![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Раздел 8. АНТРОПОГЕННЫЕ ОПАСНОСТИ И ЗАЩИТА ОТ НИХ[1], с. 99…102; [3], с. 78…95; [7], с. 31…32; [16], с. 46…49
• Система "человек–машина–среда"... Объектом изучения и совершенствования процесса безопасности жизнедеятельности является система "человек(Ч)-среда(С)-машина(М)", а предметом изучения – объективные закономерности, возникающие при штатном и нештатном режимах функционировании системы, и поведение оператора. Понятие "среды" в общем, многозначно, поскольку, с одной стороны, среда участвует в процессе деятельности, с другой – среда воздействует на все компоненты системы. Основное условие функционирования – обеспечение устойчивой безопасности на всех этапах жизненного цикла системы. Опыт эксплуатации технических систем показывает, что 30-50 % нарушений их нормального функционирования связано с ошибками оператора, т.е. элемент системы "Ч" требует более пристального внимания. В процессе деятельности так или иначе проявляются творческие способности человека. Деятельность выступает как сложная, иерархически построенная, многоуровневая и динамически развивающаяся структура с большими возможностями переключений от уровня к уровню. Все это создает трудности для использования методов ее формального описания. В каждый момент выполнения действие характеризуется высокой степенью соответствия (адекватностью) предмету, орудиям и условиям труда. Это возможно только потому, что предмет, орудия и условия труда отражаются в сознании человека, а возникающее отражение (субъективное отражение) выступает в роли регулятора выполняемого действия. Идеальное специализированное отражение преобразуемого в действии объекта (предмета, процесса, явлений), складывающееся по ходу выполнения конкретного действия и подчиненное задаче этого действия, называется оперативным образом. Оперативный образ и выступает в роли основного регулятора действия, обеспечивая его соответствие предмету, орудиям и условиям труда. Именно благодаря оперативному образу отдельные движения органов человеческого тела организуются в единую систему – действие. В трудовой деятельности человека механизм психической регуляции деятельности человека имеет сложное строение. Он включает несколько уровней: 1) уровень ощущений и восприятия; 2) уровень представлений; 3) уровень речевых и мыслительных процессов. В реальном трудовом процессе перечисленные уровни регуляции деятельности выступают в неразрывном единстве. Человека-оператора принято рассматривать как звено системы "человек-машина", однако роль его этим значительно снижается. Это звено особого рода, организующее всю систему и направляющее ее на достижение определенного, заранее заданного результата. Наряду с этим, он планирует и организует практически все вектора деятельности, а значит и их общую безопасность. На долю оператора приходится постановка цели и определение частных задач, решение которых обеспечивается её достижением; выполнением управляющих действий и оценкой достигаемых благодаря им общих и частных результатов. Технические устройства или элемент "технология" в системе – это средства, которыми человек пользуется при выполнении действий, и которые несут ему информацию о результатах этих действий, а при замкнутых технологиях (учитывающих влияние на среду) – о результатах воздействия на среду. Принятие решения неразрывно связано с формированием плана или программы деятельности. Однако такая программа (в психологической трактовке) обычно не представляет собой жесткой однозначной системы предписаний, а выступает в обобщенной форме. В зависимости от конкретных условий, пути ее выполнения могут быть различны. Она представляет скорее систему подзадач, чем детальный перечень всех элементов действия (входящих в него движений). Программа, так же как и все другие компоненты механизма, регулирующего операторскую деятельность, строится с учетом тех технических устройств, при помощи которых она реализуется. Как отмечалось, выполнив то или иное управляющее действие, оператор изменяет состояние управляемого объекта. Возникающий при этом и передаваемый через систему технических устройств сигнал является не просто сигналом о новом состоянии объекта управления, но вместе с тем и сигналом о результате выполненного оператором действия (обратная связь). Он несет информацию о том, достигнута ли цель (решена ли задача). Образ этого сигнала сличается с образом сигнала цели. Любые изменения в состоянии управляемого объекта, например, электрического генератора, поступают в информационные логические и вычислительные устройства, которые обеспечивают заданный уровень автоматизации управления. Для синхронного генератора это контрольно-измерительные приборы для измерения частоты электрического тока, величины напряжения на зажимах, тока во внешней цепи, тока в цепи возбуждения, активной и реактивной мощностей и других параметров, а также приборы автоматического регулирования напряжения, приборы контроля систем охлаждения, синхронизации и др. После соответствующей обработки полученной информации в этих приборах и устройствах, состояние отображается на их шкалах и индикаторах. Человек-оператор, например дежурный инженер щита управления, воспринимает не непосредственное состояние синхронного генератора, а некоторый имитирующий его образ, называемый информационной моделью. Эта модель должна с необходимой точностью отображать состояние управляемого объекта. Кроме того, она должна соответствовать психофизиологическим возможностям оператора. Итак, основными психологическими составляющими операторской деятельности является образ-цель, оперативный образ; прогнозирование хода событий, принятие решения, программа (план) действий; восприятие информации об их результатах (обратная связь). При разработке систем "человек-машина" и ее технических звеньев важно учитывать не только характеристики отдельных анализаторов, перцептивных, мнемических интеллектуальных процессов, но и структуру операторской деятельности в целом. Системы отображения информации и органы управления должны конструироваться с учетом основных "психологических составляющих" операторской деятельности. Структура операторской деятельности должна учитываться также при определении роли и места человека в системе "человек-машина", выявлении факторов, влияющих на эффективность и надежность распределения функций между оператором и машиной, обучения и тренировке операторов. Особенности труда операторов определяются следующими тенденциями развития производства: 1. С развитием техники увеличивается число объектов (и их параметров), которыми необходимо управлять. Это усложняет и повышает роль операций по планированию и организации труда, по контролю и управлению производственными процессами. 2. Развиваются системы дистанционного управления. Человек все более удаляется от управляемых объектов, о динамике их состояния он чаще судит не по данным непосредственного наблюдения, а на основании восприятия сигналов от устройств отображения информации, имитирующих реальные производственные процессы. Осуществляя дистанционное управление, человек получает необходимую информацию в закодированном виде, т.е. в виде показаний счетчиков, индикаторов, измерительных приборов и т.д., что обусловливает необходимость декодирования и мысленного сопоставления полученной информации с состоянием реального управляемого объекта. 3. Увеличение сложности и скорости течения производственных процессов выдвигает повышенные требования к точности действии операторов, быстроте принятия решений и в осуществлении управленческих функций. В значительной мере возрастает степень ответственности за совершаемые действия, поскольку ошибка оператора при выполнении даже самого простого акта может привести к нарушению работы всей системы "Ч-М" и создать аварийную ситуацию с угрозой для жизни работающих людей, поэтому работа оператора в современных человеко-машинных комплексах характеризуется значительными увеличениями нагрузки на нервно-психическую деятельность человека, в связи с чем по-иному ставится проблема критериев тяжести операторского труда. Основным критерием становится не физическая тяжесть труда, а его нервно-психическая напряженность. 4. В условиях современного производства изменяются условия работы человека, для некоторых видов деятельности оператора характерно ограничение двигательной активности, которое не только проявляется в общем уменьшении количества мышечной работы, но и связано с преимущественным использованием малых групп мышц. Иногда оператор должен выполнять работу в условиях изоляции от привычной социальной среды. Деятельность оператора протекает зачастую не в обществе других людей, а в окружении приборов и индикаторов. И если эти устройства спроектированы без учета психофизиологических особенностей оператора либо выдают ему ложную и искаженную информацию, то возникает ситуация, которую образно называют конфликтом человека с машиной. 5. Повышение степени автоматизации производственных процессов требует от оператора высокой готовности к экстренным действиям. При нормальном протекании процесса основной функцией оператора является контроль и наблюдение за его ходом. При возникновении нарушений оператор должен осуществить резкий переход от монотонной работы в условиях "операторского покоя" к активным, энергичным действиям по ликвидации возникших отклонений. При этом он должен в течение короткого времени переработать большое количество информации, принять и осуществить правильное решение, что приводит к возникновению сенсорных, эмоциональных и интеллектуальных перегрузок. • Требования... Система... Работоспособность –поддержание заданного уровня деятельности в течение определённого времени. Работоспособность является одной из основных характеристик оператора. Фазы работоспособности –изменение функционального состояния организма оператора в процессе деятельности. Работоспособность обусловлена целым рядом факторов, которые можно условно разделить на две группы: а – внешние; б – внутренние. Внешние факторы определяются выходными параметрами и органами управления системы, организацией рабочего места и производственной средой. К ним, как правило, относят информационную структуру сигналов (количество и вид предъявляемой информации, особенности управления ею); характеристики рабочей среды (удобство рабочего места, освещённость, температуру и др.). Внутренние факторы определяются качеством специалиста-оператора. К ним относят уровень профессиональной подготовки, тренированность, эмоциональность и другие личностные особенности. Особое значение в деятельности операторов имеет характер взаимоотношений в трудовом коллективе, особенно при групповой деятельности. К основным характеристикам работоспособности оператора специалисты относят: продолжительность устойчивой работы, точность, надежность и эффективность. Оператору, как и любому работнику, свойственно изменение состояния работоспособности в течение смены. В состоянии различают несколько фаз: предрабочее состояние; выход на рабочий режим (врабатываемость); устойчивый период работоспособности; утомление; восстановление функций. При определении надежности всей системы "СЧМ" необходимо исходить из следующих положений: 1. Показатели надежности должны быть едиными для всех звеньев системы, поэтому создаваемые методики оценки надежности должны максимально использовать показатели, математический аппарат и методы расчета, разработанные в существующей теории надежности технических устройств. При этом показатели надежности "СЧМ" должны по возможности включать в себя в явном виде показатели надежности ее отдельных звеньев – человека и машины. 2. При определении надежности "СЧМ" с методической точки зрения целесообразно представлять человека-оператора в качестве одного из звеньев "СЧМ". Вместе с тем, следует помнить, что человек является специфическим звеном "СЧМ", с присущими только ему особыми свойствами. Поэтому использование существующей теории
Вопросы для самоконтроля: 1. Что представляет собой деятельность человека? 2. Какие отличительные черты механизма психической регуляции деятельности человека? 3. В чем заключаются особенности труда операторов?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|