Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Правовой режим национальных природных парков и памятников природы.




Национальным парком является территория, объявлен­ная с целью сохранения в естественном состоянии природ­ных комплексов и объектов, восстановления нарушенных природных комплексов и объектов, имеющих особую эколо­гическую, историко-культурную и эстетическую ценность, и устойчивого их использования в природоохранных, научных, просветительских, оздоровительных и рекреационных целях.

Национальный парк — это наиболее оптимальная фор­ма заповедования, сочетающая в себе сохранение в есте­ственном состоянии и восстановление природных комп­лексов и объектов с их генетическим фондом растений и животных, с использованием части их территории в при­родоохранных и научных целях, в интересах организации отдыха и оздоровления населения, регулируемого туриз­ма, пропаганды знаний о природе.

По состоянию на 1 января 2001 г. на территории Бела­руси функционировали четыре национальных парка: «Бе­ловежская пуща», «Браславские озера», «Нарочанский», «Припятский». Памятниками природы объявляются уникальные, невос­полнимые, ценные в экологическом, научном, историке-куль­турном и эстетическом отношении природные комплексы и объекты с занимаемой ими территорией с целью обеспечения условий сохранения уникальных, эталонных и иных ценных качеств, присущих данному природному комплексу или объек­ту, в интересах будущих поколений.

 

85. Законодательство выделяет три признака, по которым отбираются природные комплексы и объекты в категорию памятников природы:

1) уникальность;

2) социальная ценность (научная, историко-культурная, экологическая, эстетическая);

3) нуждаемость в особой охране государства.

 

49. Экологические требования по обеспечению экологической безопасности в процессе хозяйственной деятельности, предъявляемые к хозяйствующим субъектам, дифференцируются по стадиями хозяйственного процесса:доэксплуатационной, эксплуатационной и послеэксплуатационной.

Доэксплуатационнаястадия включает в себя:

1. 1. планирование – составление проектов планов, включающих перечень природоохранных мероприятий.

2. 2. размещение объекта - определение конкретного месторасположения объекта в окружающей среде (выбор земельного участка, согласование по­рядка его изъятия, предоставление земельного участка для размещения объекта – отвод участка в натуре и выдача документов, осуществление контрольно-надзорной деятельности органами санитарно-эпидемиологического надзора, экологического контроля и местных органов управления и самоуправле­ния).

Размещение производственно-хозяйственных объектов происходит с учётом схем развития отраслей народного хозяйства и промышленности. Осуществляется прогноз показателей воздействия деятельности объекта хозяйствования на окружающую среду.

1. 3. проектирование – на данной стадии проектные и изыскательские организации при разработке проектов должны руководствоваться разработанными нор­мативами предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ и вредных физических воздействий, строительными, санитарными нормами и правилами.

Министерство природы утверждает перечень видов и объектов хозяйственной деятельности, для которых в обязательном порядке при проектировании проводится государственная экологическая экспертиза. При этом Заключение государственной экологической экспертизы является обязательным для исполнения за­казчиком (инициатором планируемой хозяйственной и иной деятельности). При положительном заключении гос.экол.экспертизы открывается финансирование и начинается строительство объекта, а при отрицательном – заказчик должен доработать проектную документацию и предоставить её на повторную экспертизу.

1. 4. строительство – на данной стадии необходимо выполнить запроектированную природоохранную часть проекта. Контроль за этим осуществляется посредством:

- авторского и технического надзора – проводимого проектной организацией

- государственного санитарного надзора – осуществляемого санитарно-эпидемиологическими органами и учреждениями Минздрава.

- государственного строительного надзора – органы Министерства архитектуры и строительства.

- государственный пожарный надзор – органы МЧС

- государственный экологический контроль – органы Минприроды.

Все виды контроля и надзора осуществляются за всеми субъектами хозяйственной деятельности не зависимо от форм собственности.

1. 5. приемку его в эксплуатацию. Приемка объекта осуществляется государственной комиссией, с обязательным участием органов экологического контроля. По итогам работы комиссий составляется и подписывается акт Государственной приемки объекта. Акт считается действительным при наличии как минимум четырех подписей: директора законченного строительного объекта, трех представителей, экологического контроля, санитарно-эпидемиологического надзора, государственного пожарного надзора, при наличии перечисленных подписей открывается производственно-хозяйственная деятельность объекта. Пуск объекта без акта приемки рассматривается как экологическое правонарушение и в зависимости от наличия последствий применяются санкции административного или уголовного преследования.

Эксплуатационная стадия предусматривает важнейшие параметры экологической деятельности объекта:

1. разрешение на выброс,

2. установление нормативов выбросов

3. контроль за их выполнением.

Основным документом, который вмещает полную информацию обо всех аспектах, связанных с воздействием объекта на окружающую среду, и природоохранных мероп­риятиях, сейчас является экологический паспорт промыш­ленного предприятия. Экологический паспорт пересматри­вается один раз в пять лет или при существенных измене­ниях технологических процессов и систем очистки на предприятии. Стандарт на экологический паспорт был утверждён 1 июля 1980 года. В экологическом паспорте содержится инфор­мация об утвержденных для этого предприятия нормати­вов ГТДВ и ПДС, размещения отходов, на основе которых предприятие платит экологический налог. В нём отражено:

- сведения об объёме и характере производства, технологии, природоохранительном оборудовании, расходах на сырьё и выпуск продукции

- информация об объёмах и видах потребляемых природных ресурсах и видах веществ, загрязняющих окружающую среду

- сведения о разрешении на выброс (изъятие) природного ресурса, лимитах изъятия и нормативах выбросов по отдельным загрязнителям

- технология очистки и обезвреживания отходов, система технического контроля

- сведения о размещении отходов.

Послеэксплуатационнаястадия характеризуется двумя направлениями

1. выпуском продукции, которая должна быть экологически безопасной

2. размещением отходов.

 

71,72. Озоновый слой - слой атмосферного озона, расположенный в стратосфере, который поглощает биологически опасное ультрафиолетовое солнечное излучение.

Разрушители: хлор, фреон, реактивная авиация.

Охрана озонового слоя - система мер, осуществляемых государственными органами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по предотвращению разрушения озонового слоя и его восстановлению в целях защиты жизни и здоровья человека и окружающей среды от неблагоприятных последствий, вызванных разрушением озонового слоя.

Перечень химических веществ, иной продукции и отходов, оказывающих вредное воздействие на озоновый слой атмосферы, утверждается Минприродой.

Значение озонового слоя:

· Поглощает ультрафиолетовое излучение

· Препятствует излишнему нагреванию земли

· Аккумулирует и преобразовывает энергию, вносимую в атмосферу волновым излучением Солнца.

Основным НПА в данной области является Закон РБ от 12.11.2001 года. «Об охране озонового слоя». Основными задачами и направлениями государственного регулирования деятельности в области охраны озонового слоя являются:

· правовое, экономическое, организационное и техническое обеспечение выполнения Венской конвенции об охране озонового слоя от 22 марта 1985 года (далее - Венская конвенция), Монреальского протокола и других международных договоров Республики Беларусь об охране озонового слоя;

· уточнение перечней озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, в соответствии с изменениями, принимаемыми сторонами Монреальского протокола и ратифицированными Республикой Беларусь;

· введение ограничений и запретов на обращение с озоноразрушающими веществами;

· определение порядка обращения с озоноразрушающими веществами в Республике Беларусь;

· лицензирование в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

· организация финансирования и материально-технического обеспечения мероприятий по охране озонового слоя;

· обеспечение контроля за соблюдением государственными органами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства Республики Беларусь об охране озонового слоя;

· применение мер ответственности (санкций) за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране озонового слоя;

· осуществление международного сотрудничества в целях обмена информацией, разработки и реализации согласованных мероприятий, направленных на охрану озонового слоя.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели при обращении с озоноразрушающими веществами обязаны:

1.сокращать потребление озоноразрушающих веществ и принимать необходимые меры к полному прекращению их потребления в соответствии с государственными целевыми программами и мероприятиями по охране озонового слоя;

2.соблюдать требования нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов по обращению с озоноразрушающими веществами;

3.разрабатывать и выполнять мероприятия по своевременному сбору озоноразрушающих веществ и их хранению в герметичной таре в целях рециклинга или обезвреживания;

4.по требованию уполномоченных должностных лиц государственных органов предъявлять для осуществления контроля имеющиеся в наличии озоноразрушающие вещества и продукцию, содержащую озоноразрушающие вещества, а также документацию по обращению с озоноразрушающими веществами;

5.не превышать установленные объемы потребления озоноразрушающих веществ;

6.вести учет потребления озоноразрушающих веществ и осуществлять отчетность по обращению с ними;

7.осуществлять в соответствии с законодательством Республики Беларусь производственный контроль в области охраны озонового слоя;

8.обеспечивать выполнение требований в области охраны окружающей среды при обращении с озоноразрушающими веществами;

9.выполнять иные обязанности, установленные актами законодательства Республики Беларусь об охране озонового слоя.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, производящие, импортирующие и (или) экспортирующие озоноразрушающие вещества и (или) продукцию, содержащую озоноразрушающие вещества, обязаны наносить на продукцию надпись "Вредно для озона" и отчетливо маркировать аналогичной надписью упаковку, в которой хранятся либо перевозятся озоноразрушающие вещества или продукция, содержащая озоноразрушающие вещества, обеспечивать их безопасное хранение и транспортировку, а также указывать в товаросопроводительной документации наименование и количество озоноразрушающих веществ, включая вещества, содержащиеся в продукции.

Ввоз на территорию Республики Беларусь и вывоз за ее пределы озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, допускаются только при наличии у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей разового разрешения на ввоз на территорию Республики Беларусь или вывоз за ее пределы озоноразрушающих веществ и (или) продукции.

Порядок выдачи разовых разрешений на ввоз на территорию Республики Беларусь или вывоз за ее пределы озоноразрушающих веществ и (или) продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, в том числе допускаемое для ввоза (вывоза) количество озоноразрушающих веществ или продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, а также лицензирование данного вида деятельности осуществляет и устанавливает Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

 

75.76. Лесопользование осуществляется с соблюдением следующих принципов:

1. обеспечения непрерывного, неистощительного и рационального использования лесов для удовлетворения потребностей отраслей экономики, юридических и физических лиц в лесных ресурсах;

2. сохранения и усиления средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных функций лесов в целях охраны здоровья граждан и улучшения состояния окружающей среды;

3. обеспечения условий для воспроизводства лесов;

4. платности лесопользования (за исключением случаев, оговоренных настоящим Кодексом);

5. соблюдения научно обоснованных норм лесопользования, исключающих переруб расчетной лесосеки;

6. соблюдения целостности землепользования.

Право пользования участками государственного лесного фонда возникает на основании:

· решений органов государственного управления, в компетенцию которых входит принятие таких решений,

· договора аренды участка лесного фонда,

· концессионного договора,

· договора безвозмездного пользования участками лесного фонда,

· лесорубочного билета (документ, дающий право рубки древостоя)

· ордера (документ, дающий право на рубку части древостоя или отдельных деревьев)

· лесного билета (документ, дающий право на заготовку живицы, второстепенных лесных ресурсов и побочное лесопользование).

Основаниями для выдачи лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета являются решение органа, в компетенцию которого входят вопросы принятия решений о предоставлении участков лесного фонда в пользование, договор аренды участка лесного фонда, концессионный договор, протокол о результатах аукциона на осуществление лесопользования, договор безвозмездного пользования участками лесного фонда.

В установленных законодательством случаях право пользования участками лесного фонда может быть ограничено или приостановлено в той мере, в какой это необходимо для обеспечения рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны окружающей среды и здоровья граждан, историко-культурного и природного наследия, прав и законных интересов граждан.

Виды лесопользования

1. заготовка древесины;

2. заготовка живицы;

3. заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, корней, бересты, новогодних елок, еловой серки и др.);

4. побочное лесопользование (заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, размещение ульев и пасек, сенокошение, пастьба скота и другие виды побочного лесопользования, перечень которых утверждается специально уполномоченным республиканским органом государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь);

5. пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;

6. пользование участками лесного фонда в научно-исследовательских и учебно-опытных целях;

7. пользование участками лесного фонда в культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных и (или) спортивных целях.

Участки лесного фонда предоставляются в пользование лесопользователям для осуществления лесопользования как с их изъятием у юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, так и без изъятия в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и других актов законодательства Республики Беларусь.

Отграничение участков лесного фонда, передаваемых в пользование, в натуре производится юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство.

Граждане имеют право свободно находиться на территории лесного фонда и бесплатно собирать для удовлетворения собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных и (или) спортивных мероприятиях, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.

Сбор и заготовка гражданами дикорастущих растений и грибов, виды которых занесены в Красную книгу Республики Беларусь или перечень наркосодержащих растений и природного наркосодержащего сырья, запрещаются.

Пользование объектами растительного мира может осуществляться по следующим видам:

1. заготовка древесных соков;

2. сбор, заготовка или закупка дикорастущих растений (в том числе мха, лишайников и грибов) и (или) их частей (ягод, орехов, шишек, иных плодов, почек, листьев, цветов, коры, корней и др.) (далее - дикорастущие растения и (или) их части);

3. сенокошение;

4. пастьба скота;

5. пользование объектами растительного мира в культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных и (или) спортивных целях;

6. пользование объектами растительного мира в научно-исследовательских и учебно-опытных целях.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных