Показатели
| Возраст детей (лет)
|
2-3 (1 мл.гр)
| 3-4 (2 мл. гр)
| 4-5 (ср. гр.)
| 5-6 (ст. гр)
| 6-7 (подг.гр.)
|
Мышление
| Наглядно-действенное
| Наглядно-образное
| Наглядно-образное
| Наглядно-образное
| Появляются элементы словесно-логического
|
Речь
| Увеличение словарного запаса
| Начало формирования связной речи
| Формирование активной речи, учится излагать мысли
| Дальнейшее формирование планирующей функции речи
| Развитие внутренней речи
|
Произволь-ность познавательных процессов
| Внимание и память непроизвольные
| Внимание и память непроизвольные
| начинает развиваться произвольное внимание в игре
| Развитие целенаправлен-ного запоминания
| Формируется умение прилагать усилия и концентрировать процесс усвоения
|
Объект познания
| Непосредственно окружающие предметы, их внутреннее устройство
| Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения
| Предметы и явления, непосредственно не восприни-маемые
| Предметы и явления, непосредственно не восприни-маемые, нравственные нормы
| Причинно-следственные связи между предметами и явлениями
|
Способ познания
| Манипулирование предметами, разбор предметов на части
| Экспериментирование, конструирование
| Рассказы взрослого, конструирование
| Общение со взрослыми, сверстником, самостоятельная деятельность
| Самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстником
|
Условия успешности
| Разнообразие развивающей сферы
| Развивающая сфера и партнерские отношения со взрослыми
| Кругозор взрослого и хорошо развитая речь
| Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь
| Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле
|
Отношения со сверстником
| Мало интересен
| Мало интересен
| Интересен как партнер по сюжетной игре
| Углубление интереса как к партнеру по играм, так и предпочтение в общении
| Собеседник, партнер деятельности
|
Отношения со взрослым
| Источник защиты, ласки и помощи
| Источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству
| Источник информации
| Источник информации, собеседник
| Источник эмоциональной поддержки
|
Наличие конфликтов со взрослыми
| «Я-сам»
| Со взрослыми как продолжение («Я-сам»)
| Отсутствует
| Отсутствует
| К 7 годам – кризис, смена социальной роли
|
Эмоции
| Сильные, резкие переходы
| Сильные, резкие переключения
| Более ровные, старается контролировать
| Преобладание оптимистического настроения
| Развитие высших чувств
|
Игровая деятельность
| Предметно-манипулятивная игра «рядом»
| Партнерская со взрослыми, индивидуальная с игрушками; игровое действие
| Коллективная со сверстниками; ролевой диалог, игровая ситуация
| Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения
| Длительные игровые объеди-нения; умения согласовывать свое поведение в соответствии с ролью
|