Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Приложение 4. Стереотипы российского дискурса детства




 

Из результатов этапа «сканирования»:

 

По итогам анализа дискурса темы «детство» в России было выделено несколько базовых стереотипов, которые в настоящее время задают отношение к детству в российском обществе:

 

· Родители любят своих детей.

Родительская любовь заложена природой на уровне инстинкта – это тайна природы, недоступная разуму.

Опросы экспертов показывают, что реальное положение дел состоит в том, что родители в большинстве своем равнодушны к своим детям и воспринимают воспитание своего ребенка скорее как обязанность. Любовь же проявляется в основном в критических или экстремальных ситуациях (болезнь, аварийная ситуация, поступление в ВУЗ и т.д.), не превращаясь в инструмент повседневного воспитания.

О желанных и нежеланных детях в России: Независимым Институтом социальной политики в рамках международной исследовательской программы «Поколения и гендер» в 2007 году было проведено исследование, результаты которого показывают, что лишь 58% беременностей наступают желанно и вовремя, что означает, что более 40% детей в России появляются на свет не запланировано и нежеланны своими родителями (аборты считаются отдельно).

· Каждый ребенок нуждается в постоянном присмотре и контроле взрослого.

Без взрослого ребенок становится неуправляемым и неизвестно, что там с ним происходит (и это плохо).

 

Это не так, поскольку когда ребенок находится под присмотром взрослого, он вынужден соблюдать правила и порядки, которые устанавливает взрослый. Собственно же воспитание происходит в зонах, находящихся вне контроля взрослых (двор, улица, детские сборища и проч.).

По итогам исследования, проводимого под руководством Е.Б. Мизулиной, около 60 тысяч детей ежегодно в России по неизвестным причинам уходят из дома. Результаты этого анализа показывают лишь тот процент ухода ребенка из семьи, который был зафиксирован по итогам заявления родителей в милицию. При этом исследований, которые бы фиксировали количество детей, по факту уходящих из дома (причины могут быть самые разнообразные – ссоры, невозможность совместного с родителями существования и т.д.) и возвращающихся только на ночь, не проводится.

· Все дети одинаковые.

Те, кто развиваются быстрее или медленнее – это исключения, одни – вундеркинды или таланты, другие подлежат коррекции.

 

В условиях современного общества даже по отношению к взрослым невозможно сказать, что они одинаковые. Дети же еще сильнее отличаются. Данный стереотип имеет свое происхождение из устаревшей системы воспитания и подготовки детей, когда дети полагались одинаковыми.

 

По итогам анализа психологической литературы и интервьюирования с экспертами в области возрастной психологии было выяснено, что в настоящее время по отношению к детям действуют нормы, которые были разработаны в психологии в 1975 году. С того момента никаких изменений норм не происходило. Такая ситуация приводит к тому, что в настоящее время проводятся обследования детей, согласно которым 60% детей имеют отклонения от нормы (1975 года) и подлежат различным формам коррекции.

· Дети должны жить в семьях. Они растут в семьях.

В зависимости от этого происходит деление детей на благополучных (тех, кто растет в семье) и неблагополучных (вырастают вне семьи).

Это не так. Семейная структура резко тормозит развитие детей. В развитых странах дети вырастают в многообразной среде различных воспитательных сообществ, клубов, детских организаций и др.

 

Различные исследования показывают, что 50% российских детей живут с одним родителем, а основное воспитание (особенно в школьном возрасте) дети получают вне семьи. В школьном возрасте ребенок проводит в семье лишь 10-15 % активного времени.

· Дети должны воспроизводить взрослых.

Дети должны разделять ценности своих родителей и их представления о жизни.

В современном изменяющемся мире, когда взрослые несколько раз за время своей жизни меняют профессию, способ жизни и становятся другими, данный стереотип становится бессмысленным. Несмотря на это он продолжает служить основанием для системы образования, для разработки законодательной базы и т.д.

 

Кроме того, данный стереотип нередко приводит к тому, что взрослые начинают запрещать детям новинки и инновации, которые не могут освоить сами (новинки в области современных технологий, инновации сети интернет, инновации в области компьютерных игр и т.д.).

· Родители знают, как воспитывать своих детей.

Это обусловлено их природой и тем, что у них есть жизненный опыт.

Данный стереотип был верен в традиционном обществе, когда люди жили большими семьями, а дети участвовали в воспитании младших братьев и сестер. В современном обществе, когда процент традиционных семей составляет лишь малую долю среди других форм семейной жизни, чаще имеет место семья с одним ребенком, а в семьях с несколькими детьми старшие дети редко участвуют в воспитании младших, данный стереотип становится абсолютно неверным. В современном обществе дети, вырастая, чаще всего не знают как воспитывать своих детей, а будущее поколение вырастает скорее вопреки взрослым, чем в соответствии с их схемами организации.

 

По итогам экспертного интервьюирования и исследования обсуждений на различных родительских форумах было выяснено, что большинство родителей не знают, как обращаться с подрастающими детьми. Это связано с некомпетентностью родителей в вопросах воспитания, а существование данного стереотипа порождает страхи современных матерей относительно того, что дети вырастают "трудными" - непредсказуемыми, разговаривающими на непонятном языке и проч.

 

Резюмируя впечатления от мрачного "будущего", подготавливаемого населению России зарубежными прихвостнями - продвигателями ювенальной системы, можно сказать, что проект в целом продиктован желанием отформатировать сознание будущих поколений. Для этого, по мнению авторов данной методики, надо будет сформировать из детей, изымаемых у родителей, а также детей, обучаемых в типовых государственных образовательных учреждениях, ублюдочных человеко-существ без исторической памяти и нравственных ориентиров, не способных на реальную самозащиту, на отстаивание общегуманных семейных и патриотических ценностей, на противостояние вызовам завтрашнего дня...

 


[1] Подробнее о результатах этой работы см. Приложение 1 «Где мы еще не опоздали».

[2] Подробнее о результатах этой работы см. Приложение 1 «Россия и современность».

 

[3] Об исследованиях и дорожной карте можно посмотреть на сайте www.intel.com в разделе «технологии»

[4] Более подробно о Методе Форсайта можно прочитать в Приложении 2 «Технология форсайта».

[5] Бишоп Питер и Энди Хайенс «Думая о Будущем» - Thinking about the Future: Guidelines for Strategic Foresight

[6] Более подробно о дорожных картах можно прочитать на сайте фонда «Мое поколение» http://www.moe-pokolenie.ru/

[7] http://foresight.hse.ru/

[8] Бишоп Питер и Энди Хайенс «Думая о Будущем» - Thinking about the Future: Guidelines for Strategic Foresight

[9] http://www.millennium-project.org/

[10] Речь не только о фантастических романах, много работ по футурологии, по выделению современных тенденций, книг-сценариев будущего.

[11] Питер Бишоп и Энди Хайенс «Думая о Будущем» - Thinking about the Future: Guidelines for Strategic Foresight.

[12] См. Приложение 3 «Статистика по теме семья».

[13] Независимым Институтом социальной политики в рамках международной исследовательской программы «Поколения и гендер» в 2007 году было проведено исследование, результаты которого показывают, что лишь 58% беременностей наступают желанно и вовремя, что означает, что более 40% детей в России появляются на свет не запланировано и нежеланны своими родителями (аборты считаются отдельно).

[14] Дискурс – понятие, которое используется для анализа социокультурных феноменов. Феноменов, которые формируются в зависимости от того, какие в обществе распространены представления. Представления формируют те или иные объекты социальной жизни и структурирующие способы действия и понимания, которые применяются по отношению к ним, определяя границы допустимого или недопустимого действия и размышления.

[15] ЮНИСЕФ инициировал программу «Children Friendly Cities». Более подробно с ней можно ознакомится на сайте http://childfriendlycities.org

[16] См. Приложение 4 «Стереотипы российского дискурса»

[17] Данный термин был введен специально, чтобы создать возможность обсуждения практики родительства, а не конкретных родителей.

[18] Подробнее о семинарах можно прочитать на сайте фонда «Мое поколение» http://www.moe-pokolenie.ru/

 

[19] ГК «РОСНАНО» объявила о том, что подобная карта будет сделана (ну, ещё бы... разве кто сомневался?!)

[20] Данные опираются на статистику, проведенную рабочей группой Е.Б. Мизулиной. Более подробно статистику можно посмотреть во Врезке 4 «Статистика по теме семья».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных