ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Модели сестринской практики и их структураСестринское дело - это уникальная дисциплина, располагающая системой собственных научных знаний и методов применения их на практике. Теоретические знания составляют основу рациональной сестринской практики. Согласно определению Борнуле (1990), значение теории сестринского дела заключается «в стремлении описать и объяснить феномен (процесс, явление), именуемый сестринским делом». Теория сестринского дела определяет основные различия между сестринским делом и другими дисциплинами, она служит для описания, толкования, прогнозирования и контроля за достижением желаемых результатов сестринской практики. В основе теории сестринского дела лежат четыре основополагающих понятия, которые определяют сущность сестринской практики. К ним относятся: · личность; · окружающая среда; · здоровье; · сестринское дело. Огромный вклад в развитие моделей сестринского дела внесли такие известные исследователи, как Флоренс Найтингейл, Вирджиния Хендерсон, Дороти Джонсон, Доротея Орем, Мойра Аллен и т. д. Концепция (от лат. conceptio - понимание, система) — это определенный способ понимания каких-либо явлений. Модель - схема (описание) какого-либо явления в природе или обществе. Модель представляет собой цепь последовательных действий медицинской сестры. Концептуальная модель - это схематическое представление о сестринском деле в целом. Потребность в концептуальных моделях возникла в связи с возросшим профессиональным уровнем медицинских сестер и желанием определить свой коллегиальный статус среди других работников службы здравоохранения. В настоящее время в мировой практике насчитывается более 30 концептуальных моделей сестринского дела. Все они отражают различные идеологии и взгляды, некоторые из них сложны, разработаны для конкретных профессиональных ситуаций или индивидуальных групп пациентов. Американские исследователи описывают пять наиболее распространенных моделей, выделяя в них положения, касающиеся целей сестринского дела и роли медицинской сестры (направлений, способов и результатов сестринского вмешательства): · эволюционно-адаптационная модель канадской ассоциации сестер; · добавочно-дополняющая модель В. Хендерсон; · модель поведенческой системы Д. Джонсон; · модель самообслуживания Д. Орем; · адаптационная модель К. Рой. Более подробно остановимся на характеристике модели Мойры Аллен. Исследователи считают, что эта модель наиболее применима в системе здравоохранения Республики Беларусь. Одним из главных направлений «по достижению здоровья для всех в XXI в. является разработка комплексной системы первичной медико-санитарной помощи, ориентированной на обслуживание на семейном и коммунально-общинном уровнях, при широком участии населения в здравоохранительной деятельности». Первичная медико-санитарная помощь призвана обеспечить как можно большее приближение медико-санитарного обслуживания непосредственно к местам проживания и труда людей. Модель сестринского дела М. Аллен впервые появилась в начале 70-х годов XX в., когда получила признание концепция первичной медико-санитарной помощи. Выступая на научной сестринской конференции в Эдинбургском университете в 1982 г., М. Аллен так представила свою модель: «...эта модель может применяться повсеместно, в отделениях реанимации и интенсивной терапии больниц, в учреждениях долговременной помощи для хронически больных, в общественных центрах здоровья, на дому у пациентов и в семейной медицинской практике. Эта модель дополняет деятельность других работников здравоохранения. Иными словами, она не заменяет работу других специалистов, таких, как врачи, социальные работники и т. д. Она лишь позволяет медсестрам полностью реализовать свою роль в области здравоохранения. Модель помогает семьям успешно справляться с различными проблемами, связанными со здоровьем и возникающими на протяжении всего жизненного цикла семьи». Исходные положения модели: 1) здоровье общества есть его самый ценный ресурс; 2) отдельные люди, семьи и группы населения хотят и стремятся улучшить состояние своего здоровья, для достижения этой цели они располагают необходимым потенциалом; 3) стать здоровым можно путем активного личного участия и поиска. Цель модели - поиск и накопление информации о сохранении и укреплении здоровья, как в отношении отдельных лиц, так и семей, а также определение роли сестринского дела в содействии укреплению здоровья. · Понятие личности. Объектом модели М. Аллен является семья, а не отдельный человек, поскольку именно в семье формируется поведение, ориентированное на здоровье. Хотя в качестве объекта модели М. Аллен выступает семья, это не может служить препятствием для индивидуальной работы медсестры с одним из членов семьи в определенные моменты. Модель предлагает рассматривать личность через «призму семьи», признавая как влияние семьи на личность, так и влияние отдельной личности на семью. · Понятие здоровья. Здоровье - основная составляющая и цель сестринской практики. Медсестра стремится обеспечить здоровье пациенту и его семье повсюду: в больнице, поликлинике и дома. Здоровье рассматривается как сложное многомерное состояние, включающее ряд понятий и процессов. В качестве наиболее важных атрибутов здоровья выделяют два процесса - преодоление и развитие. Под преодолением понимают усилия, направленные на определенные действия в проблемной ситуации. Целью преодоления является не просто снижение остроты проблемы, а выход из проблемной ситуации. Развитие рассматривают как второе измерение здоровья. Оно означает направленность на достижение жизненных целей. Развитие предполагает схему действий по определению, мобилизации, поддержанию на должном уровне сил и ресурсов личности или семьи, а также более широкого социального круга. · Понятие окружающей среды. Жизненные события представлены в модели М. Аллен как опыт, на котором люди изучают поведение; это те ситуации семейной жизни, которые предоставляют возможность роста. Понятия «жизненные события» и «ситуации, связанные со здоровьем» в данной модели взаимозаменяемы и подразумевают реальные события, имеющие отношение к проблемам здоровья, с которыми имеет дело семья. Это изменения размеров или состава семьи, случаи острых или хронических заболеваний, контакты с системой здравоохранения во всем их многообразии.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|