Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Язык, речь, речевое общение




 

Язык… речь… речевое общение. Часто мы используем эти понятия как синонимы, заменяя одно другим в одном том же контексте. И, действительно, почти нет смысловой разницы в предложениях «У него прекрасный язык», «У него прекрасная речь» или «Он прекрасно умеет общаться».

Однако в лингвистике слова язык, речь, речевое общение являются терминами, имеющими существенное различие. Чтобы разобраться в этом, необходимо усвоить их различия.

Так, для понимания оппозиции «язык - речь» обратимся к теории, разработанной академиком Л.В.Щербой, который предложил в методических целях выделять понятия «язык» как языковая система и «речь» как речевая деятельность.

Под языком он понимал систему, объединяющую единицы различных уровней (фонетического, лексического, грамматического и др.). Эта система существует независимо от человека и представляет собой лишь языковой материал (набор форм и правил их организации), необходимый для усвоения или изучения с целью дальнейшего его использования как средства общения.

Речь в этой связи понималась Л.В. Щербой как говорение (письмо), протекающее во времени и облеченное в языковую форму. Другими словами, речь – это исторически сложившаяся форма общения, опосредованная языком как системой. Усвоение языка ведет к превращению его из материальной формы, существующей вне человека, в форму речевой деятельности самого человека. Речь (как деятельность, а не языковая система) позволяет человеку познавать мир и общаться с другими людьми.

Общение для человека – его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы. Овладение общением необходимо каждому человеку независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься.

На первый взгляд кажется, что содержание понятия «общение» всем очевидно. А между тем общение – это очень сложный процесс взаимодействия людей. В современной науке существует огромное количество несовпадающих определений данного понятия. Это объясняется прежде всего полисистемностью и многогранностью самого явления. Проблемами общения занимаются представители разных наук – психологи, философы, социологи, культурологи и, конечно, лингвисты. Кроме того, среди ученых одной и той же науки существуют разные взгляды на общение.

Отметим, что рядом с термином общение существует понятие коммуникация. Чаще всего они используются как синонимы.

Коммуникация (от лат. communicatio – делаю общим, связываю, общаюсь) – общение, обмен мнениями, сведениями, идеями; специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.

Общение – взаимные отношения, деловая или дружеская связь.

В последнее время в научной литературе делаются попытки развести смысл терминов коммуникация и общение. Например, существует «теория коммуникации» = теория связи, теория передачи информации по каналу связи. Однако общепринятого мнения по данному вопросу нет, и мы будем использовать данные термины как синонимы.

Человеческое общение на две трети состоит из речевого общения. Именно при помощи речи, точнее речевой деятельности, чаще всего происходит общение между людьми. Речевая деятельность, обеспечивающая общение, является самой сложной и самой распространенной деятельностью в таком взаимодействии. Без нее в общении невозможна никакая другая деятельность: она предшествует, сопровождает, а иногда формирует, составляет основу любой другой деятельности человека.

Особенность речевой деятельности заключается в том, что она всегда включается в более широкую систему деятельности как необходимый и взаимообусловленный компонент. Так, например, образование, обучение, пропаганда знаний немыслимы без общения, а общение без речевой деятельности.

Предприниматель, управляющий, архитектор, референт, врач, строитель, продавец, выполняя свою основную работу, вынужден что-то обсуждать, советоваться, вести переговоры, задавать вопросы, отвечать. От того, насколько умело осуществляется речевая деятельность, зависит успех любой профессиональной деятельности.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных