Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 4 страница




2.3.6. Третий типологический признак, взятый нами за основу анализа PR-рынка, — это критерии специализированности или универсальности деятель­ности. Как мы уже говорили, большинство россий­ских PR-организаций отличаются универсальностью предлагаемых услуг С одной стороны, это связано с постепенным вхождением связей с общественностью в коммуникационную сферу, с другой — с историче­скими традициями «перестройки» маркетинговых и рекламных служб в направлении паблик рилейшнз, с третьей — с неготовностью общества к принятию чи­стых пиаровских технологий. Универсальность есть одно из главных отличий российского PR-рынка от западного, где более принята узкая специализация. Рос­сийским агентствам сегодня присуще выполнение все­го спектра услуг, связанных с рекламой, отбором и под­готовкой персонала, маркетинговыми исследованиями, консультационными услугами, выполнением традици­онных и нестандартных имиджевых акций. К универ­сальным агентствам можно отнести и большую часть информационно-рекламных структур, обеспечиваю­щих разовые акции, либо их технологические фраг­менты: пресс-конференцию, презентацию, размещение статей и др. Как правило, связи с общественностью предлагаются в качестве одной из возможных услуг наряду с рекламной, информационно-рекламной, из­дательской деятельностью. Такая ситуация особенно характерна для региональных и областных центров России, не является исключением и Санкт-Петербург В качестве примера проанализируем работу одного из самых крупных петербургских агентств подобного типа — СПН-Гранат.

Рекламно-информационное агентство СПН-Гранат было создано в 1990 году как филиал шведской фирмы «Флорман Информэйшн АВ» и свою деятель­ность начало с выпуска журнала «Ленинград Ньюс» («Санкт-Петербург Ревью»), предназначенного для рас­пространения на авиалиниях «Пулково». Сегодня это самостоятельная организация с разветвленной струк­турой и филиалом в Нижнем Новгороде. Руководит работой генеральный директор, в подчинении у кото­рого:

издательский дом, в который входят редакции "St-Petersburg Review", "Nord Exspress" (официальное из­дание Октябрьской железной дороги) и международ­ного туристического журнала "Where St-Petersburg";

отдел полиграфии, занимающийся дизайном, фото и предпечатной подготовкой;

отдел комплексного рекламного обслуживания, состоящий из творческого сектора, медиапланирования, дизайн-студии, сектора работы с клиентами и директ-маркетинга;

отдел наружной рекламы, предлагающий произ­водство и размещение конкретного рекламного про­дукта;

отдел PR, в состав которого входят информаци­онный сектор, сектор PR-кампаний и сектор по работе с клиентами.

Организационная структура агентства предпола­гает в равной степени осуществление многопрофиль­ных рекламных, информационно-рекламных работ, мероприятий по связям с общественностью, приори­тет которым отдается в зависимости от предложений и интересов заказчика. За 8 лет своего существования в активе СПН-Гранат более 150 профессиональных акций. К наиболее крупным из них относятся откры­тие петербургского представительства концерна "Svedala", салонов «Мерседес-Бенц», «Аксель Моторс», Volkswagen, ПР-обслуживание компаний «Се­веро-Западный GSM», «КАМАЗ Северо-Запад», "Littlewoods", фабрики им. Крупской, «Санкт-Петер­бург Телеком» и ряда других.

Среди последних заметных акций агентства мож­но назвать подготовку визита в наш город руководства концерна «Лукойл» и подписание соглашения с Пра­вительством Ленинградской области, мероприятие в Перми по случаю открытия представительства теле­коммуникационной компании "Beltel", церемонию за­кладки первого камня в основание завода «Филип Мор­рис».

Штат агентства составляют молодые люди в воз­расте 22-30 лет с высшим образованием, на постоян­ной основе работают более 70 человек, развита дого­ворная форма сотрудничества для реализации разовых проектов. Руководит проектом менеджер, именно он и ведет переговоры с каждым конкретным заказчиком. В своей листовке СПН-Гранат оглашает механизм раз­работки рекламной кампании для своих клиентов. Он включает в себя несколько этапов:

сбор информации о фирме и ее конкурентах;

проведение маркетинговых исследований;

выявление сильных и слабых сторон предлага­емого продукта;

написание плана рекламной кампании с учетом рекомендаций всех отделов;

создание концепции рекламной кампании или конкретного проекта;

медиапланирование.

Для реализации проектов агентство осуществля­ет деловые связи с основными региональными изда­ниями, общественными организациями и органами власти. СПН-Гранат стало первым петербургским агент­ством, которое вошло в состав Российской ассоциации по связям с общественностью и подписало Хартию принципов сотрудничества и конкуренции на россий­ском рынке связей с общественностью и Кодекс рек­ламной деятельности Международной торговой па­латы.

Особую группу занимают организации, выполня­ющие конкретные технологические части процесса связей с общественностью. Наиболее распространен­ными являются пресс-центры, создаваемые на базе различных информационных или общественных структур. В Петербурге это пресс-центры Союза жур­налистов, Национального Института прессы, ИТАР-ТАСС и др.

Пресс-центр ИТАР-ТАСС был организован в 1996 году в рамках крупнейшего информационного агентства Северо-Западного региона России. Сотруд­ники пресс-центра проводят пресс-конференции, «круглые столы», семинары, симпозиумы, клубные встречи. Только в течение 1997 года было проведено более 100 подобных мероприятий, а в числе клиентов значились представители Администрации города, Со­вета МПА, ГУВД, Ленинградского военного округа, завода «Балтика», Сбербанка, Совмортранса, «Дельта Телеком», «Довгань», «Бизнес Линк» и др.

Пресс-центр является самостоятельной структу­рой в рамках агентства ИТАР-ТАСС, а специфика по­следнего позволяет оперативно распространять инфор­мацию о состоявшемся мероприятии по всем возможным каналам.

Специалисты пресс-центра организуют меропри­ятия «под ключ»: определяют место и время встречи, анонсируют ее, готовят сценарий, приглашают пред­ставителей СМИ и гостей, составляют пресс-релизы и другие информационные материалы, осуществляют подборку публикаций по теме.

Паблик рилейшнз в системе социального управления

Широко развиты и подсобные услуги: организация фотосъемки, аудио- и видеозаписи, экскурсий, перевода на иностранные языки, бронирование гостиницы и обес­печение транспортом. В каждом конкретном случае раз­рабатывается концепция мероприятия, учитывающая особенности, требования и пожелания клиента.

Пресс-центр Санкт-Петербургского Союза журна­листов специализируется на проведении «фирменных дней» предприятия, включающих организацию выста­вок изделий, фотовыставок, продаж и т.п.

Российско-Американский пресс-центр (Нацио­нальный Институт прессы), как правило, приглашает к себе известных общественных и политических дея­телей, представителей науки, культуры, образования, в его стенах обсуждаются острые и актуальные про­блемы общественной и профессиональной жизни.

Наблюдаются и процессы постепенной специали­зации российских PR-агентств по конкретным сфе­рам деятельности, профилям и технологиям. Так, се­годня на отечественном рынке уже существуют агентства, отдающие приоритет политическому кон­салтингу, экономическому консалтингу и специализи­рующиеся в шоу-бизнесе. Это не исключает возмож­ности их разового участия в проектах другой сферы, но, как правило, в таких случаях они выступают в ка­честве одного из участников общей программы, либо реализуют ее отдельные технологические части.

Политический консалтинг — одна из самых по­пулярных и энергоемких ветвей российского PR-биз­неса — развит на всей территории России. Только в Петербурге насчитывается более 20 организаций (про­фессиональных команд), предлагающих подобного рода услуги желающим попробовать себя на полити­ческой арене. Мы же проиллюстрируем структуру и функции агентства политического консультирования на примере одного из самых известных в стране — «Никколо М» (Москва).

Название агентства связано с именем Никколо Макиавелли, считающегося одним из основателей по­литического консалтинга как системы знаний в облас­ти практической деятельности. В структуру агентства входят Совет директоров, специализированные депар­таменты, а также обслуживающие структуры (бухгал­терия, библиотека и т.д.).

Главным руководящим и контролирующим орга­ном является Совет директоров, в который входят 5 человек. Работу агентства осуществляют специали­сты 7 основных департаментов:

по связям с общественностью и СМИ (в задачи департамента входит координация взаимоотношений клиентов агентства со СМИ, исследование и эксперт­ный мониторинг прессы, радио и ТВ);

имидж бизнес-структур (разработка PR-стратегий для предприятий и организаций, проведение комплекс­ных исследований факторов, влияющих на имидж фирмы);

департамент психологии (психологическое асси­стирование избирательных кампаний);

группа деловых связей (содействие процессу вза­имопонимания федеральных и региональных властных элит, представителей политических и деловых кругов);

информации и анализа (техническое и информа­ционно-аналитическое обеспечение работы директо­рата, руководителей проектов и департаментов);

организационного развития и корпоративной идентичности;

маркетинговых исследований и выборных техно­логий.

Организационной особенностью «Никколо М» является то, что наряду с постоянно действующими подразделениями, деятельность обеспечивают времен­ные трудовые коллективы, создаваемые для решения какой-либо конкретной задачи.

«Никколо М» — соучредитель Ассоциации цент­ров политического консультирования (АЦГЖ), член РАСО и международных организаций: Европейской и Всемирной ассоциаций по исследованиям в области общественного мнения и маркетинга.

Перечень оказываемых агентством услуг:

разработка и проведение избирательных кам­паний «под ключ»;

политическая реклама;

комплекс методов PR;

издание книг и пособий по политическому кон­салтингу (наиболее известными из них являются «По­литиками не рождаются: Как стать эффективным по­литическим лидером», «Имидж лидера», «Психология политического консалтинга»).

Специалисты агентства используют в работе ком­плекс традиционных PR-технологий: организацию пресс-конференций, брифингов, специальных меро­приятий для привлечения интереса к политическому лидеру или общественному движению, разработку рек­ламных средств (плакатов, листовок) проводят обуче­ние, легально лоббируют интересы клиента и т.д.

Наличие в агентстве профессионалов-психологов определяет специфику политического консультирова­ния «Никколо М», выраженную в психодиагностике личных возможностей клиента и построении индиви­дуальных методов достижения лидирующих позиций, в разработке стратегии публичного поведения поли­тического субъекта, коррекции имиджа, изучении об­щественного резонанса мероприятий, проводимых в ходе политических кампаний.

Среди клиентов агентства политические партии, блоки, движения и отдельные политические деятели. Одним из самых крупных проектов агентства была работа с Борисом Ельциным на последних президент­ских выборах, после чего содиректор «Никколо М» ИгорьМинтусов получил статус «главного имиджмейке­ра» Президента. Газета «Известия» 13 апреля 1996 г от­крыто писала об этом: «Во время поездки на «Энерго-маш» в подмосковных Химках президент Б.Ельцин впервые появился в сопровождении своего имиджмей­кера И.Минтусова. Вместе с группой своих коллег-пси­хологов, политологов, аналитиков, работающих в част­ной фирме «паблик рилейшнз», Минтусов обеспечи­вает создание требуемого образа кандидата в президенты, что зависит как от складывающейся пред­выборной ситуации, так и от характера аудитории и от многих прочих составляющих».

После работы с избирательным блоком «Наш дом — Россия» во время последних выборов в Го­сударственную Думу, глава движения В.Черномырдин публично поблагодарил пиарменов, возглавлявших московский штаб. «Почти каждый пятый голосовав­ший москвич поддержал НДР, тогда как во многих дру­гих регионах это движение едва перешло пятипроцен­тный барьер. Иначе говоря, Москва помогла блоку Черномырдина „спасти лицо", ведь по всем прогно­зам столица должна была, подобно Санкт-Петербургу, отдать пальму первенства „Яблоку", а вовсе не НДР»193.

Избирательные кампании, как основа политичес­кого действия, являются объектом обслуживания и для других крупных PR-агентств. Несмотря на высокую востребованность политических консультантов, уро­вень конкуренции среди агентств очень высок, что ве­дет к их постепенной специализации, поиску собствен­ной ниши.

Так, агентство «Элла», имеющее в своей структуре научно-социологический отдел, сотрудничает с Цен­тром социологических исследований МГУ и ассоциа­циями независимых социологов, предлагает такие ус­луги, как создание информационно-аналитических политических карт, прогнозирование развития поли­тических ситуаций, исследование, анализ и монито­ринг политических персоналий, структур и процессов. Агентство «Нике» включает в перечень услуг осуще­ствление юридической защиты избирательных кампа­ний. «Альтер Эго», спецификой которого является PR-обеспечение правительственных структур, в зоне своих интересов рассматривает разрешение кризисных и кон­фликтных ситуаций в регионах, защиту интересов кли­ента в органах государственной власти и правитель­ственных учреждениях, борьбу с дезинформацией и слухами.

Любопытный опыт накоплен в агентстве «Паб­лисити ПР». Он называется «ассистированием мест­ным властям» и выражается в урегулировании их вза­имоотношений с Федеральным Правительством и местными лидерами, разграничением полномочий между центром и регионами, планированием и подго­товкой межведомственных соглашений, постановле­ний, указов.

Другую группу специализированных агентств представляют PR-организации экономического консал­тинга. В качестве примера такого агентства приведем «Имиджленд PR», по оценкам экспертов занимающий лидирующие позиции на отечественном рынке связей с общественностью. Так, еще в 1996 году по результа­там опроса участников первой «Недели PR в Москве» 25 % респондентов высоко оценили профессионализм этой фирмы.

«Имиджленд PR» предлагает услуги по следующим направлениям:

  1. создание благоприятного имиджа фирмы, това­ра или услуги;
  2. исследование мнений различных целевых групп;
  3. разработка и проведение специальных меро­приятий;
  4. организация спонсорских и благотворительных акций;
  5. разработка и реализация информационно-рек­ламных кампаний на постоянной основе;
  6. рекламный аудит (проверка эффективности рек­ламной кампании и расходования бюджета);
  7. проведение презентаций, юбилеев, торжествен­ных мероприятий, годовых собраний акционеров ит.п.;
  8. подбор материалов СМИ на заданную тема­тику;
  9. работа со СМИ.

При подборе клиентов «Имиджленд PR» отдает предпочтение компаниям, производящим и торгующим товарами повседневного спроса, длительного пользо­вания, туристическим агентствам, финансовым и стро­ительным структурам. Среди клиентов агентства «Монтажспецбанк», «Элексбанк», «Торибанк», сото­вая сеть «Би Лайн», компания «Балчуг Девелопмент», строительная фирма «Мосводоканалстрой», Министер­ство по туризму Греции, ряд иностранных фирм.

Особенностью организации экономического кон­салтинга является то, что значительная доля усилий специалистов направляется на реализацию рекламных или информационно-рекламных мероприятий.

В продвижении конкретного товара, услуги или марки PR-технологии тесно сопряжены с рекламны­ми, а в ряде случаев без использования последних до­стижение конкретного результата становится невоз­можным. Поэтому в структуре ряда агентств предусмотрены специальные рекламные отделы или группы специалистов рекламной сферы. В «Имидж-ленд PR» наряду с отделами финансового паблик ри­лейшнз и по связям со СМИ существует отдел рекла­мы и промоушн, исследований и маркетинга и аналитическая служба. Специализация в области биз­нес-PR определяет и уровень общественного взаимо­действия агентства с такими организациями, как Кон­ференция обществ потребителей, Бюро безупречного бизнеса.

Другое крупное агентство данной группы — «Пря­мая речь» — в круг своих профессиональных интере­сов включает разработки корпоративного имиджа фир­мы, товара или услуги, стратегию и тактику внутрифирменных связей с общественностью, ис­следование и проектирование маркетинговых комму­никаций.

PR-агентства начинают специализироваться не только по тематическим (политика, экономика), но и предметным признакам (вид и характер PR-меропри­ятий или технологий). Например, Международный пресс-клуб (МПК) специализируется на проведении крупномасштабных акций политического, экономичес­кого, культурного, спортивного профиля, а также на достаточном информационном сопровождении круп­ных проектов. К проводимым мероприятиям относятся выставки, пресс-конференции, приемы, презентации, деловые встречи, семинары.

В числе типичных проектов Дни регионов Россий­ской Федерации: Татарстана, Ингушетии, Кемеров­ской, Челябинской областей, — балы российской прес­сы, презентации Фонда А.Тарковского, пресс-конфе­ренции и приемы с участием мировых звезд оперного и музыкального искусства О.Богдановой, Г.Горчаковой, А.Милло, С.Лейферкуса, В.Спивакова, В.Минина.

Особенностью МПК является его функциональ­ная концепция крупномасштабного пресс-клуба, мес­та для осуществления деловой коммуникации. Эта осо­бенность определяется составом учредителей, в числе которых Союз журналистов России, «Экономическая газета», Торгово-промышленная палата России, «Со­винцентр» и некоторые другие.

В последнее время можно четко идентифициро­вать и группу специализированных агентств, предла­гающих PR-услуги в шоу-бизнесе. Их пока еще не так много, как организаций экономического и политиче­ского консультирования, вместе с тем они обладают функциональной самодостаточностью, собственной спецификой, присущими только им формами работы. Так, например, в 1998 году в состав РАСО вступила кинокомпания "United Multimedia Projects", в составе которой несколько студий и агентств, в частности кре­ативное «Про Синема» и актерское «Макс», предлага­ющие различного рода PR-услуги. С их помощью ком­пания производит телепрограммы, сериалы, рекламные и музыкальные ролики, учебные и корпо­ративные видеофильмы, работает на поле компьютер­ной графики, рекламного дизайна и полиграфии, про­водит промоушн и рекламную поддержку кинопроектов.

В арсенале продукции фирмы рекламные ролики компании «Пепси-Кола», фирмы «Партия», телепро­граммы «Форд сегодня», музыкальные клипы россий­ских представителей эстрады Д.Маликова, К.Орбакай-те, Н.Ветлицкой, создание кинокартин Кончаловского и Матвеева.

В зависимости оттого, чему отдает предпочтение фирма — политическому или экономическому консуль­тированию, рекламной деятельности, управлению кри­зисными ситуациями, маркетинговым исследованиям, культуре или шоу-бизнесу, зависит и подбор персона­ла. Специалист по связям с общественностью сегодня становится важным субъектом PR-рынка, его профес­сионализм, качество выполняемой работы, уровень понимания стоящих перед ним задач определяют об­щий корпоративный фон, формируют меру социаль­ной ответственности за свой труд и место профессии в обществе. Российская практика самостоятельно фор­мирует стилистические номинанты для обозначения профессии людей, занятых в этой сфере. Сегодня чет­ко различают функции пресс-секретаря (пресс-атташе), работников пресс-службы или пресс-центра и соб­ственно пиарменов. Первые занимаются контактами со СМИ и реализуют информационную часть свя­зей с общественностью, вторые участвуют в приня­тии управленческих решений, разработке PR-проек­тов и специальных мероприятий (событии). В обиход вошли понятия «PR-консультант» — специалист, ока­зывающий консультационные услуги в различных сфе­рах, «ньюсмейкер» — создатель новостей, «PR-менед­жер» — управляющий конкретной акцией, направлением, информационным потоком и т.д., «PR-аналитик», в функции которого входит изучение и анализ ситуации, общественного мнения, реакции СМИ. Каждая фирма находит свой стилистический аналог тому или иному виду деятельности или выпол­няемым функциям. Однако нам представляется, что со временем по мере формирования системы связей с об­щественностью и соответствующего рынка придет в единообразие и профессиональный язык.

Последний типологический признак, выделенный нами для анализа российского PR-рынка, — это уровень субъектов связей с общественностью на котором осуще­ствляется его деятельность. Субъект может функциони­ровать на межнациональном, федеральном, региональном, областном или местном уровне. Подобная градация основывается на характере выполняемой субъектом ра­боты, ее географии, территориальных особенностях рас­положения учредителя PR-службы и т.д. Как правило, крупные PR-агентства обслуживают интересы отече­ственного и зарубежного заказчика, службы конкретных государственных или рыночных институтов «идут в ногу» с деятельностью или бизнесом своего учреждения или предприятия, существует сеть некрупных локальных организаций, обеспечивающих связи с общественностью в отдельном городе, регионе, республике.

2.3.7. Таким образом, проведенный нами анализ структуры и инфраструктуры сферы паблик рилейшнз позволяет нам выделить следующие особенности и за­кономерности:

Развитие сферы непосредственно связано с уровнем экономического развития общества, интенсив­ностью демократических преобразований, вхождени­ем России в мировое информационное пространство, где благополучие компании или конкретного лица на­прямую зависит от их отношений с общественностью.

Мы выделяем три периода развития и становле­ния паблик рилейшнз в России: первый — доинституциональный (1988-1991 гг.), второй — первичной институционализашш (1991-1994 гг.) и третий — вторичной институционализации (с 1994 г. по настоящее время).

К признакам первичной институционализации относится возникновение определенного круга субъек­тов, вступающих в процессе конкретной деятельно­сти в отношения, приобретающие устойчивый харак­тер (пресс-службы, пресс-центры органов государ­ственной власти и управления, PR-отделы коммерчес­ких структур, самостоятельные информационно-рек­ламные и PR-агентства и т.д.), определенную форма­лизованную корпоративную организацию (РАСО, региональные и специализированные ассоциации, клу­бы и т.д.), возникшую систему образования по соот­ветствующей деятельности (обучение специальности 022000 «связи с общественностью» на уровне первого и второго высшего образования, различного рода пе­реподготовки специалистов).

— К признакам вторичной институционализации относится появление специфических социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рам­ках конкретного социального института (Декларация профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью, Хартия принципов сотруд­ничества и конкуренции, законы РФ «О рекламе», «Об информации, информатизации и защите информации», «О порядке освещения деятельности органов государ­ственной власти в государственных средствах массо­вой информации» и др., указы Президента РФ и по­становления Правительства, касающиеся регулирова­ния информационного обмена). В период вторичной институционализации оформляются просветительская и популяризаторская функции связей с общественно­стью, выражающиеся в образовательной деятельнос­ти РАСО и ее членов, выпуске специальной литерату­ры по вопросам паблик рилейшнз, периодических из­даний (журналы «Советник», «ПР-диалог»), проведении специальных профессиональных конкур­сов и соревнований («Серебряный лучник», «Лучший молодой бизнесмен»). Намечается легализация связей с общественностью как социальных, политических и коммерческих технологий, происходит обмен мнени­ями, знаниями и опытом на специально организован­ных выставках и фестивалях («Консалтинг, PR и вы­борные технологии-99»).

PR-организации типологизируются по следую­щим критериям и признакам;

— Сфера деятельности, или предметная направ­ленность. В данной группе выделяются PR-службы го­сударственных, рыночных и общественно-политичес­ких институтов.

Организационная форма и место в структуре управления. Этот критерий позволяет нам выделить связи с общественностью в органах государственной власти и управления, в структуре крупных фирм и кор­пораций, в филиалах и представительствах зарубеж­ных фирм и компаний и как самостоятельные фирмы и агентства.

Специализированность или универсальность выполняемой деятельности.

Уровень субъекта: межнациональный, феде­ральный, региональный, областной или местный.

—Структура и функции служб паблик рилейшнз фор­мируются в зависимости от целей и задач учредителя и не носят унифицированного характера Наиболее стройную од­нородную систему связи с общественностью имеют в орга­нах государственной власти и управления.

— При всем многообразии предлагаемых россий­скими агентствами услуг выкристаллизовываются не­ сколько основных функциональных направлений дея­тельности: организационно-журнал истекая, консультационная, образовательная, научно-исследовательская и аналитическая, рекламно-редставительская, изда­тельская, организация и проведение специальных ме­роприятий, корпоративная.

—В зависимости оттого, какому направлению PR-агентство или организация отдает предпочтение, идет подбор соответствующего персонала. Стихийно фор­мируются языковые и стилистические номинанты для обозначения профессии и ее специализаций — пресс-секретарь, пресс-атташе, PR-аналитик, консультант, PR-менеджер и др.

— Паблик рилейшнз как самостоятельная форма деловой активности имеет переходный характер и тес­но связан с рекламной и информационно-рекламной деятельностью.

Примечания

1 См.: Тульчинский Г. Public Relations: Репутация, влияние, связи
с прессой и общественностью, спонсорство, СПб., 1997; Алеши­
на ИЛ. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. М., 1997;
ЯковлевКП. Паблик рилейшнз в организациях. СПб., 1995;БлэкС
Паблик рилейшнз: Что это такое? М, 1989.

2 См.: КомаровМ.С. О понятии социального института//Введе­
ние в социологию. М, 1994.; Щепаньский Я. Элементарные по­
нятия социологии. М., 1969; Homans G.S, The Sociological
Relevance of Behaviorism: Behavioral Sociology. New York, 1969;
Гавра Д.П. Понятие социального института в социологии//Реги­
он: Экономика, политика, социология. 1999. № 1-2. С. 79-83.

3 Копт О. Курс положительной философии. СПб., 1899. С. 44.

4 Tonnis F. Gemeinschaft und Gesselschaft. Berlin, 1920.

5 DitrkheimE. Les formes ^ftmuntaires de la vie religieuse: Les systnme
totemique en Australie. Paris, 1960.

6 Spencer H. The First Principles, New York, 1898. P.6.

7 Spencer H. The Principles of Ethics. New York, 1898. Vol.2.
P. 46.

8 Ibid.

9 Ibid. P.3.

10 Durkheim E. Les formes ulftmentaires de la vie religieuse. P231.

11 См.: Арон P. Эмиль Дюркгейм: Этапы развития социологиче­
ской мысли. М., 1993. С.343-359, 318.

12 См.: Дюркгейм Э. О разделении общественного труда- Одесса,
1900.

13 См.: Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.16. С.294, 157.

14 Там же. Т. 18. С. 130.

15 Цит. по: История социологии в Западной Европе и США. М.
1993. С. 180.

16 См.: Вебер М. Протестанская этика и дух капитализма//Избр.
произведения. М, 1995

17 См.: Вебер М. Хозяйство и общество//Там же.

18 Weber M. Essays in Sociology. New York, 1964. P.214.

19 См.: WardL.F. The Psychic Factors of Civilization. Boston, 1893.
P. 123.

20 См.: Беккер Г., Бесков А. Современная социологическая тео­
рия. М, 1961. С. 112-118.

21 См.: Parsons T. Essays in Sociological Theory. New York, 1964.
P. 231-232.

22 См.: Merton R.K. Sociology of Science. New York, 1973.

23 См.: Merton ЯК. On Theoretical Sociology. New York, 1967. P.115.

24 См.: Осипов Г.В., Кравченко А.И. Институциональная социо­
логии/Современная западная социология: Словарь. М., 1990,
С.П8-119.

25 Там же.

26 Veblen Т. The Theory of Leisure Class. New York, 1924. P. 193.

21 Hamilton W. Institution: Encyclopedia of Social Sciences. \Ы. 8. New York, 1984. P.84.

28 Homans G.S. The Sociological Relevance of Behaviorism. P.6.

29 Седов Л.А. Институт социальныйУ/Современная западная со­
циология. С. 117.

30 Коржевская Н. Социальный институт как общественное явле­
ние: (Социологический аспект). Свердловск, 1983. СП.

31 Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М, 1969.
С.96-97.

32 См.: Смелзер И. Социология. М, 1994. С. 79-90; Осипов ГВ.
Социальные институты//Социология. М., 1990; Комаров М.С. О
понятии социального института // Введение в социологию. М,
1994. С.194-203; Гавра Д.П. Понятие социального института в социологии. С. 79-83.

35 Гавра Д.П. Понятие социального иститута в социологии. С.82.

34 См.: Комаров М.С О понятии социального института; Young К.
Handbook of Social Psychology. New York, 1947; Прилтко ЕМ. Coциальный институт// Социолоппеский словарь. Минск, 1991. С, 111.

35 Комаров М.С. О понятии социального института. С.190-195.

36 См.: Гавра Д.П. Понятие социального института в социологии.
С. 82.

37 См.: Щепаньский Я. Указ. соч. С.98.

38 См.: Гавра Д.П. 1) К характеристике статуса общественного

мнения в современном социуме: Сферно-институциональный подход//Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та. Сер. Философия, социо­логия, политология. 1998. №1. С.27; 2) Общественное мнение в системе социального управления: Докт. дис. СПб., 1995. С. 129-162.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных