Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Экономика образования




Введение в экономику образования.

Экономика образования – одно из самых молодых направлений в экономической теории, которое появилось во второй половине ХХ века. Первоначально исследователей интересовала взаимосвязь образования с экономическим ростом страны. Несколько позже образование стало рассматриваться как инвестиционная сфера, которая дает некоторую отдачу на протяжении всей жизни индивидуумов. Ближе к концу 90-х годов образование стало «одной из отраслей», наряду с другими отраслями экономики, и поэтому исследователи анализировали ресурсы образования, производственную функцию образования. И с точки зрения экономики, образование – одна из крупнейших отраслей в любой стране мира.

Согласно материалам приложения к Докладу на совместном заседании Государственного Совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России от 31 августа 2010 года «Российское профессиональное образование в контексте международных индикаторов»: «Отношение расходов на образование к ВВП характеризует долю национального благосостояния, которую страна расходует на образование и дает лишь самую общую оценку финансирования. Эта общая оценка зависит от расходов на одного учащегося на разных уровнях образования и от численности учащихся на каждом уровне, и, шире, от возрастной структуры населения. Тем не менее, во многих странах этот показатель используется как исходный пункт при планировании расходов на образование в рамках бюджетного процесса.

Величина этого показателя, как видно, в значительной степени определяется уровнем экономического развития страны – более богатые страны тратят на образование не только абсолютно, но и относительно больше средств. При этом значение показателя существенно варьируется по странам: от менее чем 3% в Турции до 8% в Исландии. Расходы России на образование по данному показателю лежат в рамках общей тенденции и составляют сумму эквивалентную 5,5% ВВП, что даже несколько выше суммы, соответствующей уровню ее экономического развития».

Все исследования можно классифицировать в два направления:

– неоконсерваторы – это последователи М. Фридмена, которые считают, что основная проблема образования – это проблема государственной монополии в этой сфере. Поэтому последователи этого направления считают, что усиление конкуренции будет способствовать лучшим результатам;

– сторонники государственного регулирования.

У экономики образования, как и у экономической теории, есть принципиальное отличие от точных и естественных наук: она имеет дело не с отдельным человеком на необитаемом острове, но с членом общества, подверженного воздействию традиций, национального менталитета и политических институтов. Поэтому инструментарий исследователя имеет национальную специфику.

Объектом экономики образования как науки является сфера (система) образования как часть экономики страны, народного хозяйства, включающая образовательные учреждения и систему управления.

С точки зрения экономической теории, все экономические агенты:

– сопоставляют произведенные затраты на производство с полученными результатами;

– оценивают альтернативную стоимость использования ограниченных ресурсов;

– оптимизируют соотношение выгод и издержек.

Экономика образования – это экономические отношения экономических агентов по поводу распределения, использования, обмена ограниченных ресурсов для достижения наилучшего результата.

Предметом экономики образования является изучение:

1. Распределения ограниченных ресурсов между альтернативными способами их применения для получения результатов, соизмеряемых с затратами этих ресурсов.

2. Обмена одних объектов (ресурсов, результатов) на другие, в котором происходит их соизмерение.

Экономические отношения в сфере образования выражают деятельность людей при предоставлении образовательных услуг в условиях использования ограниченных ресурсов и соизмерении производимых затрат с достигаемым результатом. Развитие экономических отношений базируется на поиске альтернативных способов использования ограниченных ресурсов и оптимизации соотношения выгод и издержек.

Исходя из данного положения и выстраивается логика формирования экономической системы (механизма) образовательного учреждения – как в условиях ограниченных бюджетных средств создать возможности эффективного функционирования образовательного учреждения в процессе производства образовательных услуг (функционирование образовательного процесса).

Сфера услуг – это совокупность отраслей, подотраслей и видов деятельности, функциональное назначение которых в сфере общественного производства выражается в производстве и реализации материальных и духовных (нематериальных) услуг.

Услуги – виды деятельности, в процессе выполнения которых не создается новый материально-вещественный продукт, но изменяется качество имеющегося продукта.

• образование – все целенаправленные и систематические действия, предназначенные для удовлетворения образовательных потребностей (Международная стандартная классификация образования (МСКО) ЮНЕСКО);

• образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» (Закон РФ «Об образовании»).

Результатом деятельности системы образования является продукт – образовательная услуга, обладающая определенной полезностью (благом), способностью удовлетворить потребности потребителя.

Результатом образовательной услуги в современных условиях является оценка образовательных достижений по способности применения полученных знаний и умений в реальной ситуации, часто эти результаты называют компетенциями. В связи с этим следует различать комплекс образовательных услуг, полученный учащимся (результатом этого является продукт труда учителей), и комплекс компетенций, который приобрел учащийся (результатом является совместный итог деятельности учителей и учащегося). Образовательные услуги являются результатом (продуктом) образовательного процесса, а знания и навыки выпускников составляют содержание ее.

Отличительные черты услуг:

• неосязаемость (нематериальный характер);

• неотделимость от лиц, потребляющих услуги (индивидуальный характер потребления);

• неспособность к хранению (невозможно накапливать и перевозить).

Специфичность товара «образовательная услуга» в форме услуг по обучению определяется следующими его характеристиками:

• они невещественны;

• они неотделимы от своего источника (производителя);

• они производятся и потребляются одновременно;

• потребитель участвует сам в производстве услуги;

• их стоимость постоянно изменяется;

• потребитель повышает стоимость товара «рабочая сила» на рынке труда.

 

Рынок образовательных услуг – это система экономических отношений между экономическими агентами по поводу купли-продажи образовательных услуг.

В силу того, что значительная часть образовательных услуг предоставляется для потребителей в среднем образовании бесплатно, деятельность производителей этих услуг не имеет стоимостной оценки (поскольку нет того субъекта, который готов заплатить за эту услугу).

Эта особенность порождает значительные трудности в стимулировании производителей образовательных услуг к предоставлению услуг высокого качества.

Если для благ, имеющих непосредственную стоимостную оценку, стимулом к обеспечению высокого качества является более высокая цена за соответствующую продукцию, которую готов заплатить покупатель, то для образовательных услуг их высокое качество может быть простимулировано лишь опосредованным косвенным образом. Так, вместо оценки качества образовательной услуги потребителем могут использоваться экспертные оценки уровня и качества знаний учащихся или результаты экзаменационных и тестовых испытаний. Косвенность этих оценок обусловлена тем, что соответствующие уровни знаний зависят не только от усилий учителя, но и от способностей учащегося – в этом проявляется «особенность» образовательной услуги.

В таких условиях, когда рынок и рыночные оценки не работают на стимулирование производства высококачественных образовательных услуг, некоторые механизмы, присущие рынку, могут, тем не менее, быть применены для создания стимулов на уровне образовательного учреждения.

Основным из таких механизмов является механизм конкуренции. Речь может идти, например, о конкуренции детских садов за воспитанников при внедрении системы подушевого нормативного бюджетного финансирования. Школы и дошкольные учреждения приобретают стимулы к принятию на работу таких преподавателей и воспитателей, которые привлекали бы к себе учащихся своими профессиональными способностями. Тем самым, конкуренция за бюджетные средства, привлекаемые в образовательное учреждение, косвенно порождает и конкуренцию на рынке труда преподавателей – без непосредственной стоимостной оценки результатов их труда с точки зрения конкретного потребителя образовательных услуг.

Такого рода конкурентные механизмы, не предполагающие прямой покупки производимых благ, в экономической теории принято называть квази-рынком.

 

Стоимость в современной экономической теории понимается как та сумма денег, которую субъект готов заплатить за приобретаемое благо. Иначе говоря, стоимость появляется там, где есть хотя бы два субъекта, вступающих в отношения обмена. В отсутствие обмена могут существовать только издержки, но не стоимость.

 

Особенности спроса и предложения в образовании

• Спрос на услуги всегда индивидуален, предшествует их производству, имеет местный характер, практически невзаимозаменяем.

• Потребление услуг, в отличие от потребления материальных благ, не имеет ограничений.

• Высокая общественная значимость образовательных услуг.

• Неравномерность спроса на услуги по временам года, периодам суток, дням недели и невозможность накапливать, хранить услуги.

• В сфере образования своеобразно проявляется эффект затрудненности сравнений: чем меньшее место в услуге занимает вещественный компонент, тем труднее клиентам сопоставлять услуги разных учреждений.

Иногда клиенты не могут объективно оценить и сравнить качество услуг даже после их получения.

•Цена рассматривается покупателем как символ качества.

•Образование выполняет одновременно две функции для потребителя – это и потребительское благо, и инвестиции в человеческий капитал.

•Как правило, образование данного уровня получается только один раз, сменить учреждение достаточно сложно и требует больших издержек.

•Наличие одновременно платных и бесплатных услуг по схожим программам, выбрать между которыми потребитель не всегда может самостоятельно.

• Часть понесенных затрат финансируется за счет бюджетных средств, часть – за счет платных образовательных услуг.

•Нет ясности в максимизации выпуска, точнее, что подразумевается под «выпуском» – качественные или количественные показатели.

 

Можно сказать, что рынок образовательных услуг похож на рынок любого другого товара-услуги, но, тем не менее, у него есть ряд своих особенностей. Самой главной чертой образовательного рынка является то, что спрос на данном рынке предъявляется не только учащимися и их родителями, но и работодателями, вузами, ссузами, которые в дальнейшем будут пользоваться этими же услугами, но уже через нанятого работника, студента. Следующей отличительной чертой является высокая социальная значимость данного рынка, что предусматривает вмешательство государства на этот рынок чаще, чем на другие. Также на рынке образовательных услуг высока асимметричность информации.

 

Общественные блага

Чистое общественное благо – это такое благо, которое неделимо на отдельные порции в процессе потребления, а потому потребляется коллективно всеми людьми, независимо от того, готовы они оплатить его потребление или нет. У чистых общественных благ есть два свойства:

• неисключаемость в потреблении;

• неконкурентность в потреблении (или неизбирательность в потреблении).

Спрос на общественные блага не во всем идентичен спросу на частные блага. Прежде всего, каждый потребитель не может произвольно изменять количество используемого им общественного блага, а вынужден потреблять данное количество целиком. Все потребители получают определенную выгоду от потребления общественного блага одновременно. Следовательно, предельная общественная выгода от потребления дополнительной единицы общественного блага складывается из суммы всех предельных выгод его потребления.

В противовес чистое частное благо обладает противоположными свойствами – исключаемостью и конкурентностью в потреблении. Многие товары и услуги по своим характеристикам находятся между чистыми общественными и чистыми частными благами. Например, товары или услуги, которые являются не конкурентными, но исключаемыми, т.е. обладают лишь одним свойством чистых общественных благ.

Кроме понятия частных и общественных благ в экономической теории выделяется еще два важных их вида: коллективные (или клубные) и социально значимые блага. К коллективным относятся блага, которые неконкурентны в потреблении, однако, доступ к которым может быть эффективно ограничен. Коллективные блага, в отличие от общественных, в силу возможности ограничения доступа к ним могут предоставляться на платной основе.

Социально значимые блага образуют особый класс, выделяемый по другим признакам, нежели частные, общественные и коллективные. Потребление практически любого частного блага приводит к тем или иным внешним эффектам. Если такие эффекты имеют позитивный характер и значительны по своим масштабам, то общество заинтересовано в том, чтобы эти блага потреблялись в больших объемах. Поскольку объем потребления обратно пропорционален цене блага, увеличить потребление можно, снизив цену частного блага. Именно поэтому социально значимыми, предоставляемыми по льготным ценам или бесплатно благами называются частные блага со значительными положительными внешними эффектами. Типичный пример социально значимого блага – образовательная услуга.

Образовательные услуги относятся к смешанным общественным благам, обладая при этом свойствами как чистого общественного блага, так и частного общественного блага. Также образовательные услуги являются доверительными благами. По мнению автора данного термина – Ф. Нельсона – это особая группа товаров, измерение качественных характеристик которых сопряжено с запретительно высокими издержками. Его выводы базировались на предпосылке об асимметричной информации.

Асимметричная информация существует, когда одна сторона рыночной сделки владеет информацией, недоступной для другой стороны рыночной системы. Наиболее существенная особенность рынков доверительных услуг состоит в том, что чаще продавец и является единственным источником информации о качестве предоставляемых услуг. Также продавец является и экспертом на рынке. Других источников информации нет. Поэтому у потребителей может возникнуть ситуация, когда они не в состоянии самостоятельно оценить необходимый объем услуг, так как издержки по выявлению данной информации слишком велики.

Существуют экономические механизмы сокращения таких «провалов» рынка.

Одним из таких механизмов является информирование потребителей о производителях образовательных услуг. В этом качестве могут выступать различные рейтинги, мониторинги.

С точки зрения «внешних эффектов», при потреблении образовательных услуг имеют место как эффекты для отдельной личности в виде увеличения «человеческого капитала» и вследствие этого рост ее доходов, так и выгоды обществу в целом в виде снижения преступности, повышения уровня квалификации, культуры и политической активности всего населения. Поскольку от потребления образовательной услуги эффекты имеют и государство, и отдельный гражданин, то между ними должно быть распределено финансовое бремя на ее оказание. То есть на эти услуги спрос формируется как со стороны государства, так и со стороны потребителей услуг.

 

Экономические выгоды образования

Процесс обучения занимает достаточно длительный период (получение среднего полного образования составляет в нашей стране 11 лет), а эффект от получения образования достигается в основном уже после прохождения обучения и имеет долгосрочный характер, растягиваясь во времени.

Существует множество исследований о влиянии образования на экономические показатели – как на уровне отдельной фирмы, так и на уровне всей страны. Тем не менее, нет достаточно четких и однозначных выводов о том, как образование воздействует на эти показатели. В качестве обоснования такой неоднозначности можно привести тот факт, что человеческий капитал сложно измерить количественно и качественно. Также еще нет общепринятой методологии подобных исследований.

Одной из важнейших особенностей образовательного продукта считается наличие внешних эффектов. Исследуются экстерналии образования и с позиций микроэкономики, и с позиций макроэкономики. Микроэкономисты исходят из того, что увеличение производительности труда одной группы работников может приносить выгоды другим работникам, в частности тем, кто связан с первыми единой технологической цепочкой. Рост качества производимой продукции приводит к увеличению прибыли всей фирмы, и таким образом, влияет на доходы не только квалифицированного персонала, но и всех работников фирмы. Менее образованные работники получают выгоды и от того, что квалифицированные работники усовершенствуют технологии, которые используются в производственном процессе и используются всеми работниками. Макроэкономический подход исследует опосредованное влияние на рождаемость и качество здравоохранения.

Первоначально исследовалось только влияние образования на отдельного индивида, однако, далее исследования стали проводится и в сфере влияния на благосостояние других индивидов, общества в целом.

Еще одним из эффектов образования является воздействие на уровень безработицы. Во многих странах ОЭСР, чем выше уровень образования, тем меньше уровень безработицы в стране. По получателю выгоды от образования эффект от инвестиций в образование можно разделить на частный и общественный. Важным показателем эффективности политики государства в сфере образования является не только создание человеческого капитала, но и эффективное использование его на пользу национальной экономики. Экономическая выгода государства от роста доли более образованных людей с большей производительностью и высокими доходами заключается в увеличении поступлений подоходного налога, социальных платежей и снижении бюджетной нагрузки по социальным трансфертам. Кроме прямых экономических выгод образование влияет на здоровье человека. Чем более образованных людей в стране, тем больше доля здоровых людей. Другой выгодой является более активное формирование институтов гражданского общества. Исследования ОЭСР свидетельствуют о прямой связи уровня образования людей с их интересом к политической и общественной жизни общества.

Также образование не только способствует экономическому росту, но и содействует решению социальных проблем, в частности, снижению социально-экономического неравенства. Главным показателем, характеризующим социально-экономическое неравенство, служит коэффициент Джини. (Коэффициент Джини — статистический показатель степени расслоения общества данной страны или региона по отношению к какому-либо изучаемому признаку. Коэффициент Джини можно определить как макроэкономический показатель, характеризующий дифференциацию денежных доходов населения в виде степени отклонения фактического распределения доходов от абсолютно равного их распределения между жителями страны)

Этот показатель ежегодно рассчитывается по более чем 150 странам и публикуется ПРООН (Программа Развития ООН). В докладе о развитии человеческого потенциала за 2009 год (Human Development Report 2009. Overcoming barriers: Human mobility and development, United Nations Development Programme.) говорится о том, что существует тесная связь между индексом Джини и такой характеристикой образовательной системы, как доля населения с образованием не ниже полного среднего. Чем выше в стране доля населения, имеющего, по крайней мере, полное среднее образование, тем ниже уровень социально-экономической дифференциации, измеряемой индексом Джини по доходам (коэффициент корреляции — 67%).

Выгоды от образования могут быть рыночными и нерыночными. Выгоды могут быть частными и общественными. Если бы все выгоды образования были частными, а также не было «провалов» рынка, то тогда бы домохозяйства полностью финансировали свое образование, но в реальности образование ‑ это та сфера, которая связана с недостатками рыночной системы, поэтому государство субсидирует производство образовательных услуг.

 

Оценка эффективности образования. экономическая эффективность.

Это – лишь один из подходов. Моделей много, одна другой «интереснее». Единой модели оценки нет в силу сложности объекта исследования и неоднозначности эффектов.

Существуют разные методы измерения стоимостной величины человеческого капитала. Самый известный и обоснованный базируется на принципе капитализации будущих доходов (Л. Туроу, Т. Шульц). Он основывается на гипотезе о предпочтении благ во времени. Величина стоимости любого актива определяется не ценой его производства, а экономическим эффектом от его использования. Дисконтируемая сумма будущих доходов и составляет величину применяемого капитала. Многие экономисты теории человеческого капитала использовали положения теории предельной полезности. Одним из них являлся Л. Туроу.

Большинство инвестиций в образование носит долгосрочный характер, поэтому при принятии решений в долгосрочном периоде необходимо учитывать фактор времени. Если индивид, делающий сегодня инвестиции в размере К, рассчитывает получить через t лет доход в размере Rt, то сегодняшняя ценность будущего (ожидаемого) дохода составит величину

PV = Rt/(1+i)^t,

где PV – сегодняшняя ценность дохода Rt, ожидаемого через t лет, i – сложившаяся на рынке заемных средств банковская ставка процента. Действительно, индивид может принять альтернативное решение – открыть банковский депозит на сумму К. Тогда его доход через t лет составит величину Rt = K(1 + i)^t. Отсюда,

К =Rt/(1+i)^t.

Величину 1/(1+i)^t называют коэффициентом дисконтирования, дробь Rt/(1+i)^t называют дисконтированной или приведенной стоимостью.

Обратите внимание, что ожидаемые доходы и требуемые инвестиции можно приводить не только к началу периода, но и к любому выбранному году. Главное, чтобы обеспечивался принцип сравнимости и сопоставимости различных вариантов.

Если через 1, 2, … Т лет ожидается получение дохода соответственно R1, R2,..., R1, R2, … Rt, то сегодняшнюю ценность такого потока дохода можно определить по формуле

PV=[сумма по t от 1 до Т] Rt/(1+i)^t

Сторонники данных подходов предпринимали попытки подсчитать значение стоимости общего объема человеческого капитала, как для отдельного индивида, так и для национальной экономики. Конкретные методики весьма различались между собой, в большинстве исследований оценивали лишь общие средства образования и поэтому результаты получились далеко неодинаковые.

Если рассматривать экономическую сторону, то уровень дохода, рассчитанный по формуле дисконтирования, составляет нижнюю границу оправданности инвестиций. При этом следует учитывать, что, с точки зрения затрат, увеличение человеческого капитала не только основывается на вложенных денежных средствах, но и предполагает трудовые усилия со стороны работника. В свою очередь, с точки зрения результатов, последние включают и неденежную составляющую, но она, в свою очередь, редко затрагивается в исследованиях ученых.

 

 

Модели оценки эффективности образования

Существует два способа оценки вклада образования в экономическое развитие страны. В производственной функции в общем виде имеется два вида факторов – капитал и труд. В зависимости от того, к какому фактору относится образование, оно и влияет на оценку вклада в экономический рост.

Первый подход. На экономический рост среди других факторов оказывает влияние фактор накопления производственного опыта

Второй подход. В этой модели образование – качественная характеристика труда, поэтому образование повышает качества труда и таким образом влияет на экономический рост.

Существуют две основные теории в определении выгод образования:

–– теория человеческого капитала Г. Беккера;

–– теория сигналов М. Спенса (или теория фильтров).

Согласно первой теории – теории человеческого капитала – расходы на образование представляют собой инвестиции в «человеческий капитал». Человеческий капитал – это: качественные характеристики рабочей силы, способности человека к трудовой деятельности, его умения, знания, навыки, которые могут принести отдачу на рынке труда.

Затраты времени и денежных средств, необходимые для получения образования и профессиональной подготовки, можно рассматривать как инвестиции в человеческий капитал. Получив образование, люди получают знания и умения, которые увеличивают их производительность.

Этот вывод подтверждается практикой многих стран: лица, получившие образование более высокого уровня, действительно, в среднем имеют более высокие доходы. С экономической точки зрения, для принятия правильного инвестиционного решения каждый индивид должен сопоставить экономические издержки и выгоды каждой альтернативы. То есть посчитать альтернативную стоимость своего решения – продолжать ли ему обучение, либо появиться на рынке труда. Продолжение учебы потребует прямых дополнительных издержек. Они будут включать расходы на оплату обучения, приобретение учебных материалов, возможные дополнительные расходы, вызванные необходимостью жить вне дома, если выбранное учебное заведение находится в другом населенном пункте, и т.п. Кроме того издержками получения образования будут упущенная выгода – доходы, не полученные учащимся вследствие того, что он тратит свое время на учебный процесс, а не на зарабатывание денег.

Решения об инвестициях в человеческий капитал обладают высокой степенью неопределенности будущих индивидуальных выгод в сравнении со многими другими видами инвестиций. И это обстоятельство может побудить многих потенциальных потребителей образовательных услуг к принятию неверных решений.

С помощью различных моделей экономического роста современная экономическая наука позволяет оценить вклад человеческого капитала в экономической рост. Из всех существующих моделей, где человеческий капитал используется в качестве фактора экономического роста, является интересной для анализа модель Мэнкью – Ромера – Уэйла.

В российской практике есть пример расчетов, основывающихся на данной модели, эти результаты описаны в статье А.В. Комаровой и О.В. Павшок (Комарова А.В., Павшок О.В. Оценка вклада человеческого капитала в экономический рост регионов России (на основе модели Мэнкью – Ромера – Уэйла) // Вестник Новосибирского государственного университета. 2007. № 3. С. 191–201). Были проведены расчеты для 78 регионов России по шести массивам данных (1998–2003 гг.). Для анализа данная выборка была разбита на две группы: регионы, ВРП (валовый региональный продукт) которых превышает средний уровень, и регионы, ВРП которых меньше чем средний уровень по стране. В первую группу в зависимости от года вошло от 21 до 27 регионов, во вторую – 51–57 регионов.

Таким образом, по расчетам авторов статьи, вклад человеческого капитала (в зависимости от группы регионов и способа оценки человеческого капитала) колебался от 10 до 28%, в среднем он составил 18%. Также была выведена закономерность – чем выше ВРП региона, тем больше вклад человеческого капитала. Для регионов с ВРП ниже среднего уровня средний вклад составил 15%, а для регионов с ВРП выше среднего уровня – 21%. В целом за рассматриваемый период наблюдается рост доли человеческого капитала в экономический рост страны по каждой группе регионов и по каждому способу оценки человеческого капитала. Это позволяет говорить о существовании очевидной тенденции увеличения значимости человеческого капитала для российской экономики. Полученные оценки близки к результатам Мэнкью – Ромера – Уэйла для развитых стран, а также приблизительно соответствуют основным предположениям этой модели.

В модели М. Спенса агенты выбирают уровень образования, а работодатель не имеет возможности определить производительность каждого работника до начала работы. В основе теории сигналов лежит предпосылка о том, что способности индивидов к получению образования соответствуют их производительному потенциалу. Важным результатом модели Спенса стало доказательство существования разделяющих равновесий, в которых низко- и высокопроизводительные агенты получают разный объем образования, что позволяет работодателю безошибочно распознавать производительность каждого агента, не наблюдая ее напрямую. При этом в базовой модели получение образования не влияет на будущую производительность работников; оно исполняет только роль сигнала на рынке труда, в отличие от расширенной модели, в которой получение образования также повышает и производительность.

Рыночные сигналы, по Спенсу, являются крайне необходимыми инструментами, которые сглаживают информационные провалы на рынках труда, потребительских товаров и финансовых рынках. Спенс доказывает, что на рынке труда экономическое равновесие базируется на ожиданиях, а не реальной производительности. Например, во многих странах способным ученикам на образование даются гранты, и они имеют больше шансов попасть в престижные вузы. Поэтому можно сделать вывод, что процент более производительных работников повышается с престижностью вуза. Также М. Спенс обосновал вывод, что сигналы имеют смысл лишь тогда, когда они уникальны.

 

Основные направления использования финансовых ресурсов

Основными направлениями финансирования системы образования являются:

•• заработная плата работников отрасли,

•• коммунальные услуги,

•• налоговые платежи,

•• инвестиционные расходы,

•• прочие расходы.

Закон «Об образовании».

1. Основные понятия. Образование – это …

2. Структура системы образования.

3. Что включают в себя ФГОС (требования к чему включаются в ФГОС?)

4. Формы получения образования и формы обучения (статья 17)

5. Типы образовательных организаций (статья 23)

6. Права и обязанности обучающихся, родителей

7. Права и обязанности педагогических работников

8. Лицензирование, государственная аккредитация, гос контроль

9. Финансирование организаций образования.

 

Общественные блага

Доверительные блага

 

 

Законодательство об образовании.

Конституция РФ. Статья 43.

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

 

 

Общеэкономические вопросы

Понятие экономики, три главных вопроса экономики, ограниченность ресурсов.

лорлор

Роль государства. Типы экономических систем. Вопросы, которые регулируются государством в экономике смешанного типа.

дллолрл

Спрос, предложение, рыночное равновесие. Виды рынков.

лолорлорл

Общественные блага. Понятие. Особенности. Финансирование.

лорлорлорл

 

 

Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоёмкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра). Форма промежуточной аттестации (по семестрам).
1. Тема 1. Предмет и задачи курса «Экономика образования». Понятие «система образования». Закон России о сущности и составных частях понятия «система образования».     ЛК - 4ч. СР – 4 ч. Реферирование научной литературы, собеседование с преподавателем по проблемным вопросам, контрольные задания
2. Тема 2. Система образования. Органы управления образованием. Государственные образовательные стандарты и их социально-экономические функции. Типы образовательных учреждений.     ЛК - 2ч. ПР – 2 ч. СР – 6 ч. Собеседование по проблемным вопросам.
3. Тема 3. Хозяйственный механизм системы. Содержание хозяйственного механизма, его особенности и основные цели. Проблемы формирования новых направлений развития хозяйственного механизма в системе образования.     ЛК - 4ч. ПР – 2 ч. СР – 6 ч. Обсуждение проблемных вопросов.
4. Тема 4. Труд и заработная плата в образовании. Труд в области образования и его характерные черты. Интеллектуальный и творческий характер данного вида труда. Аттестация работников образования как инструмент стимулирования труда.     ЛК - 2ч. ПР – 2 ч. СР – 4 ч. Работа в малых группах
5. Тема 5. Воспроизводство научно-педагогических кадров. Проблемы воспроизводства в экономике образования. Послевузовское профессиональное образование и его роль в повышении научной и педагогической квалификации работников вузов и других учебных заведений.     ЛК - 2ч. ПР – 4 ч. (из них 2 интерактивных) СР – 4 ч. Реферирование научной литературы, собеседование с преподавателем по проблемным вопросам, контрольные задания
6. Тема 6. Учебно-материальная база образования. Сущность, назначение и специфика материально-технической базы образовательного комплекса. Основные и оборотные фонды. Состав основных фондов.     ЛК - 2ч. ПР – 2 ч. СР - 4ч Опрос.
7. Тема 7. Социально-экономическая эффективность образования. Эффективность образования, ее педагогический, социальный и экономический аспекты. Роль инноваций в образовательной сфере.     ЛК - 2ч. ПР – 2 ч. (интерактивных) СР - 4ч Выполнение творческих заданий.
8. Тема 8. Образовательные учреждения в условиях рынка. Образование и нерыночный сектор экономики. Бесплатные образовательные услуги и необходимость бюджетного финансирования учреждений образования.     ЛК - 2ч. ПР – 2 ч. СР - 4ч Форма итогового контроля зачет
  Итого: 72 часа.     ЛК – 20; ПР – 16 (из них 4-интеракт.); СР – 36  

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы всем разделам дисциплины.

Тема 1. Предмет и задачи курса «Экономика образования». Образование как отрасль экономики. Многозначность понятия «образование». Основные функции образования в обществе. Народно-хозяйственная функция образования и ее усиление в условиях научно-технического прогресса. Особенности образовательных услуг.Экономические отношения в сфере образования. Отношения собственности в экономике образования. Экономические категории и закономерности в отрасли образования.

«Экономика образования» — научная и учебная дисциплина. Место экономики образования в системе экономических наук. Задачи и структура курса «Экономики образования» в качестве учебного предмета.

Тема 2. Система образования. Органы управления образованием. Количественные параметры дошкольных, общеобразовательных, средних и высших специальных образовательных учреждений. Качественные изменения в системе общего образования. Система органов управления образованием. Проблемы перехода от административно-командной к демократической государственно-общественной системе управления образованием России. Компетенции федеральных, региональных и местных органов самоуправления

в области образования. Оптимизация административных и экономических методов управления.

Тема 3. Хозяйственный механизм системы. Прогнозирование и программирование как инструменты управления развитием образования. Государственные образовательные стандарты и стабильные экономические нормативы — основа текущего и долгосрочного планирования развития образовательных учреждений. Федеральная программа развития образования в России. Этапыи целевые установки. Финансовый механизм в образовательном комплексе. Источники формирования финансовой базы образования. Важнейшие виды расходов учебных заведений. Сметное финансирование. Основные пути оптимизации финансового положения учебных

заведений. Система персонифицированных образовательных ваучеров.

Тема 4. Труд и заработная плата в образовании Квалификационные категории в качестве нормативных критериев уровня квалификации, профессионализма и продуктивности педагогического и управленческого труда в школах. Заработная плата и ее организация в учебных заведениях. Функции заработной платы. Законодательное регулирование заработнойплаты педагогов. Количественные и качественные параметры определения тарифных ставок и окладов педагогических работников. Единая тарифная сетка (ЕТС) и ее значение. Основные критерии тарификации работников образования. Разряды и тарифные коэффициенты рабочих, учебно-вспомогательного персонала, учителей,

профессорско-преподавательского состава учебных заведений. Доплаты и надбавки к зарплате работников образования.

Тема 5. Воспроизводство научно-педагогических кадров.

Роль рыночной экономики в изменении воспроизводства педагогических кадров. Переподготовка и повышение квалификации учительских кадров. Проблемы формирования нового типа взаимоотношений между вузами, предприятиями в деле подготовки специалистов.

Тема 6. Учебно-материальная база образования.

Сущность, назначение и специфика материально-технической базы образовательного комплекса. Основные и оборотные фонды. Состав основных фондов. Состояние учебно-материальной базы сферы образования в России и основные направления ее развития. Расширенное воспроизводство основных фондов, капиталовложения на цели образования. Расчет потребности в инвестициях на развитие общеобразовательных школ. Расчет потребности в основных видах оборудования для укрепления учебно-материальной базы. Материально-техническое снабжение и его роль в упрочнении этой базы.

Тема 7. Социально-экономическая эффективность образования. Экономическая эффективность образования, ее содержание и главные направления движения. Роль информационных технологий в постиндустриальной экономике. Теория «человеческого капитала» и ее практическое значение в экономике образования. Проблемы экономического роста в образовательной сфере.

Расчеты экономической эффективности образования.

Тема 8. Образовательные учреждения в условиях рынка. Рыночная экономика и формирование рыночных отношений в образовательном комплексе. Формирование рынка образовательных услуг. Развитие предпринимательской деятельности школ, вузов и других учебных заведений. Образование и бизнес. Этика бизнеса в сфере образования.

Примерные темы сообщений, докладов.

1. Экономическая эффективность образования, ее содержание и главные направления движения. Роль информационных технологий в постиндустриальной экономике.2. Теория «человеческого капитала» и ее практическое значение в экономике образования.3. Проблемы экономического роста в образовательной сфере.4. Расчеты экономической эффективности образования.5. Образование и нерыночный сектор экономики. Бесплатные образовательные услуги и необходимость бюджетного финансирования учреждений образования.6. Рыночная экономика и формирование рыночных отношений в образовательном комплексе.7. Формирование рынка образовательных услуг. Развитие предпринимательской деятельности школ, вузов и других учебных заведений. Образование и бизнес.8. Этика бизнеса в сфере образования.9. Закон России о сущности и составных частях понятия «система образования».10. Государственные образовательные стандарты и их социально-экономические функции.11. Типы образовательных учреждений.12. Заработная плата и ее организация в учебных заведениях. Функции заработной платы. Законодательное регулирование заработной платы педагогов.13. Единая тарифная сетка (ЕТС) и ее значение. Основные критерии тарификации работников образования.14. Разряды и тарифные коэффициенты рабочих, учебно-вспомогательного персонала, учителей, профессорско-преподавательского состава учебных заведений.15. Учебно-материальная база образования.16. Расчет потребности в основных видах оборудования для укрепления учебно-материальной базы. Материально-техническое снабжение и его роль в упрочнении этой базы. 17. Эффективность образования, ее педагогический, социальный и экономический аспекты. Роль инноваций в образовательной сфере.

 

Примерный список вопросов к курсу для подготовки к зачёту.

1. Определите понятие «образование».2. Основные функции образования в обществе.3. Народнохозяйственная функция образования и ее усиление4. в условиях научно-технического прогресса. Особенности образовательных услуг.5. Экономические отношения в сфере образования. Отношения собственности в экономике образования.6. Экономические категории и закономерности в отрасли образования.7. Понятие «система образования».8. Количественные параметры дошкольных, общеобразовательных, средних и высших специальных образовательных учреждений.9. Система органов управления образованием.10. Проблемы перехода от административно-командной к демократической государственно-общественной системе управления образованием России.11. Компетенции федеральных, региональных и местных органов самоуправления в области образования.12. Пути оптимизации административных и экономических методов управления.13. Содержание хозяйственного механизма, его особенности и основные цели.14. Проблемы формирования новых направлений развития хозяйственного механизма в системе образования.15. Финансовый механизм в образовательном комплексе. Источники формирования финансовой базы образования.16. Важнейшие виды расходов учебных заведений.17. Сметное финансирование.18. Основные пути оптимизации финансового положения учебных заведений. 19. Труд в области образования и его характерные черты. Интеллектуальный и творческий характер данного вида труда.20. Аттестация работников образования как инструмент стимулирования труда. Квалификационные категории в качестве нормативных критериев уровня квалификации, профессионализма и продуктивности педагогического и управленческого труда в школах.21. Количественные и качественные параметры определения тарифных ставок и окладов педагогических работников.22. Доплаты и надбавки к зарплате работников образования.23. Проблемы воспроизводства в экономике образования.24. Роль рыночной экономики в изменении воспроизводства педагогических кадров.25. Переподготовка и повышение квалификации учительских кадров. Проблемы формирования нового типа взаимоотношений между вузами, предприятиями в деле подготовки специалистов.

 

Студент получает отметку «зачтено» в том случае, если он даёт правильный и исчерпывающий ответ на поставленный перед ним вопрос (вопросы) с использованием основных терминов и понятийного аппарата экономики.

Студент не получает отметку «зачтено» и направляется на пересдачу в том случае, если:

- не может дать правильный исчерпывающий ответ на вопрос (вопросы) по той или иной теме;

- ответ студента демонстрирует лишь некие общие познания в области экономики и отсутствие знаний по заданному вопросу;

- не владеет понятийным аппаратом экономической науки.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных