собственного блага, необоснованное привлечение лиц к уголовной ответственности, грубость по отношению к гражданам.

3.3. Произвольное толкование закона. В его основе лежит такое поведение сотрудника, когда он манипулирует правовыми категориями (виновен, не виновен и др.) в зависимости от определённых обстоятельств (например, от показателей отчётности). При этом у сотрудника ОВД происходит притупление чувства профессионального долга и появляется стремление пренебрегать некоторыми этическими ценностями.

4. Защитные механизмы сотрудника ОВД, которые приводят к развитию проявлений профессиональной деформации на уровне поведения – это специальные формы психической защиты, применяемые личностью в конфликте. Конфликт может быть внутренним и представлять собой внутреннее напряжение, вызывающее тревогу, или внешним, обусловленным реальной опасностью, идущей из внешнего мира. Результатом функционирования защитных механизмов является устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.

Рассмотрим защитные механизмы:

Рационализация – процесс, при помощи которого действия объясняются причинами, не только оправдывающими эти действия, но и скрывающими их истинную мотивацию.

Замещение представляет собой бессознательную переориентацию сотрудника с одного объекта на другой, более доступный.

Другая защитная техника представляет собой изоляцию индивида от какого-то события, или препятствие тому, чтобы оно стало частью значимого для него опыта. В дальнейшем применение этого защитного механизма может привести к тому, что профессиональные интересы начинают подчинять себе все другие.

Выделяют следующие виды изоляции:

Самоизоляция может принимать форму «трудоголизма» (страстной увлечённости деятельностью и постоянной потребности в её выполнении и профессиональном фанатизме).

Замещающая («ложно-компенсаторная») деятельность – это преувеличенное внимание к внешней атрибутике профессиональной деятельности, особенно, атрибутике власти. Материальные символы успеха при этом обычно рассматриваются как более важные, чем духовные.

Как проявления профессиональной деформации могут рассматриваться отдельные качества личности, например, чрезмерно выраженная подозрительность сотрудников ОВД по отношению к окружающим людям. Подозрительность, как было отмечено, развивается из профессионально важного качества личности – бдительности.

 

Факторы, способствующие развитию профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел.

1. Факторы, обусловленные спецификой деятельности ОВД (функциональными обязанностями, правами сотрудника ОВД, объектом профессиональной деятельности и др.).

2. Факторы личностного свойства, включающие определённые личностные особенности сотрудников ОВД (например, повышенный самоконтроль, решительность и др.).

3. Факторы социально-психологического характера,под которыми подразумеваются социально-психологический климат, стиль руководства в коллективе, степень социально-психологической защищённости личности и т.д.

К факторам, обусловленным спецификой деятельности в ОВД, могут быть отнесены следующие:

1. Детальная правовая регламентация.

2. Властные полномочия.

3.Повышенная ответственность.

4. Психические и физические перегрузки.

5. Организационный фактор.

6. Фактор экстремальности.

7. Фактор, определяемый объектом профессиональной деятельности.

Но, не только особенности профессиональной деятельности вызывают развитие явления профессиональной деформации, но и некоторые личностные характеристики сотрудника могут способствовать или препятствовать этому развитию. Также существуют факторы, которые обусловливают развитие профессиональной деформации и связанны с социально-психологическими особенностями выполнения профессиональной деятельности сотрудниками ОВД.

Рассмотрим вторую группу факторов, которые обусловливают профессиональную деформацию сотрудников ОВД и связанны с их личностными особенностями:

1. Профессионально важные качества личности в некоторых случаях могут выступать фактором профессиональной деформации сотрудников ОВД:

Решительность, как умение самостоятельно принимать и реализовывать ответственные решения, является важным условием успешности решения служебных задач. Но если у сотрудника снижены самоконтроль и самокритичность, то решительность в процессе дальнейшей службы может развиться в чрезмерную веру в безошибочность своих решений и выразиться в переоценке своего профессионального опыта.

Другим профессионально важным качеством сотрудника ОВД является воля. Воля может трансформироваться в чрезмерную жесткость, нетерпимость по отношению к коллегам, членам семьи и другим окружающим людям.

Педантичность, относится к проявлениям профессиональной деформации сотрудников ОВД. Однако, в зависимости от ситуации данное качество личности может быть профессионально значимым в одних случаях, в других, являться проявлением профессиональной деформации, а в третьих, выступать фактором, её обусловившим.

2. Нереалистично высокие личностные ожидания (например, человек постоянно ждет от себя слишком многого, трудится в полную силу и, тем не менее, остаётся недоволен результатами) могут выступать одной из субъективных причин профессиональной деформации.

3. Опережающее формирование трудовых навыков по отношению к профессионально значимым качествам личности

4. Недостаточная профессиональная подготовка.

5. Профессиональные установки. Одна из таких установок заключается в том, что понимание норм права представителем юридического труда более компетентно, чем понимание этих норм субъектом правоотношений. Другая установка сотрудников ОВД характеризуется направленностью на восприятие происходящих событий как возможных социальных аномалий и нарушений закона. В сочетании с некритичным мышлением и повышенной импульсивностью она может способствовать образованию обвинительной установки, являющейся проявлением профессиональной деформации.

6. Профессиональный возраст (или профессиональный опыт) сотрудников ОВД.

7. Наличие социально-психологической дезадаптации личности сотрудника ОВД. Предрасположенность к профессиональной деформации может быть обусловлена наличием социально-психологической дезадаптации личности сотрудника ОВД. Например, согласно зарубежным исследованиям личностные расстройства полицейских обусловливают их хроническую склонность к насилию. Для них характерны антисоциальные параноидные тенденции и склонность к злоупотреблению служебным положением. Они не извлекают должных уроков из своего опыта и не всегда полностью могут нести ответственность за свое поведение.

8. Некоторые личностные изменения, вызванные процессом профессиональной адаптации сотрудников ОВД. Некоторые особенности протекания адаптивного периода могут приводить к развитию профессиональной деформации специалиста. Например, сотрудники, которые имели проблемы на ранних стадиях своей карьеры, в дальнейшем чаще оказываются склонными к насилию и чрезмерному применению силы.

Третья группа факторов, способствующих развитию профессиональной деформации сотрудников ОВД, представлена такими социально-психологическими особенностями выполнения профессиональной деятельности, как неадекватный стиль руководства и конфликтные отношения в коллективе, а также особым влиянием на сотрудника ОВД социального окружения вне работы.

1. Неадекватный стиль руководства. Одной из особенностей неадекватного стиля руководства, которая может способствовать развитию профессиональной деформации сотрудников ОВД, является недостаточная и неадекватная информированность сотрудников.

Неадекватный стиль руководства как фактор развития профессиональной деформации сотрудников ОВД может проявляться в чрезмерной авторитарности начальника и преобладании с его стороны жёсткого стиля управления.

Развитию профессиональной деформации сотрудников ОВД может способствовать неадекватное использование руководителем методов воздействия на подчинённых. Признание заслуг подчинённого и предоставление ему перспектив служебного роста способствует осознанию ценности собственного профессионализма и уверенности в долговременных перспективах. Без таких перспектив многие люди испытывают стресс, вызванный ущемлением их притязаний. Эти обстоятельства могут привести к тому, что подчинённых сопровождает чувство безысходности, беспомощности и профессиональной нереализованности. В результате происходит снижение работоспособности и повышение вероятности развития профессиональной деформации. Неадекватное использование руководителем метода наказания также может привести к развитию профессиональной деформации, причём как подчинённых, так и самого руководителя. Стереотип «нахождения виновного» не способствует стабилизации служебной деятельности.

В целом, успешное решение проблем, связанных с профессиональной деформацией сотрудников ОВД, во многом зависит от деятельности руководителей, в частности, от обоснованности принимаемых ими решений, выбора адекватного стиля руководства, умения учитывать деловые качества, профессиональные возможности и индивидуально-психологические особенности подчинённых.

2. Существование напряжённых, конфликтных отношений между сотрудниками ОВД, их равнодушие, обособленность и взаимная подозрительность по отношению друг к другу также способствуют развитию профессиональной деформации.

3. Неблагоприятное влияние ближайшего социального окружения вне службы (семьи, друзей). Подвергающимися в большей степени профессиональной деформации, являются те сотрудники ОВД, которые имеют неблагополучные семьи. Семейные проблемы отрицательно сказываются на качестве выполнения служебных обязанностей. Таким сотрудникам свойственна повышенная возбудимость, они рассеяны во время несения службы или при конфронтации с кем-либо и могут потерять контроль над своим поведением.

Причиной, способствующей развитию профессиональной деформации, может быть непонимание дружеским окружением профессиональных интересов и ценностей сотрудника ОВД, а также такое отношение к его деятельности, которое основано на отрицательном имидже системы МВД, в целом. В этом случае у сотрудника может возникнуть чувство одиночества, эмоциональной изоляции. Утратив душевные связи, человек теряет уверенность в себе. Его внутреннее напряжение проявляется в подавленном настроении, неожиданных эмоциональных вспышках и в общем ухудшении самочувствия.

1. Низкая социальная оценка и обеспеченность деятельности сотрудников ОВД отрицательно сказывается на эффективности выполняемых служебных функций и на их психологическом состоянии. Так, качественному выполнению функциональных обязанностей может препятствовать недостаточное денежное и техническое обеспечение органов внутренних дел.

 

Профилактика профессиональной деформации включает в себя широкий спектр предупредительных мер непсихологического и психологического характера.

К первой группе мер можно отнести организационно-управленческую работу в ОВД, осуществляемую преимущественно кадровыми аппаратами, инспекцией по работе с личным составом, начальниками органов, учреждений и подразделений внутренних дел. Здесь важно сказать об аналитической работе, которую не следует рассматривать как собственно профилактику профессиональной деформации, но которая выступает подготовительным этапом, позволяющим более адекватно планировать меры по профилактике рассматриваемого феномена.

Аналитическая работа может быть направлена на осуществление оценки характера и причин текучести кадров в ОВД, выявление частоты и анализ причин нарушений сотрудниками служебной этики и дисциплины, установление числа допущенных правонарушений и т.д. В соответствии с этим определяются направления, способы и формы осуществления работы по профилактике профессиональной деформации личности сотрудников.

Рассматривая вопросы профессиональной деформации сотрудников ОВД, важно иметь представление о педагогической профилактике данного феномена. Педагогическая работа по профилактике профессиональной деформации может заключаться в обеспечении в процессе служебной деятельности преемственности между сотрудниками ОВД и повышении управленческой культуры руководителей, поддержании функционирования института наставничества и т.д.

Ряд направлений осуществления работы с личным составом можно рассматривать как пути профилактики профессиональной деформации сотрудников ОВД. Этими направлениями выступают, в частности профессионально-нравственная и правовая подготовка.

Правовая подготовка представляет собой планомерное воздействие на сознание и поведение сотрудника в целях формирования правовой образованности, ценностно-правовой ориента­ции, социально-активного правомерного поведения, привития навыков практического использования правовых знаний в повседневной деятель­ности и жизни.

Профессионально-нравственная подготовка сотрудников ор­ганов внутренних дел предусматривает, в частности, совершенствование навыков соблюдения норм профессиональной этики, формирование моральных и деловых качеств, необходимых для эффективного выполнения служебного долга. При этом профессионально-нравственная подготовка может реализовываться через пропаганду и распространение положительного опыта наиболее грамотных и квалифицированных сотрудников. Особое внимание должно уделяться профессионально-нравственному становлению молодых сотрудников ОВД.

Другим не менее важным направлением работы, которое также можно рассматривать и как основу профилактики профессиональной деформации сотрудников ОВД, может быть укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава ОВД, предполагающих в наиболее общем виде соблюдение сотрудниками установленных требований служебной деятельности и правовых норм.

С профилактикой рассматриваемого явления тесно связаны мероприятия организационно-управленческого плана. Под ними в контексте профилактики профессиональной деформации подразумевается, например, обеспечение согласованного взаимодействия сотрудников ОВД, продумывание должностных инструкций и функциональных обязанностей, составление и реализация психологически обоснованного графика работы и забота о качестве жизни сотрудников.

Работа с кадрами, которая включает в себя ряд мер управленческо-педагогического характера, проявляющихся, например, в обеспечении вхождения в должность молодым специалистам, подборе руководителей отделений, введении системы служебной подготовки, поощрении обучения.

Существенное значение имеет стиль руководства коллективом сотрудников ОВД, который должен быть гибким и адекватным, и выбор которого во многом зависит от управленческой компетентности начальника.

Психологическая профилактика профессиональной деформации подразумевает деятельность, направленную на предупреждение проявлений рассматриваемого явления. Меры психопрофилактического характера могут осуществляться в процессе индивидуального консультирования, профессиональной психологической подготовке и социально-психологических тренингов.

Немаловажным для профилактики профессиональной деформации личности является проведение занятий по психологической подготовке.

В заключение стоит отметить, что профессиональная деформация неизбежна, однако степень ее выраженности можно корректировать в зависимость от использования мер профилактики.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

1. Профессиональная деформация личности сотрудника ОВД – это изменение психологических и социально-психологических особенностей личности сотрудника ОВД в отрицательную сторону. Данные изменения происходят, в первую очередь, под влиянием специфики профессиональной деятельности и иных, субъективных факторов.

2. В целом выделяют три основных группы факторов, ведущих к профессиональной деформации: 1) обусловленные спецификой профессиональной деятельности; 2) личностного свойства; 3) социально-психологического характера.

3. Вероятность возникновения профессиональной деформации у сотрудников ОВД выглядит следующим образом: до 5 лет службы – незначительная, маловероятная, здесь наиболее распространён начальный уровень деформации; 6-10 лет – вероятность преимущественно средняя, начальный и средний уровни распространены одинаково; 11-15 лет –вероятность деформации высокая, очень высокая; свыше 15 лет – деформация практически неизбежна.

4. Профессиональная деформация личности сотрудника ОВД характеризуется определёнными проявлениями. К формам проявлений профессиональной деформации относят, в частности, отдельные профессиональные стереотипы и установки, правовой нигилизм, некоторые защитные механизмы, перенос своей служебной роли во внеслужебные взаимоотношения, чрезмерно выраженная подозрительность.

5. Воздействие факторов профессиональной деформации на личность специалиста и развитие проявлений профессиональной деформации делает актуальными вопросы профилактики этого феномена в органах внутренних дел. Профилактика профессиональной деформации включает в себя меры непсихологического и психологического характера.

6. Психологическая профилактика профессиональной деформации подразумевает превентивную деятельность, направленную на предупреждение проявлений рассматриваемого явления. Меры психопрофилактического характера могут осуществляться в процессе индивидуального консультирования, проведения занятий по профессиональной психологической подготовке, социально-психологических тренингов.

 

 

Вывод по теме.

1. В чем проявляется профессиональная деформация личности?

2. Что относится к факторам, обусловленным спецификой деятельности в ОВД?

3. Меры психопрофилактического характера?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Выписка из протокола заседания кафедры «Дизайн мебели» МГХПА им. С.Г. Строганова от 08.10.13 | Пряничная мастерская MeDo: бизнес-идея на основе русских традиций


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных