ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ДЕТАЛИ, СОДЕРЖАЩИЕСЯ В РИСУНКЕКак уже было сказано, важнейшими деталями дерева являются корни, ствол, крона, состоящая из ветвей и листьев. Кроме того, в рисунках могут появляться и дополнительные детали, такие как пейзаж, море, солнце, цветы, птицы, гнезда и многое другое. Рассмотрим их последовательно. Крона дерева. Крона дерева символизирует тотальную психологическую защищенность человека, уровень сознательного контроля, отражает его настроение, развитие интеллектуальной сферы, способности к фантазированию. Ветви, образующие крону, отражают особенности приспособления человека к среде, характер взаимоотношений с окружением, способность получать удовлетворение от контактов с ним, а также особенности личностной организации и величину личностных ресурсов человека. Для интерпретации очень важно учитывать количество, гибкость ветвей, характер их переплетения, степень их разнообразия. Вершина кроны указывает на способность к целенологацию и степень ясности перспективных целей человека и стратегию жизнедеятельности. Острая вершина характерна для рисунков людей, имеющих четкие представления о цели, направлении, стратегии своей жизни. Вершина с ответвлениями (или «размытая»), как правило, рисуется людьми с нечетко определенными целями. Вершина непонятной формы, прикрытая листьями, встречается у людей, не достигших определенности в жизни, которым свойственна нечеткость целей или подверженность чужому влиянию. Прямые, лишенные листьев ветви, чаще всего рисуют люди, воспринимающие свою жизнь, как лишенную красок, переживающие ощущение своей несчастливости. Сломанные ветви можно обнаружить в рисунках людей, переживающих душевную или физическую травму, испытывающих боязнь и неспособность получать удовольствие от жизни и ощущающих собственную беспомощность. Мертвые ветви также указывают на наличие «комплекса кастрации». Тонкие ветви указывают на беспокойство, нерешительность человека, его неспособность получать удовлетворение от окружения. Тонкие и высокие ветви указывают на стремление к фантазированию, компенсирующее некоторую беспомощность в реальности. Ветви, наклоненные вправо (например, по воздействием ветра), символизируют об отсутствии внутреннего равновесия человека: о его стремлении к отсрочке или избеганию чувственных телесных наслаждений. Ветви, наклоненные влево, также указывают на отсутствие внутреннего равновесия, однако, в данном случае, напротив, имеет место стремление к чувственным наслаждениям немедленно, без критической оценки ситуации. Незавершенные ветви символизируют плохое управление влечениями. Ветви, повернутые во внутрь (к центру дерева), обнаруживаются у людей с интеравартированными тенденциями и некоторой эгоцентричностью поведения. Дерево с большим количеством ветвей (обилие ветвей), как правило, рисуют люди, «застревающие» на поиске удовлетворения своих потребностей с помощью других людей и обвиняющих их в случае неудовлетворенности. Крона, состоящая из симметричных ветвей, чаще всего рисуется людьми, эмоциональная и интеллектуальная сфера которых уравновешены. Четкие и хорошо прорисованные ветви изображают люди, ощущающие спою способность добиться цели и владеющие различными способами ее достижения. Молодые побеги на большом стволе зрелого дерева являются символическим отображением улучшения субъективной ситуации человека. Следует отметить. Что если в рисунке акцент делается на кроне. То это характеризует эмоциональную сдержанность или аналитичность человека. Напротив, если крона нарисована отрывистыми и слабопрорисованными линиями, это может указывать невротическое состояние человека, ощущение дискомфорта и некоторую нестабильность его положения. Если крона представляет собой арку или систему арок, то это может указывать на агрессивные чувства и недостаточную его защищенность в контактах, неспособность контролировать свое поведение должным образом. Крона, напоминающая «рентгеновский снимок грудной клетки», чаще всего встречается у людей, имеющих психосоматические проблемы, у больных бронхиальной астмой, хроническим бронхитом и т.д. Листья дерева. Листья дерева - существенный элемент кроны. Они символизируют способность человека к установлению контактов с окружением и его психологическую защищенность в этих контактах. Отсутствие листьев на дереве встречается у людей, ощущающих неудовлетворенность собственной жизнью, испытывающих ряд внутренних затруднений при контактах и переживающих бесплодность своих усилий, а также у людей с повышенной чувствительностью, ранимостью, психологически незащищенных и стремящихся к более теплым непосредственным контактам с другими. Большое количество листьев, тщательно прорисованных, как правило, встречается у людей излишне аккуратных, педантичных, часто «застревающих» на деталях, ригидных и у больных с абсессивно-компульсивной симптоматикой, а также может встречаться у людей, художественно-одаренных, занимающихся изобразительным творчеством с развитыми эстетическими чувствами. Острые листья, как правило, передают агрессивные тенденции человека в отношении окружения, его стремление к отреагированию нерешенных психологических проблем.
Ствол дерева. Ствол дерева как символ ЭГО отражает чувства базисной силы человека, понимание, осознание, прочувствование человеком своих сил и возможностей, а также передает его ощущение самооценки и самоуважения. При этом ширина дерева часто рассматривается как характеристика возможностей оценка человека, а высота - оценка интеллектуальных возможностей. Маленький, слабо прорисованный ствол отражает чувства неадекватности, ощущение дефицита собственных возможностей. Однако, если такого типа ствол дополняется разветвленной системой веток, то имеет место высокая потребность в достижении при дефиците возможностей. «Недоразвитый! Ствол, подобный ветви, свидетельствует о задержке психического и эмоционального роста. Чрезмерно большой ствол часто рисуют люди, испытывающие тревогу по поводу чрезмерного воздействия со стороны внешнего окружения и обнаруживающие тенденции к агрессивным реакциям. Ствол, широкий у основания и быстро суживающийся к верху, чаще всего рисуют люди, имеющие недостаток тепла и здоровой стимуляции в детстве, испытывающие потребность в опоре, а также люди с задержкой личностного возраста. Ствол ровный и прямой, приблизительно равного диаметру у основанию и вершины, чаще всего встречается у людей самодостаточных. Ствол, нарисованный одной линией (как палка) чаще всего изображается людьми, обнаруживающими некоторую ригидность или конкретность мышления. Ствол «незавершенный» изображается людьми, испытывающими повышенную уязвимость к стрессу. Спиленный, обрубленный ствол (рисунок создает впечатление, что дерево раньше было выше) указывает на травмирующий эпизод в прошлом, переживаемый человеком до настоящего времени. Ствол словно так, что вершина дерева касается земли, изображается людьми, испытывающими сильные переживания в связи с наличием внешних неконтролирующих сил, которые несут разрушительные воздействия. Согнутый, но не сломанный ствол обычно рассматривается как признак депрессии. Искривленный ствол (то есть изогнутый вправо и влево) часто изображается людьми, склонными к импульсивному поведению и обнаруживающими тенденции к регрессу, к капризному инфантивному поведению. Два ствола, изображенные на одном корне, обычно рассматриваются как признак отсутствия интеграции эмоциональной и интеллектуальной сфер человека. Ствол, образованный из двух, по форме напоминающий замочную скважину, рассматривается как признак сильной враждебности человека. Изящный ствол с большой лиственной кроной указывает на стремление к наслаждениям, сопровождающееся дефицитом внутреннего равновесия. Отметки на стволе. Очень часто на стволе дерева могут появляться такие отметки как шрамы, сучки, дупла, тени. Отметки на стволе свидетельствуют о наличии недифференцированной тревоги и травматических переживаний человека: несчастьях, болезнях, изнасиловании. Сломанные сучки на стволе и шрамы являются свидетельством травматического опыта, причем время наступления травматического переживания устанавливается с учетом того, что высота дерева может быть рассмотрена как шкала времени жизни человека. Чем выше на стволе дерева «отметка», тем ближе травматическое воздействие к настоящему времени. Дупла на дереве могут рассматриваться как символы чувства неадекватности в связи с травматическими впечатлениями. Дупла принято рассматривать как сексуальные символы. Маленькие дупла кристаллообразной формы ассоциируются с вагиной. Маленькие дупла круглой формы указывают на наличие сексуальных переживаний, в некоторых случаях - на переживание сексуального нападения. Если контур дупла сильно прорисован, то это свидетельствует о сильном потрясении, переживаемом до настоящего времени. Если дупло нарисовано как бы заросшим (много внутренних кружочков) - это отражает наличие сексуальной травмы в прошлом. Переживание этого потрясения и изживание его к настоящему моменту. Дупла. Заштрихованные, зачерченные указывают на наличие чувства стьща в связи с прошлым негативным опытом. Дупла большого размера отражают чрезмерную озабоченность ситуацией сексуального направления и ощущение собственной беспомощности в ней или переживаниями, связанными с ситуацией собственного рождения. Дупла с маленькими животными внутри указывают на наличие личностной подструктуры, которая не поддается контролю, а также на наличие переживаний, вызванных неоднозначностью отношений с эмоционально значимыми людьми. Кора. Кора символизирует собой границу между Я - человека и социумом. Сильно прорисованная кора, изображенная вертикальными обособленными, извилистыми линиями чаще всего встречается в рисунках людей, склонных к аутизму, замкнутости, некоторой отгороженности, обнаруживающих шизоидные черты характера. Кора изображенная скрупулезно и тщательно с прорисовкой мельчайших деталей может указывать на мелочность, чрезвычайную тщательность, компульсивность. Кора, легко прорисованная, чаще всего встречается в рисунках людей деликатных, уравновешенных в общении. Кора, изображенная путем зачернения всего ствола, отражает наличие психологических проблем в ЭГО человека. Если рисуется дерево, теряющее кору, и изображается оголенный ствол, то это может символизировать чувство травмирующей потери у человека. Кора, как на березе, характерна для рисунков людей, имеющих устойчивые неглубокие контакты с окружающими, а также стремящихся к подражанию, заимствованию, конформизму. Корни. Корни символизируют внутреннее равновесие человека, устойчивость его позиции. Выделения, преувеличение, акцент на корнях чаще всего присутствует на рисунках людей, испытывающих стремление преподнести себя в социально более желательном свете, привлечь к себе внимание, вызвать позитивное отношение. Кроме того, это свойственно людям, проявляющим некоторую поверхность в эмоциональном реагировании наряду с недостаточностью рационального мышления и имеющими потребность в безопасности. ДОМ Нарушение последовательности рисования (рисование по сегментам, деталь за деталью без соотнесения этих деталей друг с другом) или фиксация на рисовании двери или окна, которые становятся основными деталями дома, свидетельствуют о неуверенности испытуемого или его отвращении к межличностным контактам и проявлении тенденции к отказу от действительности. При интерпретации рисунка «Дом» следует обратить внимание на его размер, форму, положение на листе и последовательно проанализировать все детали рисунка. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|