Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социальная борьба и государственный строй Аттики в VII в. до н. э.




(Аристотель. Афинская политúя. 2-3)

 

Трактат Аристотеля «Государственное устройство афинян» («Афинская Политúя») является важнейшим источником по истории образования Афинского государства. До конца XIX в. его считали потеряннымэ. Он был обнаружен в Египте среди найденных в песках греческих папирусов и впервые опубликован в 1891.

 

2. После этого[1] в течение долгого времени происходили раздоры между знатью и народом. (2) Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархическим, но главное было то, что бедные находились в порабощении не только сами, но также их дети и жены. Назывались они пелáтами и шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих.[2] При этом, если эти бедняки не отда­вали арендной платы, можно было увести в кабалу и их са­мих, и детей. Да и ссуды у всех обеспечивались личной каба­лой вплоть до времени Солона. Он первый сделался простáтом народа. Конечно, из тогдашних условий государственной жизни самым тяжелым и горьким для народа было рабское положение. Впрочем, и всем остальным он был тоже недово­лен, потому что ни в чем, можно сказать, не имел своей доли.

3. Порядок древнего государственного устройства, суще­ствовавшего до Драконта, был следующий. На высшие долж­ности выбирали по благородству происхождения и по богат­ству; правили должностные лица сначала пожизненно, а впоследствии в течение десяти лет. (2) Важнейшими и пер­выми по времени из должностей были царь, полемарх и ар­хонт. Из них первой была должность царя, она была унасле­дованной от отцов. Второй присоединилась к ней должность полемарха, ввиду того что некоторые из царей оказались в военных делах слабыми. По этой причине и пригласили Иона, когда наступили затруднительные обстоятельства. (3) Послед­ней является должность архонта. Большинство говорит, что она возникла при Медóнте, а некоторые - что при Акáсте. В доказательство последние ссылаются на то, что девять ар­хонтов клянутся давать присягу таким же порядком, как во времена Акаста, так как при нем, по их мнению, Кодрúды отказались от царского достоинства ради привилегий, данных архонту.[3] Как бы ни было дело в действительности, разница во времени в том и другом случае небольшая. А что эта должность установлена последней из высших должностей, доказательством служит и то, что архонт не распоряжается ни какими из дел, унаследованных от отцов, как царь и полемарх, а все только вновь заведенными. Поэтому лишь недавно эта должность приобрела важное значение, будучи рас­ширена дополнительными обязанностями. (4) Что же касает­ся фесмофéтов, то они были избраны много лет спустя, когда уже выбирали должностных лиц на год. Они должны были записывать правовые положения и хранить их для суда над спорящими сторонами. Вот почему из высших должностей эта одна не была более как годичной. (5) Итак, по времени вот в какой последовательности эти должности идут одна за дру­гой...

Архонты имели право решать дела окончательно, а не так, как теперь, производить только предварительное рассле­дование. Вот как обстояло дело с должностями архонтов. (6) Наконец, совет ареопагúтов,[4] хотя имел обязанность быть только блюстителем законов, распоряжался большин­ством важнейших дел в государстве, налагая кары и взыскания безапелляционно на всех нарушителей порядка. Это объясняется тем, что выбор архонтов производился по благород­ству происхождения и по богатству, а из них-то и избирались ареопагиты...

 

Законы Драконта

Надпись 409 — 408 гг. до и. э. (SIG3, № 111)

Из законов архонта 621 г. до н. э. Драконта сохранились только те, которые касались непредумышленного убийства. Они действовали, в Афинах до III в. до н. э. В конце V в. до н. э. надпись с текстом этих законов была высечена заново на каменном столбе (старая, очевидно, разрушилась от времени) и выставлена на площади для народных собраний - агоре. Здесь ее и обнаружили археологи.

 

И если кто убьет кого-нибудь непред­умышленно, он должен идти в изгнание; судить же должны басилеи по обвинению в убийстве или, если кто станет обви­нять кого-нибудь, как умышлявшего убийство, а эфеты дол­жны разобрать. Примириться могут все совместно, если будет налицо отец или брат, или сыновья; иначе несогласный берет верх. Если таких родственников не окажется, тогда могут примириться родственники вплоть до родственников второй степени и до двоюродного брата, буде все согласятся на примирение, но должны при этом принести клятву. Если же из таковых никого не окажется, а убийство совершит че­ловек непредумышленно и признает комиссия пятидесяти од­ного, именно эфеты, что он убил непредумышленно, тогда десять членов фратрии, буде пожелают, должны разре­шить ему доступ в страну. Эти лица избираются комиссией пятидесяти одного из благородных. И те, которые ранее со­вершили убийства, должны подлежать этому закону. Объ­явить о судебном преследовании совершившего убийство надлежит на площади всем родом вплоть до родственников второй степени и двоюродного брата; а преследование вести совместно и двоюродным братьям, и их сыновьям, и зять­ям, и тестям и членам фратрии. Если же кто-нибудь убьет человекоубийцу или будет причиной убийства, он должен быть лишен права появляться на пограничной площади и уча­ствовать в состязаниях и святынях амфиктиóновских как убивший афинянина и подлежать тем же самым запрещениям. А разбирать дело надлежит эфетам. Наоборот, разрешается убивать и арестовывать человекоубийц на их собственной земле, это не должно налагать скверны и требовать искуп­ления; в противном случае виновный должен в двойном раз­мере выплатить за причиненный ущерб... зачинщика наси­лия... если кто убьет непредумышленно во время состязания или задавит на дороге, или убьет на войне по недоразуме­нию... точно так же подлежит обвинению в убийстве, раз убьет раба или свободного... если кто человека, насильствен­ным образом пытавшегося беззаконно уносить или уводить неживое или живое имущество, тут же убьет в состоянии са­мозащиты, это убийство не подлежит наказанию... Если кто - будь это должностное или частное лицо - будет повинен в повреждении или изменении этого закона, он подвергается лишению гражданской чести - и сам, и дети, и все его достояние.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных