Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Энергетическая безопасность.




Безопасное состояние российской экономики во многом определяется состоянием топливно-энергетических отраслей. Энергетическаясоставляющая экономической безопасности государства предполагает обеспечение стабильности физических поставок энергоносителей для внутреннего потребления и адаптацию национальной экономики к новым мировым ценам на них. Одним из основных проблемных вопросов здесь выступает создание структуры импорта энергоносителей и энергоресурсов, а также внедрение энергосберегающих технологий. Решение этой проблемы на государственном уровне дает возможность предупредить угрозы, связанные с энергодефицитом в национальном хозяйстве.

3. Оборонно- промышленная безопасность-это такое состояние военно-промышленного комплекса, показывающая его способность к поддержанию военной безопасности в самые неблагоприятные и сложные моменты развития международной ситуации.

Она содержит следующие компоненты: состояния квалифицированных кадров и мощностей,способных производить вооружение по количеству и качеству, соответствующие требованиям военной доктрины и конечно же состояние научно-исследовательских организаций, разрабатывающие новые виды оружий.

4. Продовольственная и сырьевая составляющие экономической безопасности, предполагают обеспеченность экономики страны соответственно продовольствием и сырьем в размерах необходимых для эффективного функционирования национального хозяйства. В качестве важнейших мероприятий, обеспечивающих население продовольствием, являются поддержка стабильности продаж на внутреннем рынке продовольствия национального производства и осуществление программ продовольственной помощи малоимущим.

5. Также,конечно, существует и информационная безопасность страны.

В утвержденной Президентом России Доктрине информационной безопасности Российской Федерации [1] в качестве приоритетных задач развития

 

[1]Указ Президента РФ от 9 сентября 2000 года № 1895: О доктрине информационной безопасности Российской Федерации. // Российская газета, 2000, 28.9.

 

национальной экономики рассматривается развитие современных

информационных технологий, отечественной индустрии средств

связи и телекоммуникаций, информатизации, обеспечение внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также накопление, и эффективное использование отечественных информационных ресурсов.

Говоря о структуре, важно также отметить систему экономической безопасности.

Она включает 7 основных блоков:

-концепцию и стратегию экономической безопасности;

-индикаторы экономической безопасности и их пороговые значения(такие как: доля продовольствия, отношения выплат по внешнему долгу, уровень инфляции, дефицит федерального бюджета, уровень безработицы, монетизации, доля затрат на гражданскую науку, доля ВВП инвестиций в основной капитал, расходов на оборону, объем ВВП, и др);

-организационная структура в которую входят:

· Совбез РФ;

· Управление экономической безопасности;

· Межведомственная комиссия по безопасности в области экономики;

· Секция Научного совета Совбеза РФ по экономической и социальной безопасности;

· Федеральные и региональные органы исполнительной власти;

-национальные интересы России в сфере экономики, а именно:

· Конкурентоспособность государства, бизнеса, личности;

· Повышение благосостояния населения;

· Сохранение единого экономического пространства;

· Рациональная структура внешней торговли;

· Устойчивость финансово-банковской системы;

· Способность экономики функционировать в режиме расширенного производства.

-угрозы в сфере экономики;

-правовое обеспечение экономической безопасности.

· Закон о безопасности;

· Государственная стратегия экономической безопасности;

· Закон о валютном регулировании;

· Закон об отмывании грязных денег;

Данная система предназначена для оценки и прогнозирования важнейших угроз национальным интересам России в сфере экономики, которые при разработке стратегии экономической безопасности, бесспорно, следует учитывать.

Внутренние и внешние угрозы.

Рассмотрим их подробнее:

В нутренние угрозы -это неспособность к саморазвитию и сохранению, неэффективность системы государственного регулирования экономики, неумение находить разумный баланс интересов при преодолении социальных конфликтов для нахождения наиболее безболезненных путей развития общества.

Внешние угрозы, на первый взгляд, такие как: резкие колебания курса рубля, перегрузка экспорта сырьевыми товарами, изменение конъюнктуры мировых цен и внешней торговли не подрывают основ развития мировой экономики, но однако продолжительность их действия ведут к отставанию России от зарубежных стран, в темпах роста экономики и благосостояния граждан.

Важно отметить то, что длительное сохранение внутренних угроз без проведения экономической политики делает страну уязвимой для внешних. Это связано с тем, что государство,не справляясь с внутренними проблемами лишено возможности проводить активную внешнюю политику, т. е. защищать отечественных производителей способствовать экспорту конкурентоспособной продукции и завоевывать новые товарные рынки. Государство при ослабленной экономике не может влиять на политику международных финансовых организаций.

Хотелось бы обозначить наиболее опасные угрозы экономической безопасности РФ, которые действовали последние несколько лет:

-утеря производственного потенциала, вследствие износа основных фондов;

-опасность обострения финансового кризиса из-за внешнего долга;

-нестабильная инвестиционная активность;

-низкая конкурентоспособность продукции;

-высокий уровень бедности населения и низкое качество жизни большей части населения.

Все это и многое другое значительно влияют на развитие страны, поэтому обеспечение экономической безопасности, в целях сохранения единства государства, является его главной и неотъемлемой задачей на долгие года.

 

Правовое обеспечение экономической безопасности.

 

Государственная стратегия экономической безопасности.

«Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Так звучит закон Российской Федерации №2446-1.

Эта формулировка в значительной мере определила всю дальнейшую работу по обеспечению безопасности России.

В середине 1992 был образован Совет Безопасности Российской Федерации, т. е. конституционный орган, координирующий и создающий всю работу, а точнее, единую государственную политику в стране по обеспечению национальной безопасности.

Именно Совбез разработал круг задач и направления деятельности по обеспечению национальной безопасности и подготовил принципиальные государственные документы, отражающие содержание и характер проблем по отдельным аспектам, одним из которых являлась государственная стратегия, конкретизирующая основные положения концепции национальной безопасности РФ. Она была одобрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. №608. Ее главная цель -обеспечить активное развитие экономики, при котором было бы возможно задать приемлемые условия для жизни и развития личности, военно-политической и социально-экономической стабильности общества, сохранения суверенности, единства и целостности государства.

В ней были сформулированы основные угрозы экономической безопасности РФ, такие как:

-увеличение имущественной дифференциации населения, из-за расслоения общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, роста безработицы, ведущие к нарушению общественного согласия.

-деформированность структуры российской экономики, обусловленная низкой конкурентоспособностью продукции отечественных предприятий, завоеванием иностранными фирмами внутреннего рынка России, роста внешнего долга России, связанное с этим увеличение расходов на его погашение.

-криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная ростом безработицы, ослаблением системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур, на финансовом рынке, в сфере экспортно-импортных операций и сфере приватизации.

-возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов.

Также описаны национальные интересы страны в области экономики, т.е. перечень критериев и параметров состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности РФ:[2]

-рациональная структура внешней торговли;

-поддержание научного потенциала страны;

-приемлемый уровень жизни населения;

-способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства;

[2]ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ(одобрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608)

-устойчивость финансовой системы;

-сохранение единого экономического пространства и разносторонних международных экономических отношений.

Основным субъектом экономической безопасности является государство. Было принято Постановление Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. № 1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений)».В этот перечень входило:

-Разработка для реализации стратегии количественных параметров пороговых значений экономической безопасности, выход за пределы которых вызывает угрозу национальным интересам в сфере экономики;

-Учет проблем через мониторинг и прогнозирование в ходе разработки программ социально-экономического развития страны, нормативно-правовых актов по финансовым и хозяйственным вопросам. В процессе этой работы:

· Совет Безопасности Российской Федерации рассматривает концепцию федерального бюджета с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства;

· Правительство Российской Федерации координирует работу федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению угроз экономической безопасности страны, в том числе при подготовке законодательных и иных нормативных правовых актов.

- Экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности Российской Федерации. Законодательные и иные нормативные правовые акты при их подготовке в обязательном порядке должны проходить экспертизу на предмет экономической безопасности Российской Федерации. Порядок проведения указанной экспертизы определяет Президент Российской Федерации.

Реализация мер по устранению угроз экономической безопасности Российской Федерации требует системы контроля за их исполнением. Система контроля должна учитывать права и ответственность собственника.

В концепции детально изложены конкретные направления обеспечения экономической безопасности страны. Во внешней сфере -расширение рынков сбыта российской продукции, усиление защиты отечественных товаров,сокращение зависимости России от внешних заимствований, международная интеграция российской экономики. Во внутриэкономической сфере -развитие нтп, повышение конкурентоспособности отечественных производителей, создание условий для устойчивости банковской системы, государственная поддержка инновационной деятельности.

Важнейшим положением Стратегии экономической безопасности на период до 2010 г. должно быть ускорение темпов экономического роста, обеспечение единства страны и преодоления уровня бедности населения.

Закон о валютном регулировании.

Одними из опасных неожиданностей в стране могут стать резкие изменения курса рубля, т. е. такие процессы как девальвация и ревальвация рубля. Из-за высокой доли иностранной валюты в балансах банков, в сбережениях населения, резкие колебания курса рубля могут подорвать систему доходов и цен, функционирование банковской и финансовой систем. Вследствие чего над страной могут нависнуть угрозы срывов графиков выплат по внешнему долгу в случае неблагоприятной конъюнктуры мировых цен на энергоносители, будет происходить нарастание корпоративного долга, путем иностранных заимствований, а также увеличение внутреннего долга из-за выпуска новых видов ценных бумаг.

Поэтому для сохранения экономической безопасности в сфере денежного обращения используется закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

Целью настоящего Федерального закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка

Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.[3]

 

Закон об отмывании «грязных» денег.

Проблема отмывания денег, полученных от незаконной деятельности распространилась в международном масштабе и превратилась в глобальную угрозу целостности, надежности и стабильности финансово-кредитных и правительственных структур нашего государства. Именно она является одной из значительных угроз экономической безопасности требует принятия строгих мер по борьбе с этим явлением, с тем, чтобы лишить преступников источников своих незаконных доходов.

 

 

______________________________________________________________________________________

[3]Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" от09.10.1992 N 3615-1

Основополагающими нормами и правилами, которыми формируется современный комплекс организационных и правовых мер предупреждения и пресечения легализации доходов от криминальной экономической деятельности являются:

-определение понятия легализации (отмывания) доходов, как деятельности по приданию правомерного вида доходам, полученным преступным путем, с учетом этого определения при формулировании состава соответствующего преступления;

-установление требований по регистрации некоторых видов финансовых операций и идентификации лиц, их совершающих, а также требований к хранению этих материалов;

-признание преступлением любых действий по легализации (отмыванию) финансовых средств, полученных преступным путем, с установлением соответствующей ответственности и конфискацией таких средств.

-использование широкого понятия финансовой операции, охватывающего операции с деньгами, ценными бумагами, имуществом, имущественными правами, а также удостоверение и регистрацию таких операций;

-ограничение коммерческой и банковской тайны в целях получения информации, необходимой для выявления и пресечения действий по легализации (отмыванию) доходов от преступной деятельности

-применение широкого понятия организации, осуществляющей финансовые операции, в качестве которой должны признаваться не только кредитные организации, но и все другие хозяйствующие субъекты, а равно учреждения связи, игорные заведения и др.;

-установление ограничений на финансовые операции с наличными деньгами и перемещение наличных денег через таможенную границу, а также установление обязанности работников организаций, осуществляющих финансовые операции, сообщать уполномоченному органу о незаконных операциях и операциях, требующих особого контроля;

-введение категории финансовых операций, подлежащих особому контролю;

Все эти и другие действия в значительной мере влияют на развитие страны, ведь политическая стабильность-основа экономического безопасности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных