ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Связь тренировки с соревновательной деятельностью
В системе подготовки спортсменов тренировка наряду с соревнованием является важнейшим звеном, функционирующим постоянно: тренировочные занятия тех, кто занимается спортом высших достижений, — ежедневные, круглогодичные, многолетние. Содержание тренировочного процесса определяется, прежде всего, содержанием соревновательной деятельности в каждом виде спорта, соревновательными действиями и условиями их эффективного выполнения. Одним из направлений совершенствования системы спортивной подготовки считается строгое соответствие системы тренировки спортсменов высокого класса специфическим требованиям избранного для специализации вида спорта. На схеме 1 представлена взаимосвязь содержания соревновательной и тренировочной деятельности на примере игровых видов спорта, в которых наиболее полно представлен состав соревновательных действий. Структуру соревновательной деятельности на верхнем уровне составляет целостное противоборство двух соперничающих команд, далее (по нисходящей) следуют командные, групповые, индивидуальные тактические действия, которые реализуются при помощи приемов игры (техники нападающих и защитных действий), их качество во многом обеспечивается уровнем специальных физических и психических качеств, которые базируются, в свою очередь, на основных двигательных качествах и навыках, функциональных возможностях и морфологических признаках спортсменов. Строго в обратном порядке происходит освоение соревновательных действий обучающимися: вначале создается исходная качественно-координационная и функциональная основа, на которой развиваются специальные качества и способности, далее происходит овладение техникой и тактикой соревновательных действий и комплексное применение технико-тактического арсенала в игровой деятельности, в соревнованиях. Параллельно алгоритму освоения соревновательных действий располагаются средства — тренировочные и соревновательные, при помощи которых формируются навыки соревновательных действий. В конечном счете все это отражается в структуре тренировочной деятельности — в компонентах (составных частях) тренировки: общей и специальной физической подготовке, технической, тактической, интегральной подготовке. В структуру тренировочного процесса входит также теоретическая и психологическая подготовка: освоение специальных знаний и развитие личностных качеств. Здесь отражена не только взаимосвязь, но и взаимообус-ловленность всех компонентов тренировочной и соревновательной деятельности.
Схема 1 Взаимосвязь и взаимообусловленность содержания и уровней соревновательной и тренировочной деятельности на примере командных спортивных игр
Цель спортивной тренировки как педагогического процесса — обучить спортивной технике и тактике, обеспечить технико-тактическое мастерство, развитие физических, психических, моральных и волевых качеств, создать условия для высоких спортивных достижений на соревнованиях. Цель конкретизируется в задачах спортивной тренировки, из них основные: воспитание моральных и волевых качеств; укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию; развитие основных двигательных качеств — силы, быстроты, выносли-вости, ловкости, гибкости; совершенствование жизненно важных двигательных навыков и умений (в ходьбе, беге, прыжках, метаниях, плавании и др.); развитие специальных способностей и качеств, лежащих в основе успешного овладения техникой и тактикой вида спорта; совершенное овладение спортивной техникой; совершенное овладение спортивной тактикой; достижение высокого уровня командной подготовленности (в командных видах); приобретение теоретических знаний и практических умений (по планированию, учету, ведению дневника, методике обучения, судейству, средствам профилактики и восстановления); достижение интеграции всех качеств, навыков и знаний, умения реализовать в соревнованиях все приобретенное на тренировочных занятиях; предупреждение спортивных травм, перенапряжений, проведение реабилитационно-профилактических и восстановительных мероприятий. Достижение цели и решение задач осуществляется при помощи многообразных средств и методов, объединенных в компоненты тренировки, системы тренирующих воздействий в специальных — тренировочных — занятиях, которые являются, как уже говорилось, систематическими, круглогодичными и многолетними. Задачи тренировки, направленность компонентов дифференцируются в зависимости от уровня квалификации спортсменов. Так, в работе с квалифицированными спортсменами основные усилия направлены на повышение спортивно-технического мастерства и достижение высоких спортивных результатов. В системе подготовки резервов на начальном этапе внимание направлено на качественный отбор, овладение основами техники и тактики и т.д., на последнем этапе акцент делается на адаптацию юниоров к тренировочному режиму в спорте высших достижений. Задачи и содержание тренировок для школьных спортивных секций и спортивных школ имеют существенные различия, несмотря на то, что возраст занимающихся один. В каждом случае устанавливается связь с целью системы подготовки, ее модельными характеристиками, а затем определяются вопросы построения тренировки, выбора средств и методов, контрольных нормативов и т.д. Исходя из теории спортивной тренировки и ее специфики применительно к конкретному виду спорта, важное значение имеют следующие моменты. Первое. Программирование многолетнего процесса тренировки по ее основным компонентам (техническая, тактическая, физическая, теоретическая, психологическая, интегральная подготовка): определение содержания на весь многолетний период, по этапам и годичным циклам; установление последовательности обучения технике и тактике; выделение структурных компонентов построения тренировки (годичные циклы, средние циклы, микроциклы, тренировочные занятия, тренировочные задания); распределение программного материала по этапам многолетней подготовки, по годичным циклам внутри многолетних этапов, по средним циклам и микроциклам в пределах годичного цикла; распределение времени на виды программного материала в возрастном аспекте, по уровню спортивного мастерства в годичных циклах, средних циклах и микроциклах, тренировочных занятиях. Программирование тесно связано со структурой соревновательной деятельности и факторами, обусловливающими ее эффективность, модельными характеристиками. Второе. Определение эффективных адекватных возрасту и подготовленности спортсменов средств и методов развития физических качеств, обучения рациональной технике и тактике, совершенствования технико-тактического мастерства на принципах универсальности, с одной стороны, с учетом индивидуальных особенностей и специализации — с другой; средств и методов воспитания нравственных и волевых качеств, повышения надежности спортивных навыков в соревновательной деятельности. Третье. Определение параметров тренировочных нагрузок в ходе многолетней тренировки (по этапам и годичным циклам), в пределах годичного цикла (по средним циклам, микроциклам и тренировочным занятиям). Четвертое. Определение эффективных средств и методов комплексного контроля с целью получения непрерывного потока информации для оценки качества тренировочного процесса, коррекции по трем названным выше позициям. Получение информации осуществляется по всем параметрам тренировки и проводится на тренировочных занятиях (оперативный контроль), в микроциклах (текущий контроль), на этапах годичного цикла (этапный контроль). Все эти вопросы находят отражение в программах по видам спорта для различных организационных форм занятий: для коллективов физической культуры, для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, для спортсменов высших разрядов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|