ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Формы и методы организации производства
Ф о р м ы организации производства – это определенное сочетание в пространстве и во времени элементов ПП. Формы организации производства: 1) концентрация – процесс сосредоточения производства в крупных цехах, производствах, предприятиях, регионах; 2) централизация – процесс сосредоточения производства за счет его перегруппировки; 3) специализация – выделение особого вида производства и создание нового производственного подразделения; Виды специализации: - предметная (подетальная) – закрепление за производственной системой отдельных изделий, сборочных единиц (деталей), - технологическая – закрепление за производственной системой выполнения отдельных технологических процессов, операций или стадий производства. 4) кооперирование – перераспределение изготовления или производства отдельных элементов продукции между различными производителями (предприятия, цех и т.д). При данной форме происходит установление производственных связей между производителями на основе их специализации. 5) комбинирование – технологическое сочетание взаимосвязанных разнородных производств одной или нескольких различных отраслей промышленности в рамках одного предприятия (комбината).
Рис. 5. Формы организации производства
М е т о д ы организации производства – это совокупность приемов и операций изготовления продукции или оказания услуг, выполняемых при определенном сочетании элементов ПП. Виды методов: 1. Поточный – масштабы выпускаемой продукции велики, выпуск осуществляется ограниченной номенклатурой с заданной периодичностью; 2. Партионный – производство продукции осуществляется партиями, номенклатура выпускаемой продукции ограничена организацией производства; 3. Единичный – выпуск продукции осуществляется единичными экземплярами изделий, повторяющимися или не повторяющимися через определенное время, и характеризуется широкой номенклатурой; 4. Единично-партионный – применяется в условиях гибких производственных систем, единичные экземпляры деталей, принадлежащие определенному семейству изделий, могут обрабатываться единой партией. На выбор методов ОП оказывают влияние факторы: – номенклатура выпускаемой продукции, – масштабы выпускаемой продукции, – периодичность выпускаемой продукции, – трудоемкость продукции, – характер технологической обработки продукции. 2.5 Производственный цикл – организация производственного процесса во времени Производственный цикл (ПЦ) – это промежуток времени от момента запуска в производство изделия до момента его изготовления, комплектации, приемки и сдачи на склад. ПЦ измеряется в днях, часах, минутах. При организации или совершенствовании производственного процесса стремятся к уменьшению величины производственного цикла, что обеспечивает: - уменьшение потребности в оборотных средствах; - уменьшение площади складских помещений для хранения незавершенного производства, запасов сырья и материалов; - улучшения использования основных фондов; -снижение себестоимости продукции.
Таблица 8 - С о с т а в производственного цикла
Показатель продолжительности ПЦ необходим при: - обосновании величины производственной программы; - разработке календарного графика движения предметов труда в процессе производства (логистика производства); - расчете объемов незавершенного производства и величины оборотных средств. Планирование деятельности организации Сущность, цели и задачи планирования на предприятии
Для успешного функционирования каждое предприятие должно одновременно выполнять две основные функции: - обеспечивать платежеспособность за счет эффективной текущей деятельности; - повышать потенциал предприятия за счет обновления технологии, производственных мощностей, продукции (услуг), т.е. развивать предприятие. Для выполнения функций текущей деятельности и развития предприятия необходимо осуществлять процедуру их планирования. Планирование – это начальный этап управления (рис.6).
Рис. 6. Связь планирования с функциями менеджмента
Планирование представляет собой упорядоченный, основанный на обработке информации процесс по разработке комплекса планов предприятия, которые определяют показатели для достижения целей в будущем. План – это система экономических показателей, представляющих общую программу развития организации и ее структурных подразделений на определенный период времени. Виды и функции планирования Планирование в организации может относится к тому или иному виду в зависимости от признака по которому происходит классификация. 1. С точки зрения ответственности за формирование и реализацию планов каждому уровню в иерархии управления соответствует свой вид планирования (рис. 7): - стратегические – разработка курса развития предприятия на долгосрочный период времени; - тактические – обоснование планов действий и методов реализации стратегии организации на среднесрочный период времени; - оперативные – конкретизация показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия.
Рис.7
Высший уровень руководства (топ-менеджмент) отвечает за миссию предприятия, стратегию развития, стратегические цели и стратегическое планирование. Средний уровень управления (функциональный менеджмент) отвечает за тактическое (текущее) планирование, активно участвует в формировании стратегических планов. Нижний уровень управления (линейный менеджмент) отвечает за формирование и реализацию оперативных планов (за смену, неделю, декаду, месяц) и принимает участие в годовом и стратегическом планировании. Оперативные планы являются базой для регулирования производства. 2. В зависимости от степени неопределенности плановой деятельности системы планирования в организации можно разделить на два типа: - детерминированные системы, которые действуют в полностью предсказуемой среде и не имеют недостатка в информации (у предприятия среда неопределенная, меняющаяся, а у его подразделений высокая определенность и точность в предвидении результатов); - вероятностные (стохастические) системы, не дающие полной предсказуемости результата. 3. Временная ориентация целей планирования определяет четыре типа планирования: - реактивное планирование – нацелено на использование опыта прошлого. Сторонники такого подхода исключают возможность правильного предвидения будущих событий и склонны преувеличивать прошлые достижения. Такой подход возможен и целесообразен при устойчивой внешней и внутренней среде; - инактивное планирование (инертность)– полное удовлетворение настоящим, сохранение в максимальной степени существующего метода принятия решения. В результате организация практически теряет способность приспосабливаться к изменениям; - преактивное планирование (предупреждающее) – ориентировано в основном на будущие изменения. Оно направлено на поиск оптимального решения, выбор альтернатив развития. Ему идентично стратегическое планирование; - интерактивное планирование основано на принципе максимального участия работников организации. Его цель – проектирование будущего, параметры которого идеальны для производителя. 4. В зависимости от горизонта времени планирования выделяют долго-, средне-, краткосрочное планирование. 5. С точки зрения обязательности выполнения плановых заданий находят применение следующие виды планирования: Функции планирования предприятия (рис.8).
Рис. 8.
План производства и реализации продукции
Производственная программа определяют необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж. Промышленные предприятия формируют производственную программу на основе: 1) государственного заказа; 2) заказов потребителей; 3) потребительского спроса. План производства состоит из двух разделов: 1. План производства продукции в натуральном выражении – содержит показатели выпуска продукции определенной номенклатуры, ассортимента и качества продукции в физических единицах (шт., т, кв. м); 2. План производства продукции в стоимостном выражении содержит показатели: 2.1 Товарная (ТП); 2.2 Валовая (ВП); 2.3 Реализованная продукция (РП). Товарная продукция включает стоимость: А) готовых изделий, предназначенных для реализации на сторону; Б) работ и услуг производственного характера; В) продукции вспомогательных производств, предназначенных для реализации на сторону, капитального и среднего ремонта оборудования и транспортных средств. ТП выражается в: - оптовых – для увязки плана производства с финансовым планом. - сопоставимых – для определения темпов, динамики и изменения структуры производства.
где Nri – план (годовой) выпуска продукции i-го вида в натуральном выражении; Цi – действующая оптовая цена продукции i-го вида; n – количество видов ТП (i = 1,2,3…n); Уj – объем работ и услуг j-го вида промышленного характера; m – количество видов работ и услуг. Валовая продукция включает стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, в т.ч. незавершенное производство (НП). ВП = ТП + (НПк - НПн) + (Ик - Ин),
где НПк, НПн – остатки НП в стоимостном выражении на конец и начало планового периода соответственно; Ик, Ин – остатки инструментов и приспособлений собственного производства на конец и начало планового периода. Между ТП и ВП существует следующая зависимость: ВП = ТП, если НПк = НПн, т.е. НП = 0 ВП > ТП, если НПк > НПн ВП < ТП, если НПк < НПн Реализованная продукция (РП) – основной стоимостной показатель.
где Сн, Ск – остатки готовой продукции на складе предприятия на начало и конец планируемого периода Он, Ок – остатки отгруженной продукции, но не оплаченной потребителем на начало и конец планируемого периода. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|