Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава первая: В МИРУ




Моя жизнь со старцем Иосифом

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Книга первая

 

Предисловие переводчика

Глава первая: В миру

Глава вторая: На святой Горе

Глава третья: Первый день

Глава четвертая: Воспитание Господне

Глава пятая: Трудные условия

Глава шестая: Отдай кровь и прими дух

Глава седьмая: Наше бдение

Глава восьмая: Борьба со сном

Глава девятая: Борьба с помыслами

Глава десятая: Наше отношение ко старцу Иосифу

Глава одиннадцатая: Трапеза

Глава двенадцатая: Пост

Глава тринадцатая: Молчание

Глава четырнадцатая: Послушание

Глава пятнадцатая: Иисусова молитва

Глава шестнадцатая: Духовные плоды

Глава семнадцатая: Мои болезни

Глава восемнадцатая: Отход от зилотов - старостильников

Глава девятнадцатая: Наши хиротонии

Глава двадцатая: Наше рукоделие

Глава двадцать первая: Переселение в Новый Скит

Глава двадцать вторая: Наши коты

Глава двадцать третья: Иисусова молитва и бесноватый юноша

Глава двадцать четвертая: Отец Симон

Глава двадцать пятая: Последний год старца

Глава двадцать шестая: Преподобническая кончина старца

Глава двадцать седьмая: Погребение

Глава двадцать восьмая: Чудеса после преставления

Глава двадцать девятая: Обретение мощей

Глава тридцатая: Посмертные явления и чудеса

 

Книга вторая

 

Глава первая. В миру

Юношеские годы

В Афинах

Обращение к Богу

 

Глава вторая. На Святой Горе

Пламенный новоначальный

Под покровом старца Даниила

Борьба с бесами

 

Глава третья. Отец Арсений

Жизнь в миру

На Святой Земле

На Святой Горе

Сподвижник Франциска

Старец Даниил Исихаст

 

Глава четвертая. Жизнь двух послушников

Послушание старцу Ефрему

Переход в скит Святого Василия

 

Глава пятая. Жизнь двух подвижников

Выход в мир

Вновь на Святой Горе

Молитва Старца

Брань с бесами

В суровой пустыне

Небесные состояния

 

Глава шестая. Первая община старца

Отец Иоанн

Отец Афанасий

Отец Ефрем Катунакский

Скорби и утешения

Отец Герасим Менайас

Отец Афанасий Камбанаос

Отец Ефрем

Отец Василий Чахоточный

 

Глава седьмая. В Малом Скиту Святой Анны

Переезд

Затворники

Гонения и Утешения

Отец Иоаникий

Милосердие Старца

Отец Иосиф Младший

 

Глава восьмая. Человек Любви

Любовь Старца

Сострадание к бесноватым

Дар прозорливости

 

Глава девятая. Благословенная община

Отец Харалампий

Отец Арсений

Отец Афанасий

 

Глава десятая. Монахини старца Иосифа

Постриг первых монахинь

Преподобная монахиня Евпраксия

Воспитательные приёмы старца

Искушения и проблемы

Смерть монахини Феодоры

Монахиня Вриена

Старица Макрина

Эпилог

ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА

 

В 2008 году в Греции вышла книга воспоминаний Старца Ефрема Филофейского «Мой Старец Иосиф, Исихаст и Пещерник». Она стала событием в духовной жизни православных греков. Все ее при­обретали, все о ней говорили, во всех монастырях книга читалась во время трапезы. В этом нет ничего удивительного. Старец Иосиф Исихаст, как становится все более очевидным, — самая выдающая­ся личность в духовной истории XX века. Слово Старца, дошедшее до нас в его письмах духовным чадам, ничуть не уступает слову ве­ликих святых отцов. А такое возможно только тогда, когда и жизнь подвижника не уступает житию великих святых. В опубликован­ных воспоминаниях его личность, житие и учение раскрылись с такой полнотой, глубиной и высотой, что не оставили сомнений у тех, кто отдавал Старцу Иосифу пальму первенства среди духовных учителей последнего времени. Конечно, это произошло и благода­ря тому, что воспоминания принадлежат непосредственному пре­емнику Исихаста — его любимому ученику Ефрему, проигумену монастыря Филофей на Афоне, а ныне Старцу монастыря Святого Антония Великого в пустыне американского штата Аризона.

Масштаб личности и дела Старца Ефрема достойны его ду­ховного отца. На наших глазах он совершил удивительное и неви­данное в истории чудо: за несколько лет создал на Американском континенте около двадцати монастырей, которые не иначе как по Божественному мановению наполнились монахами и монахинями, украсились храмами и стали духовным оазисом для жаждущих бла­годати Божией американцев. Эти монастыри следуют, насколько возможно для Америки, афонскому монастырскому уставу и запо­ведям Старца Иосифа, которого все подвизающиеся там монахи называют «дедушкой» как отца своего отца, Старца Ефрема.

Переводчику этой книги посчастливилось взять благословение на перевод у самого Старца Ефрема. В монастыре Святого Антония любезно поделились подготовительными материалами к греческо­му изданию и разрешили включить в русский перевод главы, ранее не публиковавшиеся. Сама книга представляет собой запись уст­ных рассказов Старца Ефрема, которые его чада первоначально записывали на диктофон на протяжении нескольких десятилетий. Была проделана огромная работа по переносу живого слова на письмо и по его тематическому упорядочению. Книга сохранила свойства устного рассказа. Старец Ефрем унаследовал от своего Старца и поэтические дарования: его слово полно художествен­ных достоинств, которыми, надеемся, теперь сможет насладиться и русский читатель.

Русское издание, кроме того, что полнее греческого, имеет дру­гое название, а также другое распределение материала. Самое ценное в книге — то, что запечатлелось в памяти Старца Ефрема о его жизни, послушании и обучении у Старца Иосифа. Эти вос­поминания мы и поставили на первое место. Поэтому в русском переводе книга получила название, которое греки дали одной из ее частей: «Моя жизнь со Старцем Иосифом». Здесь звучит слово только Старца Ефрема (за редкими исключениями, которые всег­да оговариваются) и, конечно, Старца Иосифа в передаче его бли­жайшего ученика. При этом мы постарались освободить их слово от редакторской правки, привнесенной при подготовке греческого текста. Вторую часть нашего издания составили биографические материалы, которые старательно были собраны чадами Старца Ефрема как из его слов, так и из других источников. Полное жиз­неописание Старца Иосифа Исихаста — это, на наш взгляд, дело будущего, которое потребует немалой исследовательской работы.

Воспоминания Старца Ефрема, несомненно, войдут в золотой фонд святоотеческой письменности и принесут великую духов­ную пользу всем радеющим о своем спасении христианам. А для избравших благой путь монашества станут бесценным пособием, созданным современными святыми для современных подвижни­ков, от послушника до игумена монастыря. Это книга, которую игумен может смело давать послушникам как самый первый учеб­ник иноческой жизни.

 

 

Глава первая: В МИРУ

 

В первые годы бедствий немецкой оккупации, когда я ради работы бросил учебу в школе, в одну из двух старостильнических церквей Волоса пришел служить приходским священником святогорский иеромонах. Его духовным отцом был Старец Иосиф Исихаст, как он сам его назы­вал. Этот иеромонах-святогорец стал для меня в то время драго­ценным советником и помощником в духовной жизни. Я избрал его своим духовником и, благодаря его рассказам и советам, в ско­ром времени стал чувствовать, как мое сердце отдаляется от мира и устремляется к Святой Горе. Особенно что-то загоралось во мне, когда он рассказывал о жизни Старца Иосифа, и пламенной стано­вилась моя молитва о том, чтобы поскорее с ним познакомиться.

Я старался, насколько это возможно для ребенка, подвизаться в миру и с четырнадцати лет хотел стать монахом. Но мой духовник отец Ефрем сказал:

— Ты, Яннакис, еще не можешь стать монахом, ты очень юн. Подрастешь, тогда посмотрим.

 

* * *

 

Моя мать жила как монахиня, усердно постилась, молилась, была добродетельной и любила монашество. Меня она всегда дер­жала рядом с собой, потому что, когда я был младенцем, она по­лучила извещение, что я стану монахом. Во время молитвы она увидела звезду, покидающую наш дом и улетающую к Святой Горе, и услышала некий глас:

— Из троих детей этот один будет жить.

Моя мать испугалась:

— Ах, у меня умрут двое детей, и останется только этот!

Она не знала, что истолковывать предвозвещение надо так: один ее ребенок будет жить близ Бога. Позже она осознала, что это было видение о моем уходе на Святую Гору. Вот почему она строго наблюдала за мной и не позволяла удаляться от нее: чтобы отдать Богу насколько возможно чистое приношение.

Сама она была для меня человеком, с которого я мог брать при­мер. Как часто я видел, что она закрывается на кухне и весь вечер на коленях молится со слезами!

 

* * *

 

Итак, поскольку мать за мной внимательно следила, жизнь моя в миру, по благодати Божией, была очень строгой. Как я сказал, мне пришлось бросить школу ради работы, ибо в тяжелые годы ок­купации голод был нашим ежедневным уставом. От недоедания мы едва держались на ногах.

Я работал в основном в столярной мастерской моего отца. Иногда, однако, мне приходилось и торговать на городском база­ре: бубликами, хинином, пуговицами, спичками. Чтобы помочь своей семье, я покупал, что мог найти, и сразу это перепродавал, постоянно рискуя попасть в руки немцев и итальянцев.

Я помню, как однажды итальянцы схватили моего брата, безусо­го юношу, и вместе с ним моих друзей и били их прикладами из-за того, что они, якобы противозаконно, торговали на базаре. В дей­ствительности же итальянцы хотели отнять деньги и товар. Они очень сильно их избили. Подивитесь мужеству доблестных воинов, избивающих малых детей, потому что те продавали спички и кое- какую одежку на базаре!

Другой случай, живо сохра­нившийся в моей памяти: как ге­стапо расстреляло неизвестных мне греков и повесило их рядом с комендатурой. Руки страдаль­цев были распухшими от пыток, потому что им засовывали игол­ки под ногти. Их трупы остави­ли висеть на несколько дней в назидание другим.

В эти трудные годы един­ственным нашим упованием и утешением был Бог. Как только я заканчивал работу, мать заби­рала меня, мы шли в церковь на службу и к отцу Ефрему на исповедь. И он нам говорил о непосто­янстве этой жизни, о любви Божией, об исповеди, умной молитве, слезах, о Старце Иосифе и Святой Горе. Так постепенно во мне начало расти желание посвятить себя Богу.

В то время голод и малярия собирали жатву в Волосе. Вот и я заболел непонятно чем, у меня постоянно был жар. Все время — повышенная температура и слабость. В конце концов я был вы­нужден лечь в больницу. Врачи, с недостаточными средствами того времени, не смогли определить, что у меня было, и я находился на грани смерти. В итоге меня выписали, но все эти события помог­ли мне осознать, насколько обманчива и тщетна земная жизнь. Так я утвердился в желании стать монахом.

 

* * *

 

Прошли годы, мне исполнилось девятнадцать лет. За месяц до того, как я покинул мир, ребята из Волоса собрались посетить Свя­тую Гору, а заодно и побывать у Старца Иосифа. О нем в Волосе хорошо знали, потому что мой духовник был у него послушником и часто говорил: «Старец Иосиф — святой человек, подвижник».

С этой оказией некоторые женщины решили послать туда кое- какие вещи и продукты. Хотелось и мне вместе с ребятами пойти на Святую Гору, но куда там! — отец не мог мне такого позволить.

 

 

Я дружил с этими ребятами, хотя они были старше меня, и мне за­хотелось передать с ними Старцу Иосифу что-то от себя. Но у меня ничего не было из-за нашей бедности. Я зашел в дом, открыл мами­ны шкафчики и нашел немного вермишели. Я положил ее в мешо­чек и написал на листке бумаги: «Отец Иосиф, я Вам посылаю эту посылочку — малое свидетельство моей любви и почтения. Про­шу Вас, молитесь о моем спасении. Целую Вашу десницу. Иоанн». Так меня звали в миру. Я запечатал посылку и отдал ее ребятам. Ре­бята пришли к Старцу, и он начал открывать посылки. Распечатав мою, он сказал:

— Это дитя придет сюда монашествовать.

Ребята ответили:

— Это исключено. Его держит при себе духовник, потому что будет устраивать монастырь, а Иоанна готовит себе в преемники. Так что, Старче, это невозможно и представить.

— Он придет сюда, а ты пойдешь в мир и вернешься монашест­вовать, ты — станешь священником и останешься в миру, а ты уже больше никогда не придешь на Святую Гору, — сказал Старец каж­дому из них.

Все, что сказал Старец, исполнилось в точности. Ребята, вер­нувшись, передали мне его слова, но я не придал им значения. То есть не обратил внимания на его слова о том, что я приду к нему, и совершенно их забыл. Когда я посылал письмо, у меня не было цели идти на Святую Гору.

Я хотел стать монахом, но не решил, где именно. Итак, я сам не имел еще никакого представления о своем будущем монашестве, но об этом уже знал Старец по просвеще­нию от Бога.

 

* * *

 

Между тем отец Ефрем говорил мне:

— Оставайся со мной, я устрою монастырь. Ты мне нужен, у меня нет никого другого.

— Хорошо, отче, я останусь, чтобы помочь вам.

Однако начал он это говорить еще тогда, когда мне было че­тырнадцать лет. Теперь мне исполнилось девятнадцать, и я думал: «Не лучше ли мне уйти?» — ибо помысл убеждал меня, что у него ничего не выйдет с монастырем.

 

Я стал молиться, затворяясь у себя в комнате: «Пресвятая Богородица, отверзи Свои врата и приими мя. Пресвятая Богородица, отвори дверь Своей милости и возьми меня к Себе».

Я часто проходил мимо тюрьмы. Там была часовенка Святого Елевферия, где мы оставляли милостыню для заключенных. Про­ходя мимо нее, я оставлял там, что у меня было, и просил Святого Елевферия освободить меня, дабы я мог уйти. Мне было стыдно сказать об этом своему духовнику, поэтому я ему написал. Он не­много огорчился, но со временем успокоился и смирился с этим: «Ступай, дитя мое, я тебе не препятствую».

Прежде чем отправиться на Святую Гору, я познакомился с од­ним монахом, который предложил мне подвизаться вместе с ним. Я согласился и решил перебраться к нему, но Бог воспрепятство­вал этому. Он просветил мою мать и духовника. Каждый из них сказал мне:

— Нет, ты туда не пойдешь, я тебя посылаю к нашему Старцу, Старцу Иосифу.

— Буди благословенно, — ответил я, хотя внутри меня ужали­ла гордость. Тем не менее я прислушался к мнению матери и под­чинился ее просвещенному решению. Я исполнил это с верой и послушанием — и Бог удостоил меня приобрести в Старце, отце Иосифе, духовного наставника и предстателя на Небе.

Благословляю день и мгновение, в которые Бог мой и Господь наставил меня последовать указанию духовника и преподобной матери, строго приказавшей мне стать послушником Старца. Ибо если бы я пошел туда, куда хотел сам, то потерпел бы неудачу на сто процентов. Я проявил послушание и не ошибся, выбрав для монашества Святую Гору. Кто послушался своего духовного отца и погиб? Даже если дурным будет дело, повеление, совет — Бог все соделает благим.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных