ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Различия между сферой культуры и сферой материального производства
Таким образом, культурные блага, формирующие и удовлетворяющие культурные потребности, по своему характеру неоднородны. Они различаются по степени материализации, способу удовлетворения культурных потребностей и по выполняемой ими функции. Не менее важным является определение основных видов продуктов, создаваемых в культурной сфере. ]Так, О. Новотный и Я. Фишер разделяют культурные блага с последующей детализацией на: 1) материальные объекты формирования и удовлетворения культурных потребностей; 2) нематериальные объекты формирования и удовлетворения культурных потребностей (сюда относятся, как правило, культурные услуги). Таблица 6.2 Классификация культурных благ по формированию и удовлетворению культурных потребностей
Среди материальных объектов формирования и удовлетворения культурных потребностей (1) следует выделить: 1.1. средства культуры, которые, в свою очередь, делятся на: 1.1.1. «производственные» (скрипка, фортепиано, театральные костюмы и т. д.), т. е. с помощью которых идет производство культурных благ; 1.1.2. информационные (радиоприемники, телевизоры и т. д.). Некоторые информационные средства, такие, как магнитофон, могут использоваться и в качестве производственных средств, например в самодеятельном творчестве, при создании радиопередач и т. п.; Отдельные производственные средства, представленные в пункте 1.1.1, одновременно можно рассматривать как произведения искусства (например скрипка работы Страдивари), и тогда их, несмотря на материальную сущность, нужно считать продуктом духовного производства, выполняющих функцию предмета культуры. 1.2. предметы культуры (например, картины и т. д.). К ним относятся все произведения искусства, существующие отдельно от художественной деятельности создающего их художника, которые могут обращаться как пригодные для продажи товары. Это продукты не материального производства (которые указаны в пункте 1.1), а духовного, но имеющие свое материальное воплощение. Группу предметов культуры (1.2) можно разделить на: 1.2.1. предметы культуры, непосредственно связанные с удовлетворением культурных потребностей (например, художественные фильмы и т. д.); 1.2.2. предметы культуры, опосредующие фазы производства и потребления объектов культуры. Между этими фазами имеет место материальное воспроизводство, которое представляет собой неизбежный этап процесса производства этих предметов, но само по себе не является культурной деятельностью. Типичным примером таких предметов культуры выступает книга. Ее производство на этапе авторского творчества и редакционно-издательского процесса есть культурная деятельность. Если речь идет не о каком-либо особом библиографическом издании, то на следующем этапе книга — есть продукт полиграфической промышленности, а этот этап является не культурной, а промышленной деятельностью. Нематериальные объекты формирования и удовлетворения культурных потребностей (2) также разделяются на: 2.1. услуги, выполняющие функцию передаточного механизма в культуре (они имеют функциональное отношение к культурным потребностям как нематериальные средства культуры). К ним относятся: выдача книг в библиотеках, показ фильмов в кинотеатрах, прокат театральных костюмов и т. п. Именно к этой сфере (а не к сфере торговли) следует отнести продажу предметов художественного творчества, книг я т. п.; 2.2. услуги, выполняющие непосредственную культурную функцию, например, работа театрального актера, концерт исполнителя-виртуоза, деятельность руководителя профессионального хора, лекция ученого и т. п. Часть этих объектов (1.1 и 2.1) лишь опосредованно обеспечивает формирование и удовлетворение культурных потребностей. Другая же часть указанных объектов непосредственно способствует их формированию и удовлетворению (1.2 и 2.2). Если производство и потребление (в экономическом смысле) объектов культурных потребностей ограничивалось бы рамками одной из этих подгрупп, то в отрасли культуры нарушилось бы равновесие в процессе воспроизводства. О ресурсах в сфере культуры Категория ресурсов имеет важное значение в определении самого предмета экономики. Как известно, ресурсы всегда ограничены, потребности же людей — безграничны. Задачей экономики как раз и является исследование путей такого использования ограниченных ресурсов, при которых достигается максимальное удовлетворение безграничных потребностей общества. Специфика социально-культурной сферы с точки зрения ее экономической характеристики проявляется прежде всего в особенностях ее ресурсного потенциала. В отношении структуры ресурсной базы в сфере культуры отечественные ученые высказывают различные мнения. Так, Л.И.Якобсон выделяет четыре вида ресурсов: трудовые, материальные, природные и информационные. Г.М.Галуцкий основывает свою классификацию ресурсов сферы культуры на другом принципе, подразделяя их на две группы: а) ресурсы творческого производства (трудовые, материальные, энергетические, финансовые и информационные); б) ресурсы духовного восприятия (уровень культуры населения и резерв свободного времени).2 На наш взгляд, подразделение ресурсного потенциала культуры на ресурсы воздействия и ресурсы восприятия в наибольшей степени отражает качественную специфику социально-культурной сферы. Специфические особенности производственных ресурсов в сфере культуры. 1. Предметом труда в сфере культуры является человек, и этот фактор оказывает решающее воздействие на структуру и характер ресурсной базы отрасли. Так, в СКС в весьма ограниченном объеме представлен такой вид ресурсов, как сыри; и основные материалы (10-12% всех затрат), в то время как в промышленности на них приходится более 60%. 2. Социально-культурную сферу характеризует сочетание высокой трудоемкости услуг с относительно малой фондо- и материалоемкостью (в 2,5 раза меньше, чем в промышленности). 3. Трудовые (кадровые) ресурсы культурной отрасли отличаются более высоким уровнем профессиональной квалификации, причем по этому показателю сфера культуры намного превосходит другие отрасли хозяйственного механизма (в культуре каждый третий работник имеет высшее образование, в промышленности — каждый двенадцатый). В материальном производстве решающее значение имеет труд рабочего, в сфере культуры — труд специалиста. В половозрастном отношении в сфере культуры налицо преобладание женщин (до 70-75%). Специфические особенности производственных ресурсов в сфере культуры.
1. Предметом труда в сфере культуры является человек, и этот фактор оказывает решающее воздействие на структуру и характер ресурсной базы отрасли.
Так, в СКС в весьма ограниченном объеме представлен такой вид ресурсов, как сыри; и основные материалы (10-12% всех затрат), в то время как в промышленности на них приходится более 60%.
2. Социально-культурную сферу характеризует сочетание высокой трудоемкости услуг с относительно малой фондо- и материалоемкостью (в 2,5 раза меньше, чем в промышленности).
3. Трудовые (кадровые) ресурсы культурной отрасли отличаются более высоким уровнем профессиональной квалификации, причем по этому показателю сфера культуры намного превосходит другие отрасли хозяйственного механизма (в культуре каждый третий работник имеет высшее образование, в промышленности — каждый двенадцатый). В материальном производстве решающее значение имеет труд рабочего, в сфере культуры — труд специалиста. В половозрастном отношении в сфере культуры налицо преобладание женщин (до 70-75%).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|