Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Стилистическая окраска слов и ее маркировка в словарях русского языка
Стилистическая окраска слов а зависит от того, как оно воспринимается нами: как закрепленное за тем или иным стилем или как уместное в любой речевой ситуации, то есть общеупотребительное.
Мы чувствуем связь слов-терминов с языком науки (например: квантовая теория, эксперимент, монокультура), выделяем публицистическую лексику (всемирный, правопорядок, конгресс, ознаменовать, провозгласить, избирательная кампания); узнаем по канцелярской окраске слова официально-делового стиля (потерпевший, проживание, воспрещается, предписать).
Книжные слова неуместны в непринужденной беседе: «На зеленых насаждениях появились первые листочки»или «Мы гуляли в лесном массиве и загорали у водоема».
Столкнувшись с таким смешением стилей, мы спешим заменить чужеродные слова их общеупотребительными синонимами (не зеленые насаждения, а деревья, кусты; не лесной массив,а лес; не водоем, а озеро).
Разговорные, а тем более просторечные, то есть находящиеся за пределами литературной нормы, слова нельзя употребить в беседе с человеком, с которым мы связаны официальными отношениями, или в официальной обстановке.
Обращение к стилистически окрашенным словам должно быть мотивировано. В зависимости от содержания речи, ее стиля, от той обстановки, в которой рождается слово, и даже от того, как относятся друг к другу говорящие (с симпатией или с неприязнью), они употребляют различные слова.
Высокая лексика необходима в том случае, когда говорят о чем-то важном, значительном. Эта лексика находит применение в выступлениях ораторов, в поэтической речи, где оправдан торжественный, патетический тон. Но если вы, например, захотели пить, вам не придет в голову по такому пустячному поводу обратиться к товарищу с тирадой: «О мой незабвенный соратник и друг! Утоли мою жажду животворящей влагой!»
Если слова, имеющие ту или иную стилистическую окраску, используются неумело, они придают речи комическое звучание.
Еще в античных пособиях по красноречию, например в «Риторике» Аристотеля, большое внимание уделялось стилю. По мнению Аристотеля, он «должен подходить к предмету речи»; о важных вещах следует говорить серьезно, подбирая выражения, которые придадут речи возвышенное звучание. О пустяках не говорится торжественно, в этом случае используются слова шутливые, презрительные, то есть сниженная лексика. На противопоставление «высоких» и «низких» слов указывал и М.В. Ломоносов в теории «трех штилей».
Современные толковые словари дают стилистические пометы к словам, отмечая их торжественное, возвышенное звучание, а также выделяя слова сниженные, презрительные, уничижительные, пренебрежительные, вульгарные, бранные.
Конечно, разговаривая, мы не можем каждый раз заглядывать в толковый словарь, уточняя стилистическую помету к тому или иному слову, но мы чувствуем, какое именно слово нужно употребить в определенной ситуации. Выбор стилистически окрашенной лексики зависит от нашего отношения к тому, о чем мы говорим. Приведем простой пример.
Двое спорили:
- Я не могу относиться серьезно к тому, что говорит этот белобрысый юнец, - сказал один.
- И напрасно,- возразил другой,- доводы этого белокурого юноши весьма убедительны.
В этих противоречивых репликах выражено разное отношение к молодому блондину: один из спорщиков подобрал для него обидные слова, подчеркнув свое пренебрежение; другой, наоборот, постарался найти такие слова, которые выразили симпатию.
Синонимические богатства русского языка предоставляют широкие возможности для стилистического выбора оценочной лексики. Одни слова заключают в себе положительную оценку, другие – отрицательную.
В составе оценочной лексики выделяются слова эмоционально и экспрессивно окрашенные.
-Слова, которые передают отношение говорящего к их значению, принадлежат к эмоциональной лексике (эмоциональный - значит основанный на чувстве, вызываемый эмоциями). Эмоциональная лексика выражает различные чувства.
В русском языке немало слов, имеющих яркую эмоциональную окраску. В этом легко убедиться, сравнивая близкие по значению слова: белокурый, белобрысый, белесый, беленький, белехонький, лилейный; или симпатичный, обаятельный, чарующий, восхитительный, смазливый; или красноречивый, болтливый; провозгласить, сболтнуть, ляпнуть и т.д. Сопоставляя их, мы стараемся выбирать наиболее выразительные, которые сильнее, убедительнее смогут передать нашу мысль. Например, можно сказать «не люблю», но можно найти и более сильные слова: «ненавижу, презираю, питаю отвращение». В этих случаях лексическое значение слова осложняется особой экспрессией.
- Экспрессия - значит выразительность (от лат. expressio - выражение). К экспрессивной лексике относятся слова, усиливающие выразительность речи. Часто одно нейтральное слово имеет несколько экспрессивных синонимов, различающихся по степени эмоционального напряжения:
несчастье, горе, бедствие, катастрофа
или:
буйный, безудержный, неукротимый, неистовый, яростный.
Нередко к одному и тому же нейтральному слову тяготеют синонимы с прямо противоположной окраской: просить - молить, клянчить; плакать - рыдать, реветь.
Экспрессивно окрашенные слова могут приобретать самые различные стилистические оттенки, на что указывают пометы в словарях: торжественное (незабвенный, свершения), высокое (предтеча), риторическое (священный, чаяния), поэтическое (лазурный, незримый).
От всех этих слов резко отличаются сниженные, которые выделены пометами: шутливое (благоверный, новоиспеченный), ироническое (соблаговолить, хваленый), фамильярное (недурственный, шушукаться), неодобрительное (педант), пренебрежительное (малевать), презрительное (подхалим), уничижительное (хлюпик), вульгарное (хапуга), бранное (дурак).
Оценочная лексика требует внимательного к себе отношения. Неуместное использование эмоционально и экспрессивно окрашенных слов может придать речи комическое звучание. Это нередко случается в ученических сочинениях. Например: «Ноздрев был заядлый забияка ». Или «Все гоголевские помещики дураки, тунеядцы, бездельники и дистрофики».
2. 4. Тест – тренажер № 2
Задания
| Варианты ответов
| 1. Совокупность языковых средств, функции которых - обслуживание сферы отношений, между органами государства, между организацией и частными лицами в процессе их производственной, юридической деятельности, - это…
| 1. официально-деловой стиль
2. научный стиль
3. разговорная речь
4. публицистический стиль
| 2. Книжный оттенок значения имеет фразеологизм…
| 1. брать за горло
2. камень преткновения
3.болтать языком
4. в ус не дуть
| 3. Для официально-делового стиля характерно (-ы)
| Дайте не менее двух ответов
1. употребление клишированных средств языка
2. стереотипность, стандартность изложения
3. использование различных средств общения
4. наличие обратной связи
| 4. Определите стиль и тип речи.
Настоящее положениие о проведении единого государственного экзамена (далее приложение) устанавливает на период эксперимента порядок государственной (итоговой) аттестации выпускников ХI –ХII классов общеобразовательных учреждений, проведения вступительных испытаний и зачисления в учреждения высшего профессионального на территории субъектов Российской Федерации, участвующих в эксперименте (далее –
субъекты Российской Федерации)
| 1. научный стиль, описание
2.публицистический стиль,
рассуждение
3. художественный стиль, рассуждение
4. официально-деловой стиль, описание
| | 5. Для текстов научного стиля НЕ характерно (-а)
| 1. преобладание прямого порядка слов
2.широкая употребительность суффиксов субъективной оценки со значением ласкательности, неодобрения, увеличительности и т.д.
3.употребление формы единственного числа существительных в значении художественного (Волк - хищное животное из рода собак)
4. использование в сложных предложениях составных подчинительных союзов
| 6. Выделенные в тексте слова являются…
Географические координаты – широта и долгота – это угловые величины, определяющие положение любой точки Земли относительно экватора и нулевого меридиана. Параллели (линии широты) проводятся параллельно экватору к северу и югу от него. Меридианы (линии долготы)
тянутся от одногополюса к другому, пересекаяэкватор под прямым углом.
В качестве нулевого меридиана английские навигаторы избрали месторасположение городка Гринвич близ Лондона.
| 1. общеупотребительными
2. терминами
3. разговорными
4. профессиональными
| 7. Стиль, которому должны соответствовать информационные, аналитические передачи телевещания, называется…
| 1. разговорным стилем речи
2. публицистическим стилем речи
3. официально – деловым стилем речи
4. научным стилем речи
| 8....Но в принципе, Николай, значит, договорились. Слушай, а чего резину тянуть? Принимай цех с понедельника!
- Как, прямо с понедельника?
- Конечно! Анечка, подготовь мне проект приказа – Семенова Николая Петровича назначить начальником шестого цеха. Ну, Коль, я на тебя надеюсь, не подведи!
| 1. устаревшим
2. разговорным
3. диалектным
4. общеупотребительным
| Выделенные слова относятся к...
| | 9.Укажите стиль текста и доминирующую функцию языка
Многие страны агрессивно поддерживают собственный экспорт. и Россия должна пойти по такому же пути. Бизнес должен быть уверен в том, что всегда получит поддержку государства на мировом рынке, особенно там, где идет глобальная конкуренция. Надо продвигать отечественные бренды.
| 1. публицистический стиль; регулятивная функция
2. официально-деловой стиль; информационная функция
3. научный стиль; метаязыковая функция
4. художественный стиль; информационная функция
| 10. Какое слово соотносится с понятием «эмоциональная
лексика»
| 1. лазурный
2. педант
3. ненавижу
4 свершения
| 11. Книжный оттенок значения имеет фразеологизм...
| 1.карты в руки
2. кануть в лету
3. заводить волынку
4. ветер в голове
| 12. Языковые стандарты, готовые устойчивые обороты, являющиеся необходимыми элементами деловых бумаг, - это...
| 1. фразеологизмы
2. речевые штампы
3. речевые клише
4. крылатые слова
| 13. Открытая оценочность речи является специфической чертой___________ стиля.
| 1. публицистического
2. научного
3. официально-делового
4. художественного
| 14. К официально-деловому стилю НЕ относятся выражения...
| Дайте не менее двух ответов
1. в соответствии с указом
2. геройский поступок
3 гулять в отпуске
4. коммунальные услуги
| 15. Слова и выражения свойственные речи коллектива, объединенного каким-либо одним родом трудовой деятельности, называются...
| 1. профессионализмами
2. просторечием
3. клише и штампами
4. тропами
| 16. Сочетание экспрессии и стандарта характеризует...
| 1. разговорную речь
2. художественный текст
3. газетную статью
4. деловую бумагу
| 17. ________ обычно состоит (-ят) из двух частей. В первой части формулируется основная тема книги, статьи; во второй части перечисляются (называются) основные положения; иногда характеризуются её структура, композиция.
| 1. аннотация
2. реферат
3. справочник
4. тезисы
| 18. Определите тип и стиль речи.
Однажды я ратовал за восстановление в правах старых русских слов «сударыня» и сударь», потому, что у нас отсутствуют неофициальное обращение незнакомых людей друг к другу. «Девушка», «папаша», «шеф», «эй, борода», «браток» не в счет.
Пока что мы остаемся без такого обращения не только потому, что оно не было поддержано сверху через радио, телевидение, газеты. Оказывается, слову всегда предшествует внутренний жест. Легко представить себе: «Сударыня! Вы уронили перчатку». И несколько труднее (например, в электричке): «Ну-ка, сударыня, уберите свою авоську! Разложилась...»
(В.А. Солоухин)
| 1. публицистический стиль;
рассуждение
2. художественный стиль;
повествование
3. разговорный стиль; описание
4. научный стиль; повествование и описание
| 19. Во введении научного текста НЕ...
| 1. решаются поставленные задачи
2. описываются методы исследования
3. формулируется актуальность работы
4. обосновывается выбор темы
| 20. Предложения «Вера, она поздно приходит.»; «Хлеб я люблю, чтоб он всегда свежий был» характерны для…
| 1. публицистического стиля
2. научного стиля
3. разговорного стиля
4. художественного стиля
| 21. Не относится к жанру юридического подстиля...
| 1. конституция
2. постановление
3. закон
4. докладная записка
| 22. Выделенные в тексте слова являются...
Жидкости текучи, иными словами, они могут менять свою форму. В гравитационном поле Земли жидкости собираются на дне сосуда, образуя ровную, плоскую поверхность. В жидкостях силы взаимодействия между частицами слишком слабы, чтобы удерживать их на одном месте. Молекулы свободно скользят друг по другу и перемещаются с места на место.
| 1. терминами
2. общеупотребительными
3. разговорными
4. диалектными
| 23. К формам речи относится
| 1. книжная
2. письменная
3. разговорная
4. литературная
| 24. Активность конкретных имён существительных с суффиксами эмоциональной оценки характерна...
| 1. для научного стиля
2. для дипломатического подстиля официально-делового стиля.
3. для разговорного стиля
4. для учебно-научного стиля
| 25.Основной формой общения, использующей разговорный стиль речи, является
| 1. монолог
2. диалог
3. полилог
4. беседа
|
| | 26. Определите тип и стиль речи.
Тип парусного вооружения определяется формой парусов (прямое, косое, смешанное), элементами рангоута и парусов (рейковое, шпринтовое, или шпрюйтовое, гафельное, разрезное), районом распространения (латинское, бермудское, португальское и др.) или типом судна, на котором оно применяется (например, парусное вооружение барка, парусное вооружение нола).
| 1. публицистический стиль; повествование
2. художественный стиль; описание
3. научный стиль; описание
4. официально-деловой стиль
| 27. Канцеляризмами являются слова...
| Дайте не менее двух ответов
1. нижеподписавшиеся
2. агрессия
3. потребовать
4. взимать
|
III. Культура речи
Литература, обязательная для изучения
1.Русский язык и культура речи: учеб. для студентов – нефилологов высш. учеб. заведений / Н. Т. Свидинская, Л. Г. Кунина, Т. А. Налимова; под ред.Н. Т. Свидинской. – СПб.: СПГУТД, 2009.- C.33 – 167.
2. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов/ Л. А. Введенская, Л Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева.- Ростов н / Д: изд-во «Феникс», 2007. –С.69 -90.
3.Готовимся к тестированию по русскому языку и культуре речи: учеб. пособие/ Н. Т. Свидинская, Л. Г. Кунина,И. А. Калинина; под ред. Н. Т. Свидинской. - СПб.: СПГУТД, 2009.- С.6 – 87; 133 - 145.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|