Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основы управления библиотечным делом




Библиотечное дело как отрасль народного хозяйства, свя­занная с организацией общественного труда в процессе фор­мирования, размещения, организации и использования би­блиотечных ресурсов и удовлетворением общественных информационных потребностей, нуждается в управлении. Управление библиотечным делом — непрерывный, целенапра­вленный, объективно обусловленный процесс воздействия на библиотечные объекты различных уровней и типов (библиотечное дело в целом, библиотечная сеть, библиотечное объединение, библиотека, отношения между ними), обеспечи­вающий их единство и целостность для достижения конечного результата (удовлетворение информационных потребностей) при изменяющихся внешних и внутренних условиях. Актуаль­ность разработки научных основ управления библиотечным делом состоит в том, что уровнем организации и функциони­рования системы управления обеспечивается эффективность (или неэффективность) всех сфер, звеньев и процессов библио­течной деятельности.

С внедрением в народное хозяйство рыночных отношений некоторыми специалистами стал использоваться термин "менеджмент" (англ. management — управление). Близкие по смыслу термины "менеджмент" и "управление", однако, не сов­сем однозначны. Термин "управление" намного шире, он при­меняется к разным направлениям, сферам и видам челове­ческой деятельности. Менеджмент охватывает лишь управление экономическими процессами и экономическим по­ведением людей на уровне организации (фирмы), действующей в рыночных условиях в целях получения прибыли. Менед­жмент — система управления коммерческими предприятиями, организация и жизнедеятельность которых базируется на об­щественной оценке с помощью и в рамках товарно-денежного механизма. Менеджмент — дисциплина для профессиональных деятелей рынка, где действуют законы купли и продажи това­ров, законы, выражающие количественную взаимосвязь между ценой и спросом.

Основу научного управления библиотечным делом состав­ляет диалектика взаимодействия управления и библиотечной


деятельности, т. е. субъекта и объекта управления. С одной стороны, управление — это процесс целенаправленного воз­действия на библиотечные объекты. С другой — библиотечный объект выступает по отношению к управлению как один из главных системообразующих факторов, определяющих содер­жание, функции, структуру и методы управления. Все элементы системы управления зависят от процессов, происходящих в библиотечной системе, и должны соответствовать им. Поэто­му, чтобы эффективно (рационально) управлять библиотечны­ми объектами, необходимо знать и оценивать их сущностные характеристики, типовидовые особенности и специфические закономерности как объектов управления.

Выделим основные из них. Прежде всего, с точки зрения управления, библиотечное дело в целом (отдельная библиотеч­ная сеть, библиотека) рассматривается как сложная, динамич­ная, многоуровневая и многокомпонентная система, характе­ризующаяся многосторонними внутренними и внешними связями. Библиотечное дело как объект управления состоит из различных подсистем с относительно самостоятельными орга­низационными единицами и функциональными задачами. Подсистемы управления (отдельные библиотеки, их трудовые коллективы, библиотечные процессы, ресурсы, библиотечные сети и системы и т. д.) по своему составу не остаются неизмен­ными. Всякий библиотечный процесс независимо от конкрет­ных исторических условий протекания представляет собой единство трех основных элементов: труда как целесообразной деятельности библиотечных работников; предметов труда; средств труда, прежде всего орудий труда, с помощью которых библиотекарь преобразует предметы труда с целью удовлетво­рения определенных информационных потребностей. Библио­течное дело — это единый комплекс, охватывающий все звенья непосредственного процесса создания библиотечных услуг и продукции.

Первичными звеньями библиотечного дела являются би­блиотеки. Все остальные его звенья (отраслевые, ведомствен­ные, территориальные и др.) представляют собой определенное сочетание, комбинацию библиотек и в этом смысле вторичны по отношению к основному первичному звену. Однако любую библиотеку необходимо рассматривать не изолированно, а как элемент определенной библиотечной системы. Это означает, что наряду с внутренними связями, обусловливающими те или иные системные свойства библиотеки, следует учитывать и ее внешние связи. От них, а не только от свойства элементов


библиотеки и внутрибиблиотечных связей зависят как способ функционирования библиотеки, так и соответствующий ему результат.

В связи с этим нельзя согласиться с имеющим место в би­блиотечной практике противопоставлением управления би­блиотечным делом и библиотекой, т. е. целого и части. В дан­ном случае происходит нарушение основного требования принципа системного подхода к управлению, суть которого в самом общем смысле сводится к соединению всех компонентов библиотечного дела для обеспечения эффективного функцио­нирования его как единого целого, как системы. Каждая от­дельная библиотека, независимо от того, осознает она факт организационных, информационных и иных связей с другими библиотеками или нет, объективно находится в определенной системе библиотечных отношений. И прежде чем определять методы и тактику управления конкретной библиотекой, надо определить ее место и роль (функции) в библиотечной системе. С ростом масштабов библиотечного дела быстрыми темпами расширяются межбиблиотечные связи, возрастает число задач, решение которых требует системного, комплексного подхода (например, формирование фондов, организация обслуживания читателей, внедрение автоматизации и др.).

Управление библиотечным делом — это управление слож­ными организациями с набором взаимосвязанных целей и функций. Они имеют общие характеристики. Прежде всего, форма организации и осуществление управления определяются состоянием библиотечных ресурсов: человеческих, информаци­онных, техники и технологии. Проблемы управленческой дея­тельности сводятся к тому, чтобы наиболее эффективно соединить все виды библиотечных ресурсов в библиотечном процессе. Не­отъемлемая часть управления — человек (библиотекарь, чита­тель), т. е. активный элемент. Этим обусловлено проявление особых свойств: нестационарности (изменчивости), непредска­зуемости поведения (действий) библиотеки. Этому способству­ет также наличие у библиотечной системы предельных воз­можностей, определяемых имеющимися ресурсами (их свойствами) и характерными для определенного типа библио­тек структурными связями.

Ни одна библиотека не изолирована от внешней среды. Каждая из них в значительной степени зависит от окружаю­щего мира как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей. Внешняя среда включает в себя экономические условия потребителей, законодательные и нормативные акты,


родственные (или конкурирующие) организации, систему цен­ностей, общественные взгляды, технику и технологию. Эти взаимосвязанные факторы влияют на все происходящее внутри библиотеки. Названные факторы постоянно меняются, поэто­му библиотека полностью зависит от внешней среды, а послед­няя, как правило, находится вне сферы управляющего. С каж­дым годом количество факторов внешней среды увеличивается. В этих условиях проблемы управленческой деятельности состо­ят в том, чтобы противостоять конкуренции других организа­ций и своевременно учитывать влияние всех факторов внешней среды на результаты работы библиотеки. Отсюда необходи­мость понимания вновь возникающих областей деятельности, осознание новых культурных ценностей.

Чем сложнее задачи, стоящие перед библиотекой и библио­течным делом, тем большую значимость приобретает принцип обратной связи — основа саморегулирования, развития би­блиотечной системы, адаптации к меняющимся условиям функционирования. Библиотечные системы обладают способ­ностью изменять свою структуру, сохраняя целостность, и формировать варианты своих действий (что также обусловлено наличием активных элементов). Важное свойство библиотеки — способность противостоять разрушающим (отрицательным) тен­денциям, свойство самоорганизации, развития, обусловленные активным взаимодействием с читателями и внешней средой. Задача управления — укреплять это свойство, а не подавлять его искусственными, административными средствами. Весьма полезным свойством библиотеки является способность адапти­роваться к изменяющимся условиям. Однако адаптирован­ность может проявляться не только по отношению к внешним и внутренним помехам, нарушающим нормальное функциони­рование библиотечной системы, но и к управляющим воздей­ствиям, что весьма затрудняет управление.

Наконец, следует отметить инерционность библиотечного дата — свойство продолжать развитие по существующему на­правлению несмотря на изменение ряда факторов. Можно вы­делить два основных фактора, обусловливающих инерцион­ность библиотечных процессов: человеческий и материально-вещественный. Человеческий фактор включает многие аспек­ты — экономические, социологические и психологические. Если говорить о психологических аспектах, то следует указать на то обстоятельство, что библиотекарь как личность во мно­гих случаях сопротивляется техническим, социальным и эко­номическим изменениям. Связано это с тем, что подобные


изменения приводят к нарушению сложившегося равновесия между библиотечными работниками и средой (неуверенность в материальном положении, изменения в положении на работе, неопределенность, возрастание сложности проблем и др.). В рамках материально-вещественного фактора можно выде­лить такие аспекты, как инерционность производственно-технологических циклов, отдельных процессов и библиотечной инфраструктуры (финансирования, материально-технического снабжения и др.).

Рассмотренные особенности противоречивы. Они, как пра­вило, одновременно и положительны, и отрицательны, их не сразу можно понять и объяснить. Но именно на овладение сложной системой взаимодействия различных свойств и тен­денций библиотечного дела (на его разных уровнях), обра­зующих определенное единство, и должна быть направлена система управления. Объективная сущность и целостность системы управления проявляются в достижении органического единства библиотечных ресурсов, библиотечных отношений, форм и методов их реализации.

Библиотечные ресурсы, библиотечные отношения, система управления в их взаимодействии обусловливают объективную основу содержания и определяют направления и динамику преобразования системы управления, призванной эффективно обслуживать библиотечные отношения. При нарушении этой диалектической связи, деформации любой ее составляющей неизбежно нарушается целостность и "работоспособность" системы управления. Исторически в библиотечной теории и практике, как можно убедиться, имели место недооценки этих взаимосвязей, следствием чего становилась низкая действен­ность библиотечного управления.

В основе управления лежит разработка научно обоснован­ной и реалистической библиотечной политики. Она направле­на на расширение многообразия типов библиотек, осознание особенностей и уникальности каждой из них, сохранение сло­жившихся традиций, реализацию новых принципов организа­ции и управления библиотечным делом. Библиотечная полити­ка призвана обеспечить возможности для приобщения к библиотекам всего населения страны. В центре ее — человек с его информационными потребностями и духовными интереса­ми. Библиотечную политику характеризуют опора на науку, реализм и компетентность. Она вырабатывает научную кон­цепцию развития библиотечного дела, соответствующие реко­мендации, планы, программы. Библиотечная политика призвана


формировать у руководства библиотечным делом умение гибко реагировать на сложность библиотечных процессов и явлений, создавать эффективный механизм научного управления ими на основе взаимосвязи библиотечного дела с социально-экономическими, научно-техническими, политическими, куль­турными и другими сторонами жизни общества.

Используя термин "библиотечная политика", следует учи­тывать два его толкования — широкое и узкое. В первом слу­чае речь идет об обеспечении оптимального решения страте­гических (перспективных) проблем библиотечного развития: создание в стране единого библиотечного пространства, ин­тенсификация процесса обогащения информационного потен­циала библиотечного дела, разработка новых видов библио­течных ресурсов и технологии, формирование прогрессивных библиотечных пропорций, качественное удовлетворение ин­формационных потребностей всех групп населения, эффек­тивное использование библиотечных ресурсов. Во втором слу­чае библиотечная политика носит более практический характер, направлена на чисто прагматичные и специальные вопросы, связанные с разработкой конкретных проблем би­блиотечного дела, его организации, формирования фондов, финансирования, укрепления и совершенствования материаль­но-технической базы и др.

Исходным пунктом, интегративньм фактором и ведущим элементом управления библиотечным делом, связывающим воедино все его составные части и дающим им четкий смысл и направление, выступает целенаправленность управления. Со­временное библиотечное дело может существовать и эффек­тивно функционировать, только реализуя четко поставленные цели. Цели эти находятся в окружающей социальной среде. Они должны быть определены, сформулированы, поставлены и обеспечены средствами достижения. Поэтому, моделируя би­блиотечную деятельность, необходимо исходить из того, что она есть реализация определенных (объективных) целей. Именно такое понимание способно придать управлению би­блиотечной деятельностью целесообразный и системный ха­рактер.

Достижение определенной цели является содержанием и ме­рой эффективности управления. Цель управления — это сово­купность качественных, содержательных характеристик буду­щего состояния библиотечной системы и ее отдельных параметров, которое должно быть достигнуто. Цели опреде­ляют структуру и направление библиотечной деятельности,


содержание основных видов управления, т. е. функционирование органов (субъектов) управления. На основе поставленной цели формируются различные способы ее достижения, т. е. методы управления, происходят различные изменения в организаци­онной структуре, осуществляется подбор кадров, используется техника управления и т. д. Под целевым подходом понимается не просто общая ориентация системы управления на цель, а специально, последовательно проводимая линия на постоянное сопоставление всех элементов системы управления (методы, структуры, кадры, процессы) с установленными целями.

Цель управления носит двойственный характер. С одной стороны, она вытекает из объективного характера библиотеч­ной деятельности, с другой, — цель — идеальная конструкция, умозрительное построение, зависящее от общего уровня зна­ний и субъективных качеств "управляющего" (органа управле­ния). Если в определении и постановке цели доминирует субъ­ективизм, то это приводит к большим издержкам и деформациям. В недавнем прошлом установление целей было как бы отчуждено от библиотеки. Цели ставились на высшем уровне управления (диктовались из "центра"), а весь механизм нижних уровней управления должен был обеспечивать их реа­лизацию.

Важно правильно определить объективно обусловленные границы централизации управления. Именно представления о всеобщности планового управления, позволяющего из единого центра управлять всем многообразием библиотечной деятель­ности, всей системой библиотечных связей, породило излишне централизованную систему планового управления, далекую от объективной сущности. Реально централизованное управление не могло охватить все многообразие библиотечных процессов и связей. Эта неспособность все острее проявлялась с увеличе­нием масштабов многоотраслевого (многоведомственного) библиотечного дела и углублением процесса разделения би­блиотечного труда.

Жесткая централизация все больше вступала в противоре­чие с динамизмом информационных потребностей общества в условиях современной научно-технической революции. Это, в свою очередь, усиливало бюрократический централизм, изгна­ло из системы управления принципы научности, демократиче­ского централизма, не оставляло места для экономических методов и ориентации планов на систему информационных потребностей и читательских интересов.


Цели управления можно дифференцировать по их содержа­нию, временному горизонту и уровню управления. По их со­держанию цели выделяются в зависимости от объектов управ­ленческой деятельности: управление фондами, обслуживанием читателей, кадрами, материально-технической базой и т. д. Подобное разделение целей условно и выделяет лишь преобла­дающую направленность той или иной группы целей на до­стижение определенного типа конечных результатов библио­течной деятельности. По времени выделяются долгосрочные, среднесрочные (до 5 лет) и краткосрочные (до 1 года). По уровням управления — общегосударственные, межведом­ственные, ведомственно-отраслевые, территориальные, цели библиотеки (библиотечного объединения).

Цели высшего порядка (официальные или стратегические) трактуются как намерения общего характера и служат обоснова­нием управленческой деятельности следующих уровней. Цели внешнего уровня управления оставляют возможность нижнему уровню в рамках целей высшего порядка осознать и выдвигать собственные, специфические цели, реализация которых гаранти­ровала бы реализацию интересов библиотечной системы этого уровня. По отношению к целям высшего уровня они имеют харак­тер подцелей, по отношению к относительно обособленным инте­ресам данной библиотечной системы (библиотеки) эти цели вы­ступают как условия и формы реализации указанных интересов. Как видим, формируется иерархия целей. Они взаимосвязаны и влияют друг на друга. Каждый уровень иерархической структуры целей соответствует определенному' уровню организационной структуры библиотечного дела.

8.2. Организационная структура управления библиотеч­ным делом

8.2.1. Органы государственного управления

(федеральный, ведомственный, территориальный уровни)

Цели и задачи библиотечной политики реализуются через определенную структуру управления — иерархически упорядо­ченную совокупность органов, находящихся в определенных связях и взаимодействии, выполняющих присущие им функции в направлении достижения конечных результатов. В Россий­ской Федерации функционируют четыре уровня управления библиотечным делом: федеральный (государственный), отрас­левой, территориальный, управление библиотекой.


На федеральном уровне высшим органом управления явля­ются Президент, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная дума), правительство. В их структуре функ­ционируют отделы и комиссии по культуре, занимающиеся и библиотечным делом. К ведению федеральных органов отно­сятся: установление основ федеральной библиотечной полити­ки, разработка и контроль исполнения Федерального законо­дательства и федеральных государственных программ развития библиотечного дела, правовое регулирование отно­шений собственности, основ хозяйственной деятельности; формирование федерального бюджета, установление налого­вых льгот и др. Правительство РФ конкретизирует и реализует Указы Президента и законодательные акты Федерального собрания. Его функции сосредоточиваются на определении стратегических задач библиотечного дела, разработке концеп­ции и основных государственных программ развития библио­течного дела, основных долгосрочных нормативов (стандартов) библиотечной деятельности, формировании си­стемы обязательного экземпляра, депозитарного хранения, единых принципов и правил формирования автоматизирован­ных библиотечных систем, координации межреспубликанских и межрегиональных связей по обеспечению библиотечного обслуживания населения, установлении квалификационных требований к библиотечным специалистам, определении си­стемы учебных заведений, осуществляющих подготовку и по­вышение квалификации библиотечных специалистов, органи­зации библиотечной статистики.

В современных условиях одним из важнейших направлений деятельности федеральных органов управления является тех­ническое перевооружение библиотечного дела. Эта задача включает разработку и реализацию целевых централизован­ных программ проектирования и производства современных технических средств и материалов, соответствующих мировому уровню, в том числе оборудования для производства и исполь­зования микроформ и других современных носителей большой информационной емкости, высокопроизводительной аппара­туры копирования библиотечных материалов, оборудования и материалов для реставрации и консервации библиотечных фондов, средств внутрибиблиотечного транспорта, связи и т. д.

Второй уровень управления библиотечным делом — отраслевые министерства, ведомства, государственные комите­ты и т. д., имеющие библиотечную сеть. Цель этого уровня управления — обеспечить эффективное развитие подведом-


ственной библиотечной сети как составной части библиотеч­ного дела страны. Эта цель реализуется в четырех основных задачах: 1) обеспечение наиболее полного удовлетворения ин­формационных потребностей отрасли; 2) планирование струк­туры и основных направлений развития библиотечных ресур­сов и обеспечение их эффективного использования; 3) проведение единой библиотечной политики в отрасли; 4) обеспечение всех необходимых предпосылок для решения общих задач библиотечного дела отрасли и поощрения инициативы, направленной на расширение межведомственных связей и интеграционных процессов.

Общее распределение функций по управлению трансформи­руется в каждом ведомстве в зависимости от особенностей их управленческих структур и организационных принципов по­строения библиотечной сети. В ряде случаев происходит со­кращение аппарата управления в ведомствах и передача части его полномочий центральным библиотекам. В ведомственных библиотечных сетях функционируют соответствующие би­блиотечные советы и комиссии. Так, в сети библиотек Россий­ской Академии наук — информационно-библиотечный совет, библиотек вузов - центральная библиотечно-информационная комиссия (ЦБИК). Информационно-библиотечный совет РАН и ЦБИК высшей школы проводят анализ состояния бнблиотеч­но-информационного обслуживания, вносят предложения и проекты нормативных документов, разрабатывают и коллеги­ально утверждают технологические и организационные доку­менты и рекомендации, организуют и проводят профессиональ­ные конкурсы, конференции, семинары, повышение квалификации и переподготовку специалистов. В составе совета и комиссии — ведущие библиотекари, библиографы, книговеды, специалисты в области автоматизации, информатики. В их структуре — секции: фондов, организации каталогов, библиографической деятельности, управления, обслуживания читателей, повыше­ния квалификации, автоматизации библиотечных процессов.

В регионах созданы зональные методические объединения вузовских библиотек, а также городские (областные) методиче­ские библиотечно-информационные объединения. В системе Российской Академии наук и ее региональных отделениях и науч­ных центрах функционируют информационно-библиотечные советы, выполняющие те же функции и имеющие ту структуру, что и ЦБИК высшей школы. Специфические функции, отличные от других ведомственных органов, выполняет Министерство культуры РФ. Оно осуществляет государственную политику в 224


области библиотечного дела во взаимодействии с другими министерствами и ведомствами, имеющими библиотечную сеть. Главными задачами Министерства культуры РФ в облас­ти управления библиотечным делом являются: разработка про­ектов законов РФ и программ развития библиотечного дела, а также нормативно-правовых актов, регламентирующих со­трудничество библиотек с органами информации, архивами и другими родственными учреждениями и организациями; фор­мирование и обеспечение функционирования федеральной системы профессионального образования в сфере библиотеч­ного дела; осуществление комплексного анализа и прогнози­рования тенденций развития библиотечного дела, обоснование целей и приоритетов отдельных видов библиотечной деятель­ности; развитие и координация межведомственных библиотеч­ных связей, в том числе международных; непосредственное управление, финансирование и контроль подведомственных библиотечных учреждений; оказание методической помощи министерствам и ведомствам по вопросам библиотечного дела; осуществление государственного контроля за соблюдением требований законодательства в области библиотечного дела. Конкретную организационно-управленческую и методическую работу проводит управление библиотек Министерства культуры.

В рамках территорий республик, областей и краев анало­гичную роль играют территориальные органы управления (Министерства культуры республик в составе РФ, областные и краевые департаменты культуры). Компетенция органов тер­риториального управления определяется на основании Феде­ративного договора и Закона РФ о местном самоуправлении и соответствующего законодательства. Их главные функции: учет региональных и национальных особенностей, специфики, исторических традиций, сложившихся в библиотечном деле республики, региона; обеспечение наиболее рационального размещения библиотечных ресурсов и комплексное развитие библиотечного дела на территории республики, области, края; организация наиболее полного удовлетворения информацион­ных потребностей и использования библиотечных ресурсов территории.

Территориальные органы власти обладают реальными полномочиями по управлению библиотечным делом: разра­ботка региональных библиотечных программ и определение связей библиотечной системы с другими социальными систе­мами с целью превращения библиотечного дела в важнейшее средство функционирования и развития всех социально-


экономических, научно-культурных, экологических и нацио­нальных региональных систем, гибкого и качественного об­служивания информационных запросов региона. Роль терри­ториальных органов управления имеет два аспекта. Во-первых, они руководят деятельностью находящихся в их ведении би­блиотек (финансирование, материально-техническое обеспече­ние, формирование конкретных организационных структур и форм библиотечного обслуживания населения и др.), во-вторых, они координируют и контролируют деятельность дру­гих библиотек, расположенных на данной территории.

Объективная причина относительного обособления отрас­левого и территориального управления — разделение библио­течного труда, которое проявляется в двух формах: отраслевой и территориальной. Обе формы диалектически едины. Любой объект отраслевого управления имеет определенную простран­ственную "привязку" к конкретной территории. Территори­альное разделение библиотечного труда закрепляет отраслевые (специальные) библиотеки за определенными районами стра­ны. В свою очередь, всякая библиотека на какой-либо терри­тории имеет свою специализацию и соответствующую ей от­раслевую направленность. Отраслевое (ведомственное) и территориальное управление — относительные понятия, поэтому неверно разделять их на первичное и вторичное, главное и произ­водное. Более правильно в этом подходе использовать терми­ны "соподчиненность", "взаимозависимость", "взаимосвязь", "взаимодействие". Диалектическое единство отраслевого и территориального управления обусловливает важность и сложность их органического сочетания в управлении библио­течным делом. Это определяется прежде всего развитой структу­рой библиотечного дела, наличием в РФ большого числа относи­тельно самостоятельных административно-территориальных образований, необходимостью комплексного подхода к управле­нию библиотечном делом.

Отраслевое и территориальное управление взаимообуслов­лены и взаимосвязаны, но между ними существуют противоре­чия, которые носят объективный характер и связаны с практи­ческой деятельностью относительно обособленных органов отраслевого и территориального управления. С одной сторо­ны, процессы кооперации (интеграции, взаимодействия) би­блиотечного дела оказывают влияние на установление все большей общности целей различных библиотек. С другой сто­роны, под влиянием роста масштабов библиотечного дела, разви­тия научно-технического прогресса, жесткого лимитирования в


условиях становления рыночных отношений всех ресурсов зна­чительно усложнились задачи реализации относительно об­особленными библиотеками (сетями) своих целей. Все это по­рождает временную и пространственную рассогласованность в действиях отраслевых и территориальных органов.

Характерная черта подобных противоречий в том, что ни одна из порождающих эти противоречия сторон не может ква­лифицироваться как отрицательная, так как эти противоречия возникают при изменении соотношения тех сторон библиотеч­ной практики, которые неразделимы и немыслимы одна без другой. В отдельные периоды в управлении библиотечным делом в зависимости от целей могут превалировать то отрас­левые, то территориальные начала, но никогда управление библиотечным делом не может строиться на основе лишь одно­го из них. Всегда отраслевое управление будет сочетаться с территориальным. Конкретные методы и формы этого сочета­ния находят свое отражение в системе координации управле­ния.

8.2.2. Органы координационного управления

Координация — неотъемлемая важнейшая составляющая всех процессов управления. Вместе с тем координация — это самостоятельное средство организации управления, наилуч­шим образом приспособленное к обеспечению высокой степени согласованности функционирования автономных библиотеч­ных систем. Координация управления — это формирование корректирующих или поддерживающих воздействий для обес­печения согласованных действий организационно независимых библиотечных систем. Основная специфическая черта коорди­национного управления состоит в том, что, имея властный, обязательный характер воздействия, оно использует силу этого воздействия не для принуждения, а для побуждения, опирается на понимание целесообразности согласованности в решениях (соотнести собственные цели с целями смежников с точки зре­ния общебиблиотечной цели).

Механизм координации обеспечивает реализацию согласо­ванной библиотечной политики ряда ведомств, поэтому это управление можно назвать межведомственным. Оно использу­ется для решения задач, возникающих не в отдельно взятой ведомственно-отраслевой библиотечной сети, Координацион­ные органы обеспечивают первоочередное решение тех би­блиотечных проблем общесистемной значимости, которые или вообще нельзя решить без участи центра, или решение которых


без его участия затянется на годы, будет менее эффективно (например, ускоренное развитие библиотечного дела в новых районах хозяйственного освоения, автоматизация библиотеч­ных процессов, создание сводных каталогов, разработка об­щебиблиотечных нормативов и др.).

Необходимость координационного управления обусловлена постоянным и динамичным процессом отраслевой и террито­риальной специализации библиотечных ресурсов, усили­вающим взаимосвязь и взаимозависимость библиотек. При переходе к рыночной экономике, в условиях повышения само­стоятельности библиотек становится совершенно очевидно, что во многих случаях наиболее выгодно устанавливать си­стемы межбиблиотечных отношений на основе координации и кооперирования. Это обеспечит условия маневрирования всеми видами библиотечных ресурсов, включая трудовые, матери­альные и финансовые, что не может быть реализовано в от­дельно взятой библиотеке.

Важный фактор координационного управления— производственно-технический. Внедрение современных техно­логий вынуждает библиотеки выходить за пределы узковедом­ственного подхода. Высокие экономические затраты по срав­нению с традиционной библиотечной технологией требуют их осуществления на межведомственной основе. Координация обеспечивает преодоление сложившейся неравномерности и некомплектности технического оснащения библиотек на всех уровнях библиотечного дела и создает условия для перехода к принципиально новой, системной технологии, где библиотеч­ные процессы будут сопряжены друг с другом в диапазоне от рядовой библиотеки до библиотечной системы страны.

Система координированного управления не означает обез­личенного, недифференцированного подхода к библиотекам разных ведомств. Она основывается, с одной стороны, на раз­делении функций и специализации отдельных библиотек, а с другой — на их взаимодействии в обслуживании читателей и использовании фондов. В рамках библиотечной координации каждая библиотека (библиотечная сеть) не только сохраняет, но и воспроизводит свои ресурсы на более высоком уровне. Видеть в координации ущемление самостоятельности библио­тек можно лишь при условии, если рассматривать самостоя­тельность как право вести библиотечную деятельность лишь собственными ресурсами.

Суть дела заключается в том, что развитие библиотечной координации связано с изменением содержания и форм


осуществления прав библиотек — участниц координации, а не с ограничением объема этих прав. Вступая на путь координа­ции, каждая библиотека сохраняет полноту прав в решении любых вопросов, но при этом одна часть этих прав осу­ществляется в прежней форме: каждая библиотека через свое руководство по своему собственному усмотрению развивает свои ресурсы, их основные пропорции и т. д. Другая же часть прав, связанных с проблемами, которые обеспечивают разви­тие межведомственных, интеграционных процессов, никому не передается, а реализуется руководством данной библиотеки (библиотечной сети), но в новой форме, путем принятия со­вместных, коллективных решений с представителями других библиотек в рамках соответствующих координационных орга­нов.

На практике сложились три типа координационных орга­нов библиотечного управления: межведомственные библиотеч­ные комиссии и советы, библиотеки — методические центры и библиотечные ассоциации и общества. В отечественной би­блиотечной практике есть определенный опыт организации деятельности межведомственных библиотечных комиссий и советов. В 1920 г. в соответствии с Декретом правительства РСФСР о централизации библиотечного дела была создана Центральная межведомственная библиотечная комиссия, глав­ной задачей которой было введение в жизнь единой библио­течной сети в стране и координация работы библиотек раз­личных ведомств и организаций.

Подобные комиссии создавались и на местах. В Ленинграде в 1932 г. при культмассовом отделе областного совета проф­союзов был создан совет научных, технических и массовых библиотек города. Совет ставил своей задачей содействовать объединению (координации) библиотек для работы с произ­водственно-технической книгой. В 1935 г. при Наркомпросе был создан первый межведомственный библиотечный совет под председательством Н. К. Крупской. С 1953 г. в ряде горо­дов (Москва, Ленинград, Саратов и др.) создаются и функцио­нируют межведомственные библиотечные советы, получившие массовое развитие в 60 — 80-е гг. С 1959 г. начал действовать Всесоюзный библиотечный совет (выполнявший функции и российского). Его состав формировался Министерством куль­туры СССР по должностному принципу.

Выполняя полезные координационные функции и разраба­тывая предложения по совершенствованию различных направ­лений деятельности библиотек страны и конкретных регионов,


советы, однако, не имели необходимого правового статуса и поэтому не являлись органами библиотечного самоуправления. С созданием в 1974 г. при Министерстве культуры СССР Госу­дарственной межведомственной библиотечной комиссии (ГМБК) Всесоюзный библиотечный совет стал ее рабочим ор­ганом. Будучи межведомственным органом, осуществлявшим координацию руководства библиотечным делом в стране, ГМБК рассматривала проекты перспективных планов разви­тия библиотечного дела, подготавливала заключения по про­ектам нормативных актов, касавшихся библиотечного обслу­живания населения, разрабатывала рекомендации по улучшению взаимодействия библиотек с издательствами, книготорговыми организациями, органами научно-технической информации и др.; содействовала организации системы МБА и депозитарно­го хранения фондов, созданию сводных каталогов, внедрению механизации и автоматизации, совершенствованию подготов­ки библиотечных кадров и т. д.

Подобные координационные органы функционируют во всех развитых странах мира. Например, в США в осуществле­нии координации решающую роль играет Национальная Ко­миссия по библиотекам и информатике, она определяет цели и задачи государственной информационной политики, а также Совет по библиотечным ресурсам. Во Франции при Мини­стерстве культуры функционирует Высший библиотечный со­вет. Он призван информировать министров о состоянии би­блиотек и библиотечных сетей в стране, разрабатывать рекомендации по совершенствованию их деятельности для проведения более эффективной координационной политики в области библиотечного и информационного дела.

В центре и на местах создаются библиотечные комиссии и со­веты по различным направлениям библиотечной деятельности (комплектованию фондов, информационно-библиографической работе, механизации и автоматизации библиотечных процессов и др.). В настоящее время положительно зарекомендовала себя Межведомственная комиссия по разработке Государственной программы информатизации библиотечного дела, созданная при Управлении библиотек Министерства культуры РФ. Здесь работают лучшие специалисты в области компьютеризации библиотек: директора крупнейших библиотек, представители министерств экономики и связи, специалисты библиотек разных ведомств. Комиссия вырабатывает рекомендации для правительства, местных органов власти, самих библиотек, намечает пути решения и реализации этих задач.


На региональном уровне деятельность межведомственных библиотечных советов, их задачи, содержание, организацион­ная структура определяются местными документами. В дея­тельности советов происходит совпадение субъекта и объекта библиотечного управления. Являясь органом профессиональ­ного самоуправления, они объединяют библиотечных работ­ников, обеспечивают практическое участие их в разработке, обсуждении, принятии и осуществлении принципов и методов системы библиотек. Советы координируют деятельность би­блиотек разных ведомств, организуют реализацию решений местных органов власти, оказывают содействие заинтересо­ванным ведомствам в осуществлении различных форм со­вместной деятельности, развитии специализации, координации и кооперации библиотек, организуют обобщение, обмен опы­том взаимодействия библиотек разных ведомств.

В 80-х гг. создаются советы территориально-библиотечных объединений (ТБО). Они обеспечивают сочетание государ­ственного и общественного управления библиотечным делом территории. Советы ТБО изучают вероятные изменения в раз­витии библиотечных ресурсов, влияют на ведомственное пла­нирование с целью обоснования в их структуре рациональных территориальных пропорций, устанавливают обязательные для ТБО общие правила в рамках их компетенции, заслуши­вают отчеты о работе библиотек по реализации этих рекомен­даций, создают единую систему повышения квалификации кадров и обмена передовым опытом.

К сожалению, практика создания и функционирования би­блиотечных советов и комиссий не упорядочена, отсутствует нормативно-правовой документ, регламентирующий их дея­тельность. Недооценка роли советов и комиссий снижает их общественную активность. Работа советов приобретает фор­мальный характер, ибо она лишается действенного содержа­ния, не ведет к реализации их целей. Одна из причин низкой эффективности этих координационных (общественно-профессиональных) органов — отсутствие координационных процедур: местные администрации не координируют все би­блиотеки территории, нет механизма реализации их прав, от­сутствуют- положения о координации деятельности библиотек территории, утвержденные местной (региональной) админи­страцией. Существует настоятельная потребность в серьезной научной разработке проблем развития координационного управления. Такие исследования помогли бы успешнее решать практические задачи на этом пути.


Межведомственные библиотечные советы в своей деятель­ности опираются на соответствующие центральные библиоте­ки, которые не только имеют наиболее полные документаль­ные фонды, но и организуют взаимоиспользование библиотечных ресурсов — работы по координации комплекто­вания, созданию сводных каталогов и автоматизированных баз данных, функционированию МБА, депозитарного хране­ния, оказанию методической помощи библиотекам. Централь­ные библиотеки выполняют функции методического обеспече­ния и координации деятельности библиотек.

В прежние годы стремление центральных библиотек регла­ментировать работу низовых библиотек, составлять по каждо­му поводу рекомендации формировало своеобразное иждивен­чество, лишало библиотеки их индивидуальности и творческой самостоятельности. Методическая помощь зачастую подменя­лась проверками (инспектированием) работы, что было отра­жением административного стиля, который рассматривал центральные библиотеки как вспомогательное звено управлен­ческого аппарата.

В современных условиях центральные библиотеки высту­пают организаторами взаимодействия в управлении нововве­дениями, оказывая библиотекам реальную помощь в овладе­нии и внедрении лучших достижений библиотечной науки и практики. Эта помощь строится на основе собственного опыта и выявления и обобщения наиболее эффективных форм и мето­дов работы других библиотек, на органическом сочетании методических разработок и научных исследований, на заинте­ресованности и инициативе самих библиотек в реализации нововведений, рекомендуемых центральными библиотеками. Важной частью деятельности центральных библиотек всех уровней являются: прогнозирование основных направлений развития библиотечного дела; организация обсуждения акту­альных проблем; разработка нормативных и технологических документов; информирование о достижениях отечественной и зарубежной библиотечно-информационной науки и практики; систематическое пополнение банка данных основных характе­ристик деятельности библиотек сети, региона, страны; органи­зация непрерывного повышения квалификации библиотечных кадров.

Эта работа ведется разными по характеру и масштабам деятельности и по ведомственной принадлежности централь­ными библиотеками. Они одновременно являются опорными базами соответствующих органов библиотечного управления


при министерствах, государственных комитетах, центральных органах общественных организаций, региональной и Местной администрации. Федеральными библиотечными центрами для библиотек Министерства культуры РФ являются РНБ в Петер­бурге, РГБ в Москве; для научно-технических библиотек — ГПНТБ России; для академических библиотек — БАН; для библиотек вузов и техникумов — Научная библиотека МГУ; для медицинских библиотек — ГЦНМБ; для сельскохозяй­ственных библиотек — ЦНСХБ и др. В регионах эти функции выполняют соответствующие региональные и местные цент­ральные универсальные и специальные библиотеки.

Следует подчеркнуть, что функции центральной библиоте­ки связаны с ее реальными возможностями и признанием на территории. Именно в силу местных особенностей в качестве центральной может определяться не только государственная (например, областная), но и любая другая библиотека, обла­дающая необходимым потенциалом и желанием. В таком слу­чае по договору с местными органами власти она, принимая на себя подобные обязательства, получает дополнительное фи­нансирование. Возможен вариант и распределения функций центральной библиотеки между несколькими библиотеками территории.

До сих пор на региональном уровне не завершено формиро­вание центральных библиотек в сети медицинских, техниче­ских, педагогических, учебных библиотек путем создания об­ластных научных медицинских библиотек, опорных педагогических библиотек на базе библиотек институтов усо­вершенствования учителей как центров формирования ТБО по обслуживанию работников народного образования, а также путем восстановления и укрепления территориальных цент­ральных научно-технических библиотек. Завершение упорядо­чения структуры центральных библиотек на региональном уровне позволит перейти к решению проблемы на нижестоя­щих уровнях. Например, повсеместное создание областных научно-медицинских библиотек обеспечит условия для форми­рования филиалов в городах областного подчинения как коор­динационно-методических центров объединений медицинских библиотек. Организация единых территориальных справочно-информационных фондов по естественным и техническим наукам требует также не только восстановления и укрепления территориальных ЦНТБ как координационно-методических' центров этих объединений, но и повсеместного создания (выделения) территориальных опорных научно-технических

 


библиотек в промышленных городах областного подчинения. В то же время при отсутствии ведомственно-отраслевых би­блиотечных центров на областном уровне и выполнении их функций здесь областными (краевыми) универсальными науч­ными библиотеками закономерно наличие аналогичных функ­ций у центральных библиотек ЦБС государственных массовых библиотек в городах областного подчинения.

В современных условиях как никогда требуется более тесное взаимодействие центральных библиотек всех уровней, коорди­нация их деятельности. Основными направлениями взаимодей­ствия являются: совместное составление и выполнение коорди­национных планов; совместное изучение состояния работы отдельных библиотек и библиотечных сетей; подготовка соот­ветствующих предложений и конкретная помощь библиотекам; совместная подготовка нормативных документов, методиче­ских и библиографических пособий, сборников научных тру­дов; организация по единой программе научных исследований, совещаний, конференций, семинаров, курсов; контроль за хо­дом внедрения научно-методических рекомендаций и передово­го опыта и др. Для решения этих задач создаются объединения библиотек — методических центров (например, региональное объединение научных библиотек Сибири и Дальнего Востока во главе с ГПНТБ Сибирского отделения РАН, научно-методическое объединение библиотек Урала во главе с Челя­бинской областной библиотекой, зональные объединения ву­зовских библиотек, охватывающие все основные экономико-географические районы РФ, и др.).

Координационные функции центральных библиотек стра­ны и регионов полностью еще не сложились. Выполняя коор­динационно-управленческие функции, они не имеют на это соответствующих прав, на центральные библиотеки возлагает­ся большая ответственность при малых полномочиях и мате­риально-финансовых и штатных возможностях.

Содействие и помощь в организации и повышении эффек­тивности управления библиотечным делом оказывают библио­течные общества и ассоциации, представляющие собой добро­вольные объединения библиотекарей. Выполняя функции профессиональной консолидации библиотекарей, юридической защиты их социальных, профессиональных прав и экономических интересов, библиотечные общества и ассоциации берут на себя функции координации библиотечкой деятельности, преодоле­ния ведомственных барьеров, содействия созданию и развитию разнообразных типов библиотек, а также отдельных услуг,


ориентированных на растущее многообразие духовных по­требностей населения, разработки конкретных предложений по улучшению и обновлению фондов, материально-технической базы библиотек, определению направлений подготовки и по­вышения квалификации кадров и др.

Профессиональные библиотечные ассоциации и общества как органы библиотечного самоуправления обеспечивают сочетание государственного и общественного управления би­блиотечным делом, коллегиальность и профессионализм, непо­средственное участие их членов в процессе управления, при­влечение библиотекарей к выработке, принятию и реализации решений, представление интересов библиотечного дела в стра­не (отрасли, регионе) и за рубежом.

В РФ функционируют городские; областные, региональные и республиканские библиотечные общества и ассоциации, объ­единения по типам и видам библиотек (например, ассоциации академических, научно-технических библиотек, библиотечных работников общеобразовательных школ и др.).

В 1990 г. была образована Российская федерация библио­течных обществ и ассоциаций, в 1994 г. преобразованная в Российскую библиотечную ассоциацию (РБА). Это доброволь­ное самоуправляемое общественное объединение граждан, тру­довых коллективов, профессионально связанных с библиотеч­ным делом или содействующих его развитию. Ассоциация представляет интересы российского библиотечного сообщества на федеральном, региональном и международном уровнях. Целью ассоциации является объединение усилий, поддержка и координация действий общественных объединений и трудовых коллективов в интересах сохранения и развития библиотечно­го дела в России. Ее основные задачи: участие в разработке и реализации федеральной и региональной библиотечной поли­тики, предложений по совершенствованию библиотечного законодательства, в организации и управлении библиотечным делом, содействие повышению статуса библиотек и библио­течной профессии в обществе; создание благоприятных усло­вий для профессионального общения и развития контактов библиотечных работников; проведение научных исследований, пропаганда и внедрение достижений мирового опыта; участие в подготовке и повышении квалификации, в развитии системы непрерывного библиотечного образования; осуществление общественного контроля за состоянием библиотечного дела.

Высшим органом ассоциации является конференция, созы­ваемая ежегодно, между сессиями конференции — совет ассо-


циации, возглавляемый президентом. Структура ассоциации состоит из отделов, секций, исследовательских центров, комис­сий, экспертных и рабочих групп и т. п., охватывающих основ­ные направления деятельности ассоциации.

В 1992 г. была создана Библиотечная ассамблея Евразии (БАЕ). Возникнув под эгидой Евразийского гуманитарного фонда, БАЕ зарекомендовала себя как международный добро­вольный союз библиотекарей. Особенность БАЕ - попытка рассматривать профессиональные проблемы в широком гума­нитарном контексте, проводить общие с интеллигенцией акции как гуманитарного профиля, так и естественно-технического, способствуя созданию единого информационного про­странства.

Среди многочисленных специальных международных би­блиотечных объединений наиболее приоритетное значение придается Международной федерации библиотечных ассоциа­ций и учреждений (ИФЛА). Она основана в 1929 г. и к настоя­щему времени охватывает свыше 1800 национальных ассоциа­ций из более чем 100 стран мира. Функции ИФЛА заключаются в том, чтобы содействовать развитию междуна­родного сотрудничества в области библиотечного дела и би­блиографии. Для решения задач, вытекающих из потребностей развития библиотечного дела и из деятельности федерации, структура ИФЛА включает отделы по направлениям обеспече­ния библиотечной деятельности, состоящие из секций.

8.3. Управление библиотекой

В жизнедеятельности библиотеки выделяются три режима: становление, функционирование и развитие.

Режим становления продолжается от создания проекта, мо­дели библиотеки до ее открытия, начала функционирования. Итог: формирование библиотечного коллектива, создание и взаимная подгонка структурных подразделений библиотеки, всех ее звеньев, участков, компонентов, связей и отношений между ними. Режим стабильного, стационарного функциони­рования характеризуется работой в заданных параметрах (стабильные фонды, кадры, структура, технология и т. Д.).

Развитие — процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от ста­рого качественного состояния к новому, от простого к слож­ному, от низшего к высшему (Ожегов С. И. Словарь русского


языка. М., 1990. С. 641).Как видим, в этом определении назва­ны специфические признаки развития, отличающие его от дру­гих изменений, т. е. не всякие изменения есть развитие. Изме­нения в жизнедеятельности библиотеки бывают разные — содержательные и формальные, глубокие и поверхностные, желаемые и вынужденные, запланированные и стихийные, из­менения к лучшему и к худшему и т. д.

Не всякая инновация равнозначна прогрессивному разви­тию, ибо прогресс — это лучшее, а не просто нечто новое. И само развитие библиотеки вряд ли правильно понимать как однонаправленный процесс движения только вперед и вверх. Ясно, что развитие включает в себя и ликвидацию всего лиш­него, ненужного, и восстановление, возрождение того, что бы­ло потеряно, утрачено по ошибке, и продолжение того, что делалось и делается хорошо, и компенсацию неизбежных в ходе всякого развития потерь, и, конечно, внедрение нововведений.

Таким образом, нужно различать управление деятель­ностью (функционированием) и управление развитием би­блиотек. Они имеют разные объекты, а значит, иными будут задачи и способы их решения. В управлении деятельностью используется имеющийся библиотечный потенциал, объектом служит библиотечный процесс и обеспечивающие его процес­сы. Управление развитием библиотеки призвано обеспечить наращивание потенциала библиотеки и повышение уровня его использования за счет освоения каких-то новшеств. Его объек­том выступают инновационные процессы их обеспечения. Управление функционированием ориентировано на настоящее, а управление развитием — на будущее.

Режим развития, или инновационный режим, более, чем другой, требует сознательного управления, специального ре­шения о переходе на новые подходы в работе и новые критерии ее оценки. Основным содержанием этого режима является реа­лизация отдельных экспериментов или целостных программ развития библиотеки (например, программы технической ре­конструкции библиотеки и перевода ее на новую технологию, перехода библиотеки на новые принципы хозяйствования, обеспечения оптимального соответствия библиотечных фондов информационным потребностям в условиях резкого изменения информационных потребностей, содержания книжного рынка, методов обслуживания пользователей и др.). В этом режиме стабильность, конечно, уменьшается. И здесь заключается одна из главных проблем развития, один из главных источни­ков инновационного риска: как сохранить устойчивость в


процессе изменений, как развиваться, не допуская существен­ного снижения результатов? Нахождение оптимального равно­весия стабильности и обновления и является высшим искус­ством управления.

Между режимами стационарного и инновационного функ­ционирования лежит переходный период. Он начинается тог­да, когда библиотека ставит перед собой новые цели, требую­щие и новых средств, способов их достижения. Для этого периода характерна подготовительная работа, включающая: ориентированный анализ ситуации в библиотеке; вычленение приоритетных проблем и их ранжирование по значимости, поиск идей для решения выявленных проблем и построение из этих идей концепции новой библиотеки; разработку стратегии перехода к ней; постановку новых целей; разработку плана действий, иначе говоря, разработку программы развития би­блиотеки.

Таким образом, управление развитием — это часть осу­ществляемой в библиотеке управленческой деятельности, в которой посредством основных функций управления процес­сами разработки и освоения новшеств обеспечиваются целена­правленность и организованность деятельности библиотечно­го коллектива по наращиванию ее информационного потенциала, повышению уровня его использования и удовлет­ворению информационных потребностей пользователей би­блиотеки. Управление библиотекой представляет собой си­стему, включающую функции, структуру, методы. Функции — это обособившиеся, специализированные виды управлен­ческой деятельности: планирование, организация, регулирова­ние, мотивация, контроль. С планирования начинается и им направляется весь управленческий цикл. В процессе планиро­вания принимается управленческое решение, в результате ор­ганизации деятельности библиотеки создаются условия для его выполнения.

Главное назначение организации — добиться слаженности всех действий и всех элементов библиотеки, а также взаимо­действия с внешней средой. В силу разных причин — внутренних и внешних — деятельность библиотеки отклоняет­ся от плана. Функция регулирования в целом направлена на то, чтобы по возможности нейтрализовать отклонения и обеспечить желаемый ход функционирования библиотеки. Регулирование включает учет и контроль. При учете осуществляются сбор, хра­нение и обработка информации по показателям, характеризую­щим деятельность библиотеки, и таким образом выявляются


место, характер и причины отклонений. Контроль нацелен на проверку выполнения управленческих решений, на оценку их последствий.

Ядро управления — мотивационный механизм активизации поведения членов трудового коллектива библиотеки на основе их самоорганизации. Мотивация — это регулирование стиму­лов работников библиотеки, при котором у них возникает желание работать так, чтобы содействовать достижению целей библиотеки. Чувства работников, их настроения, убеждения и т. п. являются специальным и крайне важным объектом управ­ления. Необходимо развивать желания и стремления совместно работать ради цели, осознаваемой теми, кто объединен для библиотечной деятельности. Отсюда воспитание чувства соли­дарности со всеми остальными, преданности общебиблиотеч­ным интересам; развитие чувства долга; создание условий для непосредственной привлекательности труда.

Таким образом, все функции управления органически вза­имосвязаны в его общем цикле. Нормальной является та управленческая деятельность, в которой, во-первых, имеются налицо все перечисленные группы функций; во-вторых, каждая из функций необходима и достаточна для осуществления всех других связанных с ней функций. Четкое понимание роли каж­дой функции и ее зависимости от других является базой орга­низационной структуры и методов управления.

Структура управления библиотекой — целостная упорядо­ченная совокупность относительно самостоятельных частей (подразделений) управления, находящихся в силу взаимодей­ствия в определенных взаимоотношениях. Структура взаимо­увязывает различные функции управления в соответствии с целями и задачами деятельности библиотеки. Организацион­ная структура и функции взаимосвязаны и взаимозависимы. Изменение состава функций управления или усиление некото­рых из них приводят к соответствующим изменениям в органи­зационной структуре управления, и, наоборот, изменения структуры требуют уточнения или изменения организации выполнения конкретных функций управления. В рамках струк­туры реализуются методы управления, работают кадры, тех­ника, осуществляются процессы управления, принимаются и реализуются управленческие решения.

Метод управления — это способ осуществления управляю­щего воздействия или способ реализации (достижения) целей управления библиотекой, т. е. способ осуществления функций управления. Различные методы управления по-разному


участвуют в этом осуществлении. Функции выступают в ка­честве основы, внутреннего момента содержания методов управления. Основные группы методов управления (организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические) тесно взаимодействуют, дополняя друг друга. Их различие и особенности нельзя доводить до безоговорочно­го противопоставления, ставить между ними перегородки. Поскольку существует множество факторов как в самой би­блиотеке, так и во внешней среде, не может быть одного, "лучшего" метода управления библиотекой. Самым эффек­тивным методом в конкретной ситуации является метод, кото­рый более всего соответствует данной ситуации.

Активизация человеческого фактора достигается разными путями: косвенным — через удовлетворение материальных (экономических) интересов, а также прямым воздействием ор­ганизационно-административных методов. Поэтому эффек­тивного результата в работе библиотеки можно достичь лишь при умелом использовании социально-психологических мето­дов в единстве с экономическими и организационно-административными.

В библиотечной практике не всегда соблюдаются требова­ния системного, целостного подхода к управленческой дея­тельности. Каждая область и часть системы управления высту­пает сама по себе, как нечто целое и в себе замкнутое, вне общего контекста и связи. Нужно понять управление библио­текой как единый и целостный процесс, где каждая часть рабо­тает на другую в тесной связи с ней. Отдельные проблемы управ­ленческого процесса — не самостоятельные единицы, складывающиеся в простую арифметическую сумму. Они объеди­нены не механически, а органически, как части и стороны единого управленческого процесса.

Важным требованием системного подхода является обеспе­чение соответствия элементов и подсистем библиотеки друг другу. Оно выражается в согласованности всех сторон (процессов) библиотечной деятельности, сбалансированном развитии библио­течных ресурсов в соответствии с основной целевой функцией — наиболее полным удовлетворением информационных потребно­стей. Управление библиотекой невозможно без сознательного установления и поддержания определенных пропорций функцио­нирования различных ее подсистем (соответствие структуры би­блиотечных ресурсов структуре информационных потребностей; соответствие формирования и использования фондов, технологи­ческого процесса предметам труда, библиотечной продукции и


услугам; соответствие квалификации работников технологи­ческому процессу и др.). Управление этими и другими пропор­циями ставит задачи определения информационных запросов потенциальных и реальных пользователей библиотеки, рацио­нальной структуры библиотечных ресурсов и необходимого объема, а также выбора наиболее эффективных форм и мето­дов информационно-библиотечного обслуживания и органи­зации технологических процессов.

Эти пропорции — не застывшая, статичная категория. Они имеют динамичный характер, постоянно изменяются. Следова­тельно, необходимо обеспечивать не только рациональные пропорции в каждый конкретный момент, но и надлежащие временные характеристики их развития, взаимообусловлен­ность одних изменений в структуре библиотечных пропорций другими. Так, изменения в материально-технической базе би­блиотеки (внедрение автоматизации, использование новых, небумажных носителей информации) вызывают изменения в структуре кадров, их знаний и умений, в структуре фондов, в содержании и организации библиотечной технологии. Без учета данной тенденции, когда каждое изменение объема и структуры библиотечных ресурсов становится возможным благодаря наличию других сдвигов, обеспечивающих эти из­менения, не могут быть обеспечены структурная сбалансиро­ванность всех элементов библиотеки, их пропорциональность и максимальная эффективность взаиморазвития.

Тесная взаимозависимость отдельных элементов библиоте­ки означает, что как позитивные, так и негативные процессы по мере своего развития взаимодействуют, все более превра­щаются во взаимный комплекс, управлять которым возможно лишь целиком, а не по частям. В этих условиях источником эффективной деятельности библиотеки становится согласо­ванность интересов и действий структурных подразделений. Поэтому основу управления составляет выявление и оценка уровня (степени) их согласованности, т. е. сравнение интересов с точки зрения направленности их на общие цели библиотеки.

Вся система методов, показателей, рычагов, стимулов дру­гих компонентов управленческого механизма призвана объ­единить интересы библиотечного работника с интересами подразделения, а интересы последнего — с общими интересами библиотеки. Это согласование производственных интересов на основе единого общебиблиотечного подхода является "сквозным" принципом управленческой деятельности. При нарушении этого принципа, деформации любого элемента


библиотеки неизбежно нарушаются целостность и работоспо­собность системы управления.

В системе управления библиотекой осуществляется взаимо­отношение управления и самоуправления, т. е. взаимоотноше­ние между внешним и внутренним воздействием на ее деятель­ность. Библиотечный коллектив не только выполняет полученные задания, но и управляет своей деятельностью. По­нять управление без связи с библиотечной деятельностью не­возможно. Если нет деятельности, нет управления. При этом управление не находится вне библиотечной деятельности и не воздействует на нее как нечто постороннее. Оно входит в со­став деятельности и является ее необходимым атрибутом и функцией. Из этого следует, что нельзя навязывать библиотеке извне "чужую", "инородную" программу деятельности, нельзя освободить ее от необходимости самой вырабатывать такую программу. В результате процесс управления библиотекой выступает как процесс самоуправления своей деятельностью.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных