Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СТАРЕЦ ДАНИИЛ ИСИХАСТ




 

Недалеко от границ земли Великой Лавры, на оконечности Афонского полуострова, находится место, называемое Крйа Нэра (Холодные Воды). Здесь святой Иоанн Кукузель пас козлов, которые, когда он пел, становились на задние ноги. Чуть далее, в известной каливе Святого Петра Афонского, Франциск и отец Ар­сений отыскали одного исихаста, знаменитого отца Даниила, ко­торому тогда было около семидесяти лет. Этот преподобный отец тридцать пять лет жил как послушник. Согласно афонской тради­ции, после смерти Старца-настоятеля каливы новым настоятелем становится монах, дольше всех проживший в этой обители. Отец Даниил стал настоятелем каливы 1 апреля 1909 года.

К сожалению, мы мало знаем об этом замечательном человеке, поскольку жил он в смирении и безвестности — истинных добро­детелях монаха. При этом он был исихастом, совершенным затвор­ником и имел дар созерцания. Он всегда был обращен внутрь себя, ни с кем легко не заговаривал и даже никогда не давал советов. Он совершал бдение до полуночи по четкам, а после полуночи слу­жил литургию. Литургия его продолжалась три с половиной или четыре часа, ибо от слез он не мог давать возгласы. От этих слез земля под ним становилась мокрой. И пока земля не станет мо­крой, он не заканчивал литургию. На литургии он весь парил. Потому так долго и шла его служба, и потому он никого не пускал на свою литургию, кроме помогавшего ему послушника Антония.

Когда Старец Даниил заканчивал службу, то целый час прихо­дил в себя после созерцания Божественной литургии. Затем шел в свою келлию, чтобы и там часами продолжать плакать. Более пя­тидесяти лет он был священником и не мог помыслить оставить литургию даже на один день. А во время Великого поста он во все будничные дни совершал Преждеосвященную. Ел подвижник только двадцать пять драми хлеба в день. Преставился он в 1929 году, прожив около семидесяти пяти лет, не болея до последнего дня. Устав монашеской жизни и распорядок дня общины был вос­принят Старцем Иосифом от Старца Даниила Исихаста.

 

* * *

 

Несмотря на то что отец Даниил никого не пускал на литургию, Франциску он оказал снисхождение и принимал его, потому что тот был очень настойчив и горячо его упрашивал. В конце концов отец Даниил понял, что Франциск и отец Арсений — подвижни­ки, и согласился пускать их на свою службу. С тех пор они стали приходить к нему и получали большую пользу. Он их укреплял в духовной ревности.

Они шагали всю ночь, чтобы увидеть воистину божественное зрелище его службы, которая продолжалась часами. Затем они ему исповедовали свои помыслы, а отец Даниил говорил им пару сло­вечек. Он почти никогда не давал советов, но уже только от того, что они его видели, они получали утешение.

 

* * *

 

Однажды, когда выпало очень много снега, Франциск сказал отцу Арсению:

— Давай сходим к нашему духовнику, поисповедуемся и при­частимся.

— Пойдем.

Но снегу выпало очень много, на целый метр. В тех местах, в пу­стыне, снега вообще выпадает много. А идти им было несколько часов.

— Но мы пойдем босыми, ради подвига, ведь многие подвиж­ники ходили босиком.

— Пойдем, — согласился отец Арсений.

Отец Арсений, хотя и был на десять лет старше Франциска, был более выносливым. Франциск от большого подвижничества к тому времени телесно ослабел. А отец Арсений был крепким понтий- цем и весьма неприхотливым. Так они отправились босыми и шли несколько часов. Спустились от скита Святого Василия, который расположен очень высоко, через скалы и пустыню. Стоит толь­ко увидеть эту пустыню, как приходишь в отчаяние. Они шли по снегу, минуя пропасти, минуя скалы, минуя заросли кустарников и сухой травы, и добрались до Холодных Вод. В этом месте очень много воды, и зимой она превращается в лед. Когда они пришли туда, Франциск совсем замерз. У него заледенели ноги, так что он не мог дальше идти.

— Отец Арсений, давай-ка присядем, я больше не могу идти!

«У меня ноги горели, и я мог идти дальше, — рассказывал нам отец Арсений. — Но раз Франциск так замерз, мы остано­вились». Однако укрыться было негде. Они вырыли из-под сне­га какой-то колодец, поискав, нашли немного дров и разожгли в колодце небольшой костер. И давай делать земные поклоны всю ночь, чтобы не уснуть и не замерзнуть. Когда же рассвело, Франциск сказал:

— Отец Арсений, пойдем назад, так мы до Старца не доберем­ся. До нашего жилища отсюда ближе, пойдем обуемся и не будем мечтать, что мы на такое способны.

И потихоньку, с помощью отца Арсения, Франциск добрел до скита Святого Василия. Через несколько дней он сказал:

— Отец Арсений, сходи-ка ты к духовнику, а заодно и в Лавру, чтобы нам дали немного сухарей, оливок и масла.

— Хорошо, Старче.

И он отправился, но теперь уже обутым. Когда он добрался до Холодных Вод, ему встретился один пещерник, спускавший­ся с мулами.

— Отец Арсений, оказывается, у нас есть босые подвижники!

— Откуда ты знаешь?

— Мы видели их следы.

«Откуда ему знать, что это были мы», — сказал себе отец Арсений.

— Представь себе, отец Арсений, босые подвижники! Какие подвижники у нас есть, а мы о них и не знаем! Наверное, они скры­ваются в пещерах.

— Скорее всего, — ответил бедный отец Арсений. Не говорить же ему: «Это были мы!»

А когда он вернулся домой, сказал Франциску:

— Старче, нас приняли за босых подвижников.

 

* * *

 

Однажды услышал отец Арсений, что многие святые надевали на тело власяницы, и захотел испробовать на себе этот подвиг. Это оказалось очень тяжело, потому что толстая щетина колола его, как иголками, и все его тело покрылось ссадинами. Он терпел целый год, а потом решил прекратить чрезмерную аскезу.

 

* * *

 

Такой была их жизнь. Франциск уже прожил на Святой Горе два года, из них около девяти месяцев вместе с отцом Арсением, когда мудрый Старец Даниил из Катунак сказал им:

— Так никакого толку не будет. Послушайтесь того, что я вам скажу. Здесь, на Святой Горе, существует одно нерушимое прави­ло: похоронишь Старца — станешь Старцем. А жить так, как живете вы, своевольно, не годится. Ты сбежал от послушания (ска­зал он отцу Арсению), а ты еще не постригся в схиму (сказал он Франциску). Без благословения какого-нибудь Старца ничего хорошего не выйдет. Без этой отеческой печати никакое духовное делание в монашеском жительстве не принесет плода. Если желае­те иметь благодать Божию в течение всей вашей жизни, вы должны пройти через послушание.

— Но куда же нам идти, Старче? — ответил Франциск. — Ведь я не вижу вокруг ничего, кроме рукоделия. Если бы вся суть состояла в рукоделии, я мог бы жить и в миру. Мне нужна молитва.

— Хорошо, дитя мое. Я вижу, что твое призвание — молитва. Здесь, по соседству, в Благовещенской келлии, живут два старчика. Одного зовут Ефрем, а другого — Иосиф. Они долго не прожи­вут, пять-десять лет максимум. Если вы примете от них благосло­вение, то будете подвизаться, как пожелаете. Тогда что захотите, то и будете делать. Ступайте к ним на послушание и ухаживайте за ними, а когда они умрут, ты станешь законным Старцем.

Поскольку оба подвижника были исполнены ревности следо­вать воле Божией, они приняли этот совет без всякого колеба­ния. Они восприняли его как настоящее откровение, словно ис­ходящее из уст Божиих. Они пошли и предали себя в послушание этим старчикам.

 

Русская икона в монастыре Ватопед

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных