Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Формы и методы организации производства




 

Ф о р м ы организации производства – это определенное сочетание в пространстве и во времени элементов ПП.

Формы организации производства:

1) концентрация – процесс сосредоточения производства в крупных цехах, производствах, предприятиях, регионах;

2) централизация – процесс сосредоточения производства за счет его перегруппировки;

3) специализация – выделение особого вида производства и создание нового производственного подразделения;

Виды специализации:

- предметная (подетальная) – закрепление за производственной системой отдельных изделий, сборочных единиц (деталей),

- технологическая – закрепление за производственной системой выполнения отдельных технологических процессов, операций или стадий производства.

4) кооперирование – перераспределение изготовления или производства отдельных элементов продукции между различными производителями (предприятия, цех и т.д). При данной форме происходит установление производственных связей между производителями на основе их специализации.

5) комбинирование – технологическое сочетание взаимосвязанных разнородных производств одной или нескольких различных отраслей промышленности в рамках одного предприятия (комбината).

 

формы организации производства
концентрация
централизация
специализация
кооперирование
комбинирование
подетальная
предметная
технологическая
внутризаводское
межзаводское
на основе сочетания последовательных стадий обработки продукции
на основе комплексного использования сырья
на основе использования отходов

Рис. 5. Формы организации производства

 

М е т о д ы организации производства – это совокупность приемов и операций изготовления продукции или оказания услуг, выполняемых при определенном сочетании элементов ПП.

Виды методов:

1. Поточный – масштабы выпускаемой продукции велики, выпуск осуществляется ограниченной номенклатурой с заданной периодичностью;

2. Партионный – производство продукции осуществляется партиями, номенклатура выпускаемой продукции ограничена организацией производства;

3. Единичный – выпуск продукции осуществляется единичными экземплярами изделий, повторяющимися или не повторяющимися через определенное время, и характеризуется широкой номенклатурой;

4. Единично-партионный – применяется в условиях гибких производственных систем, единичные экземпляры деталей, принадлежащие определенному семейству изделий, могут обрабатываться единой партией.

На выбор методов ОП оказывают влияние факторы:

– номенклатура выпускаемой продукции,

– масштабы выпускаемой продукции,

– периодичность выпускаемой продукции,

– трудоемкость продукции,

– характер технологической обработки продукции.

2.5 Производственный цикл – организация производственного процесса во времени

Производственный цикл (ПЦ) – это промежуток времени от момента запуска в производство изделия до момента его изготовления, комплектации, приемки и сдачи на склад.

ПЦ измеряется в днях, часах, минутах.

При организации или совершенствовании производственного процесса стремятся к уменьшению величины производственного цикла, что обеспечивает:

- уменьшение потребности в оборотных средствах;

- уменьшение площади складских помещений для хранения незавершенного производства, запасов сырья и материалов;

- улучшения использования основных фондов;

-снижение себестоимости продукции.

 

Таблица 8 - С о с т а в производственного цикла

П Р О И З В О Д С Т В Е Н Н Ы Й   ц И К Л     Рабочий период – время производства Цикл технологической обработки изделий (технологического процесса) Например: заготовительные, обрабатывающие, сборочные операции
Цикл технологического обслуживания производства: Например: транспортные, контрольные, упаковочные операции
Естественные техпроцессы предусмотрены технологическим процессом, когда процесс отсутствует, но предмет изменяется Например: остывание деталей в формах
Время перерывов Межоперационные перерывы связаны с особенностями организации производства на предприятии (транспортировка, контроль, пролеживание)
  Междусменные (регламентированные) перерывы, вызванные режимом работы предприятия (перерывы на обед, между сменами, выходные дни)

Показатель продолжительности ПЦ необходим при:

- обосновании величины производственной программы;

- разработке календарного графика движения предметов труда в процессе производства (логистика производства);

- расчете объемов незавершенного производства и величины оборотных средств.


Планирование деятельности организации

Сущность, цели и задачи планирования на предприятии

 

Для успешного функционирования каждое предприятие должно одновременно выполнять две основные функции:

- обеспечивать платежеспособность за счет эффективной текущей деятельности;

- повышать потенциал предприятия за счет обновления технологии, производственных мощностей, продукции (услуг), т.е. развивать предприятие.

Для выполнения функций текущей деятельности и развития предприятия необходимо осуществлять процедуру их планирования. Планирование – это начальный этап управления (рис.6).

 

МОТИВАЦИЯ
УЧЕТ, АНАЛИЗ, КОНТРОЛЬ
ПЛАНИРОВАНИЕ
  ОРГАНИЗАЦИЯ
РЕГУЛИРОВАНИЕ

 

 

Рис. 6. Связь планирования с функциями менеджмента

 

 

Планирование представляет собой упорядоченный, основанный на обработке информации процесс по разработке комплекса планов предприятия, которые определяют показатели для достижения целей в будущем.

План – это система экономических показателей, представляющих общую программу развития организации и ее структурных подразделений на определенный период времени.

Виды и функции планирования

Планирование в организации может относится к тому или иному виду в зависимости от признака по которому происходит классификация.

1. С точки зрения ответственности за формирование и реализацию планов каждому уровню в иерархии управления соответствует свой вид планирования (рис. 7):

- стратегические – разработка курса развития предприятия на долгосрочный период времени;

- тактические – обоснование планов действий и методов реализации стратегии организации на среднесрочный период времени;

- оперативные – конкретизация показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия.

 

Миссия
Стратегия, стратегическое управление, стратегические цели
Стратегическое планирование
Топ-менеджмент
Функциональный менеджмент
Линейный менеджмент
Планы
Тактическое планирование
Оперативное планирование

 

Рис.7

 

Высший уровень руководства (топ-менеджмент) отвечает за миссию предприятия, стратегию развития, стратегические цели и стратегическое планирование.

Средний уровень управления (функциональный менеджмент) отвечает за тактическое (текущее) планирование, активно участвует в формировании стратегических планов.

Нижний уровень управления (линейный менеджмент) отвечает за формирование и реализацию оперативных планов (за смену, неделю, декаду, месяц) и принимает участие в годовом и стратегическом планировании.

Оперативные планы являются базой для регулирования производства.

2. В зависимости от степени неопределенности плановой деятельности системы планирования в организации можно разделить на два типа:

- детерминированные системы, которые действуют в полностью предсказуемой среде и не имеют недостатка в информации (у предприятия среда неопределенная, меняющаяся, а у его подразделений высокая определенность и точность в предвидении результатов);

- вероятностные (стохастические) системы, не дающие полной предсказуемости результата.

3. Временная ориентация целей планирования определяет четыре типа планирования:

- реактивное планирование – нацелено на использование опыта прошлого. Сторонники такого подхода исключают возможность правильного предвидения будущих событий и склонны преувеличивать прошлые достижения. Такой подход возможен и целесообразен при устойчивой внешней и внутренней среде;

- инактивное планирование (инертность)– полное удовлетворение настоящим, сохранение в максимальной степени существующего метода принятия решения. В результате организация практически теряет способность приспосабливаться к изменениям;

- преактивное планирование (предупреждающее) ориентировано в основном на будущие изменения. Оно направлено на поиск оптимального решения, выбор альтернатив развития. Ему идентично стратегическое планирование;

- интерактивное планирование основано на принципе максимального участия работников организации. Его цель – проектирование будущего, параметры которого идеальны для производителя.

4. В зависимости от горизонта времени планирования выделяют долго-, средне-, краткосрочное планирование.

5. С точки зрения обязательности выполнения плановых заданий находят применение следующие виды планирования:

Функции планирования предприятия (рис.8).


 

Реализация, контроль и корректировка планов
Определение миссии
Определение цели
Оценка и анализ внешней среды
Оценка и анализ внутренней среды
Разработка стратегических альтернатив
Выбор стратегии
Разработка функциональных стратегий
Реализация стратегии
Контроль, оценка, корректировка стратегии
Разработка планов функциональных сфер деятельности (годового плана): производство, маркетинг, НИОКР, финансы, и др.
Интеграция разделов тактического плана с целью соблюдения единства планов на уровне предприятия
Контроль за реализацией целевых установок плана, на основе отчетности, методов оценки и изменения результатов деятельности структурных подразделений
Тактическое планирование
Координация действий
Обеспечение эффективного контроля
Распределение производственной программы между структурными подразделениями
Планирование выпуска изделий, сборочных единиц, деталей по календарным отрезкам времени
Организация учета, контроля и регулирования хода производства и выполнения оперативных планов
Объемное планирование
Оперативно-календарное планирование
Оперативный учет
Регулирование хода производства
Механизм стратегического планирования
Механизм тактического планирования
Механизм оперативного планирования

Рис. 8.

 


План производства и реализации продукции

 

Производственная программа определяют необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж.

Промышленные предприятия формируют производственную программу на основе:

1) государственного заказа;

2) заказов потребителей;

3) потребительского спроса.

План производства состоит из двух разделов:

1. План производства продукции в натуральном выражении – содержит показатели выпуска продукции определенной номенклатуры, ассортимента и качества продукции в физических единицах (шт., т, кв. м);

2. План производства продукции в стоимостном выражении содержит показатели:

2.1 Товарная (ТП);

2.2 Валовая (ВП);

2.3 Реализованная продукция (РП).

Товарная продукция включает стоимость:

А) готовых изделий, предназначенных для реализации на сторону;

Б) работ и услуг производственного характера;

В) продукции вспомогательных производств, предназначенных для реализации на сторону, капитального и среднего ремонта оборудования и транспортных средств.

ТП выражается в:

- оптовых – для увязки плана производства с финансовым планом.

- сопоставимых – для определения темпов, динамики и изменения структуры производства.

 

где Nri – план (годовой) выпуска продукции i-го вида в натуральном выражении;

Цi – действующая оптовая цена продукции i-го вида;

n – количество видов ТП (i = 1,2,3…n);

Уj – объем работ и услуг j-го вида промышленного характера;

m – количество видов работ и услуг.

Валовая продукция включает стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, в т.ч. незавершенное производство (НП).

ВП = ТП + (НПк - НПн) + (Ик - Ин),

 

где НПк, НПн – остатки НП в стоимостном выражении на конец и начало планового периода соответственно;

Ик, Ин – остатки инструментов и приспособлений собственного производства на конец и начало планового периода.

Между ТП и ВП существует следующая зависимость:

ВП = ТП, если НПк = НПн, т.е. НП = 0

ВП > ТП, если НПк > НПн

ВП < ТП, если НПк < НПн

Реализованная продукция (РП) – основной стоимостной показатель.

 

 


где Сн, Ск – остатки готовой продукции на складе предприятия на начало и конец планируемого периода

Он, Ок – остатки отгруженной продукции, но не оплаченной потребителем на начало и конец планируемого периода.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных