Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Актуальные проблемы психологического консультирования

 

Психологическое консультирование – один из видов психологической помощи (наряду с психокоррекцией, психотерапией, психологическими тренингами и др.), выделившийся из психотерапии.

Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической практики. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. В психологическом консультировании мы сталкиваемся с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни: трудности на работе, неустроенность в личной жизни, неурядицы в семье, недостаток уверенности в себе, самоуважении и многие другие. С другой стороны как молодая область психологической практики, психологическое консультирование, пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы.

Говоря об актуальных проблемах психологического консультирования, следует обратить внимание на его правовой статус, поскольку вопрос о легализации психологического консультирования находиться только в стадии созревания. Некоторое время назад появился проект Закона о психотерапии и специалистах, занимающихся психотерапевтической деятельностью. И в этом проекте, не говорится ни о педагогах-психологах, ни о психологах вообще, и даже со специализацией психологическое консультирование. Достаточно актуальной проблемой на этом фоне является грамотное юридическое обоснование проводимой работы. Это заключается, прежде всего, в том, что в соответствии с существующим законодательством и нормативными актами, на сегодняшний день, психолог может заниматься консультированием, психологической коррекцией, но не психотерапией. Поэтому психолог не может называть свою работу психотерапией, он должен работать с людьми психически здоровыми в медицинском смысле.

И в настоящее время, проблема разведения или сочетания психологического консультирования и психологической психотерапии продолжает оставаться открытой. Споры эти становятся все более яростными в связи с увеличением количества практикующих психологов-консультантов, которые, кстати, называют себя и консультантами и психотерапевтами одновременно. Их богатейший практический опыт свидетельствует о том, что на практике разграничить, где в процессе работы с клиентом консультирование, а где - психотерапия, невозможно. Об этом же свидетельствует и зарубежный практический опыт.

Важно также обратить внимание на процессы постановки целей, определения задач и методологической основы профессиональной деятельности. Актуален вопрос о назначения и роли в социуме психологического консультирования. Так как в отечественной науке продолжаются споры о том, следует ли отождествлять психологическое консультирование и личностно-ориентированную психотерапию, и каковы критерии их разграничения. Таким образом, среди актуальных проблем психологического консультирования, важно выделить именно отсутствие единой методологической основы для консультирования и психотерапевтической помощи.

В зарубежных исследованиях приняты следующие определения психологического консультирования: так, Крумбольц (1965): «Консультирование заключается в таких нравственных действиях консультанта, при помощи которых он прилагает ответственные усилия, направленные на помощь клиенту в освоении способов поведения, которые приведут к решению проблем клиента», Р. Кочюнас определяет психологическое консультирование как «профессиональные отношения между специально подготовленным консультантом и клиентом… Назначение консультирования заключается в том, чтобы помочь клиентам понять и прояснить собственные взгляды на их жизненное пространство и научить их достигать собственных, самостоятельно определенных целей посредством осуществления сознательного выбора и решения проблем эмоционального и межличностного характера».

Как в консультировании, так и в психотерапии используются те же самые профессиональные навыки; одинаковые требования, которые предъявляются к личности клиента и психотерапевта; процедуры, используемые в консультировании и психотерапии, тоже подобны. И помощь клиенту основывается на взаимодействии между консультантом (психотерапевтом) и клиентом.

Консультирование - работа затрагивает, в основном ситуационные проблемы, решаемые на уровне сознания и возникающие у клинически здоровых людей. Психотерапия - большее стремление к глубокому анализу проблем с ориентацией на бессознательные процессы. На практике мы видим, что вполне возможно совместное существование работы с ситуационными проблемами на уровне сознания и анализа проблем с помощью бессознательных процессов. И речь о том, так ли уж необходимо разграничивать консультирование и психотерапию, совершенно не волнует наших клиентов, которые нуждаются в психологической помощи и поддержке.

Отсюда вопрос: «Кто такой Консультант, что он представляет собой как человек, какие требования предъявляются к нему как к личности, что делает его профессиональным проводником к решению проблем и жизненных трудностей других людей?». И так, личности эффективного Консультанта характерны: в первую очередь Аутентичность: полное осознание настоящего момента; выбор способа жизни в данный момент; принятие ответственности за свой выбор. Аутентичный человек является самим собой как в своих непосредственных реакциях, так и в целостном поведении. Он позволяет себе не знать все ответы на жизненные вопросы, если их действительно не знает. Он не ведет себя как влюбленный человек, если в данный момент чувствует враждебность. Трудности многих консультантов заключаются в том, что они много энергии и времени тратят на проигрывание ролей. Если консультант большую часть времени будет прятаться за профессиональной ролью, клиент тоже спрячется от него. Соприкоснуться с жизнью клиента можно только оставаясь живыми людьми. Аутентичный консультант наиболее подходящая модель для клиентов, служащая примером гибкого поведения. Открытость собственному опыту: здесь понимается искренность в восприятии собственных чувств. Социальный опыт учит нас отбрасывать свои чувства, особенно отрицательные. Эффективный консультант не должен отгонять любые чувства, в том числе и отрицательные. Только в таком случае можно успешно контролировать свое поведение, так как вытесненные чувства становятся иррациональными, источником неконтролируемого поведения. Консультант способен содействовать позитивным изменениям клиента, только когда проявляет терпимость ко всему разнообразию чужих и своих эмоциональных реакций. Развитие самопознания: ограниченное самопознание означает ограничение свободы и наоборот глубокое - увеличивает возможность выбора в жизни. Чем больше консультант знает о себе, тем лучше он поймет своих клиентов, и наоборот - чем больше он познает своих клиентов, тем глубже понимает себя. Очень важно реалистично относиться к себе. Ответ как можно помочь другому человек кроется в самооценке консультанта, адекватности его отношения к собственным способностям и вообще к жизни. Сила личности и идентичность: Консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу.Как в профессиональной работе, так и в личной жизни консультанту не следует быть простым отражением надежд других людей, он должен действовать, руководствуясь собственной внутренней позицией. Это позволит ему чувствовать себя сильным в межличностных отношениях. Толерантность к неопределенности: Уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности принимаемых решений и способность рисковать - все эти качества помогают переносить напряжение, создаваемое неопределенностью при частом взаимодействии с клиентами. Так как одной из предпосылок становления личности является «прощание» человека с привычным, известным из собственного опыта и вступление на «незнакомую территорию», консультанту необходима уверенность в себе в ситуациях неопределенности. Именно такие ситуации составляют сущность процесса консультирования. Принятие личной ответственности: Многие ситуации в консультировании возникают под контролем консультанта, он должен нести ответственность за свои действия в этих ситуациях. Это понимание позволяет свободно и сознательно соглашаться с доводами клиента или вступать в продуктивное противостояние («вести» клиента). При консультировании тревожных клиентов - важно знать не только способы, которыми они маскируют свою тревожность, но и средства, с помощью которых стремятся избавиться от неприятного воздействия тревожности. Этими средствами служат механизмы психологической защиты (З. Фрейд, А. Фрейд): вытеснение; регрессия; проекция; интроекция; рационализация; интеллектуализация; компенсация; реактивное формирование; отрицание; смещение. В работе с тревожным клиентом консультант обязан проявить понимание и терпимость, не должен поддаваться искушение рассуждать о стрессах и напряжении, свойственных нашему времени.

Личная ответственность помогает более конструктивно воспринимать критику и не вызывает механизмов психологической защиты, а служит полезной обратной связью. Говоря об этических принципах в психологическом консультировании нельзя не отметить сложность в полном поддержании этих принципов. Например, с клиентами, имеющими суицидальные намерения: трудно не нарушить его автономию, право на свободное самоопределение и не посягнуть на его личностное достоинство и ценности, так как может возникнуть угроза его благополучию и даже жизни. Глубина отношений с другими людьми: «Безусловное уважение» - безусловное и безоценочное принятие клиента как целостной личности. В то же время консультант обязан оценивать людей - их чувства, взгляды, своеобразные черты личности, но делать это без осуждения и ярлыков. В этой ситуации следует принять во внимание страхи, которые переживает большинство людей, пытаясь завязать теплые близкие отношения с другими. Эффективному консультанту чужды такие страхи, он способен свободно выражать свои чувства перед другими людьми, в том числе и перед клиентами. Постановка реалистичных целей: Эффективный консультант должен понимать ограниченность своих возможностей, независимо от профессиональной подготовки - он не всемогущ. Консультант должен отказаться от нереального стремления стать совершенным. Тот, кто не в состоянии признать ограниченность своих возможностей, живет в иллюзиях, что способен полностью понять и познать другого человека. Когда мы допускаем собственную ограниченность, избегаем ненужного напряжения и чувства вины. В таком случае отношения с клиентами становятся более глубокими и реалистичными. Правильная оценка собственных возможностей позволяет ставить перед собой достижимые цели. Э мпатия: является одной из важнейших черт личности эффективного консультанта, не является простым навыком, неясным остается вопрос обучения. То есть уникальная способность консультанта к эмпатии состоит в своеобразном видении клиента - умении вникнуть в его невербальное поведение и чувства, сказанное об этих чувствах и на основании интуиции понять, что клиент говорит и о чем умалчивает. Контрперенос: независимо от зрелости личности консультанта он - человек и, разумеется, у него могут быть свои неразрешенные внутренние конфликты. Такие «болезненные» темы и порождают контрперенос, если клиент невольно их затрагивает. Чувства и самораскрытие: Консультирование всегда требует не только опыта, прозорливости, но и эмоциональной вовлеченности в процесс. В данной ситуации важно, чтобы эмоциональное участие было уместным и служило интересам клиента, а не самого консультанта. Желание полнее понять проблемы клиента не должна сопутствовать утрата объективности.

Так же к проблемам консультирования следует отнести ожидания клиентов. Для начинающего консультанта - это ловушка, которую трудно избежать, для опытного - это соблазн, который необходимо постоянно преодолевать.

В случае консультирования «немотивированных» клиентов, проблематично отказаться работать с ними, когда психолог трудиться в какой-либо организации. Здесь консультант обязан оказывать помощь не только тем людям, которые сами обратились к нему, но и направленных к нему руководством. В таких случаях можно воспользоваться терапией реальностью, при невозможности изменить обстоятельства следует отказаться от своих установок. Данный принцип означает, что им следует помочь хоть в чем-то.

Немало важной проблемой, на сегодняшний день, в психологическом консультировании является отсутствие классического образования у консультанта. Некоторые консультанты позиционируют себя психологами, пройдя обычные курсы или тренинги и получив сертификат. Но попытка квалифицированно помочь другому человеку в разрешении его проблем без опоры на систему теоретических воззрений, невозможна. Такой консультант не просто не эффективен, но иногда и опасен. Именно теория помогает консультанту формулировать динамичные гипотезы, разъясняющие клиенту проблемы, и позволяет чувствовать себя в безопасности при столкновении с хаотичным, дезорганизованным внутренним миром некоторых клиентов. Задача психолога-консультанта всегда быть более осознанным, чем твой клиент.

Подводя итог можно сказать: что для проведения психологического консультирования необходимо грамотное юридическое обоснование. Психолог может заниматься консультированием, но не психотерапией. Психолог-консультант должен работать с людьми психически здоровыми. Что в свою очередь требует определенного образования. Психолог - консультант должен сам периодически проходить терапию по своим проблемам, быть консультируемым, получать супервизирование своей работы от специалистов более высокой квалификации, участвовать в тренингах личностного роста. И только в этом случае в его работе как психолога-консультанта будет меньше проблем.

 

Иркутский Государственный Университет факультет психологии.

 

 

Тема: Актуальные проблемы психологического консультирования

Выполнил: Шайморданова Екатерина Викторовна

Магистратура ЗО ПССД 1 курс.

 

 

Иркутск 2016г.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Шаг 1: Замешиваем тесто | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных