ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПОЧТИ КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ
Подойдя к пианино, первым делом снимите обе филенки и, ухватив его за "морду", с силой покачайте вверх-вниз. К сожалению, шатающаяся "морда" - не редкость, особенно у инструментов 70-х - 80-х годов, у которых она держится лишь на 4-5 шурупах и клее поверх полировки. Снимите клавиатурный брусок, бакенклетцы, выньте механику. Штульрама обычно лежит на металлических уголках, прикрепленных к "морде", а сзади двумя шурупами притянута к ушкам на чугунной раме. В некоторых конструкциях приходится снимать еще и болт для установки механики вместе с брусочком, в который он ввернут. Сняв штульраму, можно добраться до "морды". Перед тем, как ставить ее на место, обдерите полировку, чтобы клей лучше держался. Если шуруп проворачивается в своем гнезде, вставьте в гнездо деревянную пробку. Шатающийся цокольный пол укрепить не сложно - снять, посадить на место с клеем на шурупы. Но для этого надо опрокинуть пианино. Вместо этого можно подставить брусок между полом пианино и полом квартиры. Осмотрите внимательно деку. На небольшие трещины внимания можно не обращать, но если дека отошла от рипок, или отклеилась от футора, это приведет к глухому звучанию отдельных участков диапазона, а также к различным посторонним призвукам. Большинство считает причиной трещин неаккуратную перевозку, но на самом деле гораздо чаще они появляются из-за сквозняков, сырости, излишней сухости и прочих климатических катаклизмов. Закручивать шуруп в деку бесполезно: дерево мягкое, держаться не будет. Просверлите рипки насквозь вместе с декой сверлом ~2мм. Затем вверните шурупы в отверстия со стороны деки. Количество и местоположение шурупов определяется размером трещин. Чтобы не очень мешали струны, можно их раздвинуть и вставить между ними деревянный брусочек. Подготовив все и наживив шурупы, промажьте трещину клеем ПВА и затяните шурупы окончательно. Если деку выгнуло так далеко от рипок, что требуется большое усилие для того, чтобы поджать ее, и шурупы вырываются из дерева, вместо них можно взять шпильки или длинные винты с резьбой м4-м5 с большими шайбами. На звучание они почти не повлияют. Штег отклеивается от деки, к счастью, не часто. Дискантовый штег за свою "карьеру" я не клеил ни разу, у басового, бывало, приходилось клеить мостик - доску, через которую басовый штег соединяется с декой. Для этого надо снять со штифтов на чугунной раме все басовые струны, ослабив их на вирбелях на 2-3 оборота. Устанавливая штег на место, не сместите его, иначе натянутые струны оторвут его от деки. Натяните временно вместо струны веревочку, проследите, чтобы перегиб на обоих штифтах штега был примерно одинаковым. Чтобы струны прижимали штег к деке, они должны иметь на штеге некоторый перегиб в плоскости, перпендикулярной деке (рис.1). Иначе нарушается передача звука. Перегиб - буквально несколько градусов - можно заметить, приложив стальную линейку к струне напротив штега. Можно еще терпеть отсутствие перегиба, но если он - в другую сторону - штег отрывается от деки, дека от рипок. Для ремонта надо снять механику и клавиатуру со штульрамой, положить пианино "мордой" кверху, ослабить все струны, на пару оборотов выкрутить могучие шурупы, крепящие чугунную раму к футору, те, что крепят низ - вывернуть совсем, извлечь деревянные шайбы, что между рамой и декой, вставить другие, меньшей толщины, закрутить шурупы и т.д. Одним словом - легче найти мастера. К счастью, это бывает крайне редко. Механика. Каждая стойка крепится в двух местах: снизу сидит на болте, ввернутом в штульраму, сверху фиксируется болтом, ввернутым в футор. Если по каким-то причинам штульрама проседает, механика повисает на этом болте, лишаясь опоры снизу. Надо или выкрутить нижний болт, или подогнуть верхний большим ключом сантехника. Можно это сделать и при помощи ударов молотка. Только будьте осторожны с молотком: болт сделан из твердого, но хрупкого металла. Неожиданно легко можно отбить резьбовую часть болта. Каким болтом манипулировать, верхним или нижним? Постарайтесь определить, как механика стояла раньше. Слева - по положению демпферов; при неправильной высоте механики все демпферы смещены относительно струн и, следовательно, одну из струн хора глушат хуже или вообще не глушат. Справа - от положения механики по высоте и, соответственно, места удара молотков по струнам, в немалой степени зависит тембр. При небольшой длине дискантовых струн пара миллиметров ошибки в выборе положения механики очень ухудшают звук. Не поленитесь, попробуйте несколько вариантов, каждый раз чуть меняя высоту нижнего болта (на 1/2 - 1/4 оборота) и запоминая звучание. Выберите наиболее понравившийся вам вариант. В итоге механика должна враспор вставляться между верхним и нижним болтами. Расстояние между молотком и струной - штайнунг (Steinung - подъем; у рояля молотки движутся снизу вверх). У подавляющего большинства отечественных инструментов механика рассчитана на штайнунг 50мм. (В дискантах допустимо до 45мм). К сожалению, не всегда на фабриках обращают на него внимание. Помимо того, что штайнунг влияет на тембр, от него зависит глубина клавиатуры. Регулировать штайнунг было бы просто - вворачивая-выворачивая болт, на котором крепится механика, - если бы он не был изогнут. На целое число оборотов его повернуть еще можно, а если на пол-оборота - придется гнуть его, совмещая с отверстием в ушке стойки. Хорошо еще, эта операция проводится один раз в жизни. Немного увеличить штайнунг можно, подложив шайбу соответствующей толщины между гаммербанком и рулейстиком. Отклонения от нормы в несколько мм можно еще терпеть, если не предъявлять к инструменту высоких требований. КАК УКРЕПИТЬ СТРОЙ
Если струны приходится часто подтягивать, и колки слишком свободно крутятся, пора укреплять строй. Как? Самое простое – настраивать инструмент на полтона – тон ниже. За счет уменьшения натяжения струн долговечность строя увеличится. Правда, тембр ухудшится, а необходимость в ремонте не исчезнет, а лишь на время отодвинется. Кроме колков причиной недержания строя может быть отклеивание вирбельбанка от футора. На футор под крышку пианино наклеено зеленое сукно, чтобы увидеть вирбельбанк сверху, надо его оторвать. (подклеить на место - не проблема, а то и так полежит. Чтобы заклеить трещину, надо ослабить все струны, заменить шурупы, крепящие верх чугунной рамы на шпильки диаметром 10-12мм., просверлив футор насквозь, может быть, добавить еще пару шпилек. Стянуть, залив трещину клеем. Косвенное проявление такой трещины: настраиваете "ля" по камертону, подтягиваете все остальные струны, а ля уже не ля, а ля бемоль. 1. Подбивка колков. Забиваете вирбель на несколько миллиметров. Ни в коем случае не бейте молотком по колку. Изготовьте заколотку - стержень с углублением на торце. Между задней стенкой пианино напротив того места, по которому бьете и стеной надо враспор поставить брусок. Правда, большинство настройщиков скажет, что никакой доски не ставят, и ничего не происходит. Во-первых, вирбельбанк не обязательно треснет, а во-вторых, кто эту трещину замечает... (см. раздел "покупка"). Подбивка колков - самое простое мероприятие, но и самое недолговечное. Через несколько лет (через сколько именно - зависит, главным образом, от квалификации настройщика) потребуются более радикальные меры. 2. Замена колков. Снимаете струну, выкручиваете вирбель, берете другой - большего диаметра (т. наз. ремонтный колок), забиваете его, ставите струну. Ремонтные колки можно приобрести на фабрике по ремонту фортепиано. Для современных малогабаритных инструментов в качестве ремонтных подходят колки от старых черных отечественных пианино выпуска 60-х годов. 3. "Заплатка". Снять струну, выкрутить вирбель, в гнездо вставить одну-две полоски букового шпона шириной с диаметр гнезда, длиной чуть больше его глубины (40-50мм). Забить колок. 4. Пропитать гнездо густым раствором канифоли в спирте. Просушить, забить колок на место. Сам не пробовал, но говорят, неплохо помогает. 5. С клеем забить в гнездо буковый "карандашик" диаметром 10мм. Просверлить в нем отверстие 5,5мм, забить колок. 6. Сменить вирбельбанк. Сами не сделаете, только на фабрике, да и то стоит связываться, если ваш инструмент - не ширпотреб, иначе выгоднее купить новый. Но способ - самый радикальный.
ВЫБОР ПРИ ПОКУПКЕ
Собираясь приобрести пианино, лучше всего дать объявление в газету: редко кто представляет, сколько может стоить подержанный инструмент, и, тем более, объективно оценить его состояние. Поэтому среди многих откликнувшихся на ваше объявление вполне могут встретиться владельцы замечательного инструмента в неплохом состоянии, просящие за него меньше, чем кто-то за откровенные дрова. Покупая ребенку инструмент, родители, как правило, обращаются за помощью к "специалистам" - педагогам ДМШ. Те в лучшем случае могут сыграть хроматическую гамму, что-нибудь из классики и глубокомысленно заявить нечто вроде: "Звук хороший… Но, конечно, настройка требуется, и соль-диез второй октавы западает." Пользы от такой информации никакой. Тембр зависит от регулировки и интонировки, а западание клавиши устраняется обычно за несколько минут. В то же время, на дефекты, которые проявятся несколько позже, внимания никто не обращает. Чтобы не раскаиваться в неудачной покупке, будьте бдительны.
Несколько вещей, на которые нужно обращать внимание: 1. Осмотрите вирбельбанк. Забитые до упора колки – близкий капремонт, укрепление строя. Трещины в вирбельбанке - еще хуже. (Мелкие трещинки возле вирбелей бывают почти всегда. Они не страшны. Я говорю не о трещинках, а о ТРЕЩИНАХ.) Чугунные рамы бывают двух видов: У первых один большой вырез на весь вирбельбанк, у вторых - панцирных - каждый колок в своем отверстии. Панцирные не дают вирбельбанку раскалываться, поэтому предпочтительнее. Спросите у хозяев, часто ли у них бывал настройщик. Чем реже - тем лучше, колки сохраннее. Большая, хоть и редкая неприятность - вирбельбанк отклеился от футора. На него сверху наклеено сукно; чтобы заметить трещину, сукно надо оторвать. Это Вы можете сделать на своем пианино, вряд ли Вам разрешат "портить" чужой инструмент. Попросите у хозяев иголку, трещину можно нащупать и сквозь сукно. 2. Штеги. Особенно басовый. Трещины возле штифтов, если они неглубокие, проживут долго, а поглубже, да еще и при неидеальной погоде? Бывают штеги со штифтами, расположенными "змейкой", в два ряда. Они намного прочнее. 3. Есть ли перегиб струны на штеге перпендикулярно плоскости деки, точнее, нет ли перегиба в обратную сторону? (рис. 1) 4. Разболтанные капсюли. Покачайте молотки. Если качаются - определите, что это: то ли надо просто подтянуть шуруп, крепящий капсюль, то ли капсюль разношен, и потребуется долгая и трудоемкая перештифтовка, а то и замена узла. То же самое - с фигурными узлами. (На демпферные нагрузка меньше, они, как правило, служат дольше) Один из признаков скорого ремонта - вылезающие из капсюлей штифты. 5. Вы уже знаете, как неузнаваемо можно изменить тембр инструмента его регулировкой. Играя на пианино, к которому наверняка сто лет никто из мастеров не подходил, Вы услышите не настоящий его звук, а сегодняшнее состояние механики. Умение представить, как будет звучать этот инструмент после регулировки, - дело наживное. Послушав несколько разных инструментов, Вы почувствуете необъяснимую симпатию к какому-то из них. Не бойтесь довериться своему чутью. 6. Приподняв клавиши, взгляните на друкшайбы. Они - самая вкусная часть пианино, именно их чаще всего ест моль. Вид суконной трухи и останков моли обычно производит на хозяев сильное впечатление и заставляет снизить цену. 7. Пошатайте "морду" пианино, посмотрите, нет ли трещин на деке, пошевелите молотки - нет ли отклеившихся. Все это - последствия нехорошей погоды в доме. Если Вы увидели, что предстоит немало клеить, Вас ждет не один, а два ремонта: то, что пока еще еле-еле держится, в недалеком будущем отпадет. 8. Поинтересуйтесь у хозяев, ставят ли они в инструмент банку с водой. Некоторые настройщики настоятельно рекомендуют это делать. Совет варварский. Представьте, что у Вас в квартире рассохся дощатый пол. Вы вызываете плотника, а он советует поливать пол водой. Самое смешное, что щели действительно исчезнут... Хорошо еще, что многие забывают регулярно подливать воду, и банка стоит сухой. Но и ржавые струны, расклеившиеся молотки - увы - тоже не редкость. 9. Замерьте штайнунг. Если его надо менять - следом за этим тянется полная регулировка. 10. Отделка корпуса практически не влияет на тембр. Внешний вид - дело полностью Ваше, советовать ничего не буду. Можете менять лак, красить пианино чем угодно, вырезать на нем узоры и т. д. Здесь Вам лучшим советчиком будет не настройщик, а столяр-краснодеревщик. ПРАВИЛА УХОДА
Чтобы эта книжка требовалась пореже, надо соблюдать несложные правила ухода за инструментом. 1. Инструмент должен находиться в максимально неизменных условиях: температура 200 С, влажность 50 %. Конечно, Вы живете не в термостате, но и в обычной комнате можно обеспечить подходящие условия: выбрать место вдали от сквозняков, отопительных приборов и прямых солнечных лучей. В сухих помещениях воздух надо увлажнять (кстати, это полезно не только для пианино, но и для пианиста). Если у Вас нет фабричного увлажнителя, поставьте за батарею бутылочки с водой, заведите аквариум или комнатные цветы, которые Вы будете поливать. 2. Откуда-то все знают, что в инструмент надо ставить банки с водой. НИКОГДА так не поступайте! (Разве что Вы готовитесь продать его, как цыган лошадь). Про дощатый пол я уже рассказывал. 3. Ежегодно, а еще лучше – два раза в году, проводите профилактический осмотр, чистку и антимольную обработку. Это занимает совсем немного времени, намного меньше, чем ремонт. Весь осмотр, как правило, сводится к подтягиванию шурупов (особенно крепящих молоточный узел) и проверке пилотов. Вообще-то, надо проделывать весь набор работ, описанных в разделе "регулировка", но, поскольку все уже подогнуто, подкручено, остается только убедиться, что все в порядке. Лучшее время настройки и регулировки - две-три недели после начала отопительного сезона. Бывает, осенью, в сырую погоду, инструмент ведет себя отвратительно, а через некоторое время все восстанавливается само собой, даже строй. К сожалению, учебный год начинается первого сентября. Лучше потерпеть, чтобы не делать лишней работы, да еще два раза. Антимоль можно подвесить слева и справа от механики. Обязательно побрызгать каким-нибудь жидким средством флейки и друкшайбы. 4. Не роняйте пианино при перевозке. Вообще-то, вопреки всеобщему мнению, львиная доля неисправностей - последствия нехороших условий содержания, на втором месте - скрытые фабричные дефекты, а перевозка - лишь на третьем. Но если Вы уроните пианино или сильно ударите им о стенку (слабый удар инструмент выдерживает, портится лишь полировка) - я Вам сочувствую... 5. Практически невыполнимый совет: НИЧЕГО не ставьте на пианино!!! Наш домашний инструмент иногда неделями безрезультатно взывает о помощи только потому, что у меня не хватает решимости убрать кучи нот с верхней крышки...
СОДЕРЖАНИЕ
КОНСТРУКЦИЯ
ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
СБОРКА-РАЗБОРКА
РЕГУЛИРОВКА
ИНТОНИРОВКА
НАСТРОЙКА
МЕЛКИЙ РЕМОНТ
ПОЧТИ КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ
КАК УКРЕПИТЬ СТРОЙ
ВЫБОР ПРИ ПОКУПКЕ
ПРАВИЛА УХОДА
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|