ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
МЛАДШИЕ ИНСТРУКТОРЫ ТУРИЗМАП.И. Лукоянов ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Младший инструктор, в полной мере владея знаниями и навыками туриста-участника и помощника руководителя похода, отличается от них особыми качествами - умением организовать, методически правильно построить и доходчиво провести занятие по программе обучения туризму, т.е. должен обладать определенными педагогическими навыками. Руководить кружками младших инструкторов могут преподаватели, руководители туристских кружков Домов пионеров и школьников и туристы-общественники, имеющие звание инструктора туризма. Кружки младших инструкторов рекомендуется комплектовать из числа учащихся, либо прошедших всю двухгодичную программу видовой туристской подготовки, либо занимавшихся по ней в течение одного года, при условии наличия достаточного туристского опыта и организаторских способностей. Особенно желательно привлекать в кружки юношей и девушек, склонных к преподавательской деятельности и мечтающих связать с ней свою судьбу. В связи с привлечением в кружки младших инструкторов учащихся с различной степенью туристской подготовки освоение настоящей программы рассчитано на 144 часа или на 216 часов. Учебный план и программа состоят из трех разделов. В 1-й - "Общие положения" - включены темы, отработка которых будет способствовать накоплению и углублению туристских знаний будущими вожаками школьного туризма. Среди этих тем главное внимание отводится вопросам идеологического воспитания школьников средствами туризма, истории развития и современной организации туризма в СССР, в том числе и школьного туризма, системе организации туристской работы в общеобразовательных школах и внешкольных учреждениях и др. Наиболее важными в формировании будущих младших инструкторов как юных учителей и в обретении ими необходимых инструкторско-методических навыков являются последующие два раздела. 2-й раздел - "Учебная и воспитательная работа" - призван познакомить кружковцев с основами советской педагогики и использовании их в обучении туризму, с формами и методами учебной и воспитательной работы в школьном туризме, а также дать необходимые навыки в умении подготавливаться н занятиям и др. Хотя первый и второй разделы направлены на расширение кругозора кружковцев, преподаватель, проводя занятия, должен, тем не менее, обращать внимание на методические рекомендации, которыми кружковцы могли бы воспользоваться в своей будущей инструкторской практике при проведении занятий по этим темам. Особая роль отводится 3-му разделу, главная направленность которого заключается в привитии и закреплении основ методических навыков в проведении занятий. В практике подготовки младших инструкторов нередко наблюдается одна ошибка: при их обучении, как правило, ограничиваются повторным раскрытием фактологической стороны изучаемой темы. Например, на занятиях по теме "Снаряжение для лыжного похода" руководитель кружка вновь перечисляет необходимое общественное и личное снаряжение, приводит их характеристики, рекомендации по доработке промышленных образцов, изготовлению самоделок и т. д. Ученикам же, занимающимся в кружке младших инструкторов, нужно другое: их нужно научить готовиться и проводить занятия. Цели этой можно достичь только в том случае, если темы третьего раздела будут отрабатываться по методике "учить умению обучать". Это следует понимать так. Вначале необходимо обучить слушателей умению подготавливаться к занятиям. Объем и последовательность этой работы подробно раскрываются в теме "Подготовка младшего инструктора к занятиям". Завершающим этапом подготовки инструктора к занятиям является составление плана-конспекта или тезисов лекции. Руководитель на конкретной теме программы показывает весь ход подготовки к занятиям, обращая особое внимание на умение выбрать основные учебные вопросы темы, четко сформулировать учебные цели, правильно распределить время, определить целесообразные методические приемы обучения, а также показать различные формы и степень подробности планов-конспектов. В результате этих занятий слушатели кружка должны уяснить последовательность подготовки к занятию и составить план-конспект. Завершая занятие, преподаватель обязывает слушателей самостоятельно подготовить план-конспект по одной из тем третьего раздела программы. Проведению слушателями занятий по этой теме должно предшествовать рецензирование подготовленных конспектов с целью оценки их качества и доработки по замечаниям. Преподаватель, отобрав для примера различного качества конспекты, показывает, как бы он прорецензировал эти работы, разбирая конкретные ошибки и формулируя пожелания для их исправления. Затем, продолжая занятие или дав задание на дом, он обязывает слушателей прорецензировать конспекты своих товарищей. Рецензирование вырабатывает у кружковцев навыки самостоятельного мышления и объективной оценки работ. Поэтому его следует рассматривать в качестве одного из важнейших элементов обучения. Привитие инструкторско-методических навыков достигается только в ходе практического проведения занятий вначале со своими товарищами-кружковцами, а затем - с туристами младших классов. Для проведения этих занятий целесообразно рекомендовать наиболее подготовленных учеников. Все занятия необходимо заканчивать обсуждением, в ходе которого члены кружка отмечают положительные и отрицательные стороны, обращая особое внимание на умение интересно и занимательно вести занятие, логичность в построении урока, правильное использование методических приемов обучения, уверенное владение материалом и т.д. Обсуждение заканчивается заключением преподавателя, который отмечает все положительные стороны проведенного занятия и обсуждения, разбирает недостатки, а также дает советы по подготовке к проведению занятий по следующим темам. Темы третьего раздела сгруппированы по следующим направлениям: теоретические занятия (лекции, беседы), групповые занятия в помещении и практические занятия на местности. Освоение этой тематики даст слушателям кружка необходимые навыки в проведении занятий, а также будет способствовать дальнейшему углублению знаний фактологической стороны изучаемых тем, т.е. изучению самого туризма. Отработка всех тем третьего раздела должна проводиться с учетом специфики вида туризма. Именно с этой целью тема "Техника преодоления препятствий и меры по обеспечению безопасности" с должной подробностью раскрывается по видам туризма, а в других темах отражены видовые особенности. Часы, определенные учебным планом на каждую тему, должны рационально распределяться преподавателем на консультации и проверку выполнения качества домашних заданий, на проведение и обсуждение занятий. Более правильно поступят те руководители кружков, которые за основу планирования примут принцип комплексной отработки тем. Например, закончив тему "Характерные заболевания и травмы в походе, их профилактика и лечение", необходимо во время группового занятия в помещении научить слушателей, как вести занятия по теме "Обработка ран, наложение повязок и шин", и затем закрепить все полученные знания и навыки, изучая на местности тему "Транспортировка пострадавшего на длительное расстояние". Такое планирование позволит дать "сквозное" представление о методике проведения занятий и взаимной увязке их содержания. Занятия по программе младших инструкторов заканчиваются учебно-зачетным категорийным походом, который следует рассматривать, прежде всего, как продолжение обучения. Во время похода необходимо предусматривать проведение практических занятий, особенно по темам, отработать которые в должной степени не представилось возможным, например, по условиям местности или другим причинам. Звание младшего инструктора присваивается отделами народного образования, станциями юных туристов, Дворцами и Домами пионеров, учебными заведениями, советами коллективов физкультуры (спортивными клубами) и советами ДСО. Для присвоения инструкторского звания необходимы следующие документы: представление туристской секции (клуба туристов), справка об окончании семинара (сбора) подготовки младших инструкторов, удостоверение значкиста "Турист СССР", учетная карточка инструктора, две фотокарточки форматом 2 х 3 см. Младший инструктор имеет право вести занятия в туристском кружке, секции, в отрядах пионерских лагерей, проводить подготовку к выполнению нормативов на значок "Юный турист", быть помощником руководителя в походах выходного дня I категории сложности по соответствующему виду туризма, участвовать в руководстве слетами, соревнованиями, играми и другими массовыми туристско-краеведческими мероприятиями, носить нагрудный значок "Младший инструктор туризма". Примерный тематический план занятий
* Числитель - количество часов, отводимых на отработку темы при 144-часовой программе, знаменатель - количество часов, отводимых на отработку темы при 216-часовой программе. Младший инструктор, достигший 18-летнего возраста, получает право на руководство походами выходного дня и походами в соответствии с "Правилами организации и проведения самодеятельных туристских походов на территории СССР", а также может быть зачислен в школу (семинар) средней туристской подготовки. ПРОГРАММА
История развития и современная организация школьного и взрослого туризма в СССР. Туризм в дореволюционной России - привилегия имущих классов и представителей обеспеченных слоев населения. Система организации туристской работы в общеобразовательных школах и внешкольных учреждениях. Роль отделов народного образования, Центральной детской экскурсионно-туристской станции, станций юных туристов. Дворцов и Домов пионеров и школьников, пионерских и комсомольских организаций в развитии туризма. Организация и планирование туристско-краеведческой работы. Принципиальная схема организации и формы туристско-краеведческой деятельности в общеобразовательных школах и внешкольных учреждениях. Планирование туристско-краеведческой работы. Обзор руководящих документов, литературы и учебно-методических пособий по туризму. Руководящие документы по организации туристской работы Министерства просвещения СССР, Министерств просвещения союзных республик, Центральной детской экскурсионно-туристской станции и др. II. Учебная и воспитательная работа Права и обязанности младшего инструктора. Младший инструктор имеет право проводить занятия с туристами, готовить их на значок "Юный турист", быть помощником руководителя в походах, участвовать в подготовке и проведении массовых туристско-краеведческих мероприятий, носить значок "Младший инструктор". Формы и методы учебной работы в школьном туризме. Теоретические занятия - устное изложение учебного материала: рассказ, объяснение, лекция, беседа. Воспитательная работа младшего инструктора. Воспитание туриста - составная часть коммунистического воспитания, процесс формирования личности. "Все... должны воспитываться в духе беспредельной верности своему народу, делу коммунизма... и защиты социалистической Родины" (материалы XXII съезда КПСС). Подготовка младшего инструктора к занятиям. Последовательность личной подготовки к занятиям: уяснение темы занятия, изучение литературы и учебных пособии, определение учебных вопросов, их объема (содержания) и необходимого времени для отработки каждого из них, определение учебных целей, определение последовательности хода занятий и приемов для отработки каждого учебного вопроса, подбор учебных пособий, составление плана-конспекта занятия. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|