ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Опорные сигналы, эйдетикаОпорные сигналы – художественные картинки и рисунки с определённой степенью детализации, отображающие реальные предметы и явления. Методику опорных сигналов разработал Шаталов В.Ф. и служит она для запоминания и усвоения учебного материала учениками. К таким опорным сигналам добавляется краткий опорный конспект. [9] Вот пример опорных сигналов и опорного конспекта: Также хорошим подспорьем в деле улучшения памяти и внимания является методика эйдетика [10], которая строится на цепных ассоциативных связях. Ассоциации играют важнейшую роль в любом процессе обучения и помогают упорядочивать все элементы поступающей информации. Одни образы влекут за собой другие. Сознательно придумывая и отыскивая какие-то ассоциации в предусмотренных случаях, мы усиливаем контроль над записью информации в памяти, отчего шансы на воспоминание возрастают. Поиск ассоциаций быстро превращается в увлекательную игру. Кратко методика запоминания с помощью эйдетики и опорных сигналов представлена на следующих картинках:
Часто при схематизации люди начинают рисовать художественные образы, что само по себе неплохо и имеет право на существование, если это помогает запомнить и усвоить материал, однако, когда мы имеем дело со сложными текстами, которые хотим преобразовать для лучшего понимания, то, как правило, художественными образами все детали передать сложно, да и навыки рисования в нашей культуре у большинства людей не развиты. Однако, дополнение блок-схем опорными сигналами и пиктограммами, для лучшего усвоения, приветствуется – главное, чтобы схема выполняла свою задачу: обеспечивала наиболее полное понимание текста и практическое применение его в ситуациях жизни. Поэтому мы предлагаем следующие типы блок-схем. Объектные схемы Объектные схемы отражают объекты и предназначены для понимания и осмысления новых знаний. Независимо от того, материальные это объекты (которые можно созерцать и ощущать) (рис. 1) или абстрактные (рис. 2), искусственные (созданные человеком) или естественные (созданные природой), в схемах должна быть отражена их сущность и структура. Под сущностью понимается форма и специфическая особенность объекта, а под структурой — наличие элементов в объекте, их связей, взаимосвязей и отношений.
3.3 Сетевые структурные, по принципу «дерево» Чаще всего блок-схемы строятся по типу «дерево» (рис. 3), где главному структурному элементу подчинены другие (иерархия), или по типу сетевой структуры (рис. 4), где некоторые из элементов соединены сразу с несколькими или со всеми сразу, а другие — только с одним. По своей сути все объектные схемы являются структурными, но из них нужно выделить в отдельную группу структурные блок-схемы. В обучении такие схемы используются, когда информацию нужно представить блоком, например, на занятиях введения в тему, обобщения или систематизации знаний. В структурной блок-схеме элементы могут обозначаться с помощью знаков, символов или слов. Объектные схемы либо создаются заранее и демонстрируются при объяснении нового материала, либо строятся ведущим в процессе объяснения. В познавательном процессе такие схемы: · способствуют освоению образов и связанных с ним понятий (природных, социальных, культурных, технических и др.); · помогают выразить информацию в сжатой форме; · позволяют увидеть полностью образ изучаемого объекта, выделить главное и детализировать; · повышают скорость восприятия, понимания и усвоения информации; · способствуют активизации мыслительных процессов: мышления, воображения, памяти. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|