ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Истихсан (предпочтение в правовом отношении)
Этот принцип предполагает предпочтения мнения, вытекающего из конкретной потребности практики, мнению, основанному на методе Кийяс. Данный принцип, обозначаемый различными терминами (например, Истихсан), использовался учеными большинства школ правовой мысли. Одно из применений принципа Истихсан — толкование смысла договора на производство и продажу какого-либо предмета. Согласно Кийясу, основанному на изречении Пророка (c)— "Кто берется продавать пищу, пускай этого не делает до тех пор, пока не имеет ее в своем владении" (Сообщено Ибн 'Умаром и собрано Маликом ("Муатта Имама Малика", англ. перевод, стр. 296, № 1324), договоры подобного вида считались недействительными (не имеющими законной силы), ибо вещь, являющаяся предметом продажи, на момент заключения договора не существовала. Однако учитывая, что подобные договоры признаются всеми людьми и потребность в них очевидна, эта Фатва, выведенная на основе Кийяса, была признана необязательной, а договоры подобного плана разрешены на основании принципа превосходства (Истихсан).
Урф (обычай)
Местные обычаи принимались в качестве источника Исламского права в конкретном регионе, если только они не противоречили принципам Исламского закона. Примером тому являются местные обычаи вступления в брак и порядок передачи брачного дара (Махр) женихом невестве. По Исламскому праву Махр должен согласовываться как часть брачного контракта, но время его уплаты точно не устанавливается. Обычаем египтян, а также некоторых других народов предусматривается, что одна его часть, называемая Мукаддам, должна уплачиваться перед брачной церемонией, а оставшаяся часть, называемая Муаххар, уплачивается лишь в случае смерти или развода, в зависимости от того, что наступит раньше (Мухаммад Мустафа Шалаби, "Усуль аль-Фикх аль-Ислами" (Бейрут, Ливан: Дар ан-Нахда аль-Арабийя, 1978), 2-е изд, т. 1, стр. 314).
Другой пример Урф — это обычаи при аренде или найме. Исламский закон не требует уплаты соответствующей цены до тех пор, пока не осуществлена полная доставка продаваемой вещи. Однако по установившемуся обычаю арендная плата взимается перед тем, как арендуемое место или предмет поступают в пользование арендатора или нанимателя на оговоренный срок.
* * *
Хотя подобный процесс структуризации и классификации по большей части был тенденцией позитивной, и все же, вместе с возобладавшими тенденциями к фракционности, он способствовал еще большему увеличению разрыва между Мазхабами. Таким образом мы можем видеть, как незначительные различия в терминологии, которой обозначается один и тот же принцип, становятся источниками трений и противостояния. Например, Мазхаб Маликитов считал принцип Истихсан Мазхаба Ханафитов неприемлемым, хотя фактически применял этот же принцип, но под другим названием — Масаали Мурсала. Мазхаб же Шафи'итов отверг оба эти термина и применял аналогичный принцип, называя его Истисхаб.
Резюме раздела
1. В рассматриваемый период Фикх окончательно оформился как самостоятельная Исламская наука.
2. Многие Мазхабы, возникшие в последней части периода Умайядов, достигли расцвета, а также возросло количество центров науки по всей территории государства Аббасидов благодаря покровительству со стороны государства.
3. Впервые за все время были предприняты и успешно завершены широкомасштабные работы по составлению и систематизации сборников Фикха разных Мазхабов.
4. Фикх был систематизирован и разделен по двум направлениям: Усуль (основные источники) и Фуру' (дополнительные источники). При этом основные источники Исламского права были четко определены и степень их значимости установлена.
5. К концу этого периода Сунна во всей своей целостности также была собрана и записана в книгах Хадисов.
6. В первой половине данного этапа развития Мазхабы под руководством своих основателей продолжали широко практиковать взаимный обмен мнениями. Но с приходом второго поколения, т.е. их учеников, появилась тенденция к непреклонности, жесткости, косности и отказу от той гибкости, которая была присуща периоду великих Имамов и существовала среди ученых, живших в еще более раний период.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|