ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Мышление как ориентировочно-исследовательская деятельность (П.Я.Гальперин).Гальперин: «психология изучает не просто мышление и не все мышление, а только процесс ориентировки субъекта при решении интеллектуальных задач на мышление». Гальперин выделил различные типы ориентировок, в зависимости от которых изменяется эффективность и качество усваиваемых субъектом знаний и умений. Типы: I. Ориентировка на признаки. Обучение идет медленно, путем проб и ошибок и дает низкие результаты. II. Ориентировка на признаки и отношения. Признаки и отношения подбираются эмпирически и достаточны лишь для выполнения данного задания. Процесс обучения идет быстрее, но результаты получаются ограниченными. III. Ориентировка на существенные свойства и отношения. Они специально выделяются путем анализа внутренней структуры объекта и его положения среди др. объектов того же рода. Усваиваемые знания и умения легко переносятся в новые, измененные условия. Умственное действие, его виды и характеристики. УД – разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания без опоры на какие бы то ни было внешние средства (включая внешнюю речь), что отличает УД от др. видов человеческих действия (физических, перцептивных, речевых). УД м.б. направлены на решение познавательных (напр., мыслительных) и практических задач. Виды УД: 1. Развернутая речь про себя 2. Действие по формуле (наивысшая форма внутреннего речевого действия) 3. Внутренняя речь (сокращенная речевая формула) Характеристики УД: § Мера обобщения. Выделение существенных свойств, необходимых для выполнения данного действия § Полнота фактического выполнения операций § Мера освоения действия Формирование умственных действий. Теория поэтапного формирования умственных действий – учение о процессах и условиях, определяющих формирование УД, а на их основе – представлений и понятий об их объектах. Основные положения теории: ü Выполнение нового действия вначале требует активной ориентировки субъекта в условиях действия. ü Среди условий действия особую роль играют средства действия, которые у человека выделяются в своеобразные орудия психической деятельности (знаки, эталоны, меры). ü Образование действий (мышления, восприятия и др.) происходит путем перехода внешних предметных действий в умственный план (т.е. путем интериоризации). Этапы: 1) Создание ориентиров 2) Материальная форма – очень развернуто. Оно осваивается, потом сокращается. 3) Опора на громкую речь 4) Внешняя речь про себя → действие по формуле 5) Внутренняя речь Воспитание мышления (по Гальперину и Даниловой). Воспитание через решение малых творческих задач (головоломок). Они в первую очередь учат аналитической части творчества. Схема: 1. Переключить субъекта на систематическое исследование задачи. 2. Исключить искажение и забывание условий. Текст задачи делится на сообщения, испытуемый исследует их, все догадки необходимо выражать словесно и проверять. 3. Переключение с попытки немедленного решения на систематический ход решения. Итоги: экспериментальная группа, обучавшаяся по этой схеме: все решают задачу. Контрольная группа: 42-44% решивших задачу. Вывод: сознательная организация аналитической части процесса продуктивного мышления ведет к повышению эффективности этого мышления. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|