ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
СПОДВИЖНИК ФРАНЦИСКА
Прожив несколько лет в Ставрониките, отец Арсений как-то услышал, что некий подвижник стяжал умную молитву и подвизается в пещере под скалой. Он помолился святителю Николаю, говоря: «Отче Николае, если я найду его, то, хотя и не знаю, грех это или не грех, а пойду и поселюсь вместе с ним, раз он имеет умную молитву». И Бог известил его. Он явно услышал глас: «Арсение, бегай и спасайся», — как был извещен и святой Арсений Великий. Отец Арсений выбросил свою одежду из окна, вышел за врата обители, подобрал одежду и незамеченным ушел. Он пришел в Катунаки, к Старцу Даниилу, и сказал ему: — Хочу найти человека с умной молитвой и подвижничать вместе с ним. — А ты откуда? — Из Ставроникиты. — Ох, ты из особножительного монастыря и хочешь стать отшельником, дитя мое? — Да, хочу стать отшельником. — Хорошо, здесь поблизости есть пещера, ступай туда, там ты найдешь одного хорошего паренька по имени Франциск. Если он тебе позволит жить вместе с ним, будет хорошо. Двоим лучше, нежели одному... ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего (Еккл. 4, 9-10). И Франциск не впадет в прелесть, и ты найдешь хорошего друга.
* * * Отец Арсений нашел Франциска под скалой, где тот подвизался, и спросил: — Как ты здесь поживаешь, брат мой Франциск? Есть ли у тебя умная молитва? — Зачем тебе это знать? — Да вот и я хотел бы ее иметь. Я покинул Иерусалим ради этого. — Да, отче, у меня есть умная молитва, я пришел сюда, чтобы плакать о грехах моих. — Можно и мне с тобой здесь подвизаться? — А ты сможешь? — Смогу. — А ты молишься? Кладешь поклоны? Плачешь о грехах своих? — Не плачу. Поклоны кладу, молюсь, а плакать — не плачу. — Надо плакать о своих грехах, надо проливать слезы. Если ты хочешь остаться здесь, чтобы нам вместе подвизаться, пойди спроси духовника, Старца Даниила. Ушел отец Арсений, ощутив большую пользу. Пришел он к Старцу Даниилу и сказал: — Он очень духовный человек. Таких слов я не слышал даже в Иерусалиме. — Ну, значит, ты теперь нашел себе друга. — Надо мне идти к нему, потому что я очень грешен и должен подвизаться больше. Отцы здесь святые, и у них нет такой нужды в покаянии. А у меня — много грехов и надо мне идти в пещеру. Даешь благословение? — Ступай. Итак, пришел отец Арсений в пещерку, принеся с собой для Франциска инжир, немного сухарей и скамеечку. — Ну что, принимаешь меня? Я тебе принес инжир, принес сухарей. Подумал Старец Иосиф: «Добрый малый, простодушный». — Ну, располагайся. Станем подвизаться вместе. И с тех пор стали они подвизаться вместе. Целых тридцать пять лет они прожили, никогда не разлучаясь. Были они как братья. Поначалу отец Арсений, старший по возрасту и по монашеству, был Старцем для Франциска. Видя, однако, не только духовность, но и ум Франциска, он уступил ему первенство. Однажды отец Арсений сказал ему: — Исполнишь послушание? Сделаешь то, что я тебе сейчас скажу? — Да. — Хорошо. С сегодняшнего дня Старец — ты. Так и стал Франциск Старцем, но при этом так почитал отца Арсения, что относился к нему, как к своему Старцу. Тех, что пришли позже и стали послушниками, Старец Иосиф называл своими чадами, а отца Арсения неизменно называл братом и сподвижником. И на общих собраниях братии он справедливо воздавал ему почести Старца. Они были сподвижниками, соратниками, хотя законным Старцем являлся Старец Иосиф. Позднее отец Арсений рассказывал: «Я хотел, чтобы моим Старцем и наставником был Старец Иосиф, хотя я и был старше. У того был ум, а у меня — нет. Тот был знатоком, теоретиком. А я был практиком. Однажды два человека захотели перейти реку: один слепой, а другой — безногий. Поднял на свои плечи слепой того, у кого не было ног, но были глаза, и так они перешли реку. У Старца Иосифа были открыты глаза ума, но у него не было достаточной телесной силы. У меня, у практика, есть ноги, но нет умных глаз. Я не богослов. Я взял его на свою спину, он меня вел — так мы перешли реку этой жизни».
* * *
Отец Арсений приобрел в особножительном монастыре некоторые нехорошие привычки. Франциск сразу их отсек. Бывало, что он и поколачивал отца Арсения за нарушение запрета: — Это безобразие, ты это прекращай! Или прекратишь курить и будешь вести себя пристойно, или убирайся отсюда! — Хорошо, я исправлюсь! — Говоришь «хорошо, я исправлюсь», но до сих пор не исправился! — Ну потерпи немного! Франциск спас отца Арсения. Он был настолько строг, что, когда отец Арсений приходил и говорил ему: «Такой-то монах сделал то, сделал другое», Франциск отвечал: «Смотри, не приноси сюда то, что кто-то где-то делает. Что делает один, что делает другой — об этом говорить запрещается. Надо смотреть, что делаем мы». Спустя немного времени отец Арсений забывал об этом и вновь приходил, говоря: — Был здесь только что один монастырский. Ох, какой нерадивый человек! Бах! Получал затрещину. — Молчи! Ничего не говори ни про кого! Разве ты судья? Как тебе не стыдно! — Хорошо, я больше не буду. Проходило несколько часов, и отец Арсений опять говорил: — Такой-то... Бах! Снова затрещина. — Хорошо, больше не буду. — Молчи, отец Арсений! Таким образом Франциск его воспитывал. Отец Арсений шагу лишнего не мог ступить. И в итоге достиг святости.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|