Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 1. Предмет и задачи курса Безопасность жизнедеятельности.




Костанайский филиал

Кафедра социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

 

 

УТВЕРЖДЕНО

заседанием кафедры СГЕНД

Протокол № ____ от «____» ________ 20__ г.

 

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

 

 

Костанай 2016 г.

 

Краткий конспект лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» составлен:

Лаврецкой Ириной Александровной, старшим преподавателем кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

 

 

Краткий конспект лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» обсужден на заседании методической комиссии кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

 

Протокол № ___ от «____» _________ 20__ г.

 

Председатель метод. комиссии __________________ И.А.Волошина

 

 


Краткий конспект лекций

Тема 1. Предмет и задачи курса Безопасность жизнедеятельности.

Цель занятия: Ознакомление с основными понятиями курса, идентификация опасностей.

1. Влияние темпов научно- технического прогресса на безопасную жизнедеятельность людей.

2. Основные понятия и термины в курсе безопасной жизнедеятельности.

3. Характеристика ЧС и их генезис, классификация.

4. Организация единой государственной системы по обеспечению безопасности в ЧС.

 

Ключевые слова: Опасность, безопасность, чрезвычайная ситуация, авария, катастрофа, стихийное бедствие.

 

1 вопрос. Научно-технический прогресс не только способствовал повышению производительности труда, росту благосостояния общества, но и привел к появлению большого количества новых угроз для отдельного человека и для цивилизации в целом. В современной техносфере формируются новые негативные факторы; условия труда, и жизни человека значительно превышают адаптационные, физиологические и психологические возможности организма. По мере ускорения темпов технического прогресса воздействие хозяйственной деятельности человека на природу становится все более разрушительным. Поэтому проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности человека становится все более актуальной. Настало время задуматься о путях и возможностях поддержания качества среды обитания на уровне, необходимом для сохранения здоровья людей и устойчивого существования всех земных живых популяций. Иначе человечество окажется перед фактом возникновения в природе необратимых процессов глобального масштаба, приводящих к гибели всего живого.

Роль школы и вузов состоит в том, чтобы подготовить граждан не только к выживанию в условиях нарастающих техногенных опасностей, но и к освоению новой культуры безопасного поведения, основанной на ресурсо и здоровьесберегающих технологиях, бережном отношении к окружающей нас природной среде.

Решение проблем безопасности жизнедеятельности человека и общества требует активной позиции молодежи, развития гражданского самосознания, готовности к добровольному ограничению некоторых индивидуальных прав и свобод во имя общей безопасности. Это возможно только в обществе, организованном на принципах демократии, дисциплины, законности и культуры безопасности, реализация которых возможна лишь на основе массового изучения и освоения культуры безопасного поведения и воспитания, охватывающей все ступени образования – от дошкольного воспитания до системы повышения квалификации и переподготовки кадров.

В предлагаемом пособии рассмотрены источники возникновения техногенной опасности, методы их предупреждения, предотвращения и ликвидации, освещены основные вопросы технической безопасности в сфере коммунальных и бытовых проблем. Изучение курса позволяет студентам получить систематизированное представление об опасностях техногенного характера и их прогнозировании, научиться оценивать их влияние на жизнь и здоровье человека, усвоить алгоритмы безопасного поведения с учетом складывающихся условий и возможностей.

2 вопрос. В любой научной и учебной дисциплине существенное значение имеет терминологический аппарат. БЖД оперирует рядом таких понятий. Определим основные из них:

Безопасность жизнедеятельности — это область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявления и способы защиты от них. В определении существенны три момента: опасность, человек, защита.

Опасность — центральное понятие БЖД, под которым понимаются явления и процессы, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно.

Опасность — это следствие воздействия на человека некоторых факторов обитания. При несоответствии этих факторов характеристикам чело века как биологического объекта возникает феномен опасности. При детальной декомпозиции деятельного процесса можно выделить два вида неблагоприятных факторов воздействия среды обитания на человека.

Вредный фактор — такое воздействие на человека, которое в определенных условиях приводит к постепенному ухудшению состояния здоровья заболеванию или снижению работоспособности.

Опасный фактор — воздействие на человека, которое в определенных условиях приводит к травме или другому внезапно резкому ухудшению здоровья.

Приведенные определения опасных и вредных факторов справедлив: для их проявления в процессе любой деятельности человека (в производственной, бытовой и природной среде).

Опасные и вредные факторы особо высокой интенсивности в условия чрезвычайной ситуации (авария, катастрофа и т.д.) часто называют поражающими факторами.

По характеру взаимодействия с человеком указанные факторы можно разделить на активные и пассивные, при этом активные подразделяются зависимости от их природной основы, а пассивные — от особенностей способа их активизации

Факторы характеризуются потенциалом (уровнем), качеством, временем существования или воздействия на человека, вероятностью проявления размером зоны действия.

Потенциалом определяется количественная сторона фактора (уровень шума, концентрация вредных веществ, напряжение электрического тока и т.д.).

Качество отражает специфические особенности фактора, влияющие н, организм человека (частотный состав шума, дисперсность пыли, род тока и т. д.).

Пространство, в котором постоянно действует или периодически возникают опасные и вредные факторы, принято называть опасной зоной

Опасные зоны по пространственным характеристикам могут быть локальными и развернутыми, а по времени постоянными и временными.

Материальные объекты, являющиеся носителями опасных и вредных факторов, называются источниками опасности.

Деятельность — форма активного отношения человека к окружающему миру. Всякая деятельность включает цель, средство, результат и сам процесс деятельности.

Безопасность — состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасности.

Риск — количественная оценка опасности, определяется как частота или вероятность возникновения неблагоприятного с точки зрения безопасности события.

Среда обитания – окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Экология – наука о доме. В экологии главное не изучение существ, а изучение состояния среды обитания и процессов взаимодействия существ со средой обитания. Объектами экологии являются биосфера, экосистемы, сообщества (биоценоз), популяции организмов, биотоп.

Жизнедеятельность – это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека

Вопрос. Существуют различные классификации чрезвычайных ситуаций исходя из характера возникновения (генезис) чрезвычайной ситуации. Очень часто чрезвычайные ситуации характеризуются в отношении их преднамеренности. При таком подходе вся совокупность рассматриваемых ситуаций распадается на два типа: преднамеренныеи непреднамеренные чрезвычайные ситуации. Происхождение чрезвычайной ситуации может также рассматриваться в отношении ее естественности. При этом подходе все чрезвычайные ситуации подразделяются на три типа: искусственного происхождения, или антропогенные (включая техногенные), естественного (природные) и смешанного происхождения, или при-родно-антропогенные.

По масштабу распространения чрезвычайные ситуации классифицируют на: локальные (объектные), местные, региональные, национальные и глобальные. В понятие масштаба распространения входят не только размеры территории, на которой возникла чрезвычайная ситуация, но и ее косвенные последствия (нарушение связи, систем водоснабжения и водоотведения, необходимость ремонта или разборки поврежденных зданий и сооружений и др.), а также тяжесть этих последствий, которую оценивают по затрате сил и ресурсов, привлеченных для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Локальные чрезвычайные ситуации возникают на отдельных объектах народного хозяйства (предприятиях, промышленных очистных сооружениях, складах и хранилищах и др.). Последствия чрезвычайных ситуаций на данных объектах устраняются собственными силами и за счет своих ресурсов.

К местным чрезвычайным ситуациям относят такие, которые возникли в населенном пункте, городе, в одном или нескольких районах, а также в пределах области. Устранение их последствий производится с привлечением ресурсов области.

Региональные чрезвычайные ситуации занимают территорию нескольких областей или экономического района; национальные – охватывают территорию нескольких экономических районов, но не выходят за пределы государства; глобальные - чрезвычайные ситуации распространяются и на другие государства. Соответственно устранение перечисленных последствий осуществляется за счет субъектов Российской Федерации, государства в целом или международного сообщества (при глобальных чрезвычайных ситуациях).

4 вопрос. Впервые в стране постановлением Правительства РФ № 261 от 18.04.1992 г. «О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях», была создана система, которая предназначалась для предупреждения ЧС в мирное и военное время, а в случае их возникновения – для ликвидации последствий; обеспечения безопасности населения; защиты окружающей среды и уменьшения ущерба народному хозяйству.

С декабря 1994 года основополагающим документом, регламентирующим и определяющим общие для РФ организационно - правовые нормы в области защиты граждан, всего земельного, водного, воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды, является Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21.12.1994 г.

Во исполнение его принято постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. № 1113 «О Единой Государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Данным постановлением утверждено Положение о РСЧС. Положение определяет принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также регулирует основные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Определение безопасности жизнедеятельности.

2. Цели, задачи курса БЖ. Предмет изучения.

3. Чрезвычайные ситуации. Классификация.

4.Влияние темпов НТП на безопасность жизнедеятельности людей.

 

Литература:

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник /Под ред. Э. А. Арустамова.- М.: Дашков и К, 2008.- 454 с. – Гриф УМО

2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник /Под. ред. Л. А. Михайлова.- 2-е изд.- СПб.: Питер, 2008.- 461 с.- Гриф УМО

3. Алексеенко В.А., Матасова И.Ю. Основы безопасности жизнедеятельности. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. -318 с.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных