ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Многозначность и иерархия понятий. Обобщающая функция словаПрекрасной «зарядкой» для мозга здесь является подбор аналогий, метафор, синонимов и антонимов и т.п. Понятно, что вначале такие занятия должны выполняться исключительно в наглядном плане. Мы же рассмотрим более сложные варианты, но идеология от этого не меняется. ` «Закончи предложение». Ребенку предлагается список незаконченных предложений. Инструкция: «Продолжи предложение, выбрав наиболее подходящее слово». - У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень). - У сапога всегда есть... (шнурки, подошва, молния, пряжка). - У платья всегда есть... (подол, карманы, рукава, пуговицы). - У картины всегда есть... (художник, рама, подпись). В младшем возрасте это упражнение, естественно, следует выполнять, стоя перед конкретным деревом или картиной, разглядывая и щупая конкретное платье (кастрюлю, куклу, ананас). ` «Классификация по зрительному образцу». Для данного упражнения можно использовать детское лото. Разложите картинки на столе и предложите ребенку выбрать все картинки, подходящие к заданной. Например, к яблоку ребенок должен будет подобрать все картинки, на которых изображены фрукты (ягоды и овощи — в зависимости от задания). Затем, попросите ребенка назвать каждую картинку; обсудите с ним, почему он сделал такой выбор, чем схожи и чем отличаются эти предметы. Можно выбирать любые картинки с предметами по определенному, заданному общему признаку, например, по форме (цвету, фактуре, температуре, звучанию) или функциональному признаку. ` «Разложи по группам». Ребенку предлагается некоторое количество предметных изображений, которые он должен разложить на обобщенные группы: например, грибы и ягоды, обувь и одежда, животные и цветы. Ребенок должен дать название каждой получившейся группе и перечислить (назвать) все ее составляющие. ` «Найди сходство и различия. Ребенку для анализа предлагаются пары предметов (картинок, слов), в которых он должен отметить общее и разное. Например: соловей—воробей, лето—зима, стул—диван, береза—ель, самолет—автомобиль, заяц—кролик, очки— бинокль, девочка—мальчик и т.д. ` От частного к общему». Объясните ребенку следующее: есть слова, которые обозначают множество похожих предметов, явлений. Эти слова являются общими понятиями. Например, «фрукты». Этим словом можно назвать яблоки, апельсины, груши и т.п. Но есть слова, указывающие на меньшее число похожих предметов, и они являются частными, конкретными. Например, «яблоки». Этим словом называются все яблоки (и большие, и маленькие, зеленые, красные и др.). А теперь попросите ребенка подобрать общие понятия к частному. Можно в помощь ему сделать набор карточек с соответствующими изображениями. Понятно, что небесполезно придумать аналогичные упражнения, но из серии «От общего к частному». ` «Чего больше?» Ребенок должен ответить на вопрос и обосновать свой ответ: «Чего больше: берез или деревьев, земляники или ягод, мух или насекомых, цветов или ландышей, китов или млекопитающих, слов или существительных, квадратов или прямоугольников, пирожных или сладостей?» ` «Подбери общее понятие». Предложите ребенку дополнить ряд и назвать одним словом следующие понятия: яблоко, груша — стул, шкаф — огурец, капуста — ботинок, сапог — кукла, мячик — чашка, тарелка — кошка, слон — нога, рука — цветок, дерево — окунь, щука — роза, одуванчик — март, сентябрь — дуб, береза — фонарь, лампа — дождь, снег — день, ночь — озеро, море — пчела, жук — ` «Классификация предметов по обобщающему слову». По заданному обобщенному понятию (например, посуда, овощи, мебель, предметы, сделанные из железа, и т.д.) ребенок должен выбрать из общего набора картинок (реальных предметов) те, которые будут соответствовать заданному понятию. ` «Лишнее слово». Прочитав слова (рассмотрев набор картинок), ребенок должен ответить на вопросы: «Какое слово — лишнее? Почему?» Тарелка, чашка, стол, чайник. Береза, осина, сосна, дуб. Диван, стол, кресло, дерево. Карандаш, мел, пенал, кукла. Землетрясение, тайфун, гора, смерч. Круг, треугольник, трапеция, квадрат. Запятая, точка, тире, союз. ` «Исключи лишний признак». Ребенку предлагается выделить признак, который не подходит ко всем остальным, и назвать фактор, обобщающий оставшиеся слова. Зимний, летний, осенний, июньский, весенний. Красный, синий, красивый, желтый, серый. Деревянный, стеклянный, железный, ветхий, пластмассовый. Старый, высокий, молодой, пожилой, юный. Сладкий, соленый, горький, кислый, жареный. ` «Многозначность слов». Сыграйте в игру «Посмотри, как интересно!». Назвав любое слово (существительное, прилагательное, глагол), посоревнуйтесь, кто больше придумает ситуаций и предложений, в которых «участвует» это слово. Например: «летать» можно во сне, на самолете и на дельтаплане; как птица (орел и стриж) и как снег (лист); высоко, низко, стремительно и т.д. ` «Омонимы». Вспомните вместе с ребенком и вставьте вместо точек в скобках слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок. ТКАНЬ (...) СОСТОЯНИЕ ВЕЩЕСТВА (Ответ: газ) РОДНИК (...) ОТМЫЧКА (Ответ: ключ) РЫБА (...) НАКЛОННАЯ ПОВЕРХНОСТЬ (Ответ: скат) ЖИВОТНОЕ (...) НЕЖНОСТЬ (Ответ: ласка) ЗАЛИВ (...) ЧАСТЬ ЛИЦА (Ответ: губа) СКАМЬЯ (...) МАГАЗИН (Ответ: лавка) Подумайте, как много действий мы с вами осуществляем автоматически. Если уж природа не всегда стабилизирует у левшей этот уровень психической жизни — этим придется заняться вам. Конечно, опора на богатый арсенал внешних, осознанных средств существенно увеличивает у левшей число степеней свободы для достижения той или иной цели. Но тот же феномен свидетельствует о слабости их адаптивных механизмов, изнашиваемости нервной системы в целом — ведь все «пропускается через голову»! Последствия мы и наблюдаем повсеместно у левшей, в том числе и в детском возрасте: частые эмоциональные и психосоматические срывы, склонность к неврозоподобным проявлениям и повышенная истощаемость. Иными словами, их нейропсихологический статус достаточно часто можно описать формулой: «Нос вытащил — хвост увяз...» Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|