ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Система соревнований в многолетнем процессе подготовки спортсменов
Специфика соревновательной деятельности во многом определяет направление и содержание многолетней подготовки спортсменов (принципы, средства, методы, программирование процесса тренировки, отбор, оценка тренированности, оценка способностей спортсмена, контроль за его текущим состоянием и др.). Соревновательная деятельность тесно связана со спортивным результатом. Это обусловливает необходимость тщательного изучения содержания соревновательной деятельности, выявления факторов, определяющих достижение высоких спортивных результатов. Структура соревновательной деятельности и факторы, обусловливающие ее эффективность, служат основой для построения процесса подготовки спортсменов и эффективного управления этим процессом. Основные параметры соревновательной деятельности в каждом виде спорта выделяются и фиксируются посредством специальных наблюдений за действиями сильнейших спортсменов мира в условиях крупнейших соревнований. Признаки, отражающие параметры соревновательной деятельности, называют целевыми, так как их выполнение обеспечивает достижение поставленной цели — победить в соревнованиях. Победа в соревнованиях представляет собой конечную цель соревновательной деятельности, достижение ее складывается из последовательного решения спортсменами ряда частных задач, возникающих перед ними в процессе продвижения к главной цели. Элементы деятельности по выполнению частных задач называют действиями, которые в свою очередь состоят из операций. Содержание действий, операций и условия, в которых выполняет их спортсмен в процессе соревнований, и определяют структуру соревновательной игровой деятельности. Только располагая показателями соревновательной деятельности каждого спортсмена, можно оценить эффективность его действий и определить пути совершенствования его мастерства в процессе тренировки. Структуру соревновательной деятельности составляют соревновательные действия, определяемые физическими способностями, функциональными возможностями, психическими свойствами спортсменов. На основе анализа структуры соревновательной игровой деятельности, выявления значимости ее компонентов по отношению к спортивному результату определяют факторы, от которых зависит эффективность соревновательной деятельности и уровень спортивных достижений. Наиболее существенными являются следующие факторы: уровень владения техникой соревновательного действия и умение тактически эффективно его выполнить в соревнованиях; уровень развития специфичных для данного вида спорта физических и психических качеств и способностей спортсменов; уровни функциональных возможностей и морфологических показателей примени-тельно к специфике вида спорта. В спортивных играх, например, важными факторами являются арсенал технико-тактических действий и умение эффективно применить их в условиях соревнований. Существенными факторами выступают возраст и спортивный стаж, эффективное функционирование системы подготовки спортсменов в каждом виде спорта, подготовка и участие в конкретном соревновании. Важное значение имеет подготовка к соревнованиям и управление действиями спортсменов в процессе соревновательной деятельности. Ведущая роль здесь принадлежит тренеру. В процессе подготовки к соревнованиям как можно полнее учитываются требования, которые определяются структурой соревновательной деятельности и факторами, обусловливающими ее эффективность. Важное значение имеет учет условий, в которых протекает соревновательная деятельность спортсменов: это климато-географические условия региона, состав соперников, характеристика зрителей, особенности судейства и др. В конечном счете подготовка спортсменов проводится с учетом конкретного соперника. В игровых видах спорта для этого используют данные спортивной разведки об игроках соперника, данные о возможностях своей команды, итогом чего является тактический план ведения игры. Этот план «проигрывается» на тренировочном занятии против «модели соперника». После окончания соревнований проводится общий анализ проделанной работы по подготовке команды к соревнованиям и по результатам соревновательной деятельности. Общая оценка существенно зависит от характера соревнования: если это основное на данный сезон, то главный критерий здесь — занятое место и его соответствие запланированному; если подводящее, то главным критерием здесь будет достижение установленных на этот период модельных показателей по всем основным параметрам соревновательной деятельности. Соревновательная подготовка занимает важное место в подготовке спортсменов как в годичном, так и в многолетнем циклах. Регулярное участие в соревнованиях с различными по подготовленности, стилю и т. п. соперниками необходимо для приобретения и совершенствования у спортсменов необходимых «соревновательных» качеств, способствующих эффективному выступлению в ответственных соревнованиях (основных). Основные соревнования отдельного годичного цикла служат подводящими к основным в системе многолетней подготовки. Задачи соревновательной подготовки решаются в тренировочной и соревновательной деятельности — в процессе интегральной подготовки (реализация структурных компонентов соревновательной деятельности), соревнований по технической подготовке, физической подготовке, соревнований по виду спорта в учебной группе (спортивном коллективе), контрольных прикидок, спарринга партнеров, контрольных игр и т.п. Направленность и степень трудности соревнований должны соответствовать задачам и способностям конкретного контингента. К участию в соревнованиях следует допускать только достаточно подготовленных спортсменов. Состав участников и программа соревнований должны обеспечить необходимую конкуренцию и условия для максимальной реализации возможностей спортсменов. На каждом этапе подготовки и в годичных циклах должно быть оптимальное число спортивных соревнований, чтобы задачи многолетней подготовки могли решаться успешно. Очень большое число соревнований может нарушить нормальный учебно-тренировочный процесс. Слишком малое число соревнований или их отсутствие также нарушает нормальный ход подготовки. В мировом спорте четко просматривается тенденция увеличения соревновательной практики в подготовке спортсменов. Представление о количестве соревнований в пределах годичного цикла дают табл. 1 и 2. На этом уровне у сильнейших спортсменов соревновательные нагрузки стабилизируются на протяжении ряда лет.
Таблица 1 Соревнования и старты у выдающихся спортсменов мира (по Л.П.Матвееву, 1999)
Таблица 2 Количество дней официальных соревнований и стартов у спортсменов высшей квалификации в годичном цикле (по В.Н.Платонову, 1997)
Примечание. За старт принимается выступление на снаряде в гимнастике, забег, поединок в фехтовании, борьбе, попытка в прыжках, подход к штанге, игра в волейбол и т.д.
Контрольные вопросы и задания 1. Почему соревнования являются неотъемлемой частью спорта? 2. Какова классификация соревнований? 3. Дайте характеристику соревновательной деятельности спортсменов (на примере видов спорта). 4. Дайте характеристику соревновательных действий. 5. Какова роль соревновательных нагрузок в годичном цикле подго-товки (в различных видах спорта)? 6. Что такое соревновательная подготовка спортсменов? 7. Какова система соревнований в различных видах спорта? 8. Опишите структуру соревновательной деятельности (на примере видов спорта). 9. Назовите факторы, обусловливающие эффективность соревнова-тельной деятельности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|